Предыстория
На острове Уриппи находились племена Уруппов. Долгое время острова были не колонизованы,пока не приплыли Факицы. Они колонизирывали остров. После гражданской войны в империи,Уруппы получили суверенитет. Перед колонизацией было 2 диалекта. Но после захвата острова остался 1 диалект,хоть тот имеет около 51% заимствывания из языка Факийцев.
Урок 1
Личные и указательные местоимения.
Я-tu
Ты-ali
Он(a)-uk
Они-ve
Мы-re
Вы-es
Мой-sō
Твой-pī
Наш-rup
Ваш-am
Его(её)-pö
Их-jāk
Этот-me
Тот-mäü
Урок 2
"Сжимание" и артикль
В уруппийском языке имеется артикль.
Определённый näh
Неопределённый rēk
Примеры
Дайте шесть собак
Ninü kö näm n'ip
Здесь мы видим "сжимание". Другими словами-лениция.
Я читаю книгу.
tōsa kē nä'mün nä'tu.
Урок 3
Роды и числа имени существительного.
Мы уже говорили про артикли. Настало время для рода и числа.
Чисел 3
Единственное число
Двойственное число kie(s)-
Множественное число hī(s)-
(При числительных существительное не меняется по числам)
Пример
ip-kiesip-hīsip.
mün-kiemün-hīmün
Продолжая тему грамматики,не можно не подметить роды.
Всего 2 рода: мужской и женский
Род появляется только в согласовании с прилагательным.
ip(собака(м.р.))-ip regA(собака большая(род отмечается гласным А в конце прилагательного))
mün((ж.р.)книга)-mün regE((книга большая)род отмечается гласным Е в конце прилагательного.)
Такая же система и для поссесива,и для местоимений этот,тот.
ip pēska (собачья лапа),но mün öäre(книги страница).
ip ma(этот собака),но mün mäe(та книга).
Исправил:
Этот ma/me
Тот mäa/mäe
Урок 4
Гласные. Дифтонги и трифтонги.
Гласных монофтонгов 16: e,a,i,o,u,ē/e:/,ī/i:/,ā/a:/,ō/o:/,ū/u:/,ə/ə/,ã/ã/,õ/õ/,ö/œ/,ü/y/,ä/æ/.
Дифтонги: ie,äa,äe,äi,eo,ei,uo,ou,əa,aə,uə,əu.
Трифтонги: uəi,oea,üeä,əäi,iou,eui,əuə,əiə,oao
Цитата: Mitorken от марта 13, 2020, 16:14
Дифтонги: ie,äa,äe,äi,eo,ei,uo,ou,əa,aə,uə,əu.
Цитата: Mitorken от марта 12, 2020, 21:50
öäre
Цитата: Jorgan от марта 13, 2020, 16:19
Цитата: Mitorken от марта 13, 2020, 16:14
Дифтонги: ie,äa,äe,äi,eo,ei,uo,ou,əa,aə,uə,əu.
Цитата: Mitorken от марта 12, 2020, 21:50
öäre
спасибо, что подметили. Просто забыл написать про этот дифтонг.
Урок 5
Согласные. Времена глагола.
В уруппийском языке имеются такие согласные: p,t,k,v,j,m,n,r,s,h,l,ss~lh и звучат они как
/p t k w j m n r s h l θ~ɬ/
Звук ss~lh может звучать и как ɬ, и как θ.
Это зависит от выбора носителя. Бывает такое,что внутри одного предложения этот звук звучит по разному.
Времена глагола.
Глагол может различаться по времени и совершонности/несовершонности действия.
Прошедшее время nī
Настоящее время hass/lh
Будущее время - глагол без частицы (для образования инфинитива нужна специальная частица)
Для того,чтобы сказать,что действие совершилось до конца,нужно добавить префикс pã(n)-
Tu hass/lh pãmērk meo näh lōw
С местомениями артикль не используется.
Урок 6
Наклонение и лицо.Построение вопроса и отрицания.
Чтобы задать вопрос, сперва нужно сделать порядок слов VOS,а после добавить на начале слово para
para nī pãmērk meo näh lōw ali?
Ты пошёл домой?
Чтобы отрицать что-то,нужно также поменять порядок слов и добавить на начале слово not
Not nī pãmērk meo näh lōw ali.
Ты не пошёл домой.
Наклонений у глагола 2:
Сослагательное и оптатив
Оптатив образует суффикс-(k)ar
Tu nī jəkar nõh.
Я хотел кушать курицу.
Но! Мы ж говорили про лица. Помните,что прошедшее время образуется частицей nī?
Ну так вот, прошедшее время и оптатив имеют лица.
1.л. nī
2.л. nā
3л. nī
3.л.м. nē
2.л.м. nī
1.л.м. nə
Л.-лицо
М.-множество
1.л.-(k)ar
1.л.м.-(s)ar
2.л.м.-(k)ar
2.л.-(k)õr
3.л.-(k)īr
3.л.м.-(k)ūr
Ve nē kustūr kiemãj
Они хотели быть двумя мужчинами.
У вас же не было носовых гласных
Цитата: Jorgan от марта 14, 2020, 22:54
У вас же не было носовых гласных
в смысле нет? :donno:
Цитата: Mitorken от марта 14, 2020, 23:53
Цитата: Jorgan от марта 14, 2020, 22:54
У вас же не было носовых гласных
в смысле нет? :donno:
да уж, редактировать сообщение, а потом говорить, что так и было
Цитата: Mitorken от марта 14, 2020, 18:36
Урок 6
Наклонение и лицо.Построение вопроса и отрицания.
Чтобы задать вопрос, сперва нужно сделать порядок слов VOS,а после добавить на начале слово para
para nī pãmērk meo näh lōw ali?
Ты пошёл домой?
Чтобы отрицать что-то,нужно также поменять порядок слов и добавить на начале слово not
Not nī pãmērk meo näh lōw ali.
Ты не пошёл домой.
Наклонений у глагола 2:
Сослагательное и оптатив
Оптатив образует суффикс-(k)ar
Tu nī jəkar nõh.
Я хотел кушать курицу.
Но! Мы ж говорили про лица. Помните,что прошедшее время образуется частицей nī?
Ну так вот, прошедшее время и оптатив имеют лица.
1.л. nī
2.л. nā
3л. nī
3.л.м. nē
2.л.м. nī
1.л.м. nə
почему вы переводите вторым лицом единственного числа, если потом указываете, что nī обозначает первое лицо единственного числа и второе множественного!
Цитата: Jorgan от марта 15, 2020, 07:55
Цитата: Mitorken от марта 14, 2020, 18:36
Урок 6
Наклонение и лицо.Построение вопроса и отрицания.
Чтобы задать вопрос, сперва нужно сделать порядок слов VOS,а после добавить на начале слово para
para nī pãmērk meo näh lōw ali?
Ты пошёл домой?
Чтобы отрицать что-то,нужно также поменять порядок слов и добавить на начале слово not
Not nī pãmērk meo näh lōw ali.
Ты не пошёл домой.
Наклонений у глагола 2:
Сослагательное и оптатив
Оптатив образует суффикс-(k)ar
Tu nī jəkar nõh.
Я хотел кушать курицу.
Но! Мы ж говорили про лица. Помните,что прошедшее время образуется частицей nī?
Ну так вот, прошедшее время и оптатив имеют лица.
1.л. nī
2.л. nā
3л. nī
3.л.м. nē
2.л.м. nī
1.л.м. nə
почему вы переводите вторым лицом единственного числа, если потом указываете, что nī обозначает первое лицо единственного числа и второе множественного!
я человек странный,всегда путаюсь и что-то забываю.
Да и тем более я потерял файл в котором находилась 25% информации,так что я это вспоминаю.
Урок 7. Стандартный порядок слов. Инфинитив.
Мы уже говорили, что для того,чтобы задать вопрос(сказать отрицание) нужно поменять порядок слов. Но стандартным есть VSO.
pãmērk ali meo näh lōw.
Ты пошёл домой.
А теперь поговорим по инфинитив.
Возьмом слово mērk(ити). Казалось бы, это и есть инфинитив. Но нет. Это корень.
Инфинитив образуется 3 частицами: to,təm,tã. Почему их три? Частица tã используется лишь тогда,когда в предложении имеется модальный глагол.
to и təm имеют одно и то же значение,просто используется с разными.
Частицей təm пользуются такие глаголы:
Ити,дать,жить,видеть,сидеть,знать,кушать,иметь.
Сравните: təm mērk(ити) и to ōli(думать).
Урок 8.
Числительные. Дни недели.
1-leop
2-lon
3-kõn
4-əs
5-pəs
6-vām
7-kle
8-kli
9-klī
10-täas
11...19 образуется слажением корней.
Например:18-täaskli
20-ham
30-hām
40-häm
50-lüm
60-trū
70-tru
80-trō
90-tro
100-röät
1000-õlə
Понедельник-pək
Вторник-vək
Среда-kraj
Четверг-nöh
Пятница-imõ
Суббота-äek
Воскресенье-paəss/lh
Хабитуалис. Причастие и деепричастие.
Урок 9
Хабитуалис образуется частицей ss/lhav.
Ss/lhav jöl tu ss/lhē moaon.
Я курю траву.
Но! У хабитуалиса есть лица.
1.л.ss/lhav
2.л. jūv
3.л.ss/lhav
2.л.м.līr
1.л.м.haəm
3.л.м.ss/lhav
Причастие образуем суффиксом -(s)il
mērk-mērkil
Деепричастие тоже образуется суффиксом,но это суффикс -(s)īp
Mērk-mērkīp.
Урок 10
Прилагательные и наречия. Залог.
Мы уже знаем,что у прилагательного есть род. Прилагательные делятся на качественные и сложные. Сложные конструируются словосочетанием имеющие+сущестивтельное.
Например:
Jest ali püsil jēte.(помним,род!)
Ты-умный.
А качественные-это названия цветов,размеров,и т.д.
jest ali reke.
Ты-большой.
Тоже самое с наречиями.(только там деепричастие)
Ты это сделал красиво.
Ni pãpəäi ali sess/lh püsīp täerk.
К качественным наречиям не относится.
Залогов 3.
Активный. Частица lü
Пассивный.-(t)ōl
Средний(?). tlə(j)-
Глагол иметь- təm püs-
püsōl-pãpüsol
Урок 11.
Предлоги и падежи. Времена года.
В уруппийском не такие же падежи,как в русском.
Падежи.
Номинатив
Бенефактив -(ss/lh)at
Комитатив.-(t)ū
ip-kiesip-kiesipū
Предлоги заменяют русские падежи.
Номинатив
Датив-генетив söp
Аккузатив jē
аблатив-инструменталис vəl
ip-kiesip-jē kiesip
Времена года
rek-весна
jok-лето
mas-зима
vas-осень.
Да начнём изучать словарь уруппийского языка! := :dayatakoy:
Одна из навязчивых идей младоязыкостроителей: язык ≡ словарь.
То есть изучение лексики тождественно изучению языка.
А фонетика, грамматика, синтаксис, конечно, описываются, но глубоко вторичны. Пунктуация вообще побоку.
Цитата: Bhudh от марта 17, 2020, 20:53
Одна из навязчивых идей младоязыкостроителей: язык ≡ словарь.
То есть изучение лексики тождественно изучению языка.
А фонетика, грамматика, синтаксис, конечно, описываются, но глубоко вторичны. Пунктуация вообще побоку.
Пунктуация простая. Знак вопроса не используется. В конце либо ".",либо"!"