Лингвофорум

Теоретический раздел => Индоевропейские языки => Индоиранские языки => Тема начата: shravan от мая 21, 2008, 20:06

Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: shravan от мая 21, 2008, 20:06
Среди разнообразных вариантов этимологии самоназвания "рома" лично мне кажется единственно верным и довольно убедительным следующий:
डोम (ḍom) - название касты музыкантов и танцоров (хинд.)
хинд. > цыг. r (в северно-русском диалекте. В других встречаются и другие рефлексы: ср. название энической группы dom, проживающей в Израиле и сопредельных государствах).

По поводу экзоэтнонима "цыгане" тоже есть разные мнения. Мне лично импонирует следующее:
В грузинском «Житии святого Георгия» повествуется о том, как византийский император Константин Мономах однажды отправился на охоту. В истреблении диких зверей ему помогали «сарматы, потомки Симона Мага, именуемые Атсингани, известные колдуны и злодеи». Они разбросали повсюду заколдованное мясо, и животные, съевшие его, отравились. Константин пожелал произвести опыт над своей собакой, и колдуны-атсингани заколдовали на его глазах кусок мяса. Присутствовавший при этом святой Георгий, перекрестил мясо, и собака осталась жива. Император, поражённый силой святого, предложил ему всегда оставаться при своей особе, дабы отныне не бояться отравления.
В Византии действительно существовала религиозная секта, члены которой назывались «атсингани». Официальная церковь считала их еретиками, и к упомянутому времени уже почти полностью подавила их деятельность. Но ассоциировать их с "цыганами" стали уже позднее, причем совершенно необоснованно.

О Симоне Маге:
ЦитироватьВ "Деяниях апостолов" рассказывается, что Симон, самаритянин по происхождению, колдовал и изумлял народ своими чудесами. При этом "выдавал себя за кого-то великого", и народ, веря ему, говорил: "Се есть великая сила Божия". Когда же апостол Филипп стал проповедовать христианство, то Симон также принял крещение, то есть, по сути, покорился более могущественному волшебнику с его магией.
По традиционной христианской версии, Симон, увидев чудеса, творимые христианскими апостолами "силой духа святого", захотел получить такую же силу, передаваемую "рукоположением", и таким образом "выведать тайну", для чего предложил деньги.
После этого он был проклят апостолом Павлом: "Серебро твое с тобою да будет тебе в погибель... Итак, покайся же в этом зле своем и помолись Господу, быть может, отпущен тебе будет умысел сердца твоего".
В апокрифических сочинениях Симон-маг обычно изображается неудачным соперником Симона-Петра (апостола Петра). Это известный бродячий сюжет о "поединке волшебников". Симон - маг пытается состязаться с Симоном - "Камнем" и терпит неудачу, также вступает в прение по основам христианского вероучения и опять терпит поражение.
Несмотря на такую незадачливость, рассказывается, что Симон - маг умеет входить и выходить целым и невредимым из огня, сбрасывать с себя цепи, менять свой облик, летать по воздуху и воскрешать мертвых.
Он был современником Христа и начал проповедовать примерно в то же время. Примечательно то, что Иисус Христос Нового Завета умел лишь "ходить по воде", то есть "укротил" стихию воды, в то время как Симону - магу оказались "подвластны" огонь и воздух - другие стихии. И оба они могут воскрешать мертвых. Но сверхъестественные способности Симона - мага христианами неизменно объяснялись результатом дьявольского наущения.
Симон-маг собрал вокруг себя последователей, которые, образовали самостоятельную сексту симониан, и вскоре объявился в Риме при императоре (по одним источникам - Нероне, то есть в 54-68 г. н.э., по другим - при Клавдии, немного раньше, с 41 по 54 год н.э.).
По версии "Римских деяний" там он, чтобы доказать свою власть над силами небесными, попытался взлететь и прыгнул с высокой башни. Покорные ему демоны подхватывают его, но апостол Петр заставляет их отступиться, и чародей разбивается о камни насмерть.

Предлагаю всем желающим высказать и аргументировать альтернативные точки зрения по данным вопросам.
Название: Re: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: vizantiy от июня 23, 2008, 10:55
А чем Вас не устраивает традиционное происхождение от РОМЕев - граждан Византийской империи?
Название: Re: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: Iskandar от июня 23, 2008, 13:38
Будет ли проверкой правильности гипотез выяснение самоназвания у среднеазиатских цыган, которые никогда не жили в Византии?
Название: Re: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: shravan от июня 26, 2008, 17:10
Самоназвание вышеупомянутой энической группы dom, проживающей в Израиле и никогда не жившей в Византии, является весомым аргументом, т.к. помимо заметного сходства в названиях здесь соблюдается фонетическое соответствие: ḍ > d.
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: Farroukh от июля 10, 2008, 20:07
Шраван, в ту же копилку:
азербайджанские цыгане - самоназв. дом
армянские цыгане - самоназв. лом
среднеазиатские цыгане - самоназв. лули
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: antbez от июля 11, 2008, 19:18
Цитироватьазербайджанские цыгане - самоназв. дом

Если это заимствовано из хинди, то- хорошо
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: Iskandar от июля 11, 2008, 19:24
А вот "лули" вряд ли сюда.
Мне неизвестно, как среднеазиатские цыгане называют себя, может, и "лули". Но надо учесть, что групп,  сохраняющих цыганский язык, очень мало (я о таких только знаю через сарафанное радио). Обычно все среднеазиатские цыгане таджикоязычны. Их еще называют "мултони" (от средневекового города на Инде) и считают, что их якобы вывез из Индии Тимур. Но это, скорее, из серии памирцев - потомков Александра Македонского.
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: Farroukh от июля 11, 2008, 21:33
Также в Таджикистане бытует язык индоарийский пария
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: Iskandar от июля 17, 2008, 16:31
Домари:

http://www.ethnologue.com/show_language.asp?code=rmt
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: antbez от июля 17, 2008, 16:48
Восточноцыганский, можно сказать...
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: Iskandar от июля 17, 2008, 17:01
И, надо думать, без греческого адстрата.
Ну что, подведем итог? Версия Шравана побеждает.
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: Farroukh от июля 21, 2008, 21:51
Должен признать, что я ошибся насчёт парья (http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=1009). Это индийский язык на территории Таджикистана (Гиссарская долина), но это не цыганский язык.
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: Iskandar от июля 21, 2008, 22:05
Довольно курьезный случай, когда целый язык "не заметили". (Впрочем до Советов в Средней Азии всегда было по барабану конкретная этническая принадлежность)
А вот как он туда попал - вопрос.
К сожалению, на этом сайте фигушки дадут книжки почитать :(
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: Farroukh от июля 21, 2008, 22:10
Раньше на auditorium.ru эта книга висела. Сейчас не знаю...
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: Iskandar от июля 21, 2008, 22:14
А счас аудиториума нету. Прикрыли...
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: DarkMax2 от декабря 6, 2017, 00:11
The Athinganoi or Athingani, Ancient Greek: Ἀθίγγανοι, plural of Athinganos ( Ἀθίγγανος), were a 9th-century sect of Monarchians located in Phrygia, founded by Theodotus the banker. The etymology of the word is not certain, but a common determination is a derivation in Greek for "(the) untouchables" derived from a privative alpha prefix and the verb thingano (θιγγάνειν, "thinganein", "to touch").
(wiki/en) Athinganoi (https://en.wikipedia.org/wiki/Athinganoi)
Неприкасаемые.
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: granitokeram от декабря 6, 2017, 16:42
почему то гугл переводит на греческий цыгане - τσιγγάνων , Γύφτος
Название: Происхождение этнонимов "рома" и "цыгане"
Отправлено: htmlbot от декабря 19, 2017, 04:56
Gypsy (F.-L.-Gk.-Egypt) Spelt gypsen, Spenser, M.Hubbard, 86. Short for M.E. Egypcien - O.F.Egyptien - Late L. AEgyptiaanus; from L. AEgiptius, an Egyptian