Post reply

Warning - while you were reading 4 new replies have been posted. You may wish to review your post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.

Name:
Email:
Subject:
Message icon:

Verification:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?:

shortcuts: hit alt+s to submit/post or alt+p to preview


Topic Summary

Posted by: maratique
« on: November 18, 2020, 18:35 »

В английском уже переосмыслили - I like you уже не то же самое, что I am like you.
Posted by: Agabazar
« on: November 18, 2020, 18:23 »

А ведь фән китаб, фән китабы и фәнни китаб, строго говоря,  тоже не одно и то же...
Posted by: Red Khan
« on: November 18, 2020, 18:11 »

Татар китап или татарча китап?
Разные вещи - татарская книга и книга на татарском.
Posted by: Agabazar
« on: November 18, 2020, 18:00 »

Татар китап или татарча китап? Что лучше и что точнее? Одно и то же ли это?  Существуют ли оба варианта? (А почему бы и нет?)
Posted by: Red Khan
« on: October 14, 2020, 15:02 »

Posted by: Red Khan
« on: October 14, 2020, 15:02 »

Posted by: Asterlibra
« on: October 12, 2020, 09:21 »

В словах ашарга, яшiрiргә , ящәргә  всё разные звуки (ш, шь и щ соответственно).
Фишка в том что гласный "і" - среднего ряда, гласный "а" - заднего ряда, а гласный "ә" - переднего. Согласный там смещается вперед по месту образования.
Quote
В свою защиту могу сказать что родня из Мордовии не говорит "щ".
И у них , конечно, "мен" и "сен", а все согласные звучат мягче? В Мордовии, вроде, были такие - у них речь какая-то ближе к огузской что ли. А есть в Мордовии наоборот, которые очень на сергачских по языку похожи.
Вообще есть и ещё другие разновидности говоров - на территорию нынешних Мордовии и Пензенской области где-то в 18в. (емнип) селили башкир и черемисов, "башкирские" следы в говорах Мордовии отмечали исследователи (вроде даже у Махмутовой (?) было отмечено). Башкиры же ш и шь хорошо различают, а вот щ, вроде бы, у них нет.
Гласные какие в речи? Звук "о" хотя бы в ударных сохранён? Если нет, то тогда это точно башкирское влияние.
О чем вы вообще? Мин, син - как положено. Какие башкиры в Мордовии в 18 веке?
Posted by: Agabazar
« on: October 12, 2020, 06:42 »

Первоначально в Касимове, до водворения там царевича  Касима,  никаких татар не  было. Да и сам населённый пункт назывался Мещерский Городок.  Ни один исследователь, кто мало-мальски занимался тамошним говором, не относит его к мишарскому. Поблизости, к юго-востоку, начинались мишарские земли. Но сам Касимов — это никак не мишари.  Все сходятся в одном — Касимовский говор по всем признакам относится к казанско-татарскому наречию.  Надо понимать так, что Касимовское ханство создано царевичем Касимом и другими переселенцами из Казани, так сказать, с нуля. Теперь там практически татар нет.  Они рассеялись.
Posted by: С.А.
« on: October 12, 2020, 01:34 »

Что такое «западные говоры касимовских мигрантов»?  Касимов — это капля в море. Там никогда не было много татар. Да и не мигрировали они никуда. Просто рассеялись.  А вот ногаи, да, оседали. Во всяком случае южнее, скажем среди темниковских. Подтверждается такими специфическими источниками, как шеджере.  Ну и сами эти шеджере, как тут уверял Жендосо, являются ногайской фишкой по своему происхождению.
Ну вообще-то, касимовские татары - это и есть ногаи (астраханские плюс из числа казанских ханов ногайского происхождения).
Какая-то доля касимовских переселенцев поселились и где-то в Сергачском у. , якобы, следы их диалекта есть в говорах отдельных деревень.
А темниковские все такие разные, и внешне, и по языку...   Вон, А.И.Куприн из темниковских, но даже про его род что-то маловато известно.
А селились там, действительно,Но тут нельзя забывать, что Темников - в районе, где мещарский диалект исторически сформировался, и туда было несколько волн поселения, т.е. и более поздние тоже. И тут вопрос кого именно здесь можно называть ногаями. Т.е. вдруг это были те же крымские татары? Ведь мещарский очень похож на крымскотатарский. Да, вроде, известно, что в Мещере были поселенцы с Азова.

Posted by: С.А.
« on: October 12, 2020, 01:33 »

Касимов — это капля в море. Там никогда не было много татар. Да и не мигрировали они никуда.
Чудеса ясновидения. О Касимовском ханстве слыхали?
Если что-то не устраивает, приведите  демографические данные по Касимовскому ханству, в том числе в разрезе по национальностям, сколько там было татар, сколько русских, сколько финно-угров. И объясните, куда подевались потом татары Касимовского ханства. Организованно мигрировали или просто рассеялись?
Можно ещё вспомнить Симеона Бекбулатовича ("царя всея Руси"-наместника Ивана IV) - если он был "царь всея Руси" означает ли это что во всей Руси все были Касимовские татары?


Quote
Чудеса ясновидения. О Касимовском ханстве слыхали?
Границы касимовского диалекта ограничены только лишь собственно г.Касимовым и ближайшими селениями. И то, как читала, он не однороден, т.к. непосредственно вблизи Касимова селились и мещарские семьи. Далее кадомские мещаре, вроде, как-то были "подвластны" касимовскому "ханству" (точнее - сначала там что-то такое с касимовскими согласовывали, а затем просто экономически тяготели к Касимову), но при этом касимовскими татарами не являлись; Темников Касимову в порядке подчинения не относился вообще.

Подтверждается такими специфическими источниками, как шеджере.  Ну и сами эти шеджере, как тут уверял Жендосо, являются ногайской фишкой по своему происхождению.
В студию шеджере.
Жендосо про то что записывать родословную догадались только кочевники-ногаи "и лучше выдумать не мог". Слово "ногайский" у него используется слишком фривольно. Разумные добросовестные люди так не делают.
Это же старая идея, помнится ещё А.Орлов проталкивал подобную мысль, что в Кадоме-Сергаче настоящие мещаре, а в Темникове много выходцев откуда-то с югов и что эти все выходцы знатных родов с родословными, а среди сергачских, якобы, знатных не было. (а у меня прадед считался из некоего знатного рода, но он из Сергачского у. ! :)