Post reply

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.

Name:
Email:
Subject:
Message icon:

Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image

Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?:

shortcuts: hit alt+s to submit/post or alt+p to preview


Topic Summary

Posted by: xan
« on: September 24, 2018, 16:50 »

И ещё спрошу у знающих: монолитны ли были армии праведных халифов или в них сохранялось разделение по племенам?

Имеете в виду 4 первых Халифов? Про них точно не знаю но Омейяды и Аббасиды переселяли целые племена на которые могли опереться в новые области, там они основывали военные поселения рабат многие из которых позже превратились в населенные пункты.
Posted by: Abu_Muhammad
« on: September 27, 2016, 21:05 »

Quote
Ибн Фарис же писал о том, что большинство населения Йемена произносит джим как нечто среднее между кафом, кяфом и джимом,
А что может быть среднее между кяфом и джимом? Что-то Ч-подобное? Или что-то очень мягкое типа ГЬ?
Гь.
Posted by: watchmaker
« on: September 27, 2016, 20:33 »

Quote
Ибн Фарис же писал о том, что большинство населения Йемена произносит джим как нечто среднее между кафом, кяфом и джимом,
А что может быть среднее между кяфом и джимом? Что-то Ч-подобное? Или что-то очень мягкое типа ГЬ?
Posted by: Abu_Muhammad
« on: September 26, 2016, 21:38 »

Немного порылся в арабских форумах и нашел кое-что.

Судя по всему, "гим" попал в Египет из Йемена, а не наоборот. Дело в том, что в завоевании Египта принимали участия в основном племена из Йемена: Джухейна, аль-Азд, Хузаа, Хаулян, Кудаа, Джузам, Ляхм.

Доктор Мухаммад Давуд ат-Тиннир в книге "Альфаз Аммиййа Фасыха" пишет: "Джим, который произносят в Египте как "г", несомненно является красноречивым наречием. Это — наречие йеменских племен. Очевидно, что большинство прибывших и поселившихся в Фустате людей, у которых училось местное население, были йеменцами".

Также "гим" у йеменцев упоминается у известного арабского лингвиста и литератора X века — Ибн Фариса (ум. в 1004 г.) — и у не менее известного поэта, философа, лингвиста и литератора XI века — аль-Маарри (ум. в 1057 г.).

Так, аль-Маарри упоминает о том, что один из гассанидских царей говорил "магбур", вместо "маджбур". Известно, что Гассаниды были родом из Йемена и восходили по происхождению к йеменскому племени аль-Азд.

Ибн Фарис же писал о том, что большинство населения Йемена произносит джим как нечто среднее между кафом, кяфом и джимом, и привел в качестве примера превращение "джамаль" в "гамаль".

Если учесть, что завоевание Египта произошло в раннюю эпоху Ислама, то нет сомнения в том, что йеменцы произносили "гим" еще в доисламский период.

Короче, египетские СМИ тут не причем.  ;)
Posted by: mnashe
« on: September 26, 2016, 10:29 »

Что же касается йеменского диалекта, то это сейчас они произносят как "г". Причина этому — сильное влияние Египта (особенно его радио, телевидения и кино).
Что, все как один полуграмотные йеменцы (за исключением окрестностей Саны - там вообще палатальная /ɟ/, еще один рефлекс /*g/) во всех без исключения словах забыли про /дж/ под влиянием египетского кино? А в Омане и Сомали тоже египетское кино виновато?..
Добавлю, что одна из йеменских еврейских общин сохранила чтение /g/ [g], /q/ [q] в иврите, тогда как все остальные произносят /g/ [ʤ], /q/ [g].
Уж там-то явно египетское кино ни при чём, все йеменские еврейские общины переселились в Израиль до появления там телевидения.
Posted by: Awwal12
« on: September 26, 2016, 10:26 »

А если говорить фактами, то в фусхе в раннеисламский период и вплоть до нашего времени "г" не используется.
А это должно удивлять? Фусха основана на диалектах бедуинов Северной Аравии (престижных и подкрепленных поэтической традицией), коранический арабский - конкретно на диалекте Мекки.
Как было в доисламский период, неизвестно, и вряд ли это можно будет когда-то узнать.
Есть такая вещь, как сравнительно-историческое языкознание.
Posted by: Abu_Muhammad
« on: September 26, 2016, 07:58 »

Добавлю также, что в марокканском, ливанском, сирийском диалектах джим произносится как "ж", а в восточноаравийских — как "й".

Место артикуляции у "дж", "г", "ж" и "й" одно — мягкое нёбо. Причину следует искать в этом.
Posted by: Abu_Muhammad
« on: September 26, 2016, 07:42 »

Произнесение джима как [g] произошло позже.
А может не надо натягивать сову на глобус?
В основу как коранического арабского, так и аль-фусхи легли различные североаравийские диалекты, в которых палатализация /g/ была инновацией. Диалекты же Египта (где Синай и Дельта заселялись арабами с поздней античности) и Южной Аравии были на периферии и палатализации в них не случилось.
Иначе вам придется объснить, почему прасемитская /*g/ дала в арабском /ǧ/, чтобы потом в отдельных и притом разрозненных диалектах снова дать /g/ (что само по себе типологически уже крайне сомнительно).
Что же касается йеменского диалекта, то это сейчас они произносят как "г". Причина этому — сильное влияние Египта (особенно его радио, телевидения и кино).
Что, все как один полуграмотные йеменцы (за исключением окрестностей Саны - там вообще палатальная /ɟ/, еще один рефлекс /*g/) во всех без исключения словах забыли про /дж/ под влиянием египетского кино? А в Омане и Сомали тоже египетское кино виновато?..
От комментариев воздержусь.
Ну, это все догадки. А если говорить фактами, то в фусхе в раннеисламский период и вплоть до нашего времени "г" не используется. Иначе, это бы сохранилось в кираатах Корана, которые передаются от учителей к ученикам в устной форме из поколения в поколение. Как было в доисламский период, неизвестно, и вряд ли это можно будет когда-то узнать.
Posted by: tacriqt
« on: September 14, 2016, 13:47 »

А как же теория, что сначала /g/ > /gʲ~ɟ/ , а потом где-то вторично отвердело, а где-то — доаффрикатизировалось. А в местах, навроде Судана, сохранилось изначальное, разного рода палатальное /gʲ/.
Posted by: Awwal12
« on: September 5, 2016, 21:06 »

Произнесение джима как [g] произошло позже.
А может не надо натягивать сову на глобус?
В основу как коранического арабского, так и аль-фусхи легли различные североаравийские диалекты, в которых палатализация /g/ была инновацией. Диалекты же Египта (где Синай и Дельта заселялись арабами с поздней античности) и Южной Аравии были на периферии и палатализации в них не случилось.
Иначе вам придется объснить, почему прасемитская /*g/ дала в арабском /ǧ/, чтобы потом в отдельных и притом разрозненных диалектах снова дать /g/ (что само по себе типологически уже крайне сомнительно).
Что же касается йеменского диалекта, то это сейчас они произносят как "г". Причина этому — сильное влияние Египта (особенно его радио, телевидения и кино).
Что, все как один полуграмотные йеменцы (за исключением окрестностей Саны - там вообще палатальная /ɟ/, еще один рефлекс /*g/) во всех без исключения словах забыли про /дж/ под влиянием египетского кино? А в Омане и Сомали тоже египетское кино виновато?..
От комментариев воздержусь.