Уже задавал этот вопрос на форуме, и мне отвечали. Но забыл, что сказали, и щас вряд ли найду. Так что повторю его.
В детстве и чуть позже очень часто видел в небе самолеты, которые летели очень высоко, казались с такого расстояния белыми и оставляли за собой две белые полосы (реактивные?). А потом перестал их видеть и уже не вспомню, сколько лет назад видел последний раз. Что-то изменилось в авиации?
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 09:11
казались с такого расстояния белыми
Днём они кажутся белыми, а в сумерках — чёрными (хотя видно, что солнце их всё ещё освещает, и след подсвечен розовым).
Цитата: Andrey Lukyanov от октября 30, 2020, 09:23
Днём они кажутся белыми, а в сумерках — чёрными (хотя видно, что солнце их всё ещё освещает, и след подсвечен розовым).
Вроде никогда не видел такого.
Кстати, а почему они, в отличие от летящих более низко, выглядят днём белыми? Почему именно на такой высоте подобный эффект?
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 09:25
Кстати, а почему они, в отличие от летящих более низко, выглядят днём белыми? Почему именно на такой высоте подобный эффект?
Низколетящий самолёт находится «перед» голубым небом, а высоколетящий — «за» ним. То есть к яркости высоколетящего самолёта
добавляется яркость неба.
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 09:11
оставляли за собой две белые полосы (реактивные?)
ЦитироватьОсновная причина появления конденсационного следа — влажный воздух и низкая температура за бортом. Когда в моторе самолета сгорает топливо, керосин, за борт выбрасываются горячие струи газа и пара. А поскольку во время полета на большой высоте температура составляет примерно минус 40 градусов, этот пар становится конденсатом, превращаясь в туман или мелкие-мелкие ледяные кристаллики.
У винтового самолёта, летящего на большой высоте, тоже может образовываться след. Причём видно, что этот след образуется именно на винтах, а не на выхлопных трубах.
Спасибо за объяснение по поводу следа :)
Вот фотография Б-17, где ясно видно, что след создаётся винтами:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8b/B-17_Flying_Fortress.jpg
Конденсируется водяной пар, который и так присутствовал в атмосфере.
Так что правильно говорить — «инверсионный след».
Цитата: Andrey Lukyanov от октября 30, 2020, 09:48
Причём видно, что этот след образуется именно на винтах,
Вообще тут задействованы несколько причин, но главная-влажность воздуха. Чем она больше-тем сильнее след.
В случае с винтом -это Эффект Прандтля
(wiki/ru) Эффект_Прандтля_—_Глоерта (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82%D0%BB%D1%8F_%E2%80%94_%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0)
Цитата: ivanovgoga от октября 30, 2020, 09:41
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 09:11
оставляли за собой две белые полосы (реактивные?)
Цитировать...во время полета на большой высоте температура составляет примерно минус 40 градусов...
Самолёты на дальние расстояния обычно летают на высотах от 10 до 12 км (экономически выгодны).
Температура от -50 (на 10 км) до -56,5 градусов (на 12 км).
На всякий случай напомню, о чем был вопрос, чтобы он не потерялся в обсуждении (насчёт следа, в любом случае, очень интересно):
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 09:11
В детстве и чуть позже очень часто видел в небе самолеты, которые летели очень высоко, казались с такого расстояния белыми и оставляли за собой две белые полосы ... А потом перестал их видеть и уже не вспомню, сколько лет назад видел последний раз. Что-то изменилось в авиации?
SWR
Цитата: SWR от октября 30, 2020, 10:06
составляет примерно минус 40 градусов...
И я не думаю, что Одессит наблюдал их взглядом. Раньше было куча достаточно коротких рейсов.
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 10:07
В детстве и чуть позже
В Одессе, над морем влажность в разы больше, чем над Сибирью.
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 10:07
На всякий случай напомню, о чем был вопрос
Видимо, изменилось расположение воздушных трасс.
Самолётам ведь не разрешено летать где попало.
Цитата: Andrey Lukyanov от октября 30, 2020, 10:11
Видимо, изменилось расположение воздушных трасс.
И очень сильно. Сейчас в России всего один хаб -Москва, а в СССР -это был любой крупный аэропорт.
Цитата: ivanovgoga от октября 30, 2020, 10:10
В Одессе, над морем влажность в разы больше, чем над Сибирью.
Это ясно. Но видеть я перестал ещё в Одессе. Да и тут при полёте на такой высоте они все равно будут оставлять заметный след, верно?
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 10:19
Да и тут при полёте на такой высоте они все равно будут оставлять заметный след, верно?
нет.
ivanovgoga, что, вообще заметного следа не будет??
При низкой влажности и с расстояния 10 км вы ничего не увидите, особенно, когда в атмосфере много пыли
ivanovgoga, ясно. Вообще, конкретно над Омском влажность довольно большая, хотя, конечно, не такая, как над Одессой. Интересно было бы все-таки оценить... Но я не видел тут ни разу летящих так высоко самолётов. Наверное, тут нет сейчас соответствующих воздушных трасс.
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 10:26
Наверное, тут нет сейчас соответствующих воздушных трасс.
скорей всего.
(перенёс:)
Цитата: RockyRaccoon от октября 30, 2020, 13:44
Цитата: From_Odessa от октября 29, 2020, 23:04
Уже задавал этот вопрос на форуме, и мне отвечали. Но забыл, что сказали, и щас вряд ли найду. Так что повторю его.
В детстве и чуть позже очень часто видел в небе самолеты, которые летели очень высоко, казались с такого расстояния белыми и оставляли за собой две белые полосы (реактивные?). А потом перестал их видеть и уже не вспомню, сколько лет назад видел последний раз. Что-то изменилось в авиации?
Акурат вчера видел два следа, идущие рядом. Наверно, в Омске и поблизости не летают реактивные самолёты.
RockyRaccoon, я еще в Одессе перестал видеть.
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 14:13
RockyRaccoon, я еще в Одессе перестал видеть.
А может, с некоторого возраста, удручённый проблемами, ты опустил голову ниц и перестал смотреть в небеса?Шютка. :green:
Наверно, над Одессой тоже перестали летать реактивные самолёты.
Цитата: RockyRaccoon от октября 30, 2020, 14:20
А может, с некоторого возраста, удручённый проблемами, ты опустил голову ниц и перестал смотреть в небеса?
Шютка. :green:
Наверно, над Одессой тоже перестали летать реактивные самолёты.
Я тоже думал, что внимание в этом направлении ослабло. Но, наверное, все-таки дело в том, что изменились трассы.
Цитата: RockyRaccoon от октября 30, 2020, 14:20
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 14:13
RockyRaccoon, я еще в Одессе перестал видеть.
А может, с некоторого возраста, удручённый проблемами, ты опустил голову ниц и перестал смотреть в небеса?
Шютка. :green:
Наверно, над Одессой тоже перестали летать реактивные самолёты.
Да, их везде сменили более экономичные газотурбинные.
Цитата: alant от октября 30, 2020, 14:46
Цитата: RockyRaccoon от октября 30, 2020, 14:20
Наверно, над Одессой тоже перестали летать реактивные самолёты.
Да, их везде сменили более экономичные газотурбинные.
Вы видели реактивный самолёт без газовой турбины?
Были опытные образцы ракетопланов, но это из другой оперы.
Чисто реактивные (одноконтурные) уже давно разве что истребители. А за последние годы разве что степень двухконтурности у двигателей выросла. А конденсационные следы за самолётами замечаю регулярно, никуда они не пропадали.
У нас периодически пролетает Ту-160 (предположительно) -- 4 инверсионных следа (если приглядеться).
Цитата: Upliner от октября 30, 2020, 18:59
Чисто реактивные (одноконтурные) уже давно разве что истребители.
Даже они - нет. Взлётные, посадочные и крейсерские скорости истребителей 4-го поколения мало отличаются от таковых у дозвуковых авиалайнеров и транспортных самолётов. Но почему реактивными можно называть только одноконтурные, я не понимаю. Вообще-то на самом деле все самолёты реактивные. Не реактивными из моторных летательных аппаратов можно считать только вертолёты, конвертопланы и махолёты.
Цитата: Toman от ноября 5, 2020, 12:59
Но почему реактивными можно называть только одноконтурные, я не понимаю. Вообще-то на самом деле все самолёты реактивные. Не реактивными из моторных летательных аппаратов можно считать только вертолёты, конвертопланы и махолёты.
Применительно к самолётам «реактивный» означает «не винтовой».
Цитата: Toman от ноября 5, 2020, 12:59Взлётные, посадочные и крейсерские скорости истребителей 4-го поколения мало отличаются от таковых у дозвуковых авиалайнеров и транспортных самолётов.
Но я всё же думаю, более старых истребителей ещё немало летает. А до 2003 ещё и Конкорды летали.
Цитата: Toman от ноября 5, 2020, 12:59Вообще-то на самом деле все самолёты реактивные. Не реактивными из моторных летательных аппаратов можно считать только вертолёты, конвертопланы и махолёты.
Лёгкие поршневые самолёты вообще-то тоже никто не отменял. Да и турбовинтовые редко называют реактивными, хотя конечно понимаю, что внутренне они мало отличаются от турбовентиляторных...
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 09:11
В детстве и чуть позже очень часто видел в небе самолеты, которые летели очень высоко, казались с такого расстояния белыми и оставляли за собой две белые полосы (реактивные?). А потом перестал их видеть и уже не вспомню, сколько лет назад видел последний раз. Что-то изменилось в авиации?
Возможно, не в тех местах смотрел, не знаю. Может, там, где раньше в Одессе видел постоянно, теперь не проходят соответствующие трассы? Я почему пишу об этом. Вчера ночевал у родственника в другом районе Омска, да и вообще почти весь день там провел. И дважды видел из окна летевший очень высоко самолет, который оставлял такой след. Летел он оба раза примерно в одной и той же области неба. Или самолеты вообще всегда так летают, по каким-то воздушным трассам?
Цитата: From_Odessa от июня 3, 2021, 09:12
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 09:11
В детстве и чуть позже очень часто видел в небе самолеты, которые летели очень высоко, казались с такого расстояния белыми и оставляли за собой две белые полосы (реактивные?). А потом перестал их видеть и уже не вспомню, сколько лет назад видел последний раз. Что-то изменилось в авиации?
Возможно, не в тех местах смотрел, не знаю. Может, там, где раньше в Одессе видел постоянно, теперь не проходят соответствующие трассы? Я почему пишу об этом. Вчера ночевал у родственника в другом районе Омска, да и вообще почти весь день там провел. И дважды видел из окна летевший очень высоко самолет, который оставлял такой след. Летел он оба раза примерно в одной и той же области неба. Или самолеты вообще всегда так летают, по каким-то воздушным трассам?
А вы таки думаете, что они летают как бог на душу положит?
Цитата: From_Odessa от июня 3, 2021, 09:12
Или самолеты вообще всегда так летают, по каким-то воздушным трассам?
Именно так. Самолёт даже не может изменить высоту полёта, не согласовав это с диспетчером.
Цитата: Andrey Lukyanov от июня 3, 2021, 10:40
Именно так. Самолёт даже не может изменить высоту полёта, не согласовав это с диспетчером.
Высоту/эшелон - да. А вот по курсу в очень значительном количестве случаев возможны довольно существенные импровизации и отклонения в стороны, естественно, не нарушая границ запретных зон (обозначенных на авиакартах). Например, при обходе гроз и при визуальных заходах на посадку.
Цитата: From_Odessa от июня 3, 2021, 09:12
Цитата: From_Odessa от октября 30, 2020, 09:11
В детстве и чуть позже очень часто видел в небе самолеты, которые летели очень высоко, казались с такого расстояния белыми и оставляли за собой две белые полосы (реактивные?). А потом перестал их видеть и уже не вспомню, сколько лет назад видел последний раз. Что-то изменилось в авиации?
Возможно, не в тех местах смотрел, не знаю. Может, там, где раньше в Одессе видел постоянно, теперь не проходят соответствующие трассы? Я почему пишу об этом. Вчера ночевал у родственника в другом районе Омска, да и вообще почти весь день там провел. И дважды видел из окна летевший очень высоко самолет, который оставлял такой след. Летел он оба раза примерно в одной и той же области неба. Или самолеты вообще всегда так летают, по каким-то воздушным трассам?
А сейчас, буквально минут двадцать-тридцать назад, шел по улице у себя в районе и тоже увидел...
Гугль сейчас работает над дальнейшим уменьшением количества инверсионных следов