Все (Дыбо, Мейе, Зализняк, и пр. пр.) пишут об акуте и циркумфлексе как о двух видах ударения в праславянском и балто-славянском. При этом описания часто довольно туманны: тон падает/поднимается затем повышается/опускается...
А может ли кто-нибудь промодулировать подобное ударение и выложить звуковой файл на форум. Так как мне, как носителю силового ударения, очень трудно себе представить изменение интонации в пределах одного звука или одного слова.
Слушай сербов
Цитата: iopq от августа 1, 2008, 11:34
Слушай сербов
у них называется по-другому. непонятно где - какое.
У них оно не то, что прежде. Но на этот вопрос —
Цитироватьтрудно себе представить изменение интонации в пределах одного звука или одного слова
сербское произношение ответит как нельзя лучше.
благодарю за рекомендации, но:
1. Сербское ударение не совпадает с прасловянским (не только место, характер, но и название).
2. На Интернете нет звуковых файлов со словами сербского языка с указанием того, с каким конкретным ударением произнесено слово.
Цитата: andrewsiak от августа 1, 2008, 16:46
благодарю за рекомендации, но:
1. Сербское ударение не совпадает с прасловянским (не только место, характер, но и название).
Ну, сербское ударение (как и, например, литовское или латышское) помогает получить представление о том, как звучало ударение в праславянском. О праславянских парадигмах можно получить представление из статей Зализняка, Дыбо и др. Вот словарь некоторых праславянских слов с указанием парадигм (составлен по современным исследованиям):
http://www.staff.hum.ku.dk/olander/downloads/olander-wordlist.pdf
Успехов Вам с изучении славянской акцентологии!
Прошу прощения за дилетантский вопрос, но каким образом определялось, как звучало ударение в гипотетических словах гипотетического языка и где оно стояло?
О методологии и истории реконструкции праславянской акцентуации можно получить представление, прочитав труды Дыбо. Вообще славянская историческая акцентология - весьма сложная область индоевропеистики, это видно из того, сколько времени и усилий понадобилось, чтобы открыть т. н. кардинальный принцип и соотвествие балтославянских акцентных типов рефлескам древней акцентной системы в других ИЕ группах.
Цитата: GaLL от августа 1, 2008, 17:13
Цитата: andrewsiak от августа 1, 2008, 16:46
благодарю за рекомендации, но:
1. Сербское ударение не совпадает с прасловянским (не только место, характер, но и название).
Ну, сербское ударение (как и, например, литовское или латышское) помогает получить представление о том, как звучало ударение в праславянском. О праславянских парадигмах можно получить представление из статей Зализняка, Дыбо и др. Вот словарь некоторых праславянских слов с указанием парадигм (составлен по современным исследованиям):
http://www.staff.hum.ku.dk/olander/downloads/olander-wordlist.pdf
Успехов Вам с изучении славянской акцентологии!
спасибо за список - интересный. Но там только указаны парадигмы. Намеков на ударения там нет. А то, как они звучали - подавно.
Меня давно мучает вопрос: действительно ли тональное ударение отсутствует в украинском языке, особенно в песнях? :scl:
Любая песня на любом языке основана на движении тона.
Только смыслоразличительные тоны ("ударение") здесь ни при чем.
Давайте разбирать смыслоразличительные тональные ударения на примерах.
Возвращаясь к сербскому. В каких флексиях оно используется регулярно, чтобы послушать и понять разницу?
Андрусякові: на форуме были сербские ссылки, выложенные Сварогом, но мне не удалось найти.
Некому: ну, предположим, rêči 'слóва' и réčī 'словá'. По поводу флексий не понял, если честно. Вам привести, что ли, несколько суффиксов с ударениями?
Цитата: Vertaler от августа 1, 2008, 22:21
Андрусякові: на форуме были сербские ссылки, выложенные Сварогом, но мне не удалось найти.
Некому: ну, предположим, rêči 'слóва' и réčī 'словá'. По поводу флексий не понял, если честно. Вам привести, что ли, несколько суффиксов с ударениями?
Ну например СлОва и СловА - это уникальное явление или характерно для всех существительных данного склонения, чтобы их прослушать и понять разницу, потому что одного примера всегда недостаточно, надо хотя бы десять! :)
!!!
Bug report: i. P. v. словá lies слов.
:-[
Закономерностей очень много. Вещей, не поддающихся объяснению — тоже. Сопсно, как и в русском. В генитиве ед. и мн. ч. часто (но не всегда!!!) противоположные ударения. Но только ими дело не ограничивается. Например, píljka 'мяч' — pîljākā 'мячей'.
Извините за беспокойство, у меня маленький вопросик. Вот сейчас я читаю книгу «От праславянской акцентологии к русской», в которои, на нулевой странице написано : «...Монография входит в цикл работ (коллелтива авторов) по диахроническому обследованию славянских акцентных систем, подготовляющих создание "Сравнительного акцентологического словаря славянских языков"». Книге уже больше двадцати лет. Не мог бы кто-нибудь из вас сказать, что за словарь, существует ли?
Цитата: GaLL от августа 1, 2008, 17:33
О методологии и истории реконструкции праславянской акцентуации можно получить представление, прочитав труды Дыбо. Вообще славянская историческая акцентология - весьма сложная область индоевропеистики, это видно из того, сколько времени и усилий понадобилось, чтобы открыть т. н. кардинальный принцип и соотвествие балтославянских акцентных типов рефлескам древней акцентной системы в других ИЕ группах.
А существуют ли эти труды Дыбо в интернете? Поясните пожалуйста, что за кардинальный принцип? Где о сем подробнее написано?
Цитата: Belg от августа 5, 2008, 16:10
А существуют ли эти труды Дыбо в интернете? Поясните пожалуйста, что за кардинальный принцип? Где о сем подробнее написано?
Часть его работ можно найти в интернете. Попытаюсь собрать те ссылки на работы по балто-славянской акцентологии, что мне удалось найти.
По поводу кардинального принципа:
Цитата: "GaLL" от
Итак, мы наблюдаем два типа морфем (корней, суффиксов, окончаний) - доминантные и рецессивные. Реконструируемая балтийская и славянская акцентуация (так уж и быть, не буду писать "балто-славянская") в точности соотвествуют следующим правилам:
1) Ударение падает на первую доминантную морфему
- +́ + - + - -
2) Если таковой нет, оно падает на 1ю рецессивную морфему:
-́ - -
Например, корень "голова" и в славянских, и в балтийских был рецессивный, а "блоха" - доминантный. Окончание винительного падежа ед. числа склонений на *-o и *-ā было рецессивным, а именительного падежа ед. числа - доминантным.
По понятным причинам это дало баритонированную и подвижную парадигмы. Дальнейшие изменения деформировали эту систему, но ее реликты вполне заметны в литовском и русском.
В праславянском баритонированная парадигма была расщеплена на две в зависимости от интонации гласного корня: в русском языке а. п. a с ударением на корне (ворона, рыба) - в словах в первичным "старым" акутом и а. п. b с ударением на окончании (блоха, жена) - в словах, в которых в праславянском был циркумфлекс или краткостное ударение на основе, оба типа восходят к единой парадигме с неподвижным ударением на основе(закон Иллич-Свитыча - Дыбо). В подвижных парадигмах слоговая интонация была нейтрализована ("старый" акут > циркумфлекс).
Цитата: Vertaler от августа 1, 2008, 22:21
Андрусякові: на форуме были сербские ссылки, выложенные Сварогом, но мне не удалось найти.
Их больше нет. :\
Я брал записи отдельных слов отсюда http://www.serbianschool.com/ (раздел tutorial).
А ударения можно посмотреть в словаре здесь http://hjp.srce.hr .
Но лучше ударения слушать не в сербском, а в боснийском. Например, выкладываю запись (prank call):
http://srpski.at.tut.by/Imal_Tanje.amr (проигрывается через Real Player)
Спасибо, но последняя ссылка не работает.
Нашел на http://slawianie.narod.ru/str/jazyk/vsja.html (http://slawianie.narod.ru/str/jazyk/vsja.html) такое определение ударний:
Цитировать1. Акут (от лат. acutus - острый, высокий звук) - один из видов музыкального, или тонического ударения, при котором ударный гласный или ударный слог в целом произносятся с постепенным повышением частоты основного тона голоса. Акутовое ударение было в древних славянских языках, где оно противопоставлялось циркумфлексному ударению (гравису).
2. Циркумфлекс (от лат. accentus circumflexus - облечённое ударение) – разновидность тонического ударения, реализующееся в виде двояконаправленного движения голосового тона (нисходяще-восходящее или восходяще-нисходящее). В истории славянских языков различается старый циркумфлекс на слогах с кратким дифтонгом и новый циркумфлекс, развившийся на месте старого акутового ударения. Сейчас циркумфлекс представлен в сербско-хорватском языке, где он реализуется на слогах с долгой гласной.
Помогите мне теперь их услышать в сербском. Спасибо.
Вот тут например
http://www.youtube.com/watch?v=LG3utpsHUGI
повторяется много раз "трееееесе" , "струуууја" , оба слова с долговосходящим ударением, т.е. циркумфлексом судя по вашем описанию
(правда там наверно подчеркнуто пародируют босанский акцент)
Сварог, в боснийском действительно такая хорошая акцентуация? У Здравко Чолича я вообще не различаю ударений, а вот у Бане Крстича всё-всё слышно. По этому поводу накачал себе ещё воеводинской музыки, но пока не распочал.
Не знаю :donno: В тех боснийских самплах, что я слышал, акцентуация хорошая. И ещё я читал кажется на форуме филфака белградского университета, студенты жаловались что в экзаменационных вопросах акцентуации выходцы из некоторых регионов находятся в более выигрышном положении; а "обделённым" предлагалось вспоминать, как произносят то или иное слово их боснийские соседи.
(Правда, там же было предупреждение, что у них часто происходит замена нормативного долгонисходящего на долговосходящее, если я правильно помню. Не могу найти это сообщение на форуме... вот адрес http://forum.fil.bg.ac.yu).
Цитировать
По этому поводу накачал себе ещё воеводинской музыки, но пока не распочал.
Уфф.. я слушаю ђубре од музике. :) Всяческий рэп и панк, где слова разбираются с трудом.
Растолкуйте, будьте ласки, систему обозначений у Дыбо ("Славянская акцентология"). Двойной гравис - это что? Вертикальная палочка - это что? Одинарный акут - это что?
Домик - похоже, выпавшая конечная гласная. Двойной акут, как я понимаю - акут (восходящее ударение по Дурново). Циркумфлекс - так называемый "циркумфлекс" (нисходящее ударение по Дурново).
Цитата: Alone Coder от января 12, 2011, 18:23
Двойной гравис - это что?
Циркумфлекс краткостей.
Цитировать
Вертикальная палочка - это что?
Положение иктуса без указания интонации.
Цитировать
Одинарный акут - это что?
Новый акут долгот.
Цитировать
Двойной акут, как я понимаю - акут (восходящее ударение по Дурново).
«Старый акут», всегда только у долгот. Праславянский характер неясен, возможно, он был восходяще-нисходящим.
Цитировать
Циркумфлекс - так называемый "циркумфлекс" (нисходящее ударение по Дурново).
Циркумфлекс долгот.
Цитата: GaLL от января 12, 2011, 19:26
Цитата: Alone Coder от Сегодня в 19:23ЦитироватьДвойной гравис - это что?
Циркумфлекс краткостей.
Почему он тогда показан в слове "оба" (с. 36)? Примеров на переход ударения нет.
Праславянский циркумфлекс реконструируется далеко не только на основании ударения на проклитиках. Есть, например, два типа о в некоторых диалектах русского, долгота vs. краткость в западно-славянских, разные фелексы нового акута и циркумфлекса в сербскохорватских и словенских диалектах.
Цитата: GaLL от января 12, 2011, 20:30
Есть, например, два типа о в некоторых диалектах русского
Примеров на него в случае "оба" нет. Единственный признак "циркумфлекса" здесь - отсутствие протетического в-, но оно всегда было нерегулярно (напр. у́зник).
Можно ли сказать, что циркумфлекс соответствовал акцентному выделению первой моры, а акут - второй (по кр. мере для долгих гласных)?
Цитата: francisrossi от октября 31, 2013, 23:59
Можно ли сказать, что циркумфлекс соответствовал акцентному выделению первой моры, а акут - второй (по кр. мере для долгих гласных)?
Нет. Хотя если вместо циркумфлекса сказать «новый акут», то уже можно подумать. Славянский «циркумфлекс» — это фонологически безударное слово, а в балтославянском в том же слове мог быть и акут, и циркумфлекс.
Цитата: Vertaler от ноября 1, 2013, 11:15
Цитата: francisrossi от октября 31, 2013, 23:59
Можно ли сказать, что циркумфлекс соответствовал акцентному выделению первой моры, а акут - второй (по кр. мере для долгих гласных)?
Нет. Хотя если вместо циркумфлекса сказать «новый акут», то уже можно подумать. Славянский «циркумфлекс» — это фонологически безударное слово, а в балтославянском в том же слове мог быть и акут, и циркумфлекс.
Т.е. "славянский циркумфлекс" и "балтославянский циркумфлекс" - разные явления? Есть где-нибудь таблица, показывающая сходства/различия между этими терминами (акут, циркумфлекс, гравис и тп.) применительно к разным и.-е. языкам?
Кстати, накопал такую вот цитату, судя по всему из ЛЭСа:
Цитировать
На длительной долготе в древнегреческом и в общеславянском могло развиться восходящее («острое», «акутовое», т. е. сосредоточенное на второй море) ударение, в литовском — нисходящее ударение; на прерывистой долготе в древнегреческом и в общеславянском могло развиться нисходящее («облечённое», «циркумфлексное», т. е. сосредоточенное на первой море) ударение, в литовском — восходящее ударение.
Фортуна́това — Соссю́ра зако́н http://tapemark.narod.ru/les/558e.html
Цитата: francisrossi от ноября 4, 2013, 17:34
Т.е. "славянский циркумфлекс" и "балтославянский циркумфлекс" - разные явления?
Конечно. Это просто неудачное название.