Футболист Андрей Кирлик лично для меня - это не просто очень интересная фигура. Мои чувства усиливаются от того, что он много лет выступал за одесский "Черноморец", причем на протяжении всего этого периода был одним из лучших футболистов команды, одним из лидеров и одной из главных фигур завоевания бронзовых медалей в сезоне 2005/2006, что было пиком команды за долгие годы и настоящим праздником для ее болельщиков (третье место сочеталось с получением путевки в международный европейский турнир Кубок УЕФА, что стало первым выходом "Черноморца" на международную арену за примерно десять лет). И я регулярно видел Кирлика не по телевизору, а вживую, на стадионе. Потому мне особенно сложно поверить, что тот самый Андрей Кирлик, левый полузащитник/латераль, мастер стандартов, исполнявший в "Черноморце" большинство штрафных, угловых и пенальти, сейчас руководит храмом, делает и говорит то, что делает и говорит. В голове всплывает, например, самая концовка домашнего матча с ФК "Харьков", когда "Черноморцу" надо было побеждать, но счет держался 0:0, и вот, когда уже казалось, что ничьей не избежать, мы заработали пенальти. К мячу подошел, конечно же, Кирлик, и я с трудом удержался, чтобы не отвернуться от поля, ибо смотреть было откровенно страшно. Но Андрей забил, и вот трибуны беснуются, а Кирлик на поле во главе празднования футболистов. Или тот же год, матч против другой харьковской команды, "Металлиста", на ее поле. Кирлик, который раньше выступал за "Металлист", с пенальти сравнивает счет, при этом бежит к трибуне фанатов харьковской команды, ибо знает, где она, и начинает праздновать там. И вот - отец Андрей, далекий от страстей. Это что, тот самый Андрей Кирлик? Не может быть... Но это так.
Часто достаточно необычный для футболиста дальнейший путь случается у тех, кто очень рано завершил карьеру из-за травм. Но у Кирлика-то карьера была совершенно полноценной, и завершил он ее в 33 года. Так что это не тот случай. Когда Андрей заканчивал карьеру, уже давно наступили времена, в коих подавляющее большинство футболистов по завершении карьеры становились тренерами, некоторые начинали работать в роли футбольных экспертов на телевидении или как-то иначе остаются в футболе. Конечно, это случается не со всеми. Некоторые переходят к занятию бизнесом, не связанным с футболом. Однако то, что произошло с Кирликом - это все равно нечто уникальное. Возможно, не единственный случай, но точно архиредкий. При этом, кажется, Кирлик мог пойти им еще в 2003-м, когда прямо по ходу сезона, после завершения его первой части, завершил карьеру. Но спустя полгода, насколько знаю, тогдашний главный тренер "Черноморца" Семен Альтман уговорил Андрея вернуться, и он отыграл еще несколько лет.
Возможно, кому-то из форумчан будет интересно интервью Кирлика или, скорее, отца Андрея, которое он дал в 2017 году.
(https://d.radikal.ru/d42/2112/3b/984d9e51763a.jpg) (https://radikal.ru)
(https://d.radikal.ru/d35/2112/32/71c11a2666de.jpg) (https://radikal.ru)
(https://c.radikal.ru/c35/2112/0e/8107e8677f8c.jpg) (https://radikal.ru)
(https://b.radikal.ru/b28/2112/60/e024ba828116.jpg) (https://radikal.ru)
(https://d.radikal.ru/d06/2112/a9/17681eeaae22.jpg) (https://radikal.ru)
Цитировать... В отличие от многих популярных в недалеком прошлом игроков, сейчас Кирлика нельзя увидеть на телевидении в роли футбольного эксперта, он не комментирует значимые события на страницах газет, и вообще известно о нем немного. В СМИ только проскользнула коротенькая информационная сводка: «Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил Божественную литургию в храме Одесского Спасо-Преображенского собора, во время которой рукоположил в диакона выпускника Одесской духовной семинарии Андрея Кирлика». Так наш герой принял духовный сан, став священником. ... Дав согласие на интервью, бывший футболист, а ныне духовное лицо, отец Андрей, назначил нашему корреспонденту встречу в церкви, в которой служит в последнее время. Это скромный, деревянный храм, названный в честь иконы Пресвятой Борогодицы «Призри на смирение», расположившийся в спальном районе Одессы — Черемушках. В разгар рабочего дня прихожан в церкви не было, а сам батюшка делал небольшую уборку: «Завтра — праздник Петра и Павла, придет много людей». Интервью он предложил провести тут же, устроившись на небольшой скамье, хотя и скромно добавил: «Вот уж не знаю, чем заслужил такое внимание к себе»
Вы управляете храмом один?
— Да. Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел назначил меня служить здесь настоятелем. Церковь тогда только начинала строиться — не было ни крыши, ни окон, ни дверей. Не было и куполов — одни стены. И вот, что с Божьей помощью смогли, то сделали.
«Преподаватели в духовной семинарии были болельщиками»
— Скажите, ваша прошлая спортивная популярность влияет на число прихожан? Им приятно ходить именно в вашу церковь?
— Слава Богу, в основном такого нет, потому что человек должен приходить к Богу, а не к определенному священнику. Большинство прихожан в нашем храме, наверное, и не догадываются о моем спортивном прошлом, хотя многих из них я знаю поименно. Люди просто приходят помолиться Богу. Да, есть ребята и более молодого поколения. После службы они могут подойти, сказать, что, мол, знают меня как футболиста. Однако это относительно маленький процент прихожан.
— Но вам приятны такие моменты?
— Не буду говорить, что мне это неприятно, но в тоже время отношусь к этому неодобрительно.
— Вы много времени проводите в стенах церкви?
— Нормированного графика нет. Иногда могу находиться здесь и целый день, иногда бываю утром, а потом еду по делам.
— Отец Андрей, сами вы не находите необычным тот факт, что ваша жизнь складывается вопреки общепринятым нормам? Ведь почти сто процентов игроков после завершения карьеры становятся либо тренерами, либо селекционерами, либо футбольными агентами...
— Такая тенденция сложилась лишь в последнюю пару десятилетий. А если вспомнить более ранние времена, то многие футболисты, на чьей игре, в частности, рос и я, в жизни вне спорта работали на обыкновенной работе и совсем не обязательно становились тренерами. Понимаете, у каждого человека свой путь в жизни, и он все равно ведет к Богу. Я выбрал свой...
— В какой период жизни созрело ваше решение?
— Господь призывает к себе человека всю его жизнь. Играя в футбол, я в один прекрасный момент откликнулся на его призыв, стал христианином, начал посещать Божий храм. Видимо, так стало угодно Господу, что я продвинулся дальше, пошел по пути священнослужителя. Это не произошло вдруг. Решение назревало долгое время.
— Вы были студентом Одесской духовной семинарии, еще играя за Черноморец. Как удавалось совмещать одно с другим?
— Преподаватели знали — кто я и чем занимаюсь. Некоторые из них оказались футбольными болельщиками. В чем-то мне шли на уступки, потому что заниматься спортом и учиться в семинарии было очень сложно. В Черноморце были постоянные заезды. У Семена Иосифовича Альтмана принято быть с командой на базе, поскольку футболист перед тренировкой должен быть отдохнувшим, а после нее — пройти восстановление. Конечно, духовную литературу тоже читал. Признаюсь, завидовал тем семинаристам, которые жили в семинарии, ходили на богослужения и участвовали в них.
«И в футболе можно оставаться человеком и христианином»
— Можно ли сказать, что сейчас вы находитесь в большей гармонии с самим собой и с Богом по сравнению с тем временем, когда выходили на футбольное поле?
— Человек должен всегда находиться с Богом, независимо от того, священнослужитель ли он, футболист или юрист. Конечно, сейчас у меня есть намного больше времени, чтобы заниматься своим духовным развитием, которое приближает нас к Богу. Футбол — это вид деятельности, который основан на человеческих страстях — гордости, желании славы, победы. Там тяжелее находить гармонию с самим собой.
— Перечисленные вами футбольные страсти находятся в конфликте с православной религией?
— Стремление к славе может быть присуще не только футболу, но и любой другой сфере. Например, тот же юрист или финансист может также не замечать вокруг себя остальных людей, идти по их головам к вершине. И здесь тоже будет конфликт — но не с религией, а с самим собой, с совестью. Зато другой человек и в футболе может оставаться человеком и христианином, если своим поведением и на поле, и за его пределами демонстрирует положительный пример подрастающему поколению, призывает детей отказываться от вредных привычек.
— Во многих командах в случае, если коллектив попал в полосу неудач, распространен метод: сходить в церковь, помолиться — и тогда, мол, победы придут. Вы как священник это одобряете?
— Так устроен человек, что как только у него что-то не складывается и ему становится плохо, он чисто интуитивно понимает, что надо идти в церковь. Проблема в том, что отношения людей с Богом в современном мире становятся потребительскими. Когда человеку становится легче — о Боге он забывает. А такого допускать нельзя.
— К вам приходят за советом бывшие партнеры? Общаетесь с ними как друг или как священник?
— Смотря в каких вопросах. Понимаете, дружба дружбой, а служба службой. Если человек задает вопрос о своем внутреннем состоянии, если он также ищет Бога, то пытаюсь найти для него совет как духовное лицо. Но мы вполне можем также обсуждать любые темы или говорить о спорте...
— С кем чаще всего общаетесь?
— Практически со всеми, с кем играл в одном составе в Одессе, поддерживаю постоянные отношения. Больше всего — с Валентином Полтавцом, Александром Косыриным. С некоторыми общаюсь реже, но все же общаюсь — с Женей Луценко, Русланом Гилазевым, Сергеем Ткаченко.
— Ходите на стадион?
— Нет. Могу разве что в выпусках новостей посмотреть голы, моменты какой-то игры... В основном, опять же, черпаю информацию из общения с бывшими партнерами.
— По тому, что вы видите, можете сказать — меняется футбол в лучшую или худшую сторону?
— Ничто не стоит на месте. Заметил следующую тенденцию: если в 90-х, когда я начинал свой путь в большом спорте, в первую очередь были востребованы атлетичные высокорослые футболисты, то сейчас на передний план выходят исполнители невысокого роста и отнюдь не выдающегося телосложения. Больше ценятся скорость, быстрота мышления — меня это радует.
— У вас есть сейчас любимая команда?
— Нет, особых предпочтений нет. Отношусь с симпатией к тому коллективу, который на данный момент показывает красивый футбол. Была Барселона, потом — Бавария...
«Благодарен Альтману за поездку в Иерусалим»
— Вы славились в свое время как мастер исполнения штрафных ударов. В чем был секрет? Это была Божья воля или результат многолетних тренировок?
— Это многолетний труд и умение смотреть и учиться у других. Мне помогло, что рядом, особенно в молодости, всегда были ребята, прекрасно исполнявшие штрафные. Поначал у меня к стандартам даже не подпускали. Но спасибо тренерам, которые почувствовали мой дар. Одним из первых его во мне разглядел Михаил Иванович Фоменко — на тот момент наставник Металлиста.
— Как служителю церкви не кажется ли вам, что в сфере футбола у молодых людей появляются непомерно большие доходы в сравнении с людьми других профессий? Большие деньги, в свою очередь, развращают молодежь...
— Высокие зарплаты не являются злом. Если Господь дает возможность кому-то хорошо зарабатывать, это означает лишь, что этот человек может помочь другому, который не так богат.
— После того как вы закончили футбольную карьеру, выходите ли на поле, допустим, в товарищеских матчах? Возможно, просто играете с друзьями?
— Пожалуй, по пальцам двух рук можно сосчитать случаи, когда выходил на поле с товарищами. На самом деле, ребята зовут, но у нас не совпадает время. Вечером часто идут богослужения, а, значит, я занят. Вот ФК Одесса меня приглашал как-то на восстановительные мероприятия, на тренировки. И я с ними бегал...
— А с Семеном Альтманом общаетесь?
— Часто видимся возле базы Черноморца — я там живу неподалеку и, бывает, прогуливаюсь рядом с футбольным полем. А он приезжает смотреть игры дубля. Общаемся и в другое время, просто созваниваясь.
— А что за история с паломничеством в Израиль, которое вы совершили еще в бытность футболистом?
— Это было в том сезоне, когда мы стали бронзовыми призерами чемпионата Украины. Да, зимой 2006-го. Черноморец начинал зимнюю подготовку где-то 10 января, а я попытался отпроситься у Альтмана — вместе с семьей мы примкнули к паломнической группе, которая отправлялась в Иерусалим на праздник Рождества. Вернуться должны были, по-моему, числа 13-го, то есть три дня подготовки я пропускал. Семен Иосифович долго не хотел меня отпускать, даже предлагал, чтобы я вернулся раньше своей группы, на самолете другой авиакомпании, но такой возможности не было. И тренер в конце концов позволил мне увидеть святые места.
— Что почерпнули для себя из той поездки?
— Ощущения от Иерусалима — будто ты идешь по страницам Евангелия. Проникаешься его духом.