Posted by: Давид Дасаниа
« on: November 13, 2011, 09:28 »В истории абхазов нередки были и случаи, когда две неродственные фамильные группы становились членами одного «аещара». «Братьями» по фамильному союзу представители двух и более фамильных групп становились в силу различных причин и обстоятельств.
Например, фамилии Дзуг-ипа (Гагулиа) и Хокориа где-то в середине XIX века стали считать друг друга братьями. Представители фамилии Дзуг-ипа слыли в то время «разбойниками»: они не подчинялись князьям и дворянам, укрывали у себя разных беглецов, братались с теми, кто был близок им по духу. Так, после убийства Маджем Кикориа некоего Аршба из-за оскорбления последним семьи Кикориа и закона гостеприимства, убийцу «со всеми почестями» приняли в селе Лыхны. По совету старейшин рода Дзуг-ипа, Мадж изменил свое фамильное имя на Хокориа. Они сделали его своим братом со всеми вытекающими отсюда последствиями. До сих пор, хотя Дзуг-ипа и Хокориа не проводят совместных фамильных сходов, эти две фамилии считаются побратимами и между ними запрещены брачные отношения.
Нами, со слов Арды Хыговны Дасаниа, зафиксирован уникальный материал, свидетельствующий о факте побратимства между Куком Дасаниа (Дасани Къуыкъу) и одним из представителей фамилии Дзуг-ипа. Сам по себе факт побратимства между ними не представляет никакой сенсации. Важно то, что, совершив обряд побратимства, Дзуг-ипа поделился с Куком Дасаниа частью своей священной кузницы («ажьира»). А дзуг-иповская «ажьира» считалась в то время очень могущественной силой: ее боялись, здесь приносились многочисленные жертвоприношения, здесь же совершались и другие обряды (обряды очищения, присяги, проклятия).
Например, фамилии Дзуг-ипа (Гагулиа) и Хокориа где-то в середине XIX века стали считать друг друга братьями. Представители фамилии Дзуг-ипа слыли в то время «разбойниками»: они не подчинялись князьям и дворянам, укрывали у себя разных беглецов, братались с теми, кто был близок им по духу. Так, после убийства Маджем Кикориа некоего Аршба из-за оскорбления последним семьи Кикориа и закона гостеприимства, убийцу «со всеми почестями» приняли в селе Лыхны. По совету старейшин рода Дзуг-ипа, Мадж изменил свое фамильное имя на Хокориа. Они сделали его своим братом со всеми вытекающими отсюда последствиями. До сих пор, хотя Дзуг-ипа и Хокориа не проводят совместных фамильных сходов, эти две фамилии считаются побратимами и между ними запрещены брачные отношения.
Нами, со слов Арды Хыговны Дасаниа, зафиксирован уникальный материал, свидетельствующий о факте побратимства между Куком Дасаниа (Дасани Къуыкъу) и одним из представителей фамилии Дзуг-ипа. Сам по себе факт побратимства между ними не представляет никакой сенсации. Важно то, что, совершив обряд побратимства, Дзуг-ипа поделился с Куком Дасаниа частью своей священной кузницы («ажьира»). А дзуг-иповская «ажьира» считалась в то время очень могущественной силой: ее боялись, здесь приносились многочисленные жертвоприношения, здесь же совершались и другие обряды (обряды очищения, присяги, проклятия).