Бывали и есть ли культуры, где не то чтобы в эвфемистическом порядке, а вообще в принципе не использовались имена собственные?
Ну, если представить себе небольшое общество, где все друг другу троюродные вуи или четвероюродные стрыи - то пуркуа бы и не па?
Цитата: tacriqt от мая 4, 2021, 23:43
Бывали и есть ли культуры, где не то чтобы в эвфемистическом порядке, а вообще в принципе не использовались имена собственные?
Это же чрезвычайно неудобно. Даже гориллы в языке жестов использовали имена собственные.
ЦитироватьДаже гориллы в языке жестов использовали имена собственные.
— Ну так у горилл много всяких штучек есть, не обязательно общего фонда с человеческим, а благоприобретённых за время раздельного существования. Может быть.
Когда монахов бесы доканывают, они вроде без имён обходятся? Т.е может ли монах их как-то различать, кроме как по воздействию на себя? Или как-то обращаться к какому-то конкретному, чтобы послать или сказать, что вон тот его колега гораздо эффективнее действует, а этот дурачок и не справляется.
ЦитироватьКогда монахов бесы доканывают, они вроде без имён обходятся?
— Так это внутренняя культура бѣсовъ, они меж собой как-то без имён обходятца, а людиже их называют попривычке.
Цитата: tacriqt от мая 15, 2021, 15:27
ЦитироватьДаже гориллы в языке жестов использовали имена собственные.
— Ну так у горилл много всяких штучек есть, не обязательно общего фонда с человеческим, а благоприобретённых за время раздельного существования. Может быть.
Язык - в первую очередь естественное явление, основанное на необходимости. Стремление к однозначности и экономии необходимым образом порождает имена собственные.
В древнем Риме у женщин не было личного имени. Всех называли по имени отца.
Мальчикам давали личные имена первым четверым, остальных часто нумеровали цифрами. Пятый, шестой и т.д.
Цитата: Yougi от мая 15, 2021, 11:51
Ну, если представить себе небольшое общество, где все друг другу троюродные вуи или четвероюродные стрыи - то пуркуа бы и не па?
Детей надо друг от друга отличать.
При отсутствии личного имени или нумеровали цифрами или маркировали младший, старший и т.п. Но эти маркеры потом стали полноценными именами. Павел - младший, Максим - старший.
Цитата: Flos от мая 16, 2021, 09:56
В древнем Риме у женщин не было личного имени. Всех называли по имени отца.
Тоже ведь, однако, имя собственное.
Цитата: Awwal12 от мая 16, 2021, 08:26
Язык - в первую очередь естественное явление, основанное на необходимости. Стремление к однозначности и экономии необходимым образом порождает имена собственные.
...Я бы сказал точнее: само наличие уникального референта, важного для коммуникации, провоцирует присвоение ему уникального термина для его обозначения. Прагматическая важность неизбежно отражается лексически.
Цитата: Awwal12 от мая 16, 2021, 10:06
Цитата: Flos от мая 16, 2021, 09:56
В древнем Риме у женщин не было личного имени. Всех называли по имени отца.
Тоже ведь, однако, имя собственное.
Внутри семьи маркеры были, хотя бы чтобы их друг от друга отличать. Это, грубо, как субъект права (в той мере, в которой обладали правосубъектностью римские женщины) они все назывались именем рода, незамужние - именем рода отца, замужние - именем рода мужа. Тут скорее следствие того, что по римской традиции женщины были больше объектом, чем субъектом права.
Цитата: tacriqt от мая 15, 2021, 15:27
ЦитироватьДаже гориллы в языке жестов использовали имена собственные.
— Ну так у горилл много всяких штучек есть, не обязательно общего фонда с человеческим, а благоприобретённых за время раздельного существования. Может быть.
Гориллы и материться умеют! Тьфу ты, не гориллы, а шимпанзе! По-своему, конечно, по-шимпанзиному:
Цитировать
Но материться могут не только люди. Эмма Бирн рассказывает об удивительных экспериментах с шимпанзе, в ходе которых обезьян по сути растили в формате расширенной семьи.
В ходе этого эксперимента американские эксперты по приматам Дебора и Роджер Футс "при шимпанзе общались только на языке глухонемых, и обучили обезьян самым разным словам", - рассказывает эксперт.
В естественных условиях шимпанзе общаются главным образом перебрасываясь фекалиями, однако Футсы превратили это в табу, приучив обезьян к туалету.
"После этого мартышки начали использовать знак, означающий "грязь или фекалии" примерно так же, как англоговорящие люди используют соответствующее слово", - говорит она.
"Они использовали этот знак, чтобы выразить раздражение, чтобы оскорбить и чтобы обозвать соперника "грязной мартышкой", это было для них самым тяжким оскорблением".
Вдобавок ко всему этому, обезьяны начали шутить про фекалии, говорит Бирн.
"Роджер и Дебора Футс пишут, что шимпанзе шлепали себя по подбородку тыльной стороной ладони (это означало "грязный") так сильно, что у них стучали зубы.
Это значит, что вместо перебрасывания фекалиями мартышки начали "перебрасываться" идеей фекалий.
"Мне это показалось самой интересной частью моих исследований: я поняла, что как только появляется табу и способ о нем говорить, возникает мат", - говорит она.
взято тут (https://www.bbc.com/russian/features-56993788).
Горилла Коко тоже ругалась "грязным туалетом". Видимо, фекальная тема в ругани - общая для приматов.
ЦитироватьГорилла Коко тоже ругалась "грязным туалетом". Видимо, фекальная тема в ругани - общая для приматов.
— С кем поведёшься... Это у неё из германских.