Лингвофорум

Лингвоблоги => _Swetlana => Личные блоги => Блоги => _Swetlana: Lingua Latina => Тема начата: _Swetlana от октября 1, 2021, 01:12

Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: _Swetlana от октября 1, 2021, 01:12
Урок взят hīc (https://www.youtube.com/playlist?list=PLU1WuLg45SiyrXahjvFahDuA060P487pV)


hic, haec, hoc – этот, эта, это (указывает на предмет, близкий к говорящему)
hī, hae, haec – эти (m, f, n)
ille, illa, illud – тот, та, то (указывает на отдаленный предмет);
ille, illa, illud – он, она, оно
illī, illae, illa – те, они (m, f, n)
ecce – вот, смотри, гляди
magister, magistra – учитель, учительница
discipulus, discipula – ученик, ученица
sīc – так, таким образом, вот как; да; пусть
jam (iam) – уже; ещё; сейчас; теперь; итак; именно, как раз.
quoque - тоже
rūrsus – снова
Salvē! Salvēte! – приветствие
Valē! Valēte! – прощай (будь здоров), прощайте
valet – здоров
valent – здоровы
Valetne? – здоров ли?
Valentne? – здоровы ли?

Текст
Salvēte! Ego magister sum. Et vōs discipulī estis.
Et nōs linguam Latinam discimus. Sīc, linguam Latīnam discimus.
Vōs et ego linguam Latīnam discimus.
Tū, et tū, et tū, et tū – vōs et ego – nōs discimus linguam Latīnam.
Ecce magistra. Ecce magister. Magistrī. Magistrae.
Ecce discipulus. Ecce discipula.
Discipulus. Discipula. Discipulī. Discipulae.
Ego magister sum. Et vōs discipulī estis.
Et hic, estne magister an discipulus? Magister est.
Et hic, estne magistra an discipula? Discipula est.
Et hic, magister et discipulī sunt.

Salvē! Salvēte!
Hic Diodōrus est. Salvē, Diodōre! Salvē, Lūcī! Diodōrus mē salūtat.
Et haec Aemilia est. Salvē, Aemilia! Salvē, Lūcī! Aemilia mē salūtat.
Hic est Jūlius. Jam ego Jūlium salūto.  Salvē, Jūlī! Salvē, Lūcī! Jūlius mē salūtat.

Ille Jūlius est. Valetne ille? Valet.
Illa valet. Et ille valet.
Illa quoque valet. Illaе quoque valent. Illī valent.
Ecce rūrsus Jūlius. Valetne? – Nōn valet. 
Valentne? – Nōn valent.
Valēsne? – (Nōn) valeō. 
Et tū, valēsne? - Valeō.
Valē! Valēte!

GRAMMATICA LATĪNA
Глагол esse
1. Глагол esse (быть) может иметь в латинском языке самостоятельное значение.
In terrā est vīta. – На земле есть (существует) жизнь.
2. Глагол еsse употребляется в качестве связки составного именного сказуемого.
Теrrа est stēlla. – Земля (есть) планета.

Спряжение глагола еsse в настоящем времени изъявительного наклонения
Praesēns indicātīvī āctīvī
               
      Singulāris    Plurālis 
  1    sum    sumus 
  2    es    estis 
  3    est    sunt 

Спряжение глагола valēre (быть в состоянии; иметь силу; быть здоровым)
Praesēns indicātīvī āctīvī
               
      Singulāris    Plurālis 
  1    valeō    valēmus 
  2    valēs    valētis 
  3    valet    valent 

Личные местоимения               
      Singulāris    Plurālis 
  1    ego    nōs 
  2    tū    vōs 

Латынь для детей: знакомство


Взято в SalveLatina
https://www.youtube.com/@SalveLatina

Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Damaskin от октября 1, 2021, 01:15
Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 01:12
Et nōs lingua Latina discimus. Sic, lingua Latina discimus.

Здесь должен быть аккузатив - linguam latinam discimus.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: _Swetlana от октября 1, 2021, 01:17
Цитата: Damaskin от октября  1, 2021, 01:15
Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 01:12
Et nōs lingua Latina discimus. Sic, lingua Latina discimus.

Здесь должен быть аккузатив - linguam latinam discimus.
Я об этом даже подумала, когда записывала  :)
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Damaskin от октября 1, 2021, 01:20
Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 01:12
Ecce ??? Julius

Ecce rursus (снова) Julius
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: _Swetlana от октября 1, 2021, 01:30
Готово. Спокойной ночи, приятных кошмаров  :)
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Damaskin от октября 1, 2021, 01:35
Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 01:17
Я об этом даже подумала, когда записывала

Он как-то проглатывает иногда окончания. У него и valet звучит иногда как vale. Может оно так и положено, не знаю.  :???
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Wolliger Mensch от октября 1, 2021, 06:47
Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 01:12
In terrā est vita. – На земле есть (существует) жизнь.

In terrā est vīta. В слове vīta долгий ī (< *vīvitā < и.-е. *gʷīu̯otā, имя состояния к прилагательному vīvus).

Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 01:12
Однако значительно чаще глагол еsse употребляется в качестве связки составного именного сказуемого.
Теrrа est stella. – Земля (есть) планета.

1) Не «чаще», а это просто второе его употребление. Откуда вообще взялось это «чаще»? :what:
2) В слове stēlla долгий ē (< *stērlā, диминутив к согласноосновному и.-е. *stēr «звезда»). Сохранение долготы перед ll говорит о том, что словообразование имело место уже после действия правила VːCː > VCː

Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 01:12
Спряжение глагола еsse в настоящем времени изъявительного наклонения (Praesens indicatīvi actīvi)

Praesēns indicātīvī āctīvī.

Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 01:12
sic – так, таким образом, вот как; да; пусть

Sīc.

Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 01:12
quoque - тоже
rursus – снова

Quōque.
Rūrsus. Это позднее стяжение (о чём говорит долгий ū перед группой CS) < revorsus «обратно», «опять». Нестяжённая (рекомпонированная) форма revorsus > reversus сохраняется у причастия.

Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 01:12
Salvēte! Ego magister sum. Et vōs discipulī estis.
Et nōs lingua Latina discimus. Sīc, linguam Latinam discimus.
Vōs et ego linguam Latīnam discimus.
Tū, et tū, et tū, et tū – vōs et ego – nōs discimus lingua Latīna.
Ecce magistra. Ecce magister. Magistrī. Magistrae.
Ecce discipulus. Ecce discipula.
Discipulus. Discipula. Discipulī. Discipulae.
Ego magister sum. Et vōs discipulī estis.
Et hic, estne magister an discipulus? Magister est.
Et hic, estne magistra an discipula? Discipula est.
Et hic, magister et discipulī sunt.

Salvē! Salvēte!
Hic Diodōrus est. Salvē, Diodōre! Salvē, Luci! Diodōrus mē salūtat.
Et haec Aemilia est. Salvē, Aemilia! Salvē, Lūcī! Aemilia mē salūtat.
Hic est Jūlius. Jam ego Jūlium salūto.  Salvē, Jūlī! Salvē, Lūcī! Jūlius mē salūtat.

Ille Jūlius est. Valetne ille? Valet.
Illa valet. Et ille valet.
Illa quōque valet. Illaе quōque valent. Illī valent.
Ecce rūrsus Jūlius. Valetne? – Nōn valet. 
Valentne? – Nōn valent.
Valēsne? – (Nōn) valeō. 
Et tū, valēsne? - Valeō.

Valē! (Прощай (будь здоров)!)
Valēte! (Прощай (будьте здоровы)!)

Очень много ошибок с долготами.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: ta‍criqt от октября 1, 2021, 07:49
Про этого мужика говорили, что у него английский акцент ужасный. Кто так считает?
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: _Swetlana от октября 1, 2021, 09:48
Wolliger Mensch, большое человеческое спасибо. Буду исправлять.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: _Swetlana от октября 1, 2021, 11:50
valentne, valēsne, valeō
Почему у 2-го лица есть долгота, а у 3-го нет? Из-за стечения согласных?
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Wolliger Mensch от октября 1, 2021, 12:01
Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 11:50
valentne, valēsne, valeō
Почему у 2-го лица есть долгота, а у 3-го нет? Из-за стечения согласных?

В латинском языке во многосложных словах перед конечным -t все гласные сокращались, а перед -s — нет. Поэтому valēre: valeō, valēs, valet, valēmus, valētis, valent (а здесь уже ē > e перед группой CS).

Без исторической фонетики никуда. И в нормальных (а не соболевских) учебниках латинского она хотя бы в общих чертах всегда даётся — это необходимое условие.

Крайне настоятельно советую «Историческую грамматику» Тронского, там специально для студентов латинского языка историческая фонетика и морфология разжёваны максимально подробно и доходчиво.

Также очень настоятельно советую «Новую сравнительную грамматику латинского и греческого» Зилера (1995-го года) — там также всё максимально подробно объясняется по исторической фонетике и морфологии, но при этом ещё и вместе с греческим языком, что вам будет, полагаю, интересно.

Обе книги есть бесплатно в сети.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Wolliger Mensch от октября 1, 2021, 12:03
Да, ещё: во втором лице -ne «ли» (собственно, это «не», как в русском «ты идёшь, не?») может присоединяться механически: valēsne «здравствуешь ли?», а может фонетически закономерно: valēsne > valen? с тем же значением.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: _Swetlana от октября 1, 2021, 12:25
Книжки скачала себе на яндекс диск, ссылки запостила. Может, когда-нибудь и почитаю. Но не сейчас, чтобы не получилось как с греческим.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Bhudh от октября 1, 2021, 12:31
Цитата: Wolliger Mensch от октября  1, 2021, 12:01(а здесь уже ē > e перед группой CS)
SC?

Цитата: Wolliger Mensch от октября  1, 2021, 12:01Без исторической фонетики никуда. И в нормальных (а не соболевских) учебниках латинского она хотя бы в общих чертах всегда даётся — это необходимое условие.
:yes: У меня в том числе с учебника Ярхо и Лободы началось увлечение компаративистикой. Там и исторической фонетики, и исторической грамматики хватает.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Wolliger Mensch от октября 1, 2021, 12:33
Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 12:25
Книжки скачала себе на яндекс диск, ссылки запостила. Может, когда-нибудь и почитаю. Но не сейчас, чтобы не получилось как с греческим.

Тронского можете начинать читать сразу, как только появятся какие-то непонятки с чередованиями звуков. Сразу поймёте, в чём дело, это сильно облегчит дальнейшее изучение.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: _Swetlana от октября 1, 2021, 13:10
Хорошо, уговорили  ;D Буду читать Тронского и учебник Ярхо и Лободы.
Обозначу свою цель.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Wolliger Mensch от октября 1, 2021, 13:13
Цитата: _Swetlana от октября  1, 2021, 13:10
... и учебник Ярхо и Лободы.

Ярхо — это хорошо. У них годный учебник (правда, этимологии, данные в их словарике, конечно, местами не того). Единственное, что у них странно — при довольно большом погружении в историю языка, долготы они не обозначают на регулярной основе.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Damaskin от октября 1, 2021, 13:51
Цитата: Wolliger Mensch от октября  1, 2021, 12:01
Без исторической фонетики никуда. И в нормальных (а не соболевских) учебниках латинского она хотя бы в общих чертах всегда даётся — это необходимое условие.

Крайне настоятельно советую «Историческую грамматику» Тронского, там специально для студентов латинского языка историческая фонетика и морфология разжёваны максимально подробно и доходчиво.

Также очень настоятельно советую «Новую сравнительную грамматику латинского и греческого» Зилера (1995-го года) — там также всё максимально подробно объясняется по исторической фонетике и морфологии, но при этом ещё и вместе с греческим языком, что вам будет, полагаю, интересно.

Это советы "как не выучить латинский язык".
Развлекаться всей этой исторической фонетикой можно уже после того, как научился читать оригинальную латинскую литературу. Не раньше.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: RockyRaccoon от октября 1, 2021, 13:56
Цитата: Wolliger Mensch от октября  1, 2021, 12:01
Без исторической фонетики никуда.
Интересно, как 99% населения Земли говорит на языках, не имея ни малейшего представления об их исторической фонетике...
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Wolliger Mensch от октября 1, 2021, 14:19
Цитата: RockyRaccoon от октября  1, 2021, 13:56
Интересно, как 99% населения Земли говорит на языках, не имея ни малейшего представления об их исторической фонетике...

99% населения Земли говорит на выученном во взрослом состоянии языке? :what:
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: ta‍criqt от октября 1, 2021, 14:22
Цитировать99% населения Земли говорит на выученном во взрослом состоянии языке?
— Он называецца первый иностранный...
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: _Swetlana от октября 1, 2021, 14:27
Так. Sīc.
ЦитироватьEt hic, estne magister an discipulus? Magister est.
Et hic, estne magistra an discipula? Discipula est.
Et hic, magister et discipulī sunt.
Это как?
Наверно, правильно так:
Et hic, estne magister an discipulus? Magister est.
Et haec, estne magistra an discipula? Discipula est.
Et hī, magister et discipulī sunt.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Wolliger Mensch от октября 1, 2021, 14:27
Цитата: Damaskin от октября  1, 2021, 13:51
Это советы "как не выучить латинский язык".
Развлекаться всей этой исторической фонетикой можно уже после того, как научился читать оригинальную латинскую литературу. Не раньше.


Я так понимаю, что вы выбрали тактику «баба-яга против»? Ну и ладно. Язык — динамическая система, и изучать её без знания её предыстории — глупость и пустая растрата ресурсов памяти: зубрить намного легче, когда понятны системные связи.
Да и как вы предлагаете уметь читать оригинальную литературу, которая писалась на протяжении нескольких веков, без знания историко-языковых нюансов? :no:
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Wolliger Mensch от октября 1, 2021, 14:29
Цитата: ta‍criqt от октября  1, 2021, 14:22
— Он называецца первый иностранный...

А, ну да. В школе. Сколько там сотых промилле от изучавших в школе может хотя бы пару слов связать? ;D :fp:
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: ta‍criqt от октября 1, 2021, 14:30
ЦитироватьСколько там сотых промилле от изучавших в школе может хотя бы пару слов связать
— Пару, я вас уверяю, ну может.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Wolliger Mensch от октября 1, 2021, 14:40
Цитата: ta‍criqt от октября  1, 2021, 14:30
ЦитироватьСколько там сотых промилле от изучавших в школе может хотя бы пару слов связать
— Пару, я вас уверяю, ну может.

Ну да:
— Вот тайм из ит?
— Май нейм из Васья
.

;D
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: ta‍criqt от октября 1, 2021, 14:43
ЦитироватьНу да:
— Вот тайм из ит?
— Май нейм из Васья.
— Я думаю, Платон был бы доволен. Если бы умел по-саксонску.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Damaskin от октября 1, 2021, 14:50
Цитата: Wolliger Mensch от октября  1, 2021, 14:27
Я так понимаю, что вы выбрали тактику «баба-яга против»?

Я вижу, что вы пишете чепуху, вот и реагирую.

Цитата: Wolliger Mensch от октября  1, 2021, 14:27
Язык — динамическая система, и изучать её без знания её предыстории — глупость и пустая растрата ресурсов памяти: зубрить намного легче, когда понятны системные связи.

То есть вместо заучивания склонений и спряжений (для чего разработаны упражнения), вы предлагаете заучивать историю их развития. Замечательно ;)

Цитата: Wolliger Mensch от октября  1, 2021, 14:27
Да и как вы предлагаете уметь читать оригинальную литературу, которая писалась на протяжении нескольких веков, без знания историко-языковых нюансов?

Вот сначала надо выйти на чтение этой самой оригинальной литературы, а потом постигать историко-языковые нюансы в той мере, в какой они нужны для ее чтения.
Хотя, честно говоря, не знаю, какие нюансы вы подразумеваете. Мне доводилось читать и классическую латинскую литературу, и средневековую. Разница главным образом в синтаксисе.

Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: ta‍criqt от октября 1, 2021, 14:57
ЦитироватьВот сначала надо выйти на чтение этой самой оригинальной литературы, а потом постигать историко-языковые нюансы
— Звучит мечтательно.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Damaskin от октября 1, 2021, 15:04
Цитата: ta‍criqt от октября  1, 2021, 14:57
— Звучит мечтательно.

И что мечтательного? На чтение оригинальной латинской литературы я вышел за два семестра, причем без всякого изучения "историко-языковых нюансов".
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: ta‍criqt от октября 1, 2021, 15:27
Неадаптированные тексты зачастую отпугивают синтаксом, люди устают и не хотят читать до конца̀.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Damaskin от октября 1, 2021, 15:46
Цитата: ta‍criqt от октября  1, 2021, 15:27
Неадаптированные тексты зачастую отпугивают синтаксом, люди устают и не хотят читать до конца̀.

Синтаксис изложен в учебниках. Далее - чтение комментированных изданий или/и оригинальных текстов с параллельным переводом на известный язык. У Эрберга есть комментированные тексты для тех, кто уже прошел оба тома Lingua latina per se illustrata. Но можно взять и классические издания, на archive.org они вроде бы есть.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Wolliger Mensch от октября 1, 2021, 16:57
Цитата: Damaskin от октября  1, 2021, 14:50
То есть вместо заучивания склонений и спряжений (для чего разработаны упражнения), вы предлагаете заучивать историю их развития. Замечательно ;)

Вы не устали ещё за собеседника додумывать, что он там якобы сказал, а потом самому же над этим потешаться? Процитируйте, где предлагал изучать историю языка полностью. Вы прекрасно видели, что я писал о тех исторических вопросах, которые касаются актуальных морфологических чередований. Зачем лицемерить и передёргивать? Вам это нравится, да? :pop:

Цитата: Damaskin от октября  1, 2021, 14:50
Вот сначала надо выйти на чтение этой самой оригинальной литературы, а потом постигать историко-языковые нюансы в той мере, в какой они нужны для ее чтения.
Хотя, честно говоря, не знаю, какие нюансы вы подразумеваете. Мне доводилось читать и классическую латинскую литературу, и средневековую. Разница главным образом в синтаксисе.

Ну выходите. Вообще ничего не изучая — и с ходу вникайте не только в историко-языковые, но и вообще практико-грамматические вопросы. Такой метод тоже есть. Только речь шла о другом, если вы не заметили.
Название: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: Damaskin от октября 1, 2021, 19:40
Цитата: Wolliger Mensch от октября  1, 2021, 16:57
Ну выходите. Вообще ничего не изучая — и с ходу вникайте не только в историко-языковые, но и вообще практико-грамматические вопросы. Такой метод тоже есть. Только речь шла о другом, если вы не заметили.

Не знаю, о чем там у вас шла речь. Вы, похоже, с самим собой разговариваете. Ну вот и продолжайте, только без меня. У меня и так дел хватает.
Название: От: Видеоурок латинского 1. Приветствия
Отправлено: _Swetlana от января 14, 2023, 21:23
Латынь для детей: знакомство

Взято в SalveLatina
https://www.youtube.com/@SalveLatina