Это тот же конланг, о котором я писал ранее здесь (https://lingvoforum.net/index.php?topic=106069.0).
Его надо бы немного исправить. К тому же, я предпочел бы, чтоб эта тема была здесь, в разделе конлангов форумчан.
Конечно, буду рад на идеи. Можете предлагать что мне добавить.
Итак, начнём.
Алфавит и фонетика - 1Этот язык имеет следующие согласные:
Губные | Зубные | Альвеолярные | Постальв.+Палат | Велярные | Фарингальные | Глоттальные |
m (м) | n̪ (н) | | ɲ (нь) | ŋ (ң) | |
p (п) pˀ (п') b (б) | t̪ (т) t̪ˀ (т') d̪ (д) | ts (ц) tsˀ (ц') dz (дз) | tʃ (ч) tʃˀ (ч') dʒ (дж) | k (к) kˀ (к') g (г) | | ʔ (ъ) |
/f (ф)/* /v (в)/* | | s (с) [z (з, с)]** | ʃ (ш) [ʒ (ж, ш)]** | /x (х)/* | ħ (х') ʕ (г') | h (һ) |
| | r~ɾ (р) | | | | |
| tɬ̪ (тл) tɬ̪ˀ (тл') dɮ̪ (дл) | | | | | |
| ɬ̪ (л') [ɮ̪ (дл, л')]** | | | | | |
| l̪ (л) | | ʎ (ль) | | | |
w (ў) | | | j (й) | | | |
*Только в заимствованиях
**Аллофоны или заимствования
Согласные
не смягчаются перед 'е' и 'и'. Особенно важно это знать, когда есть зубные и альвеолярные согласные. Например, произнеся 'ти' с акцентом, может получиться 'чи'.
Очень важно не путать 'ни' с 'ньи', и 'ли' с 'льи'.
Звонкие согласные
не оглушаются на конце слова. То есть, 'ед' (рука) не будет 'ет', это уже означает облако.
Все согласные могут удваиваться. Нельзя их произносить кратко, в том числе в конце слова. Например, 'г'едд' (праздник). Но можно произносить на конце слова короткую безударную
ы.
Из гласных он имеет всего семь:
i (и) | ɨ (ы) | u (у) |
e̞ (е) | ə (э) | o̞ (о) |
| ä (а) | |
Буква 'е' не имеет звука 'й', даже в начале слова. Для этого есть сочетание 'йе'.
Слова, даже если на письме начинаются с гласной, на самом деле начинаются с гортанной смычкой. Та же рука (ед): /ʔe̞d/.
Если после звуков /ц/ и /ш/ стоит звук 'и', он ни в коем случае не меняется на 'ы'. 'цы', 'шы' и 'ци', 'ши' являются разными слогами.
Ударение может быть на разных слогах, но в пределах трех последних слогов, иначе будет неблагозвучие. Ударение силовое, как и в русском.
Нельзя редуцировать 'о', произнося вместо нее в безударной позиции 'а', иначе это может повлиять на смысл сказанного.
В этом языке есть свои методы редукции, но о них можно потом
Личные местоиметияВ данном языке существуют также местоимения:
Рус. | Изолированое | Окончание | Динам. изол. | Динам. окон. | Стат. изол. | Стат. окон. |
Я | ынни [ʔɨn̪ˈn̪i] | -и, -й, -ни | лий | -лли | бий | -бби |
Ты (м.р.) | ынка [ʔɨŋˈka] | -ак, -к | лик | -ллак | бик | -ббак |
Ты (ж.р.) | ынчи [ʔɨnˈt͡ʃi] | -ач, -ч | лич | -ллач | бич | -ббач |
Он | со [so̞] | -ос, -с | лис | -ллос | бис | -ббос |
Она | са [sa] | -сэ | лисэ | -лсэ | бисэ | -бсэ |
Мы | ынну [ʔɨn̪ˈn̪u] | -ну | лину | -лну | бину | -бну/-мну |
Вы | ынку [ʔɨŋˈku] | -ку | лику | -лку | бику | -бку |
Они | су [su] | -су | лису | -лсу | бису | -бсу |
Местоименные окончания присоединяются к именам (включая также числительные), к глаголам и к некоторым другим словам. Когда окончания разделены запятой, то первое используется, когда формант, к которому оно присоединяется, окончивается на согласную, второе - после гласных. Окончание 1 лица ед. числа используется -ни присоединяется к глаголам.
Присоединение окончания к имени образует значение принадлежности (мой, твой, его, ее, и т.д.).
Например:
Ымх'эпл' [ʔɨmˈħəpɬ̪] + ынни = Ымх'эпл'и [ʔɨmˈħəpɬ̪i] (мой шкаф)
ток [to̞k] + ынка = токак [ˈto̞kak] (твой (м.р.) сын)
нес [ne̞s] + ынчи = несач [ˈne̞sat͡ʃ] (твой (ж.р.) муж)
г'алу [ˈʕalu] + со = г'алус [ˈʕalus] (его листва)
диплом [dipˈlo̞m] + са = дипломсэ [dipˈlo̞msə] (её диплом)
и т.д.
Стоит также обратить внимание на статичные окончание. При присоединении их к именам они образуют конструкцию "у N есть M".
Это выглядит так:
компьютер [ko̞mˈpjut̪e̞ɾ] + ынни = компьютеробби [ko̞mpjut̪e̞ˈɾo̞bːi] (у меня есть компьютер)
гелана [ge̞ˈl̪an̪a] + ынка = геланаббак [ge̞l̪aˈn̪abːak] (у тебя (м.р.) есть книги)
ыслебр [ʔɨs̪ˈl̪e̞bɨr] + ынчи = ыслеброббач [ʔɨs̪l̪e̞bˈro̞bːat͡ʃ] (у тебя (ж.р.) есть серебро (часто в значении денег))
К именам можно также присоединить динамичные окончания. Эта конструкция уже будет означать в основном "N-у (кому/чему?) M":
дэмб [ˈd̪əmb(ɨ)] + ынни = дымболли [d̪ɨmbo̞l̪ːi] (мне яблок (собирательное сущ.))
купон [kuˈpo̞n̪] + ынка = купоноллак [kupo̞ˈn̪o̞l̪ːak] (тебе (м.р.) купон)
ма [ˈma] + ынчи = маллач [ˈmal̪ːat͡ʃ] (тебе (ж.р.) воды)
Для вежливости можно даже добавить окончание "-(а́)нна". То есть, на рынке, например, лучше вместо "дымбо́лли" сказать "дымболли́нна", то есть "мне яблок, пожалуйста".
Глаголы - 1В этом языке имеются также глаголы. Поговорим о настоящем времени.
В качестве глагола настоящего времени используется причастие. Поэтому он немного ведет себя как имя существительное. Например, имена часто отрицаются словом 'ман', что значит 'не есть'. Также, он не спрягается по лицам, но по роду и по числу.
Но он имеет также глагольные повадки, такие как присоединение обычных личных окончаний. Также, динамичные окончания имеют немного иной смысл.
Примеры глаголов:
Байн | [bajn] | Строит |
Г'амп | [ʕamp] | Любит |
Х'ай | [ħaj] | Живет |
Ўамс | [wams] | Идет |
Бах'тл' | [baħtɬ̪ˀ] | Пишет |
Г'ан | [ʕan] | Видит |
Адзн | [ˈʔadz(ɨ)n] | Cлышит |
В этих словах звук 'а'
не редуцируется.
Теперь про порядок. Базовый порядок слов - это VSO. То есть, сначала в предложении сказуемое, затем подлежащее и потом прятое дополнение. Пока что никаких инверсий, иначе это еще трудностей с окончаниями.
Итак:
Я (м.р.) вижу тебя: г'анак ынни [ˈʕanak‿ɨnˈni] (досл. видящий-тебя я)
Ты (м.р.) слышишь меня: адзнни нка [ˈʔad͡zɨnni‿ŋˈka] (досл. слышащий-меня ты (м.р.))
Ты (ж.р.) любишь его: г'ампес ынчи [ˈʕampes‿ɨnt͡ʃi] (досл. любящая-его ты (ж.р.))
Также можно использовать причастия в качестве имен существительных и прилагательных. К примеру, "живая вода" будет "ма х'айе".
Существуют корни, от которых образованы слова по модели причастий, но они не являются причастиями, т.к. глагола, однокоренного и в той же породе, что и модель причастия, не существует. Примером таких слов может быть слово 'даўх'' [dawħ], что означает партнёра во внебрачных отношениях (как наши 'парень' и 'девушка').
Помимо того, некоторые слова образованы от похожей модели, но все стает на свои места, если в этих словах редуцируется 'а', и тогда она превращается в 'ы'.
Моя девушка не пишет этого: ман бах'тл'едз даўх'ей [man ˈbaħtɬˀedz ˈdawħej].
Словарик:
Умный | ч'ах'ир | [t͡ʃˀaˈħiɾ] |
Растёт | рамм | [ramː] |
Фотографирует | фатгыр | [ˈfatgɨɾ] |
Дом | бент | [be̞nt] |
Дерево | длих'э | [ˈd͡ɮiħə] |
Солнце | риг'у | [ˈriʕu] |
П.С. Можно использовать частицу 'ман' также для того, чтобы выразить отсуствие чего-то у кого-то. Итак:
У нас нет калькулятора. Ман калькулаторобну/калькулаторомну. [ˈman kalkulato̞ˈɾobnu/~mnu]
Глаголы - 2Продолжим про глаголы. В прошлом посте я описывал настоящее время. Теперь поговорим про прошедшее время.
Если вы помните, настоящее время имеет некоторые повадки имени, и форма этого времени является, по сути, причастием. Тогда как прошедшее время является именно глагольной формой.
Она выглядет следующим образом: сначала у нас есть согласная, которая указывает на лицо, затем приставка
а, указывающая на наклонение, которые присоединяются к глагольной основе, которая состоит из корня+гласной. Она может иметь приставку, означающую некую породу, а может и не иметь. Можно также присоединять окончание, которые также указывают на лицо глагола, а также различные личные и динамичные окончания.
Глагол в прошедшем времени отрицается окончанием
-(о́)ндл [ˈ(o̞)n̪d̪͡ɮ̪], которое примыкает к самому концу глагола.
Примеры глаголов:Положительная форма
Лицо | Писать | Работать | Смотреть | Ходить | Говорить | Охранять |
Я | абх'е́тл' | адзмо́х' | ах'о́ддз | омо́с' | али́с | ах'си́ |
Ты (м.р.) | табх'е́тл' | тадзмо́х' | тах'о́ддз | томо́с | тали́с | тах'си́ |
Ты (ж.р.) | табх'е́тл'и | тадзмо́х'и | тах'о́ддзи | томо́си | тали́си | тах'си́ |
Он | ябх'е́тл' | ядзмо́х' | ях'о́ддз | ёмо́с | яли́с | ях'си́ |
Она | ябх'е́тл'и | ядзмо́х'и | ях'о́ддзи | ёмо́си | яли́си | ях'си́ |
Мы | набх'е́тл' | надзмо́х' | нах'о́ддз | номо́с | нали́с | нах'си́ |
Вы | табх'е́тл'у | тадзмо́х'у | тах'о́ддзу | томо́су | тали́су | тах'су́ |
Они | ябх'е́тл'у | ядзмо́х'у | ях'о́ддзу | ёмо́су | яли́су | ях'су́ |
Отрицательная форма
Я | абх'етл'о́ндл | адзмэх'о́ндл | ах'оддзо́ндл | омэсо́ндл | алисо́ндл | ах'си́ндл |
Ты (м.р.) | табх'етл'о́ндл | тадзмэх'о́ндл | тах'оддзо́ндл | томэсо́ндл | талисо́ндл | тах'си́ндл |
Ты (ж.р.) | табх'етл'и́ндл | тадзмэх'и́ндл | тах'оддзи́ндл | томэси́ндл | талиси́ндл | тах'си́ндл |
Он | ябх'етл'о́ндл | ядзмэх'о́ндл | ях'оддзо́ндл | ёмэсо́ндл | ялисо́ндл | ях'си́ндл |
Она | ябх'етл'и́ндл | ядзмэх'и́ндл | ях'оддзи́ндл | ёмэси́ндл | ялиси́ндл | ях'си́ндл |
Мы | набх'етл'о́ндл | надзмэх'о́ндл | нах'оддзо́ндл | номэсо́ндл | налисо́ндл | нах'си́ндл |
Вы | табх'етл'у́ндл | тадзмэх'у́ндл | тах'оддзу́ндл | томэсу́ндл | талису́ндл | тах'су́ндл |
Они | ябх'етл'у́ндл | ядзмэх'у́ндл | ях'оддзу́ндл | ёмэсу́ндл | ялису́ндл | ях'су́ндл |
ИнверсияВ этом языке можно пользоваться инверсией. Здесь я раскрою один её вид, который заключается в том, чтобы выделить прямое дополнение, а глагол оформить личным окончанием, соответствующим по роду и по числу прямого дополнения. К примеру:
Я вижу солнце. > Солнце - я вижу его. Риг'у - г'анос ынни. [ˈriʕu ˈʕan̪o̞s‿ɨn̪ˈn̪i].
Всё-таки стоит помнить, что инверсия - это инверсия, и в этом языке она используется тогда, когда надо выделить некую часть речи. Не стоит ею злоупотреблять.
Динамичные окончанияЭтот конланг позволяет использовать с глаголами динамичные окончания (-лли, -ллак, -ллач и т.п.) для создания конструкции, которая отвечает на вопрос "кому/чему?".
Павел идет | ўамс Паўл |
Павел идет к реке | нарэ ўамсо́лсэ Паўл |
Ты написал | табх'е́тл' |
Ты написал нам | табх'етл'о́лну |
Ты написал им это | табх'этл'одзо́лсу |
Мы не построили ему дом | бент набинсылсо́ндл |
Стоит обратить внимание на последнее слово
набинсылсондл. Сначала сделаем ему морфологический разбор:
Н-, приставка 1-го лица мн. числа (мы)
-а-, приставка, указующее на изъявительное наклонение
-бин-, основа глагола "строить"
-с-, личное окончание 3-го лица, ед. числа, м. рода (его)
-ылс-, дин. окончание 3-го лица, ед. числа, м. рода (ему)
-ондл, отрицательное окончание
Мы видим нечто странное. В уроке про личные местоиметия мы учили, что динамичное окончание 3-го лица, ед. ч., м. р. (ему) это -ллос. Также мы видели, что после согласными перед этим окончанием присоединяется гласная "о", а не "ы". Да и перед личным окончанием должен быть "о". Нда, вроде бы как-то тут вообще неправильно. Так в чем же дело?
Все дело в редукции, из-за который одни гласные превратились и превращаются в "ы" и в "э", а другие выпадают. Да и у некоторых окончаниях может немного измениться форма, как, например, пропасть геминация (удвоение), что в данном примере мы и наблюдаем.
Падежи имени
Этот конланг имеет возможность спрягать имена не только по роду, числу, принадлежности, наличию или желанию, но и по падежам.Падежи, как и в русском, выражают различные грамматические роли имени.В данном языке есть 2 вида падежей: первичные и вторичные. В то время, как вторичные используются в ограниченных наборах слов (географические места, наименования населенных пунктов, инструменты, языки, материалы; а также в малом кол-ве и вполне "обычных" слов), первичные же падежи могут использоваться чуть ли не в каждом слове.Язык имеет всего 5 первичных падежей: именительный, родительный (чей?), винительный, статичный и динамичный.Первичные падежи:
Падеж | Деревья | Строитель | Яблоко | Луна | Мой шкаф | Ваш дом |
Именительный | Дли́х' | Бен-а́н | Дэ́мб-э | Х'а́лью | Ым-х'э́пл'-и | Бын-та́-ку |
Родительный | Дли́х'-ех' | Бен-а́н-ех' | Дымб-эта́-х' | Х'а́лью-х' | Ым-х'э́пл'-и-х' | Бын-та́-ку-х' |
Винительный | Дли́х'-онд | Бен-а́н-онд | Дымб-эта́-нд | Х'а́лью-нд | Ым-х'э́пл'-и-нд | Бын-та́-ку-нд |
Статичный | Дли́х'-ем | Бен-а́н-ем | Дымб-эта́-м | Х'а́лью-м | Ым-х'э́пл'-и-м | Бын-та́-ку-м |
Динамичный | Дли́х'-ел | Бен-а́н-ел | Дымб-эта́-л | Х'а́лью-л | Ым-х'э́пл'-и-л | Бын-та́-ку-л |
Вторичные падежи:
Творительный | К'од-эта́-кс | Молотком |
| Г'ыдджа́н-окс | Киркой |
| Ксе́рокс-окс | Ксероксом |
Местный (где?) | Йерусали́м-ышми | В Иерусалиме |
| Моск-эта́-шми | В Москве |
Направительный (куда?) | Йерусали́м-ылче | В Иерусалим |
| Моск-эта́-лче | В Москву |
Отправительный (откуда?) | Йерусали́м-ынмэ | Из Иерусалима |
| Моск-эта́-нмэ | Из Москвы |
(как? на каком языке?) | Иври́т-ыста | На иврите |
| Япо́н-ыста | По-японски, на японском |
Компаратив (как что? как какой материал?) | Ысле́бр-ысса | Как серебро |
| Ыдду́н-ысса | Как золото |
У нас есть следующие фразы:Фатгыр ынни бента́йинд (я фотографирую свой дом)Ях'си́ндл Саша мх'эпл'эсунд (Саша не охранял их шкаф)Мишам даўх'е ч'ах'ире (У Миши есть умная девушка)
Письменности
Этот язык можно записывать различными видами письменности. Примеры на 1 статье Всеобщей декларации прав человека:
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Не́с-нес к'а́ма х'ара́ўа ңк'аўта́ннья о́нчэх'эт йами́нэ ду́сум. Су янх'о́нну мби́нэт ынсапу́н дум, г'адзгилли́с ынналэта́бсу нес ўу́ндусел мадзи́г'эт рух'эт эх'ита́м.
Nes-nes ḳama ħarawa ŋḳawtañña ončăħăt yamină dusum. Su yanħonnu mbinăt însapun dum, ˤadzgillis înnalătabsu nes wundusel madziˤăt ruħăt ăħitam.
נס–נס קאמא חראוא ע'קאותאנ'א אונצ'חת ימינה דוסום. סו יאנחונו מבינת אנספון דום, עאזגיליס אננאלתאבסו נס וונדוסל מזיעת רוחת אחיתאם.
ኔስ-ኔስ ቃማ ሓራዋ እጝቃውታኛ ኦንቸሐት ያሚነ ዱሱም. ሱ ያንሖኑእምቢነት እንሳፕን ዱም, ዓዝጊሊስ እንናለታብሱ ኔስ ዉንዱሴል ማዚዐት ሩሐት ኣሒታም.
نس نس قاما حراوا امكاوتاڽا أنچحة يمينة دوسوم. سو يانحنو امبينة امسپون دوم، عاز گين ليس امنالتابسو نس ووندوسل مزيعة روحة أحيتام.
Немножко исправил.
Ну раз афразийский, то наверное естестевнно для него писаться арабским или еврейским алфавитом.
ЦитироватьНу раз афразийский, то наверное естестевнно для него писаться арабским или еврейским алфавитом.
— Почему не сирийским? Или не южноаравийским?
А разве не логичнее дз обозначать через ض? Я вроде видел, что по-еврейски буква ص читается как ц.
Ну то есть ظ
А какие гласные? долгие а, у, и, а их краткие фатха, кясра, дамма соответственно е, о, ы?
Цитата: tacriqt от июня 9, 2022, 21:30
ЦитироватьНу раз афразийский, то наверное естестевнно для него писаться арабским или еврейским алфавитом.
— Почему не сирийским? Или не южноаравийским?
Тоже, в принципе, можно. Особенно сирийским.
Цитата: maratique от июня 11, 2022, 20:25
А разве не логичнее дз обозначать через ض? Я вроде видел, что по-еврейски буква ص читается как ц.
Не обязательно, можно обойтись
ز, так-как этот язык и так не имеет фонемы
з. Она есть только в заимствованиях.
Но в разговорной речи можно упрощать звонкие аффрикаты, кроме как в удвоениях, и после носовых согласных. Например,
дл'их'э (дерево) может произноситься как [ˈɮ̪iħə] вместо [ˈd̪͡ɮ̪iħə].
Цитата: maratique от июня 11, 2022, 20:31
А какие гласные? долгие а, у, и, а их краткие фатха, кясра, дамма соответственно е, о, ы?
Это гораздо сложнее и запутаннее. Есть в этом языке редукция гласных. В гласных, которые в арабском письме обозначаются как долгие, нет редукции.
Что же по поводу гласный
ы, то она является продуктом редукции гласных, но при этом в некоторых случаях является долговатой. Это происходит когда после краткой гласной есть гортанная смычка, или звук
һ, которые закрывает слог. Таким образом: Vʔ. > əʔ. > ɨʔ. > ɨˑ. Но в этом языке
нет фонемного различия между краткими и долгими гласными.
Гласные
и и
у не имеют редукции, поскольку являются грамматически долгими, да и их долгота проявляется в речи.
Цитата: Eitanbor от июня 12, 2022, 18:28
Гласные и и у не имеют редукции, поскольку являются грамматически долгими, да и их долгота проявляется в речи.
В некоторых случаях они могут быть краткими. Это происходит тогда, когда, например, эта гласная безударная, и стоит после звукосочетаний с гласными и с глайдами
й и
ў. Например, в слове
ринита́йинд (мою песню) гласная
и, которая идет после звукосочетания
ай, будет краткой.
Я решил изменить окончания
-ак и
-ач на
-ка и
-чи соответственно. Так будет гармоничнее, удобнее при использовании, например, эфиопского письма, и будет меньше путаницы между этими окончаниями, и ими же в сочетании с одной из форм множественного числа. Например, если раньше слово
геланак/геланач (твоя/и книга/и) можно было разложить на
гел-ан-ак/ач, если речь ишла о единственном числе, или же как
гел-ан-а-к/ч, если это множественное число. Теперь же в единственном числе это будет как
гел-ан-ка/чи.
Что же касается статичных и динамичных окончаний, то их можно оставить как есть. Но можно добавить альтернативные окончания
-бка,
-бчи,
-лка и
-лчи, которые, соответственно, являются ваариантами окончаний
-ббак,
-ббач,
-ллак и
-ллач.
Также, я решил добавить ещё один набор стат. и динам. окончаний - укороченные. В литературной речи они используются ограниченно, например, при редукциях в спряжениях глаголов. Ими также можно заменять обычные окончание, и это лучше делать в разговорной речи, не в литературной, и то это возможно не во всех случаях. Они отличаются тем, что на их произношение уходит гораздо меньше времени, чем при обычных.
Таблица окончаний
Старые | Новые | Короткие | | Старые | Новые | Короткие |
-бби | -бби | -б | | -лли | -лли | -ль |
-ббак | -бка/-пка | -бк/-пк | | -ллак | -лка | -лк |
-ббач | -бчи/-пчи | -бч/-пч/-бш/-пш | | -ллач | -лчи | -лч/-лш |
-ббос | -ббос | -бс | | -ллос | -ллос | -лс |
ЧислоВ данном конланге спрягаются имена по трём числам: единственному, множественному и двойственному.
1) Множественное на -аИли обычное множественное. Мы его наблюдаем в разных словах, включая причастия, прилагательные и заимствования. Обычно присоединяется к словам, кончающимся на согласные, но в некоторых случаях может присоединятся к словам, имеющим окончание (не суффикс) -и и -у.
Если имя оканчивается на прилагательный суффикс+окончание и, то это окончание отбрасывается. Если оно заканчивается на суффикс (не на окончание) -и, то тогда к концу слова присоединяется -я, так что получается -ия.
Если основа оканчивается на -ы, то оно заменяется на -эа/-ъа [(ə)ʔa] или -(э)һа [(ə)ha], в зависимости от последнего согласного в корне.
В основном данное окончание безударно, но в некоторых случаях оно может принимать на себя ударение.
Примеры:
Ед. ч. | Мн. ч. | Русский |
(Ы)ц'ба́г' | (Ы)ц'ба́г'-а | Палец |
К'а́ры | К'а́ръ-а | Случай |
Не́с | Не́с-а | Мужчина, муж |
Компьютер | Компьютер-а | Компьютер |
Ку́б-и | Ку́б-и-я | Кубический (прил.) |
Америк-а́ўи | Америк-а́ўа | Американский (прил.) |
Гэлл | Гылл-а́ | Колесо |
Украйнэ-та́ннь-и | Украйнэ-та́ннь-я | Украинский (прил.) |
2) Множественное окончания (-а́ўэ/-аўа́/-а́й/-а́ў)Множественная форма слов, в которых есть некоторые окончания (например, -э), имеет вместо него видоизмененное окончание, которое в своем составе имеет гласную а, с ударением на неё. Таким образом, то же окончание -э будет иметь форму -а́ўэ. Окончание -а́, которое является ударным вариантом окончания -э, превращается в -аўа́.
Если у слова есть окончание -у, то при образовании мн. числа оно изменится на -а́ў. Та же ситуация и с окончанием -и. Оно превращается в -а́й. Но некоторые слова могут, как исключение, иметь окончания -ўа и -я, соответствено.
Есть только небольшое кол-во слов с окончанием женского рода -е, которые имеют мн. число ж. рода, потому что в большинстве своем они приобретают обычное окончание -а. Но если оно таки есть, то окончание тоже будет -а́й.
Примеры:
Ед. ч. | Мн. ч. | Русский |
Риг'-у | Риг'-а́ў | Солнце |
Да́нч-у | Данч-а́ў | Ювелир |
Ри́ни-т | Рини-я́ўэ | Песня |
Джаг'ра́м-э | Джыг'рам-а́ўэ | Наковальня |
Не́с-е | Нес-а́й | Женщина, жена |
Ч'эх'ирх'и́р-у | Ч'эх'ирх'ир-а́ў | Умник (пренебр.) |
Теб-а́ | Теб-аўа́ | Коробка, прямоугольный параллелепипед |
3) Множественное на (ы)мма-В словах, имеющих приставку (ы)м-, множественое число образуется заменой приставкой на (ы)мма-. В некоторых случаях наблюдаются перенос ударения и сопутствующая редукция основы.
Если слово также имеет суффикс -э, то тогда есть несколько опций:
- Изменяется префикс, а суффикс пропадает (напр. в слове ымх'арбэ - ыммах'арб - война)
- Изменяется префикс и суффикс (напр. в слове ынт'ух'нэ - ыммат'ух'на́ўэ - мельница)
- Изменяется только суффикс (используется чаще всего)
Примеры:
Ед. ч. | Мн. ч. | Русский |
Ымх'э́пл' | Ымма́х'ыпл' | Шкаф |
Ымфа́тгыр | Ымма́фатгыр | Фотоаппарат |
Ынди́нэ | Ындина́ўэ | Государство |
Мади́м | Ымма́дим, ымма́адим | Красная краска |
Ыңк'а́ўэ | Ыммак'а́ўэ | Равенство |
Ымпи́цэ | Ымпица́ўэ | Пиццерия |
4) Ломаное множественноеВ ломаном множественном не столько изменяется не префикс или суффикс, или добавляется другой, сколько меняется сама основа (гласные и удвоение). Сам согласный корень не меняется. Употребляется в небольшом количестве слов. Например, нес - нас (человек, муж), т'ер - т'ар (палка), юм - ая́м (день) и пр.
Форманты ломаного мн. числа имеют гласную -а- в основе. Это
очень важно помнить, так как редукция из-за сдвига ударения
не считается за ломаное множ.
5) Собирательное имяНекоторые имена являются собирательными. Это, в основном, касается фруктов, овощей, растений, животных, материалов, химических веществ и прочее.
В одном из прошлых постов я упомянул слово дэмб со значением "яблоки". Но как же тогда сказать "яблоко"? В таких случаях, если нам нужна единица (плод, кусок камня, дерево, капля, особь и пр.), то мы добавляем окончание -э. Так что, "яблоко" на этом конланге будет дэ́мбэ.
Эти слова можно даже перевести в обычное множ. число, и это будет несколько отличаться от собир. формы, так как оно будет иметь смысл "экземпляры", а не "общность".
Иногда даже от собирательных имен можно образовывать множественное число. Например, слово дэмб имеет форму мн. ч. дэмба со значением "сорты яблок, виды яблок".
Подобные имена, если они не имеют форму мн. числа, в отличии от русского, не будут считаться singularia tantum, если у них есть экземплярная форма.
Примеры:
Собир. | Соб. мн. | Экз. ед. | Экз. мн. | Русский |
Баг | - | Ба́гэ | Бага́ўэ | Овца |
Г'о́сс | Г'о́сса | Г'о́ссэ | Г'осса́ўэ | Сок, капля с. |
Ма | Ма́я | Ма́йэ | Мая́ўэ | Вода, капля в. |
Че́рш | Че́рша | Че́ршэ | Черша́ўэ | Черешня |
Ку́крудз | Ку́крудза | Ку́крудзэ | Кукрудза́ўэ | Кукуруза, кочан к. |
6) Двойственное числоОграниченный набор слов может иметь двойственное число. В основном они обозначают парные части тела, парные предметы, времена и прочее. Оно имеет окончание -е. Имена, имеющие двойственное число, можно разделить на четыре категории:
- Имена, имеющие форму множ. числа
- Имена, не имеющие отдельную форму множ. числа. В основном это парные части тела. Если их больше, чем два, то все равно используется двойственное число. К примеру, слово г'е́не (дв. от г'е́н - глаз) означает как "два глаза", так и просто "глаза". То есть, даже в предложении "у паука 8 глаз" будет двойственная форма: 8 (тэм) г'ен-е х'аспу́п-ем.
- Имена, двойственное число которых также образуют транспозицию, то есть обозначают немного иное понятие, но связанное с оригинальным значением. Например, гэриўнэте является двойственной формой слова гэриўнэ - гривна, и может обозначать как "две гривны", или монету/купюру в две гривны.
- Dualia tantum - имена, которые имеют форму только двойственного числа. К ним, например, относятся названия парных инструментов и предметов одежды, таких как щипцы, ножницы, штаны, очки и прочее. Если надо указать кол-во экземпляров, или, например, описать его, то можно использовать перед основным словом слово ку́льи (мн. кулья́), что означает "пара", а точнее его форму куль. Примерно как в русском языке (две пары очков, красивая пара ножниц).
Двойственное число не используется в именах прилагательных, причастиях и во многих других словах.
7) Pluralia tantumК этой группе относятся имена, которые имеют только форму множественного числа. Их есть в этом языке не очень много, но они всё-же есть. К ним относятся, например, географические имена, имена некоторых событий, таких как Олимпийские игры, к примеру, виды вооруженных сил и прочее.
ИтогЭтот язык имеет богатые возможности образования и представления множественного числа разных видов и оттенков.
Некоторые слова имеют аж 5 (!) форм и оттенков числа. Например:
- сында́л - сандалии (собир.)
- сында́лэ - сандалия
- сындала́ўэ - множество сандалий
- сында́лте - пара сандалий
- сында́ла - виды сандалий
Здесь вместо а есть ы из-за редукции кратких согласных вне ударения в праформе санда́л.
Примеры использования:
- Аку́ ўаг' магазинем, ак'ино́лка бэти́ль ма гу́зенд быг'д долларе - Я был/а в магазине, [и] купил тебе бутылку газированой воды за 2 доллара
- Га́сг'ыре сэ́ббе 'ңе ўаг' шук'ем 5 (мил) кукрудзанд - Одна (некая) бабушка на базаре продает 5 сортов кукурузы
- Ах'оддзоль сындалтенд - я увидел для себя пару сандалий
- Ыммат'ух'наўэ наһи́ра али́ бынт Сергей-Дарина-дум - Возле дома Сергея и Дарины есть красивые мельницы
- Со ятунолчи́ндл' мильён аям тэдже́мпи нту́нучонд. К'уми ядза компьютера́чем тэг'а́ми нту́нучем! - Он тебе не давал миллион дней, чтобы ты за то время сделала уроки. Вставай со своего компьютера делать уроки!
- Ўаг' ындырсэта́м насбо́р дэрс астрономита́м ан 2 (ешле) х'алья́ў Марсем - В школе на уроках астрономии мы учили, что у Марса есть две луны
НоминализацияНоминализация - это преобразование некой части речи в имя существительное. Например, в русском языке мы можем брать имена прилагательные, и использовать их в роли существительного. Так, можно сказать "
хорошие друзья не предают" и "у Вас можно купить
проездной?", и в них подчеркнутые слова являются прилагательными. Разница лишь в том, что в первом примере прилагательное описывает существительное, тогда как во втором оно уже играет роль существительного, то есть номинализировано. В русском языке номинализация не проявляется морфологически, то есть нет изменений в окончаниях.
В этом конланге, напротив, указывается номинализация морфологическим путем. Для этого к имени прилагательному, к причастию, к числительному (слабой форме этих слов) присоединяется окончание -у в мужском роде и -и в женском (получается сильная форма). Если оно заканчивается на гласную, то эти окончания присоединяются к инфиксу -й-, который не имеет морфологического смысла. Если слово оканчивается на "невидимые" һ и ъ, то перед этими окончаниями они проявляются.
Если слово заканчивается на окончание -и, которое принадлежит к суффиксу прилагательного, то оно отбрасывается.
Прил. м. | Номин. м. | Прил. ж. | Номин. ж. | Русский |
Аи́мб | Аи́мбу | Аи́мбе | Аи́мби | Зеленый |
Ари́м | Ари́му | Ари́ме | Ари́ми | Патологически высокий, великан |
Ысса́бр | Ысса́бру | Ысса́бре | Ысса́бри | Учитель |
Т'аби́ | Т'аби́ю | Т'аби́йе | Т'аби́йи | Хороший |
Ўунд | Ўунду | Ўунде | Ўунди | желанный, друг |
Дал'и́м | Дал'и́му | Дал'и́ме | Дал'и́ми | Героичный, герой |
Яһу́ди | Яһу́ду | Яһу́де | Яһу́ди | Еврей(ский), иудей(ский) |
Украйнэта́нньи | Украйнэта́ннью | Украйнэта́ннье | Украйнэта́нньи | Украинский, украинец (гос-ва) |
Россия́ўи | Россия́ўу | Россия́ўе | Россия́ўи | Российский, россиянин |
Е́шле | Е́шлу | - | Е́шли | Два |
Мали́нньи | Мали́ннью | Мали́ннье | Мали́нньи | Пятый |
А́нгли | А́нглию | А́нглийе | А́нглийи | Английский (в т. ч. и язык), англичанин |
Лыңк ле́мб | Лыңк ле́мб | Лы̀ңки ле́мб | Лы̀ңки ле́мб | Милостивый (досл. мягкий сердцем) |
Некоторые могли заметить, что в последнем примере слово "лэңк", а точнее его форма в status constructus "лыңк", не имеют "сильных" окончаний. Эта конструкция существует в арабском языке, где она называется идафа; в иврите называется смихут, в персидском нимеет имя изафет и пр. Одна из особенностей слов в status constructus заключается в том, что они
не принимают номинализирующие окончания. Также, окончание ж. р. превращается в -и, что мы и наблюдаем выше. Все-таки можно номинализировать подобные сложные прилагательные, но она уже будет синтактической, например, изпользованием таких слов как нес (человек), тарэ (вещь), ңу/ңи/ңаў/ңай (что-то) и т. д.
Кстати, про четверку ңу/ңи/ңаў/ңай. Они тоже склоняются как сильные слова, но не попадают под эту категорию, так как не имеют слабых сообветствий. Есть еще подобные им четверки, но о них потом.
Иногда происходит более сильная номинализация, и даже транспозиция; тогда к слабой форме присоединяется суффикс -у́н. Слова, образованные с помощью этого суффикса, склоняются как обычные имена, оканчивающиеся на согласный. Для примера возьмем слово "ра́си", которое означает "первый". Сильная форма будет "расию". Но если прибавить к этому слову данный суффикс, появится новое слово "расию́н", которое означает "пионер". Его уже можно склонять, и даже образовывать новые слова. Например:
- Расию́не - пионерка
- Расию́на - пионеры
- Расию́нэ - пионерия
- Расиюна́ўи - пионерский
- Мунух' расиюна́ўи - п. лагерь
- Расиюна́ўэ - пионерство (бытие пионерским)
Цитата: basta от июня 9, 2022, 21:18Ну раз афразийский, то наверное естестевнно для него писаться арабским или еврейским алфавитом.
Мальтийский же латиницей обходится как-то. Чем кириллица хуже? :umnik:
Цитата: Eitanbor от апреля 25, 2022, 20:17Ксе́рокс-окс
Ксероксом
Может, лучше зи́рокс? :umnik:
Цитата: Mercurio от июля 13, 2022, 06:33Цитата: Eitanbor от апреля 25, 2022, 20:17Ксе́рокс-окс
Ксероксом
Может, лучше зи́рокс? :umnik:
Пусть будет
ксерокс. Оба варианта и так не соответствуют литературной фонетике этого конланга.
- Ксерокс - Два согласных подряд в начале слова. В разг. варианте можно, так как гласный э в безударном открытом слоге может выпадать, если он не в конце слова
- Зирокс - Там звук з, он не родной. Вместо него будет дз. Но в разговорном языке может быть наоборот: аффриката дз в родных словах упрощается в з.
Цитата: Eitanbor от июня 12, 2022, 18:28Но в разговорной речи можно упрощать звонкие аффрикаты, кроме как в удвоениях, и после носовых согласных. Например, дл'их'э (дерево) может произноситься как [ˈɮ̪iħə] вместо [ˈd̪͡ɮ̪iħə].
Цитата: Eitanbor от июля 12, 2022, 08:59Аку́ ўаг' магазинем, ак'ино́лка бэти́ль ма гу́зенд быг'д долларе - Я был/а в магазине, [и] купил тебе бутылку газированой воды за 2 доллара
Исправление: вместо "аку́" должно быть "ау́к".
Сам глагол яу́к /jaˈʔuk/ в прош. времени спрягается как все:
- Положительная форма: ау́к, тау́к, тау́ки, яу́к, яу́ки, нау́к, тау́ку, яу́ку
- Отрицательная форма: ауко́ндл, тауко́ндл, тауки́ндл, яуко́ндл, яуки́ндл, науко́ндл, тауку́ндл, яуку́ндл
Кроме того, мы можем использовать вышеописанные окончания также для номинализации предложений (голофразис). Например:
- Ман х'алд (не ржавеет) > мах'а́лду (нержавейка);
- Ман ўунда́ўббос ((у него) нет друзей) > манунда́бсу (человек, у которого нет друзей);
- Ман санн (не знает) > Маса́нну (Незнайка);
- Ман йерусалима́ўи (не есть иерусалимский) > маньерусалима́ўу (не-иерусалимский);
- Коркор-о́лли (бежи ко мне) > коро́лью (догонялки);
- Амун-о́ббоп (я там не был) > амуно́ппу, муно́ппу (алиби);
- Ман х'у́ддз (не есть видимый) > мах'у́ддзу (невидимка);
- Ынка лий, ынни лик (ты мне, я тебе) > калиннили́ку (обмен);
- Ман ысўу́мс (не есть движимое) > масу́мсу (недвижимость);
- Масумсу-ббос (у него есть недвижимость) > масумсубсу (владеющий недвижимостью);
- Ан бий (то, что у меня) > амби́ю (моё); ан бик (то, что у тебя (м.)) > амби́ку (твоё); ан бич (то, что у тебя (ж.)) > амби́чу (твоё) и т. д.
Слова, образованые подобным образом, проходят ряд процессов, таких как:
- Усечение отрицающей частицы ман, она переходит в ма, кроме случаев, в которых следующее слово начинается на гортанную смычку (в графике - на гласную), на звук һ, или на сочетания ўу, ўо. Если слово начинается на й, то оно сливается с н частицы в нь (маньерусалимаўу);
- Исполизование коротких окончаний (-ббос > -бс, -лли > -ль, -ббоп > -пп). Это вносит свой вклад в укорочение таких иногда громоздких слов;
- Пропажа редупликации (коркор > кор);
- Отклонения от правила 1, особенно когда слово начинается с буквы ы (ман ысўу́мс может не давать *манысўу́мсу/ *манысу́мсу, как следовало бы из правила 1, но масу́мсу);
- Выпадение приставки ын- у местоимений 1 и 2-го лиц (ынка > ка, ынни > ни)
- Выпадение глайдов в некоторых позициях (масу́мсу вместо *масўу́мсу);
- Ассимиляции (ан бий > амбию)
В словах, имеющих двухполое склонение, форма женского рода образуется постановкой окончания -и. Множественное число образуется так, как оно описано в моем посте про множ. ч. Оно всегда будет -а́ў/-а́й, с возможным усечением глайдов в дальнейшем.
Цитата: Eitanbor от июля 12, 2022, 08:592) Множественное окончания (-а́ўэ/-аўа́/-а́й/-а́ў)
Мы можем использовать квазисуффикс
-бс- с сильными окончаниями:
-(о́)бс-у,
-(о́)бс-и,
-(о)бс-а́ў,
-(о)бс-а́й, также для приличного названия людей, имеющих определенное заболевание или расстройство. Примеры:
- Гипертонийэ + -бсу = гипертонита́бсу (гипертоник);
- А́смэ (астма) + -бси = асмэта́бси (астматица);
- Диабет + -бсаў = диабетобса́ў (диабетики);
- Ковид + -бсай = ковидобса́й (больные ковидом (ж.р.));
- Ах'и́дэ (аутизм) + -бсу = эх'идо́бсу (человек с/страдающий аутизмом);
- Синдром Даун + -бси = синдром-даунобси, даунобси (имеющая синдромом Дауна)
От этих слов можно образовывать ещё и ещё. То есть, мы можем взять слово
королью, выделить из него корень
к.р.ль, и образовать от него глагол
якро́ль, что означает играть в догонялки. Пример использования:
Ўаг' юм ан ёмос накроль ынни ўундаўи ду. (Вчера я и мои друзья играли в догонялки). Слово невидимый (в качестве прилагательного
, но это не точно) будет образовано от присоединения корня
м.х'.дз к шаблону
lаmиn, где
l.m.n - это корень слова. Результатом будет слово
мах'идз
Цитата: Eitanbor от июля 25, 2022, 23:14Ўаг' юм ан ёмос накроль ынни ўундаўи ду.
Должно быть
юмем вместо
юм, забыл за статический падеж :wall: :'(
Цитата: Eitanbor от июля 25, 2022, 23:14Ах'и́дэ (аутизм) + -бсу = эх'идо́бсу (человек с/страдающий аутизмом);
Исправление:
эх'идэта́бсу, потому что там есть окончание
-эЕсть проблема с редактированием некоторых сообщений, не знаю почему
Местоимения - продолжениеСегодня поговорим о местоимениях. В прошлых уроках мы говорили о личных местоимениях, немного касалось других, но так подробно и упорядочено не говорили. В данном посте мы изучим более подробно тему местоимений, а именно их следующие типы:
- Указательные местоимения: такие как это, то, так, здесь, там, столько, этот, та и т. п.;
- Вопросительные местоимения: вопросы, такие как кто?, что?, как?, где?, когда?, сколько? и т. д.;
- Неопределеные местоимения: такие как кто-то, что-то, как-то, где-то, когда-нибудь, откуда-то и т. п.
В этом конланге, в отличии от русского, есть только одно вопросительное местоимение:
му?, означающее
кто?,
что?,
какой?. Также есть одно неопределеное:
ңу; и по одному близкому и отдаленому от говорящего указательному местоимению,
дзу и
пу, соответственно. Они склоняется по сильному склонению по родам и числам, так что у них есть также варианты
ми?,
ңаў,
дзай, паў. Этого достаточно, например, для того чтобы спросить
как тебя зовут? (му семак/ч?), что это? (
му дзу?,
му-з?), ты/вы кто? (
му нка? ми нчи? маў нку? май нку?), сказать
это моя машина (дзу а́ўтой),
то школа (пу ндэрсэ), кто-то идет (ж. р.) (ўа́мсе ңи) и прочее.
А как тогда с другими местоимениями? Такими как
кого? чем? где?,
куда?,
как?,
откуда?,
сколько? Здесь есть 2 стратегии: спрягать по падежам; и использовать сложные местоимения.
1. Склонение по падежамПервый тип образования местоимений - это их склонение по падежам.
Падеж | Отвечает на вопрос | Это | То | Что | Нечто |
Именительный | кто? что? | дзу дзи дзаў дзай | пу пи паў пай | му? ми? маў? май? | ңу ңи ңаў ңай |
Родительный | чей? | дзух' дзих' дзаўх' дзайх' | пух' пих' паўх' пайх' | мух'? мих'? маўх'? майх'? | ңух' ңих' ңаўх' ңайх' |
Винительный | кого? что? | дзунд дзинд дзаўнд дзайнд | пунд пинд паўнд пайнд | мунд? минд? маўнд? майнд? | ңунд ңинд ңаўнд ңайнд |
Статичный | где? у кого/чего есть? у кого/чего? на ком/чем? | дзум дзим дзаўм дзайм | пум пим паўм пайм | мум? мим? маўм? майм? | ңум ңим ңаўм ңайм |
Динамичный | куда? кому? чему? для кого/чего? на кого/что? почему? | дзул дзил дзаўл дзайл | пул пил паўл пайл | мул? мил? маўл? майл? | ңул ңил ңаўл ңайл |
Творительный | чем? | дзукс | пукс | мукс? | ңукс |
Местный | где? | дзушми | пушми | мушми? | ңушми |
Направительный | куда? | дзулче | пулче | мулче? | ңулче |
Отправительный | откуда? | дзунмэ | пунмэ | мунмэ? | ңунмэ |
Эссив-модальный | как? по-какому? на каком языке? | дзуста | пуста | муста? | ңуста |
Сравнительный | как что? как какой мателиал? | дзусса | пусса | мусса? | ңусса |
Местоимения являются немногими именами, которые склоняются по всем падежам.
Даже сюда пробирается номинализация. Так, русское слово
почемучка (но не так детски) будет
мулу, образ. от динам. формы вопросительного местоимения
му.
2. Сложные местоименияНекоторые местоимения являются сложными, то есть состоят из простого местоимения и имени. Местоимения могут использоваться в полной форме, а могут редуцироваться, и присоединяться к имени.
Язык имеет следующие сложные местоимения (указаны только редуцированные варианты):
Категория | Близкие указ. | Отдаленные указ. | Вопрос. | Неопред. |
Время | дзе́си-м | песи-м | меси-м? | ңеси-м |
Назначенное вр. | дзе́си-л | песи-л | меси-л? | ңеси-л |
Способ, качество | дзо́рх'-ем | порх'-ем | морх'-ем? | ңорх'-ем |
Количество | дзо́ддэ, дзо́тт | поддэ, потт | моддэ? мотт? | ңоддэ, ңотт |
Принадлежность | амби́дз | амбип | амбим? | амбиң |
Из нескольких (который?) | дзумби́-су дзимби-су дзамби-су | пумби-су пимби-су памби-су | мумби-су? мимби-су? мамби-су? | ңумби-су ңимби-су ңамби-су |
В разговорной речи можно также использовать недопрефиксы
дз-,
п-,
м- и
ң- для описания способа действия глагола перед его герундием. Так что:
- Как сказать на французском "где ресторан?" - мыңк'аўлэ фэранцыста "мушми ресторан?";
- Вот так вычислять дифференциалы - дзымх'ассэбэ дифференциалаўнд;
- Так (указавши на отдаленного рабочего, например) не надо работать - ман пымг'амэ;
- Надо нам как-то знать компьютеры - г'ыр бину ңынсаннэ компьютеранд/ңынсаннэт компьютеранди́мну
Однако стоит помнить, что этот метод
разговорный, и поэтому не следует его использовать на письме. В литературном варианте надо использовать слово
%префикс%-орх' перед герундием глагола в статичном падеже. То есть, как сказать будет не
мыңк'аўлэ?, но
морх' ыңк'аўлэтам?, или
му орх' ыңк'аўлэтам?ОкончанияТакже, как есть различные окончания у личных местоимений, так они есть и у тех, которые мы учили, и они функционируют так же. Они изменяются по родам и по числам, как окончания 3-го лица.
Обычные окон. | Стат. окон. | Короткие стат. | Дин. окон. | Короткие дин. |
-(о́)дз, -(о́)дзэ, -(о́)дзу | -(о́)ббодз, -(о́)бдзэ, -(о́)бдзу | -(о́)бдз | -(о́)ллодз, -(о́)лдзэ, -(о́)лдзу | -(о́)лдз |
-(о́)п, -(о́)пэ, -(о́)пу | -(о́)ббоп, -(о́)бпэ/-(о́)ппэ, -(о́)бпу/-(о́)ппу | -(о́)бп/-(о́)пп | -(о́)ллоп, -(о́)лпэ, -(о́)лпу | -(о́)лп |
-(о́)м, -(о́)мэ, -(о́)му | -(о́)ббом, -(о́)бмэ/-(о́)ммэ, -(о́)бму/-(о́)мму | -(о́)бм/-(о́)мм | -(о́)ллом, -(о́)лмэ, -(о́)лму | -(о́)лм |
-(о́)ң, -(о́)ңэ, -(о́)ңу | -(о́)ббоң, -(о́)бңэ/-(о́)мңэ, -(о́)бңу/-(о́)мңу | -(о́)бң/-(о́)мң | -(о́)ллоң, -(о́)лңэ, -(о́)лңу | -(о́)лң |
Есть также изолированные статичные и динамические предлоги, но их использование огранично, так как есть спряжение полных местоимений по падежам. Они образуются по модели
би-/
ли-+
%обычное окончание%. Например:
бим,
лип,
биң,
лидз и прочее.
Примеры:
- Где ты был? - Тауко́ббом?/Тауко́мм?
- Я увидел кого-то - Ах'о́ддзоң;
- Алмаса со своим парнем идет туда - Ўамсе́ллоп Алмасэ джэра даўх'уса́м;
- Они сказали это нам - Як'улудзо́лну;
- Чей телефон? - Телефо́ном?
- Это чьё-то платье - Кысўата́ңэ дзу
Глаголы ядзи́р, япир, ямир, яңирЭти глаголы используются для того, чтобы ответить и задать вопрос
что делать?. Они образованы от известных уже нам квазипрефиксов+глагола
яўир, который означает "делать, просто делать". Хотя в разговорном языке можно сказать
ўар-ом ынка? (что ты делаешь?), в литературном это неправильно, надо использовать глагол:
мар ынка?Общие примерыТеперь рассмотрим примеры с разными использованиями этих междуимений.
- Сколько здесь масла? - Моддэт оли дзушми?
- Там, в лесу, я нашел чей-то домик - Пушми ндлехх'ышми аголь бэньята́ң;
- Так над ним издеваться?! Что он вам сделал??! - Дзыңга́ргырос?! Ямиролку??!
- Кто не имеет материалов? - Ман материала́ббом?
- Кому [дать] игру? - Ыңкарх'ыста́лм?
- Не идите сюда! - Мэсулдзо́ндл!
- Что у тебя (ж. р.) есть сейчас? - Муббач дзеси?
- Сколько времени? - Му ме́сит? (досл. какой час);
- Ми наһи́ре месит дзи! - Какие красивые эти часы!
Этот когланг даже к некоторым местоимениям позволяет присоединять местоименные окончания. Это можно использовать для того, чтобы, например, говорить о конкреном человеке или вещи, или чтобы задать вопрос собеседнику. Примеры использования:
- Морх'ка? - Как ты? Как дела? (неформально) (м.р.);
- Морх'чи? - Как ты? Как дела? (неофициально) (ж.р.);
- Морх'ку? - Как вы? Как дела? (неоф.);
- Мушмидз? - Где это?
- Пулчей - Я [иду] туда;
- Дзушмис - Он здесь;
- Ңоддэтану, ңоттану - Мы несколько, некое кол-во нас;
Цитата: Eitanbor от марта 15, 2022, 19:02Это тот же конланг, о котором я писал ранее здесь (https://lingvoforum.net/index.php?topic=106069.0).
Его надо бы немного исправить. К тому же, я предпочел бы, чтоб эта тема была здесь, в разделе конлангов форумчан.
Конечно, буду рад на идеи. Можете предлагать что мне добавить.
Итак, начнём.
Алфавит и фонетика - 1
Этот язык имеет следующие согласные:
Губные | Зубные | Альвеолярные | Постальв.+Палат | Велярные | Фарингальные | Глоттальные |
m (м) | n̪ (н) | | ɲ (нь) | ŋ (ң) | |
p (п) pˀ (п') b (б) | t̪ (т) t̪ˀ (т') d̪ (д) | ts (ц) tsˀ (ц') dz (дз) | tʃ (ч) tʃˀ (ч') dʒ (дж) | k (к) kˀ (к') g (г) | | ʔ (ъ) |
/f (ф)/* /v (в)/* | | s (с) [z (з, с)]** | ʃ (ш) [ʒ (ж, ш)]** | /x (х)/* | ħ (х') ʕ (г') | h (һ) |
| | r~ɾ (р) | | | | |
| tɬ̪ (тл) tɬ̪ˀ (тл') dɮ̪ (дл) | | | | | |
| ɬ̪ (л') [ɮ̪ (дл, л')]** | | | | | |
| l̪ (л) | | ʎ (ль) | | | |
w (ў) | | | j (й) | | | |
*Только в заимствованиях
**Аллофоны или заимствования
Согласные не смягчаются перед 'е' и 'и'. Особенно важно это знать, когда есть зубные и альвеолярные согласные. Например, произнеся 'ти' с акцентом, может получиться 'чи'. Очень важно не путать 'ни' с 'ньи', и 'ли' с 'льи'.
Звонкие согласные не оглушаются на конце слова. То есть, 'ед' (рука) не будет 'ет', это уже означает облако.
Все согласные могут удваиваться. Нельзя их произносить кратко, в том числе в конце слова. Например, 'г'едд' (праздник). Но можно произносить на конце слова короткую безударную [tt]ы[/tt].
Из гласных он имеет всего семь:
i (и) | ɨ (ы) | u (у) |
e̞ (е) | ə (э) | o̞ (о) |
| ä (а) | |
Буква 'е' не имеет звука 'й', даже в начале слова. Для этого есть сочетание 'йе'.
Слова, даже если на письме начинаются с гласной, на самом деле начинаются с гортанной смычкой. Та же рука (ед): /ʔe̞d/.
Если после звуков /ц/ и /ш/ стоит звук 'и', он ни в коем случае не меняется на 'ы'. 'цы', 'шы' и 'ци', 'ши' являются разными слогами.
Ударение может быть на разных слогах, но в пределах трех последних слогов, иначе будет неблагозвучие. Ударение силовое, как и в русском. Нельзя редуцировать 'о', произнося вместо нее в безударной позиции 'а', иначе это может повлиять на смысл сказанного. В этом языке есть свои методы редукции, но о них можно потом
Ну, фонетика - великолепно! Количество согласных поражает! Вдохновлялись языками Кавказа (адыгским, убыхским)?
Цитата: Theodor Deutscher от августа 17, 2022, 22:22Цитата: Eitanbor от марта 15, 2022, 19:02Это тот же конланг, о котором я писал ранее здесь (https://lingvoforum.net/index.php?topic=106069.0).
Его надо бы немного исправить. К тому же, я предпочел бы, чтоб эта тема была здесь, в разделе конлангов форумчан.
Конечно, буду рад на идеи. Можете предлагать что мне добавить.
Итак, начнём.
Алфавит и фонетика - 1
Этот язык имеет следующие согласные:
Губные | Зубные | Альвеолярные | Постальв.+Палат | Велярные | Фарингальные | Глоттальные |
m (м) | n̪ (н) | | ɲ (нь) | ŋ (ң) | |
p (п) pˀ (п') b (б) | t̪ (т) t̪ˀ (т') d̪ (д) | ts (ц) tsˀ (ц') dz (дз) | tʃ (ч) tʃˀ (ч') dʒ (дж) | k (к) kˀ (к') g (г) | | ʔ (ъ) |
/f (ф)/* /v (в)/* | | s (с) [z (з, с)]** | ʃ (ш) [ʒ (ж, ш)]** | /x (х)/* | ħ (х') ʕ (г') | h (һ) |
| | r~ɾ (р) | | | | |
| tɬ̪ (тл) tɬ̪ˀ (тл') dɮ̪ (дл) | | | | | |
| ɬ̪ (л') [ɮ̪ (дл, л')]** | | | | | |
| l̪ (л) | | ʎ (ль) | | | |
w (ў) | | | j (й) | | | |
*Только в заимствованиях
**Аллофоны или заимствования
Согласные не смягчаются перед 'е' и 'и'. Особенно важно это знать, когда есть зубные и альвеолярные согласные. Например, произнеся 'ти' с акцентом, может получиться 'чи'. Очень важно не путать 'ни' с 'ньи', и 'ли' с 'льи'.
Звонкие согласные не оглушаются на конце слова. То есть, 'ед' (рука) не будет 'ет', это уже означает облако.
Все согласные могут удваиваться. Нельзя их произносить кратко, в том числе в конце слова. Например, 'г'едд' (праздник). Но можно произносить на конце слова короткую безударную [tt]ы[/tt].
Из гласных он имеет всего семь:
i (и) | ɨ (ы) | u (у) |
e̞ (е) | ə (э) | o̞ (о) |
| ä (а) | |
Буква 'е' не имеет звука 'й', даже в начале слова. Для этого есть сочетание 'йе'.
Слова, даже если на письме начинаются с гласной, на самом деле начинаются с гортанной смычкой. Та же рука (ед): /ʔe̞d/.
Если после звуков /ц/ и /ш/ стоит звук 'и', он ни в коем случае не меняется на 'ы'. 'цы', 'шы' и 'ци', 'ши' являются разными слогами.
Ударение может быть на разных слогах, но в пределах трех последних слогов, иначе будет неблагозвучие. Ударение силовое, как и в русском. Нельзя редуцировать 'о', произнося вместо нее в безударной позиции 'а', иначе это может повлиять на смысл сказанного. В этом языке есть свои методы редукции, но о них можно потом
Ну, фонетика - великолепно! Количество согласных поражает! Вдохновлялись языками Кавказа (адыгским, убыхским)?
Скорее афразийскими, ведь он основан на них
З Днем Незалежності України!!!!!!!
Юм ымх'ару́т Укра́йнэ мэба́рэк!!!!!!!
🇺🇦🇺🇦🇺🇦🇺🇦🇺🇦🇺🇦🇺🇦🇺🇦🇺🇦🇺🇦🇺🇦🇺🇦
Глаголы - 3В этом уроке мы продолжим обсуждать глагольную систему данного языка. Она имеет 3 глагольных наклонений: изъявительное, сослагательное и указательное. Глаголы имеют ред отличий от русского. Так, они не имеют склонений по временам и даже инфинитива. Но они имеют другие ньюансы, о которых мы поговорим потом.
Изъявительное наклонениеМы его уже упоминали, но все равно напомню. Известно, что это глагол в прошедшем времени. Морфологические особенности данного наклонения включают приставку
-а- между приставкой лица и основой глагола (в некоторых типах глаголов этой приставкой может быть
-е- или
-о-).
Спряжение глагола
як'ул в из. накл:
Лицо | Полож. | Отриц. |
Я | ак'у́л | ак'уло́ндл |
Ты (м.р.) | так'у́л | так'уло́ндл |
Ты (ж.р.) | так'у́ли | так'ули́ндл |
Он | як'у́л | як'уло́ндл |
Она | як'у́ли | як'ули́ндл |
Мы | нак'у́л | нак'уло́ндл |
Вы | так'у́лу | так'улу́ндл |
Они | як'у́лу | як'улу́ндл |
Сослагательное наклонениеСослагательное наклонение используется в разных целях. Прежде всего, оно используется для выражения пожелания, чтобы что-то было, намерения, возможного события в будущем, или для выражения просьбы. Также его можно использовать с частицами и с другими глаголами для выражения разных смыслов, выражаемыми в русском, например, инфинитивом, которого в этом языке нет, или для выражения событий в будущем времени. Для дополнительных смыслов можно также присоединять окончания.
Морфологические признаки глагола в сосл. накл. схожи в некой степени с таковыми в изъявительном наклонении. Так, в нем используются те же морфемы для передачи лиц. Но с другой стороны, в таком накл. отсутствует приставка
-а-. Вместо неё будет другая гласная:
- Если основа глагола начинается на согласный: -э- (йэк'ул, йэсонн);
- Если основа глагола начинается на два согласных: -ы- (йыбх'етл', йыч'х'ар, йых'си);
- Если основа глагола начинается на гортанную смычку: нет гласного, и смычка исчезает (юк, япре́ц);
- Если в из. накл. приставка наклонения -е- или -о-: -и- и -у- соотв. (юмос, йиме́д)
Спряжение глагола
ябх'етл' в сосл. накл:
Лицо | Полож. | Отриц. |
Я | ыбх'е́тл' | ыбх'етл'о́ндл |
Ты (м.р.) | тыбх'е́тл' | тыбх'етл'о́ндл |
Ты (ж.р.) | тыбх'е́тл'и | тыбх'етл'и́ндл |
Он | йыбх'е́тл' | йыбх'етл'о́ндл |
Она | йыбх'е́тл'и | йыбх'етл'и́ндл |
Мы | ныбх'е́тл' | ныбх'етл'о́ндл |
Вы | тыбх'е́тл'у | тыбх'етл'у́ндл |
Они | йыбх'е́тл'у | йыбх'етл'у́ндл |
Примеры использования просто глагола, без ничего:
- Тыбх'етл'илсо́ндл - Не пиши (ж.р.) ему;
- Нумсо́ллоп? - Пойдем-ка туда?
- Йэк'улу́ллиң - Пусть скажут мне что-то
- Юк hус! - Пусть так будет!
Ко глаголам можно также добавлять частицы для выражения дополнительных смыслов. Одна из них - это частица
рац, которая означает будущее время глагола. Её отрицательной формой является
мац, образованная от слияния словосочетания
ман рац. Также есть частица
т'э́ррэ, означающая "до того, как сделает, пока не сделает, еще не сделал". Частицы обычно ставятся сразу перед глаголом, но в некоторых случаях может ставиться перед подлежащим, когда оно перед сказуемым. Примеры с частицами:
- Рац йыст'э́мб ба́ба месит - Папа отремонтирует часы;
- Т'эррэ нэг'амбент - Мы еще не сделали уроки;
- Мац Дамир Профессор йэдан лекцийтанд - Профессор Дамир [именно он, SVO инверсия] не зачитает (даст) лекцию.
Форму глагола в сослагательном накл. можно использовать с модальными глаголами, и таким образом выражать такие категории, как намерение, желание, необходимость пр. То есть:
- Ўанд эсур дл'их'их'танд ан али бентайм - [Я] хочу нарисовать деревце, которое рядом с моим домом;
- Ман х'аб тэгэ́тт, джамман ўанд - Ты не обязан спать, если не хочешь;
- Тл'ари тыксоби са дэрус биологитам гири йэсури - Она может слушать на уроках биологии и рисовать;
- Наг'омпондл нэто лапша дзутанньенд - Мы не любили есть здесьшнюю лапшу;
- Яцэнд йэх'ит япрецос Добб Доктор - Доктор Добб собрался начать прооперировать его;
К форме сосл. накл. можно присоединять модальные окончания, выражающие разние глагольные категории, такие как вежливая просьба, пожелания или размышления о том, как могло бы быть иначе.
- Тырт'и́сса мг'амтанд! - Дай Бог, чтобы ты нашла работу!
- Тэһисджо́ндл, кем джэўабо́ллос - Ты должен был не молчать, но [дать] ему сдачу;
- Эниго́лгы ндэрсэта́лче һе́сим, кем ягб авто́бус - Я бы пришел в школу вовремя, но автобус опоздал;
- Йимда́т профессор оддэт ма ан ўаг' ымманчаўа́ - Профессор мог бы измерить кол-во воды в пробирках.
Повелительное наклонениеФормы пов. накл. образуются от чистой основы глагола+окончаний рода и числа.
Склонение глагола
яўир в пов. накл. Обратите внимание, что глагол имеет только 2-е лицо:
Род/число | Полож. | Отриц. |
М. ед. | Ўир! | Ўирондл! |
Ж. ед. | Ўи́ри! | Ўириндл! |
Мн. ч. | Ўи́ру! | Ўирундл! |
Внимательные из вас могли заметить, что я не обозначил ударения в отрицательных формах. Это потому, что ударение здесь варьируется: оба варианта
ўи́рондл! и
ўиро́ндл! являются правильными, но
ўи́рондл! как-то предпочтительнее.
Полное (ну почти) склонениеТеперь мы может перейти к полным (почти) склонениям глаголов на примере двух глаголов. Начнем с двухбуквенного глагола нулевой ганы
яда́н (дать, давать). Для удобства я предоставил три формы сосл. накл. с окончаниями.
Лицо/наклонение | Изъявительное | Сослагательное | "Желаю чтобы он сделал" | "Он бы сделал" | Вежливая просьба | Повелительное |
Положительные |
Я | ада́н | эда́н | эда́ныссай | ыдно́лгы | | |
Ты (м.) | тада́н | тэда́н | тэда́ныссай | тыдно́лгы | тыдна́нна! | дан! |
Ты (ж.) | тада́ни | тэда́ни | тэда́ниссай | тыдни́лгы | тыдни́нна! | да́ни! |
Он | яда́н | йэда́н | йэда́ныссай | йыдно́лгы | | |
Она | яда́ни | йэда́ни | йэда́ниссай | йыдни́лгы | | |
Мы | нада́н | нэда́н | нэда́ныссай | ныдно́лгы | | |
Вы | тада́ну | тэда́ну | тэда́нуссай | тыдну́лгы | тыдну́нна! | да́ну! |
Они | яда́ну | йэда́ну | йэда́нуссай | йыдну́лгы | | |
Отрицательные |
Я | адно́ндл | ыдно́ндл | ыднысса́ндл | ыднолга́ндл | | |
Ты (м.) | тадно́ндл | тыдно́ндл | тыднысса́ндл | тыднолга́ндл | тыднанна́ндл! | данондл! |
Ты (ж.) | тадни́ндл | тыдни́ндл | тыднисса́ндл | тыднилга́ндл | тыднинна́ндл! | даниндл! |
Он | ядно́ндл | йыдно́ндл | йыднысса́ндл | йыднолга́ндл | | |
Она | ядни́ндл | йыдни́ндл | йыднисса́ндл | йыднилга́ндл | | |
Мы | надно́ндл | ныдно́ндл | ныднысса́ндл | ныднолга́ндл | | |
Вы | тадну́ндл | тыдну́ндл | тыднусса́ндл | тыднулга́ндл | тыднунна́ндл! | данундл! |
Они | ядну́ндл | йыдну́ндл | йыднусса́ндл | йыднулга́ндл | | |
Пример склонения трехбуквенного глагола нулевой ганы
ях'со́б (считать):
Лицо/наклонение | Изъявительное | Сослагательное | "Желаю чтобы он сделал" | "Он бы сделал" | Вежливая просьба | Повелительное |
Положительные |
Я | ах'со́б | ых'со́б | ых'со́быссай | ых'собо́лгы | | |
Ты (м.) | тах'со́б | тых'со́б | тых'со́быссай | тых'собо́лгы | тых'соба́нна! | ых'со́б! |
Ты (ж.) | тах'со́би | тых'со́би | тых'со́биссай | тых'соби́лгы | тых'соби́нна! | ых'со́би! |
Он | ях'со́б | йых'со́б | йых'со́быссай | йых'собо́лгы | | |
Она | ях'со́би | йых'со́би | йых'со́биссай | йых'соби́лгы | | |
Мы | нах'со́б | ных'со́б | ных'со́быссай | ных'собо́лгы | | |
Вы | тах'со́бу | тых'со́бу | тых'со́буссай | тых'собу́лгы | тых'собу́нна! | ых'со́бу! |
Они | ях'со́бу | йых'со́бу | йых'со́буссай | йых'собу́лгы | | |
Отрицательные |
Я | ах'собо́ндл | ых'собо́ндл | ых'собысса́ндл | ых'сэболга́ндл | | |
Ты (м.) | тах'собо́ндл | тых'собо́ндл | тых'собысса́ндл | тых'сэболга́ндл | тых'сэбанна́ндл! | ых'собондл! |
Ты (ж.) | тах'соби́ндл | тых'соби́ндл | тых'собисса́ндл | тых'сэбилга́ндл | тых'сэбинна́ндл! | ых'собиндл! |
Он | ях'собо́ндл | йых'собо́ндл | йых'собысса́ндл | йых'сэболга́ндл | | |
Она | ях'соби́ндл | йых'соби́ндл | йых'собисса́ндл | йых'сэбилга́ндл | | |
Мы | нах'собо́ндл | ных'собо́ндл | ных'собысса́ндл | ных'сэболга́ндл | | |
Вы | тах'собу́ндл | тых'собу́ндл | тых'собусса́ндл | тых'сэбулга́ндл | тых'сэбунна́ндл! | ых'собундл! |
Они | ях'собу́ндл | йых'собу́ндл | йых'собусса́ндл | йых'сэбулга́ндл | | |
Виды глаголовВ этом языке, в отличии от русского, не существует совершенного и несовершенного видов. Но это не означает, что нельзя выразить, например, разницу между глаголами
читать и
прочитать. Как же тогда решить данную проблему?
- Вид глагола часто подразумевается по контексту. Так что, в предложении ак'ра мбух'тл'ка глагол ак'ра стоит в совершенном виде, то есть, я прочитал твое письмо. Но в другом предложении, сынтам ак'ра геланонд (я год читал книгу), этот же глагол будет иметь несовершенный вид, несмотря на одинаковый морфологический состав.
- Можно использовать сочетание причастия и глагола бытия яук. Так, предложение карх'ысодз аук переводится "я играл в это", а не "я поиграл в это"
- Стативные глаголы, или глаголы состояния, автоматически являются несовершенного вида. Но глаголы превращения принимают совершенный вид. К примеру, глагол яко́б (быть тяжелым) переводится на русский, используя несовершенный вид. Но если этот глагол будет в n-породе, то есть яңко́б, то он будет означать становление, и будет переводиться как глагол совершенного вида.
- От некоторых глаголов можно образовывать формы фреквентатива. Например, от глагола ябх'етл' образуется глагол ябах'тл'е́тл' (пописывать). Глаголы становления могут получать вместо н- приставку нна-, то есть мы будем иметь глагол яннако́б (ставать тяжелым).
Некоторые примеры фреквентативных глаголов:
Русский | Обычный гл. | Фреквентатив |
Читать | як'ра | як'рак'ра́ |
Ходить | ёмос | ёмсо́мс |
Есть | ято́(ъ) | ятото́(ъ) |
Крутить | ягли́ | яглигли́ |
Смотреть | ях'оддз | ях'адзх'о́ддз |
Считать (числа) | ях'соб | ях'асбо́б |
Искать | ябур | ябурбу́р~ябру́р |
Ставать высоким | яррэ́мм | яннарэ́мм |
Умнеть | яныч'х'а́р | яннач'х'а́р |
Ставать кудрявым | яңги́л | яннаги́л |