Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Следующие ошибки возникли при попытке отправки сообщения:
Внимание! Пока вы просматривали тему, появилось несколько новых ответов (5). Возможно, вы захотите изменить свое сообщение.
Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор Alexander_S
 - апреля 23, 2022, 01:58
Lodur кроме tata ("папа") в посл строчке видим
तत् tat  [ noun m f[tatī] n ]
http://sanskrit.segal.net.br/en/mw?id=82228#82228

Опять же форма из
http://sanskrit.segal.net.br/en/decl?id=95993


Автор Lodur
 - апреля 23, 2022, 01:17
Цитата: Alexander_S от апреля 22, 2022, 23:57
Теперь, благодаря Вам, понятно.
तत् (tat) - это nominative/accusative neu singular
от словарной формы तद् (tad)

Вот доверился
http://sanskrit.segal.net.br/en/decl?n=tat&tr=iast&gen=

Если же вбить в командной строке
http://sanskrit.segal.net.br/en/decl?id=95993
этот сайт выдает и жр,

Спасибо за разъяснения
Там же есть поиск по словарю Монье-Вильямса ниже на той же страничке. http://sanskrit.segal.net.br/en/dict?w=tat&tr=iast Там явно видно, что это или вариация tad (по сандхи перед глухими согласными. и т. д.), или вариант существительного tata ("папа"), которое вас явно не интересует.
Автор Alexander_S
 - апреля 22, 2022, 23:57
Теперь, благодаря Вам, понятно.
तत् (tat) - это nominative/accusative neu singular
от словарной формы तद् (tad)

Вот доверился
http://sanskrit.segal.net.br/en/decl?n=tat&tr=iast&gen=

Если же вбить в командной строке
http://sanskrit.segal.net.br/en/decl?id=95993
этот сайт выдает и жр,

Спасибо за разъяснения
Автор Damaskin
 - апреля 21, 2022, 23:48
Цитата: Alexander_S от апреля 21, 2022, 23:11
Вроде есть две словарные формы - и tad и tat, причем последняя имеет только два рода (нет женск)

Откуда только вы черпаете такие познания...
Автор Alexander_S
 - апреля 21, 2022, 23:11
Цитата: Damaskin от июня 18, 2021, 23:02
Цитата: Alexander_S от Tat и Tad по этим таблицам имеют различия
Это одно и то же. Tad - словарная форма, номинатив tat, с сандхи может быть tad, tac, tan.

Вроде есть две словарные формы - и tad и tat, причем последняя имеет только два рода (нет женск)
И парадигмы не совпадают. Напр. Nom saḥ и tan соответственно. В ед ч мр вообще нет совпадений.

Здесь, получается, стоит tat как nsn от словарной формы tad
pratyakṣam anumānaṃ ca pramāṇe dve eva
tad uktaṃ pramāṇadvayam



Автор Alexander_S
 - августа 28, 2021, 01:06
Это из "Праджняпарамиты в 100 тыс шлок"
http://gretil.sub.uni-goettingen.de/gretil/1_sanskr/4_rellit/buddh/dsp1-2_u.htm

bhagavāṃs tasyaitad avocat: śāradvatīputra prajñāpāramitā
prajñāpāramitety ucyate yad idaṃ sarvadharmānabhiniveśaḥ.
anabhiniviṣṭāḥ śāradvatīputra bodhisattvāḥ
prajñāpāramitāyāṃ pāraṃ gatāḥ kṣipram anuttarāṃ
samyaksaṃbodhim abhisaṃbudhyante.


Бхагаван сказал
- О сын Шарадвати, праджняпарамита!
Праджняпарамита определяется так:
"Неприаязанность ко всем дхармам".
Непривязанные, О сын Шарадвати, бодхисаттвы
в Праджняпарамите быстро достигают высшего (запредельного) непревзойденного
совершенного просветления.

В "шести парамимтах"
(wiki/ru) Парамита
Праджняпарамита дается как "совершенствование мудрости"
А в сутрах Праджняпарамиты
("Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра, появившаяся в I веке до н. э., являлась первым текстом из серии сутр праджняпарамиты.
В дальнейшие два-три столетия появились дополненные варианты Аштасахасрики
объёмом в 25 000, 100 000, 500 000 шлок, ничем не отличавшиеся от исходной сутры по содержанию..."
(wiki/ru) Праджняпарамита
- как "Совершенная мудрость").
Автор Alexander_S
 - августа 11, 2021, 19:53
ṣaṣ anantara ∞ atī vijñāna yad ∞ hi tad ∞ manas

svaviṣayānantaraviṣayasahakāriṇā indriyajñānena samanantarapratyayena janitaṃ tan manovijñānam // (9)


порожденное непосредственно предшествующей однородной причиной - индрия-джняной,
[или] своим собственным предшествующим во взаимодействии объектом - мановиджняна.

Если убрать уточнение Дхармакирти к сути определения АК (ṣaṣ anantara ∞ atī vijñāna),
то останется
svaviṣayānantaraviṣayasahakāriṇā indriyajñānena janitam
порожденное индрия-джняной, [или]
своим собственным предшествующим во взаимодействии объектом,
(т.е. одной из шести видов предшествующих виджнян).

А если убрать "индрия-джняну", то останется определение мановиджняны для Арупьи
svaviṣayānantaraviṣayasahakāriṇā janitam
порожденное своим собственным предшествующим во взаимодействии объектом.
Автор Alexander_S
 - августа 11, 2021, 16:35
В дхьянах Арупьи "пять чувственных виджнян не возникают
по причине отсутствия там объектов соответствующего типа" - АК.

Из шести видов сознания там остается только мановиджняна.
Каждый ее последующий момент имеет предшествующий в качестве
однородной и непосредственно предшествующей причины.
Только svaviṣaya, без внешних чувств (индрия-джняна)

В обыденном восприятии (по выходе из дхьяны) реанимируются еще пять видов
предшествующего момента.
Автор Alexander_S
 - августа 11, 2021, 16:24
Damaskin, Вы спровоцировали несколько иное понимание.
"Сва- ", это не об объекте внешней индрии, а об объекте самого манаса - предшествующем моменту 2.
Васубандху в Коше говорит о шести видах сознаний, ставших прошлым
ṣaṣ anantara ∞ atī vijñāna yad ∞ hi tad ∞ manas

А Щ+Л. упоминают в качестве предшествующего только
пять ("материальных", "чувственных") виджнян, "теряя" нечувственный объект (момент).

Получается, мановиджняна возникает порождаясь каким-то из пяти "чувственных" объектов или точно так же "однородно и содействующе" из ментального объекта, который по идее и должен быть sva viṣaya.

Объект первого момента может быть или чувственным (5) или манасичным (1).

ṣaṇṇām anantarātītaṃ vijñānaṃ yaddhi tanmanaḥ / (17.1)
Рудой:
17. Любой из шести [видов] сознания, [ставший] прошлым, есть разум [манас]

Автор Alexander_S
 - августа 11, 2021, 16:05
svaviṣayānantaraviṣayasahakāriṇā indriyajñānena samanantarapratyayena janitaṃ tan manovijñānam // (9)

Щербатской:
Букв, «восприятие внутренним чувством есть то, что порождается восприятием внешнего чувства, которому содействует объект, не отличающийся от собственного объекта (внешнего чувства), причем (это внешнее восприятие является) однородною (sam) с ним и непосредственною его причиною»

Лысенко:
Восприятием внешних объектов посредством внутренне-го чувства мы называем тот момент, который непосредственно следует за внешним восприятием, причем последнее содействует первому; внешнее восприятие с ним однородно и непосредственно с ним связано.

Щербатской не дословно, а философски
Познание через манас (мано-виджняна) порождено чувственным познанием, выступающим однородным и непосредственно предшествующим условием (самана-антара-пратьяя) [его] возникновения, при содействии объекта, не отличающегося от собственного объекта (очного познания)