(http://www.rustrana.ru/articles/28785/arehovna-47-468.jpg)
ГОРЮНЫ: история, язык, культура. Материалы международной научной конференции (Институт языкознания РАН, 13 февраля 2004 г.)
Сумы, 2005.
Климчук Ф.Д. (г. Минск)
К этноязыковой истории Днепровского Левобережья (в связи с проблемой этногенеза горюнов) –0,50 арк.
Нынешняя конференция посвящена этнографической группе или субэтносу – горюнам. Организаторы конференции насчитывают 6 деревень, в которых горюны проживают. Белорусский исследователь И.В.Каращенко насчитывает 9 деревень. Разница, пожалуй, в следующем. Организаторы конференции, может быть, не включили деревень Старые и Новые Вирки и Калищи, которые отметил И.В.Каращенко. Старые и Новые Вирки входят в состав Белопольского района, а не Путивльского. Калищи же официально не существуют, а считаются частью другого населенного пункта.
Итак, всего 6 или 9 деревень. Но горюны постоянно заявляли и заявляют о себе. Свидетелем этого является хотя бы нынешняя конференция. И не только. Такое малое количество представителей данного субэтноса и не растворились среди окружающего населения. Объяснять это наличием лесного окружения явно недостаточно. Больших лесных массивов в Путивльском районе не так уж много, если сравнить этот регион, например, со средним Надприпятьем. Как правило, такое сохранение этноса часто объясняется в первую очередь наличием у него в прошлом так называемых "золотых веков". Эти "золотые века" исследователям желательно попытаться найти.
Горюны характеризуются значительной спецификой. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт. Если спросить человека, побывавшего в Путивльском районе, какие национальности его населяют, он непременно ответит: три национальности – русские, украинцы и горюны.
В письменных памятниках не сохранилось указаний, кто является предками горюнов. Единственно кажется несомненным, что они живут здесь очень давно. Жили они на Путивльщине еще во времена Великого княжества Литовского, а может быть и до этого.
А каков нынешний статус горюнов? Официально всё просто, а фактически не всё так. Как уже отмечалось выше, на неофициальном уровне горюны стоят в одном ряду с русскими и украинцами.
Много нерешенных вопросов, связанных с горюнами. И они далеки от окончательного разрешения. Но постановка таких вопросов необходима. Да и частичное разрешение их реально.
Рассмотрение проблем, связанных с горюнами, следует вести в таких направлениях.
1. Сами горюны – их язык, культура, менталитет, зафиксированные факты истории.
2. Аналогии с другими подобными субэтносами, например, тороканцами и городенцами в Брестской области, автюками в Гомельской области, различными другими славянскими и неславянскими этническими общностями.
3. Их окружение.
4. Горюны и их окружение в пространстве и времени.
Окружение горюнов – это различные группы украинцев, русских, белорусов. Территорию этого окружения следует понимать в узком и широком плане. Узкий план – это Путивльский район. Широкий план – это Днепровское Левобережье. Нас будет интересовать не всё левобережье Днепра, а бассейн Десны и сопредельные регионы. Это зона лесостепи и леса.
В средневековье указанную территорию заселяли северяне. Их наименование в более поздние времена – севрюки. Ученых удивляет следующий момент: почему северяне вошли в состав не какого-нибудь одного, а в состав всех трех восточнославянских этносов. На наш взгляд, объясняется это довольно просто.
Даже теперь мы можем найти прямых потомков древлян, дреговичей, радимичей, кривичей, вятичей, словен новгородских. В местах их проживания со времен Киевской Руси фактически не было смены населения. Иное дело, например, уличи. Это племя сыграло немалую роль в формировании украинского этноса. Но со своей первоначальной территории на пограничье лесостепи и степи они были вытеснены и переселились в более северные и северо-западные районы..
История пограничья лесостепи о степи в Поднепровье имеет свою специфику. В прошлом это граница между земледельческим населением и кочевым миром. В благоприятные времена лесостепь плотно заселялась земледельцами. Местность удобная для жизни земледельцев: плодородные почвы, наличие лесов. Но через какое-то время земледельцы вытеснялись кочевниками. Они переселялись в лесные области. Там они смешивались с коренным населением. Проходило определенное время, ситуация в лесостепи менялась и лесостепь снова заселялась земледельцами. Но это уже были не прямые потомки прежнего
лесостепного населения, которое раньше отсюда ушло. Это были потомки этого населения, но в его смешении с населением лесных областей. Такие перипетии в течение веков и тысячелетий повторялись неоднократно.
Каковы же судьбы отдельных групп северян?
Наибольше претендентов на непосредственных потомков северян у населения средней и северной полосы Черниговщины и северной части Сумщины (кроме северных окраин). Эта территория наименее опустошалась. Там, по линии Чернигов – Глухов, распространены наиболее типичные восточнополесские украинские говоры. Однако необходимо учесть и следующее. Черниговщина рано вошла в состав Киевской Руси и с тех пор испытывала влияние Киевщины. Во-вторых, неизбежен и в эту зону прилив населения их Днепровского Правобережья. Поэтому о говорах области по линии Чернигов – Глухов можно сказать, что в них, скорее всего, сравнительно с другими диалектными единицами наиболее отразился северянский компонент.
Кстати, исследованные украинские говоры Путивльского района (Скуносово, Мануховка, Пруды) относятся к указанным наиболее типичным восточнополесским говорам.
Территория нынешних южной Черниговщины и северной Полтавщины была сильно опустошена. Позже она дозаселялась и заселялась как потомками северян, так и потомками племен Днепровского Правобережья. Потомки северян чаще оказывались в меньшинстве. Это, кажется, в значительной мере отразилось на современной диалектной ситуации этой зоны. На указанной территории распространены восточнополесские и юго-восточные украинские говоры. Как показывает "Атлас української мови", т. 1 и другие работы, во-первых, нет четкой границы между первыми и вторыми, а во-вторых, говоры переходные между типичными восточнополесскими украинскими и типичными юго-восточными украинскими превышает территорию типичных восточнополесских украинских говоров (по линии Чернигов–Глухов). Все это свидетельствует о том, что северянский этнический компонент был довольно значителен среди потомков жителей южной Черниговщины и северной Полтавщины.
Севрюки принимали участие в заселении Слобожанщины, но заселяли этот регион преимущественно представители иных этнических единиц.
Северянской была Курская земля, впоследствии сильно опустошенная. При ее дозаселении преобладали выходцы из бассейна верхней Оки. Однако, ранее, скорее всего, на верхнюю Оку имел место прилив северянского населения, земли которого опустошались. Но здесь победил южновеликорусский компонент. Скорее всего, имело место поселение отдельных групп севрюков на Курщине и в период ее заселения и дозаселения.
Когда опустошались южные и юго-восточные части Северянской земли, многие ее жители уходили на север, причем, не только в украинские и русские, но и в белорусские земли. Об этом, в частности, свидетельствует название сел Севруки в Беларуси: в Барановичском районе Брестской области, Браславском районе Витебской области, Гомельском районе Гомельской области, Вороновском районе Гродненской области, поселок Севруковский в Наровлянском районе Гомельской области.
Кстати, в Беларуси есть села с наименованием Гаруны (в Городокском районе Витебской области и Дзержинском районе Минской области). Это дает основание высказать предположение, что нынешние горюны являются осколком какого-то восточнославянского племени, не зафиксированного "Повестью временных лет".
В Беларуси зафиксированы следующие фамилии, имеющие непосредственное отношение к нашей теме.
І. а) Гарунович: Шкловский район Могилёвской области, Воложинский и Минский районы Минской области; б) Гарунов: Пинский район Брестской области, Витебский, Лёзненский и Полоцкий районы Витебской области, Буда-Кошелевский, Петриковский и Хойникский районы Гомельской области, Лидский район Гродненской области, Быховский, Осиповичский и Чаусский районы Могилевской области, Молодечненский район Минской области; в) Гарунь: Борисовский район Минской области. Псевдоним одного известного белорусского писателя – Алесь Гарун (фамилия – Прушинский; 1887–1920).
ІІ. а) Сяврук: Барановичский, Ганцевичский, Ивацевичский, Лунинецкий районы Брестской области, Браславский и Докшицкий районы Витебской области, Житковичский, Калинковичский и Петриковский районы Гомельской области, г. Гродно, Вороновский, Дятловский, Зельвенский, Сморгонский районы Гродненской области, Воложинский, Столбцовский, Узденский районы Минской области, Кировский и Осиповичский районы Могилёвской области; б) Сяврис: Островецкий район Гродненской области; в) Сявругин: Брестский район Брестской области, Полоцкий район Витебской области; г) Севрук: Барановичский и Ганцевичский районы Брестской области, Мозырский район Гомельской области, Вороновский и Скидельский районы Гродненской области, Борисовский, Любанский, Несвижский, Солигорский, Слуцкий, Узденский, Червенский районы Минской области, Бобруйский и Глусский районы Могилевской области; д) Севрукевич: Хотимский район Могилевской области; е) Севруков: Городокский, Полоцкий, Россонский, Чашникский районы Витебской области, Светлогорский район Гомельской области, Быховский, Костюковичский и Осиповичский районы Могилевской области; ё) Севрик: Борисовский район Минской области; ж) Сявро: Ошмянский район Гродненской области; з) Сявров; Славгородский район Могилевской области.