Лингвофорум

Общий раздел => История и культура => Города и страны => Тема начата: ‌‌‌‌‌tacriqt от марта 18, 2023, 09:47

Название: *Чакавцы
Отправлено: ‌‌‌‌‌tacriqt от марта 18, 2023, 09:47
ЦитироватьЯ всегда говорил, что истинный хорватский — это чакавский. Хотелось бы верить, что он не совсем угроблен...
— Ну чакавский всё-таки тяготеет к итальянской, а не к германо-венгерской модели жизневидения. Хорваты всё-таки центральноевропейцы чуть больше, чем средиземцы. Поэтому из чисто ориентативных мотивов +близости к словенскому им лучше подойдёт кайкавский. (Вообще это вопрос, с кого себя лепят разные славяне.)
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: Agnius от марта 18, 2023, 10:30
Цитата: ‌‌‌‌‌tacriqt от марта 18, 2023, 09:47Ну чакавский всё-таки тяготеет к итальянской, а не к германо-венгерской модели жизневидения
Щито?  :green:
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌‌‌‌‌tacriqt от марта 18, 2023, 10:33
ЦитироватьЩито?
— В Венгерское королевство входила только Северная Чакавия, остальная развивалась в русле венецианских культурных инноваций.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: Agnius от марта 18, 2023, 10:37
Цитата: ‌‌‌‌‌tacriqt от марта 18, 2023, 10:33В Венгерское королевство входила только Северная Чакавия, остальная развивалась в русле венецианских культурных инноваций
А в чем это проявляется?  ::)
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌‌‌‌‌tacriqt от марта 18, 2023, 10:38
ЦитироватьА чем это проявляется?
— Огромный пласт романизмов, разные там средиземноморские концепты и фраземы в жизни, про кухню и архитектуру даже говорить излишне, надо монографию писать.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: Agnius от марта 18, 2023, 10:40
Цитата: ‌‌‌‌‌tacriqt от марта 18, 2023, 10:38разные там средиземноморские концепты и фраземы в жизни
А можно пример?  :pop:
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌‌‌‌‌tacriqt от марта 18, 2023, 10:46
ЦитироватьА можно пример?
— Так Вы не верите или ждёте подвоха?

LA PRESENZA DEGLI ITALIANISMI NEL LESSICO DELLA PARLATA DI SPALATO (https://zir.nsk.hr/islandora/object/ffst:3029/datastream/PDF/view)

Это только Сплит.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: Agnius от марта 18, 2023, 10:54
Цитата: ‌‌‌‌‌tacriqt от марта 18, 2023, 10:46Так Вы не верите или ждёте подвоха?
Я просто хочу примеры  ;D Это какие-то пословицы и поговорки?
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: Agnius от марта 18, 2023, 11:00
И да, не итализмов, а там концептов разных вот, или что вы имели ввиду  :pop:
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌‌‌‌‌tacriqt от марта 18, 2023, 11:01
ЦитироватьЭто какие-то пословицы и поговорки?
— Даже из этого документа:

ЦитироватьSono presenti anche frasi e unità fraseologiche tradotte direttamente dall'italiano: "Izgubili su busulu." (Smoje 2013: 13) – "Hanno perso la bussola."; činit finitu
– far finta (Smoje 2013: 17); tri kvarta od ure – tre quarti d'ora (Smoje 2013: 19); platit
buletu – pagare la bolletta (Smoje 2013: 24), šoto voce – sotto voce (Smoje 2013: 54)


Есть и монографи́и. И тому даль.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌‌‌‌‌tacriqt от марта 18, 2023, 11:03
Цитироватьа там концептов разных вот, или что вы имели ввиду
— Ну а концепт, скажем, bibite, разное полу- и низкоалкогольное пойло.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: Agnius от марта 18, 2023, 11:34
Ясн  ;-)
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: злой от марта 18, 2023, 13:42
Цитата: ‌‌‌‌‌tacriqt от марта 18, 2023, 09:47
ЦитироватьЯ всегда говорил, что истинный хорватский — это чакавский. Хотелось бы верить, что он не совсем угроблен...
— Ну чакавский всё-таки тяготеет к итальянской, а не к германо-венгерской модели жизневидения. Хорваты всё-таки центральноевропейцы чуть больше, чем средиземцы. Поэтому из чисто ориентативных мотивов +близости к словенскому им лучше подойдёт кайкавский. (Вообще это вопрос, с кого себя лепят разные славяне.)

Мне рассуждения о том, кто к кому тяготеет всегда нравились тем, что они говорящего не обязывают ни к чему от слова совсем, и являются чистейшим гуманитарным почти никогда не верифицируемым словоблудием. Вот им я и предлагаю позаниматься нам с вами.

Забрасываю концепт - ещё лет сто назад чехи были восточными европейцами (история чешского народа главным образом связана с событиями в Восточной Европе, да и западные европейцы до конца своими их не считали). Но за последние сто лет чехи стали в большей степени западными европейцами, в то время как словаки и поляки остались европейцами восточными. Как вам такая идея?
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌tacriqt от марта 18, 2023, 13:56
ЦитироватьЗабрасываю концепт - ещё лет сто назад чехи были восточными европейцами (история чешского народа главным образом связана с событиями в Восточной Европе, да и западные европейцы до конца своими их не считали). Но за последние сто лет чехи стали в большей степени западными европейцами, в то время как словаки и поляки остались европейцами восточными. Как вам такая идея?
— Vabbeh... Восточноевропейцами чехи стали под тлетворным влиянием советской идеологии, пытавшейся сколотить блок, до этого они были (и внутри себя остаются!) Центральной Европой, Миттельевропой, если хотите. Разные западные организации тоже подверглись влиянию варшавскоблоковой терминологии, и занесли ЧССР, а затем и наследников в Восточную Европу. Словаки себя Восточной Европой не считают так же, и даже оскорбляются сильнее, так как они восточнее. Т.о., вся бывшая австрийская зона влияния — это Центральная Европа, а Восточная — это там, за Хмельницкой областью, за Брестом и Гродно. При этом Чехия, Словения и Северо-Западная Хорватия, а также Силезия — это самые центральноевропейские области, что и понятно. Словакия и Польша в целом — на втором месте. Воеводина, восточная периферия Словакии — на третьем. А уж Боснии и Герцеговине достаётся четвёртое почётное по праву.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: kemerover от марта 18, 2023, 17:35
Цитата: злой от марта 18, 2023, 13:42Забрасываю концепт - ещё лет сто назад чехи были восточными европейцами (история чешского народа главным образом связана с событиями в Восточной Европе, да и западные европейцы до конца своими их не считали). Но за последние сто лет чехи стали в большей степени западными европейцами, в то время как словаки и поляки остались европейцами восточными. Как вам такая идея?
Ещё сто лет назад Томас Манн считал Россию орудием Запада против Германии.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: злой от марта 19, 2023, 11:09
Цитата: ‌tacriqt от марта 18, 2023, 13:56
ЦитироватьЗабрасываю концепт - ещё лет сто назад чехи были восточными европейцами (история чешского народа главным образом связана с событиями в Восточной Европе, да и западные европейцы до конца своими их не считали). Но за последние сто лет чехи стали в большей степени западными европейцами, в то время как словаки и поляки остались европейцами восточными. Как вам такая идея?
— Vabbeh... Восточноевропейцами чехи стали под тлетворным влиянием советской идеологии, пытавшейся сколотить блок, до этого они были (и внутри себя остаются!) Центральной Европой, Миттельевропой, если хотите. Разные западные организации тоже подверглись влиянию варшавскоблоковой терминологии, и занесли ЧССР, а затем и наследников в Восточную Европу. Словаки себя Восточной Европой не считают так же, и даже оскорбляются сильнее, так как они восточнее. Т.о., вся бывшая австрийская зона влияния — это Центральная Европа, а Восточная — это там, за Хмельницкой областью, за Брестом и Гродно. При этом Чехия, Словения и Северо-Западная Хорватия, а также Силезия — это самые центральноевропейские области, что и понятно. Словакия и Польша в целом — на втором месте. Воеводина, восточная периферия Словакии — на третьем. А уж Боснии и Герцеговине достаётся четвёртое почётное по праву.

Одним словом, по вашим словам я делаю вывод, что бинарное деление на Восточную и Западную Европу - это реалия XX  века, и нечёткая, колеблющаяся граница между Восточной и Западной Европами - результат того, что граница была проведена "механически", без учёта местной культурной специфики. Интересная мысль.

Тогда ещё предлагаю пообсуждать: у вас большая часть того, что вы называете Центральной Европой - орбита культурного влияния Австрии (точнее говоря, того культурного континуума, который возник в Австрийской Империи, те же чехи и венгры активно формировали этот континуум, а не только поддавались влиянию "метрополии", хотя и нельзя сказать, что в возможности влиять на повестку народы Австрийской Империи были уравнены). В данном контексте отнесение к этой общности поляков для меня представляется сомнительным, по-моему у поляков с литовцами "свой колхоз". С другой стороны, если толковать Центральную Европу расширительно, с вот этим Deutschland liegt in Centrum Europas, с Пруссией и остальными, то возникает вопрос, чего у них общего, кроме географии. Помнится, в 1848 году в Австрии на повестке стоял вопрос перед этническими немцами - вы, дескать, с Германией, или со своим славянско-венгерским колхозом? Власть, по понятным причинам, выбрала свой колхоз, а народ тогда никто не спрашивал. Один деятель, спустя 90 лет спросил, и в конечном итоге стало понятно, что австрийцам, в общем-то, "и так, и так нормально".

Так вот, что для вас Центральная Европа?
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: злой от марта 19, 2023, 11:15
Цитата: kemerover от марта 18, 2023, 17:35
Цитата: злой от марта 18, 2023, 13:42Забрасываю концепт - ещё лет сто назад чехи были восточными европейцами (история чешского народа главным образом связана с событиями в Восточной Европе, да и западные европейцы до конца своими их не считали). Но за последние сто лет чехи стали в большей степени западными европейцами, в то время как словаки и поляки остались европейцами восточными. Как вам такая идея?
Ещё сто лет назад Томас Манн считал Россию орудием Запада против Германии.

Я до некоторого времени считал Западную Европу монолитной общностью, проживающей западнее линии Карелия - Польша - Чехия - Югославия - Греция. Как выяснилось, у тех же испанцев на этот счёт было своё мнение, при Франко официальными идеологами заявлялось, что Испанию не надо относить ни к какой Западной Европе, у нас тут своя история, а в Португалии при Салазаре была идеология "африканизма", по которой португальцы - это "вообще не Европа".

Так что Западная Европа монолитна только при первом искажённом взгляде, по принципу "все кто не мы - одинаковые они". Там везде хватает своих локальных общностей и разностей.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌tacriqt от марта 19, 2023, 11:25
ЦитироватьТак вот, что для вас Центральная Европа?
— Австрия, кроме Форарльберга, Бавария, Саксония, Польша, Литва, Гродненская и Брестская области Беларуси, Волынь, бывшая австрийская Галиция, Буковина, Трансильвания, Воеводина, хорватская Славония, Словения, Венеция, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия, Южный Тироль. (Чехия и Западно-Центральная Словакия тоже, Венеция с поправкой на административные границы.)

Лимитрофы: Форарльберг, Баден-Вюртемберг, Северная Германия, Латвия (Курляндия и Латгалия), Ломбардия, Швейцария, арпитанские зоны Франции, Эльзас и Лотарингия +культурные эксклавы в Эстонии и Скандинавии.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: злой от марта 19, 2023, 13:27
То есть география + католицизм?
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌tacriqt от марта 19, 2023, 14:51
ЦитироватьТо есть география + католицизм?
— Хотелось написать про религию, но хорошо, что Вы первые успели. Вобщем, так: Центральная Европа — это там, где в пешей доступности и костёл, и кирха, и деревянная кальвинистская церквушка, и грекокатолический собор. Традиционная внутриконфессиональная многовариативность и транспарентность, терпимость и возможность совместного венчания у католиков, грекокатоликов и православных. Наследие Тридцатилетней, в том числе.

ЦитироватьВ данном контексте отнесение к этой общности поляков для меня представляется сомнительным, по-моему у поляков с литовцами "свой колхоз".
— Польша, конечно, антигермания, но w и j польская письменность приняла по немецкому сценарию. Как и чешская, и литовская, коих потом подрихтовали под венгерско-хорватскую и новочешскую графику.

ЦитироватьИспанию не надо относить ни к какой Западной Европе, у нас тут своя история, а в Португалии при Салазаре была идеология "африканизма", по которой португальцы - это "вообще не Европа".
— Северо-Западный Пиренейский полуостров — отдельная песня. Сочетание нордицистских и кельтских устремлений (зря что ли свевы с Дуная пришли?) с интернациональным тропикализмом и дружелюбной любознательностью у португальцев. Астурия, Кантабрия, Галисия и Португалия, как наследники свевов и королевства Леон противопоставляют себя помавританцам из Андалусии, Мурсии и т.д. Дудят в волынки и любят английский юмор. Увлекаются германским типом фрактуры, как при Салазаре, так и сейчас. И вполне довольны собой.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: злой от марта 19, 2023, 16:08
Чем глубже я в это всматриваюсь и пытаюсь рационализировать, тем больше прихожу к мнению, что и Западная Европа, и Восточная, и Центральная, и Южная - всё это, большей частью, "умозрительные свалки".
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌tacriqt от марта 19, 2023, 16:57
Цитироватьтем больше прихожу к мнению, что и Западная Европа, и Восточная, и Центральная, и Южная - всё это, большей частью, "умозрительные свалки".
— А Синосфера? А ЮВА? А Ближний Восток от Дакара до Лахора? А Северная Африка от Судана до Бен-Секки? А Северный Кавказ, находящийся на тех же широтах, что Южный? Ну вот, скажем, Южный Вьетнам — это что́?
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: злой от марта 19, 2023, 18:08
Цитата: ‌tacriqt от марта 19, 2023, 16:57
Цитироватьтем больше прихожу к мнению, что и Западная Европа, и Восточная, и Центральная, и Южная - всё это, большей частью, "умозрительные свалки".
— А Синосфера? А ЮВА? А Ближний Восток от Дакара до Лахора? А Северная Африка от Судана до Бен-Секки? А Северный Кавказ, находящийся на тех же широтах, что Южный? Ну вот, скажем, Южный Вьетнам — это что́?

Пример "не умозрительной свалки": казах в компании представителей разных народов без колебаний признает кыргыза и узбека за "своих". Русский, аналогичным образом, "за своего" признает белоруса (ну и украинца до тех пор, пока они не заговорят о политике). Литовец подобным образом признает "за своего" трентинского итальянца?  Что-то я сильно сомневаюсь. То, что вы упомянули выше - большей частью апостериорное творчество культурологов. Но не всё: скажем, ингуш и осетин друг друга своими не считают, но, думаю, признают, что Северный Кавказ их действительно объединяет. Одним словом, настоящее объединение - это когда обыватель осознаёт общность, а не высоколобый культурный деятель.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: kemerover от марта 19, 2023, 18:39
Цитата: злой от марта 19, 2023, 18:08Пример "не умозрительной свалки": казах в компании представителей разных народов без колебаний признает кыргыза и узбека за "своих". Русский, аналогичным образом, "за своего" признает белоруса (ну и украинца до тех пор, пока они не заговорят о политике). Литовец подобным образом признает "за своего" трентинского итальянца?  Что-то я сильно сомневаюсь. То, что вы упомянули выше - большей частью апостериорное творчество культурологов. Но не всё: скажем, ингуш и осетин друг друга своими не считают, но, думаю, признают, что Северный Кавказ их действительно объединяет. Одним словом, настоящее объединение - это когда обыватель осознаёт общность, а не высоколобый культурный деятель.
Думаю, что это от контекста зависит; кто с кем противопоставляется. Вот я говорил как-то раз с британским евреем из русскоязычной семьи. Он мне про своего коллегу рассказывал. Я спросил, был ли коллега британцем. Он сказал: «нет, он наш: армянин».
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌tacriqt от марта 19, 2023, 18:50
ЦитироватьПример "не умозрительной свалки": казах в компании представителей разных народов без колебаний признает кыргыза и узбека за "своих". Русский, аналогичным образом, "за своего" признает белоруса (ну и украинца до тех пор, пока они не заговорят о политике). Литовец подобным образом признает "за своего" трентинского итальянца?  Что-то я сильно сомневаюсь. То, что вы упомянули выше - большей частью апостериорное творчество культурологов. Но не всё: скажем, ингуш и осетин друг друга своими не считают, но, думаю, признают, что Северный Кавказ их действительно объединяет. Одним словом, настоящее объединение - это когда обыватель осознаёт общность, а не высоколобый культурный деятель.
— А, скажем, ингуш и хевсурец могут считать себя одним целым, просто, так принято, несмотря на хребты и религии. А про казахов — это всё очень лично, на кого нарвётесь. С учётом трибного самосознания у многих казахов и киргизов (почти что дворянское чувство наследственности и превосходства) и разногласий позднейшего времени вряд ли они признают любого узбека (тем более, бывшего сарта, носителя разношёрстной городской культуры, торгаша по их мнению) за своего. И татарина, кстати, тоже, даже если он фенотипически на них похож. Верующий литовец вполне может признать северного итальянца за своего, как и поляк.

Да, а что вы думаете за Эмилию-Романью? Тоже ведь лимитрофный (пром)регион, с центроевропейскими устремлениями, праворадикальной историей и антимафиозной сущностью.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: злой от марта 20, 2023, 19:13
Цитата: ‌tacriqt от марта 19, 2023, 18:50
ЦитироватьПример "не умозрительной свалки": казах в компании представителей разных народов без колебаний признает кыргыза и узбека за "своих". Русский, аналогичным образом, "за своего" признает белоруса (ну и украинца до тех пор, пока они не заговорят о политике). Литовец подобным образом признает "за своего" трентинского итальянца?  Что-то я сильно сомневаюсь. То, что вы упомянули выше - большей частью апостериорное творчество культурологов. Но не всё: скажем, ингуш и осетин друг друга своими не считают, но, думаю, признают, что Северный Кавказ их действительно объединяет. Одним словом, настоящее объединение - это когда обыватель осознаёт общность, а не высоколобый культурный деятель.
— А, скажем, ингуш и хевсурец могут считать себя одним целым, просто, так принято, несмотря на хребты и религии. А про казахов — это всё очень лично, на кого нарвётесь. С учётом трибного самосознания у многих казахов и киргизов (почти что дворянское чувство наследственности и превосходства) и разногласий позднейшего времени вряд ли они признают любого узбека (тем более, бывшего сарта, носителя разношёрстной городской культуры, торгаша по их мнению) за своего. И татарина, кстати, тоже, даже если он фенотипически на них похож. Верующий литовец вполне может признать северного итальянца за своего, как и поляк.

Да, а что вы думаете за Эмилию-Романью? Тоже ведь лимитрофный (пром)регион, с центроевропейскими устремлениями, праворадикальной историей и антимафиозной сущностью.

Всё, что вы приводите в пример - игры в исторические реконструкции, это очень оторвано от реальности. Философия о народах по книжкам и придури отдельных представителей, которую эти представители выдают за некую "национальную идею", это всё "фантазии на тему". То, что по-настоящему, сидит достаточно глубоко в людях. Усреднённые испанцы и португальцы осознают, что они ближе друг к другу, чем к таким же усреднённым французам, также как казахи, кыргызы и узбеки понимают, что они ближе друг к другу, чем к русским или китайцам. Это всё на уровне обычных обывателей. А "творческой интеллигенции" как-то надо себя реализовывать - вот они и придумывают разных "братушек", "общности", о которых до них никто и слыхом не слыхивал.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: злой от марта 20, 2023, 19:24
Цитата: ‌tacriqt от марта 19, 2023, 18:50Да, а что вы думаете за Эмилию-Романью? Тоже ведь лимитрофный (пром)регион, с центроевропейскими устремлениями, праворадикальной историей и антимафиозной сущностью.

Ничего не думаю. Мне этот регион никогда не был интересен. Самый интересный регион в Италии для меня - Кампания. Не такой дремучий "паханат", как Сицилия, но и не "благополучная Среднеевропа" (хотя жить, наверно, приятнее в последней). Регион в процессе трансформации, мне такое всегда интересно.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌tacriqt от марта 20, 2023, 19:45
ЦитироватьВсё, что вы приводите в пример - игры в исторические реконструкции, это очень оторвано от реальности. Философия о народах по книжкам и придури отдельных представителей, которую эти представители выдают за некую "национальную идею", это всё "фантазии на тему". То, что по-настоящему, сидит достаточно глубоко в людях. Усреднённые испанцы и португальцы осознают, что они ближе друг к другу, чем к таким же усреднённым французам, также как казахи, кыргызы и узбеки понимают, что они ближе друг к другу, чем к русским или китайцам. Это всё на уровне обычных обывателей. А "творческой интеллигенции" как-то надо себя реализовывать - вот они и придумывают разных "братушек", "общности", о которых до них никто и слыхом не слыхивал.
— Так взаимоотношения и складываются из личных придурей и навязываемой тем или иным органом или общностью идеологией, даже не обязательно государственной, а просто клановой или этнической традицией, как в случае ингушей. Мол, дружи с ними, потому что они-де народ хоро́ший. И осознание общности не мешает презирать своих общных или, наоборот, им завидовать (славяне/славяноязычные культуры — тому пример). Показная нелюбовь обычного киргриза к обычному сарту — это внешняя оболочка, ибо так надо или потребность? Или там носитель русской православной культуры должен для проформы прошипеть что-то полонофобное, чтобы в группе сотоварищей по византийщине плюнуть в католическое гнездо влияния, мол, от поляков весь раскол и все шатания. А ему это нужно, кроме как для социализации?

ЦитироватьНичего не думаю. Мне этот регион никогда не был интересен. Самый интересный регион в Италии для меня - Кампания. Не такой дремучий "паханат", как Сицилия, но и не "благополучная Среднеевропа" (хотя жить, наверно, приятнее в последней). Регион в процессе трансформации, мне такое всегда интересно.
— А в то, что более северные кампанцы более экспансивны и размашисты руками, чем крайние южане-сицилийцы Вы верите? Вообще, Кампания это такой туристский и музыкальный стандарт, хорошая самореклама и т.д. А Э-Р — это для любителей автопрома, истории фашизма, именных сыров и Сан-Марино.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌tacriqt от марта 21, 2023, 08:07
ЦитироватьВсё, что вы приводите в пример - игры в исторические реконструкции, это очень оторвано от реальности.
— С упреждением скажу, что подавляющее число примеров — плод разговоров с более-менее обычными людьми, а не исторических реконструкций. Может, конечно, люди и выдают эти реконструкции, сами того не подозревая.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: злой от марта 21, 2023, 20:31
Цитата: ‌tacriqt от марта 20, 2023, 19:45— Так взаимоотношения и складываются из личных придурей и навязываемой тем или иным органом или общностью идеологией, даже не обязательно государственной, а просто клановой или этнической традицией, как в случае ингушей. Мол, дружи с ними, потому что они-де народ хоро́ший. И осознание общности не мешает презирать своих общных или, наоборот, им завидовать (славяне/славяноязычные культуры — тому пример). Показная нелюбовь обычного киргриза к обычному сарту — это внешняя оболочка, ибо так надо или потребность? Или там носитель русской православной культуры должен для проформы прошипеть что-то полонофобное, чтобы в группе сотоварищей по византийщине плюнуть в католическое гнездо влияния, мол, от поляков весь раскол и все шатания. А ему это нужно, кроме как для социализации?

Разговор начинался с "настоящей" и "ненастоящей" общности. Особенности настоящей общности таковы, что внутри неё представители могут и любить, и ненавидеть, и презирать друг друга. Для сербов настоящие "свои" - это хорваты и бошняки, а не "братушки"-русские, несмотря на то, что творилось в 90-х годах, и что сейчас представители этих народов возможно друг другу руки не подадут и за один стол не сядут. Кыргызы и узбеки могут презирать друг друга по десятку причин (а могут и не презирать, всё от людей зависит), чётко отмежёвываться друг от друга, но при этом они будут считать общей проблемы дискриминации гастарбайтеров, и осознавать себя принадлежащими к среднеазиатской общности. Русские сколько угодно могут считать себя нацией господ, а украинцев то ли бедными родственниками, то ли русскими, оболваненными австрийским генштабом, то ли недонацией или вообще не нацией, драться с украинцами в испанских барах по мотивам межэтнической розни, но они всё равно будут считать украинцев "своими" (по крайней мере на данном историческом отрезке, в диахронии эти вещи меняются). А вот некая абстрактная общность православных народов останется культурологической общностью. Что, русские любят румын больше, чем венгров? А кто-то пишет монографии, посмотрите-де, сколько всего объединяет такие-то народы. И что, сильно объединяет?

Отчасти я согласен с вами, что повестку "близости/неблизости" формирует некая прослойка, имеющая авторитет в социуме, которая через имеющиеся рычаги влияния продвигает своё видение в широкие массы. Но что-то приживается, а что-то так и остаётся игрой ума отдельных индивидуумов. И иногда эта умозрительность до такой степени очевидна и расходится с практическим опытом, что возникает вопрос, в каком мире живёт автор - в реальном, или в том, который соответствует его хотениям, и, таким образом, тешит его самолюбие?
Если автор концепции осознаёт меру практической применимости своих измышлений, у меня к такому автору вопросов нет. Главное - дружить с реальностью, а не натягивать её на свои представления, чем особенно любят страдать, как мне кажется, гуманитарии.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: злой от марта 21, 2023, 20:42
Цитата: ‌tacriqt от марта 20, 2023, 19:45— А в то, что более северные кампанцы более экспансивны и размашисты руками, чем крайние южане-сицилийцы Вы верите?

На уровне обывательских разговорчиков могу допустить. Как у советских и постсоветских подростков имели и отчасти до сих пор имеют место "околоблатные" культурные установки, в какой-то мере влияющие и на значительную часть последующей жизни, так и у жителей Южной Италии может быть в ходу некая "омерта́ на минималках", и чем южнее, тем больше. Вот она может предполагать сдержанность в эмоциях, более ответственное отношение к сказанному. Подчеркну: я не знаю, так это или нет, а лишь описываю возможный механизм, как это могло бы работать.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: ‌tacriqt от марта 22, 2023, 04:28
Цитироватьтак и у жителей Южной Италии может быть в ходу некая "омерта́ на минималках", и чем южнее, тем больше.
— При том, что чисто по фактам Каморра никак не добрее легендарной сицилийской организухи. Скорее, островные какие-то установки.

ЦитироватьДля сербов настоящие "свои" - это хорваты и бошняки, а не "братушки"-русские, несмотря на то, что творилось в 90-х годах, и что сейчас представители этих народов возможно друг другу руки не подадут и за один стол не сядут. Кыргызы и узбеки могут презирать друг друга по десятку причин (а могут и не презирать, всё от людей зависит), чётко отмежёвываться друг от друга, но при этом они будут считать общей проблемы дискриминации гастарбайтеров, и осознавать себя принадлежащими к среднеазиатской общности. Русские сколько угодно могут считать себя нацией господ, а украинцев то ли бедными родственниками, то ли русскими, оболваненными австрийским генштабом, то ли недонацией или вообще не нацией, драться с украинцами в испанских барах по мотивам межэтнической розни, но они всё равно будут считать украинцев "своими" (по крайней мере на данном историческом отрезке, в диахронии эти вещи меняются). А вот некая абстрактная общность православных народов останется культурологической общностью. Что, русские любят румын больше, чем венгров?
— Близость языка + соседство + недавняя административная история, так? Религия где-то на задворках?

ЦитироватьА кто-то пишет монографии, посмотрите-де, сколько всего объединяет такие-то народы. И что, сильно объединяет?
— Скорее всего, в таком анализе нет ничего предосудительного. На его базе более умные современные и будущие исследователи смогут составить анкетоопросники и будут опрашивать в духе переписи по пунктам, желательно анонимно, лишь с указанием (а)конфессии, (б)предпочтительной национальности и (в)этнического происхождения. Ну, может быть, возраста и полового статуса.
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: alant от марта 24, 2023, 13:58
Цитата: ‌tacriqt от марта 19, 2023, 11:25
ЦитироватьТак вот, что для вас Центральная Европа?
— Австрия, кроме Форарльберга, Бавария, Саксония, Польша, Литва, Гродненская и Брестская области Беларуси, Волынь, бывшая австрийская Галиция, Буковина, Трансильвания, Воеводина, хорватская Славония, Словения, Венеция, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия, Южный Тироль. (Чехия и Западно-Центральная Словакия тоже, Венеция с поправкой на административные границы.)

Лимитрофы: Форарльберг, Баден-Вюртемберг, Северная Германия, Латвия (Курляндия и Латгалия), Ломбардия, Швейцария, арпитанские зоны Франции, Эльзас и Лотарингия +культурные эксклавы в Эстонии и Скандинавии.
А Венгрия где, впереди на лихом коне?
Название: От: *Чакавцы
Отправлено: злой от марта 26, 2023, 08:22
Цитата: ‌tacriqt от марта 22, 2023, 04:28— Близость языка + соседство + недавняя административная история, так? Религия где-то на задворках?

В стародавние времена религия значила много, по крайней мере, точно больше, чем сейчас. Сейчас наверно административная территория значит много. Скажем, для "СНГ-шных" народов у постсоветских людей чувство общности выше, чем для единоверцев. Для людей своей страны это чувство ещё выше, оно, в зависимости от людей, может быть выше и чувства принадлежности к одному этносу.

Цитата: ‌tacriqt от марта 22, 2023, 04:28
ЦитироватьА кто-то пишет монографии, посмотрите-де, сколько всего объединяет такие-то народы. И что, сильно объединяет?
— Скорее всего, в таком анализе нет ничего предосудительного. На его базе более умные современные и будущие исследователи смогут составить анкетоопросники и будут опрашивать в духе переписи по пунктам, желательно анонимно, лишь с указанием (а)конфессии, (б)предпочтительной национальности и (в)этнического происхождения. Ну, может быть, возраста и полового статуса.

Культурологические анализы сами по себе ничем плохим не являются. Но тут проблема именно в языке, в том, что понятие "объединение" обозначает много разных вещей: и общность, осознаваемая рядовым человеком без специального образования, основанная на эмоциях, и общность, которая бывает найдена в результате специальных исследований, и много чего ещё. Лично меня, подчеркну, раздражает, когда второй общности придают значение, будто это явления порядка первой общности. Если бы были два разных термина, которые в голове не связываются друг с другом, то проблемы вообще не было, но "маемо те, що маемо".