Post reply

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.

Name:
Email:
Subject:
Message icon:

Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image

Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?:

shortcuts: hit alt+s to submit/post or alt+p to preview


Topic Summary

Posted by: Фанис
« on: June 8, 2016, 22:19 »

Другие булгаро-тюркские и суваро-тюркские слова, по Кашгарскому:

көкләш- (булгар.) "породниться" < *көк "род, племя"
Караим. (крым.) кӧк "корень"
Posted by: Фанис
« on: June 8, 2016, 22:08 »

Дунайско-болгарское сочетание кана субиги, стоящее перед именами правителей, возможно следует считать несколько искаженным, в результате освоения его славянским протоболгарским языком — булгаро-тюркским выражением *қан сүвеги "из рода ханов, ханородный (букв. ханская кость)"
караим. (галич.) сивэк "кость"
караим. (крым.) суйак, сӱвек, сӱйек "кость"
караим. (тракай.) сювяк "кость"
Posted by: Фанис
« on: June 8, 2016, 20:51 »

сеw- "любить"
Севар - имя одного из дунайско-болгарских правителей. Предположительно, от булг.-тюрк. *сеwәр "любимый, любящий"

Сравни: севәр ("Кутадгу билиг") "любимый, любящий"
караим. (галич.) сивэр "любимый, дорогой"
караим. (крым.) сэвар, сӱвэр "любимый"
караим (тракай.) сювяр "любимый"
Posted by: Фанис
« on: December 12, 2015, 11:53 »

Утверждение Кашгарского, о том, что "звук д, имеющийся в языке чигилов и других Тюркских племен, в языке кыпчаков, ямаков, суваров, булгаров и других племен, распространенных до римлян и русских, заменяется звуком з" (в качестве примера приводит toz- "насытиться" и azaq "нога") неожиданно находит косвенное подтверждение в документах периода Казанского ханства:
 "Соответствие z и j характерно для произедений Мухаммедьяра: ija ~ iza, ajaq ~ azaq "нога", qojug ~ qozug "колодец", qajgur- ~ qazgur-"горевать". В других памятниках z-варианты не зафиксированы..., лишь у Кул-Шарифа обнаруживаем слово suzla-" (ссылки на конкретные произведения и страницы опущены мной)
Соответствие z и j характерно для произведений Мухаммедьяра: izä ‗хозяин‘ [10, c. 53б] ~ ijä ‗хозяин‘
[Там же, c. 49а]; ajaq ‗нога‘ [6, с. 55б] ~ azaq ‗нога‘ [Там же, с. 58б]; qojuğ ‗колодец‘ [10, c. 55б] ~ qozuğ ‗ко-
лодец‘ [Там же]; qajğur- ‗горевать‘ [Там же] ~ qazğur- ‗горевать‘ [Там же, c. 57а]. Следует подчеркнуть, что
нормой является слова с -j-. В других памятниках z- варианты не зафиксированы (ijä ‗хозяин‘ [8, с. 148],
ajrylmaq ‗разлучаться‘ [14, с. 61б]), лишь у Кул Шарифа обнаруживаем слово süzlä- ‗говорить‘ [Там же, с. 3].
Posted by: Karakurt
« on: December 10, 2015, 21:09 »

Эта версия не идеальная.
Posted by: bvs
« on: December 10, 2015, 21:01 »

söyle от sevle
Почему не süyle? В татарском кстати оно (сөйләү), но в остальных везде söyle, да еще и в турецком.
Posted by: Karakurt
« on: December 10, 2015, 20:53 »

Есть несколько версий, в том числе от несохранившегося *söy, (которое, возможно, одного корня с sö-z)
Posted by: Фанис
« on: December 10, 2015, 20:44 »

а söyle от sevle~savla
Не уверен.
Posted by: Karakurt
« on: December 10, 2015, 20:37 »

Оно тут при чем? Sözle от söz, а söyle от sevle~savla
Posted by: Фанис
« on: December 10, 2015, 20:37 »

 А может и другое, не знаю.