Posted by: Circassian
« on: February 12, 2012, 22:28 »"Абазины"
Историко-этнографический очерк,
Черкесск 1989
стр. 5 В грузинских лепописях под "чихами", "джиками" подразумевались абазины. стр. 5
стр. 10-11 В современной кавказоведческой литературе существует несколько точек зрения на произождение абазин. С.П. Басария, А.Н. Генко, К.В. Ломтатидзе, Х.С. Бгажба, Г.П.Сердюченко, З.В. Анчабадзе и другие исследователи считают, что абазины являлись частью абхазов, выселившихся с побережья Черкного моря на северные склоны Кавказского хребта.
Другую точку зрения отстаивает Л.И. Лавров. Он считает, что предками абазин являлись абазги. При этом он указывает на то, что античные и раннесредневековые источниники отличают абазгов от апсилов, санигов и других племен, которые принято считать компонентами в формировании абхазского народа. У этих народов имелись культурно-бытовые и языковые отличия. Первоначально абазги-абазины говорили по-убыхски (т.е. в соврем. терминах по-адыгски, т.к. мы знаем, что at°axǝ=адыгэ=аб(д)зах=абазг, зам. мои). Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства: источники XVIII-XIX вв.обычно причисляли убыхов к абазинам и убыхский язык был известен адыгам как "абазинский язык". Далее еще в 1641 году на убыхском языке говорило одно из обществ причерноморских абазин-садзов (джикетов, т.е. по-абх. азыхуа=адыгов, зам. мои), живших восточнее убыхов (в аккурат по границе с Апсны по Гагрскому хребту - зам. мои). По мнению А.Н. Генко, первоначально джакеты-садзы принадлежали к убыхам. Таким образом, убыхский язык прежде бытовал на более широкой территории и являлся языком древних абазгов (т.е. абадзехов, которые как мы знаем по общеизвестной легенде, рассматривали себя выходцами из убыхов!).
Л.И. Лавров приводит интересное объяснение, почему абхазы, приозодящие от апсилов (а не абазгов! - зам. мое) и называющие себя апсуа, в чужеземных письменных источниках (византийских, русских, грузинских, турецких) стали именоваться абазгами (обезами, абзой, апхазами, абхазами). Это произошло потому, что Абхазское царство основали абазинские князья (князьями они стали только среди апсуа, а на родине были простыми фамилиями Лэу, Дыдрыкъуа, Уардан(<=Маршаны)...зам. мое). К этому выводу Л.И. Лавров пришел, исходя из следующих обстоятельство. Абхазские цари Леон I и Леон II происходили, очевидно из рода крепнейших абазинских феодалов Лау (Лоовых). Имена "Леон" и "Лау" восходят к более краткому "Лев". В Абхазии и в районе Сочи есть топонимические следы пребывания Лау. Есть предания о родстве Лау со старешей в Абхазии феодальной фамилией Ачба (Анчабадзе). И, наконец, у Лау и Ачба одинаковая тамга - в виде круга.
Апсилы, поддерживавшие опстоянные связи с Грузией и Византией, имели более развитую культуру, чем горцы-абазги, поэтому образование в Апсилии Абхазского царства сопровождалось ростом апсильского влияния на абазгов. Это, очевидно, и положило начало высетнению древнего языка абазгов - протоубыхского - и распронению среди них абхазских диалектов. Впоследствии, когда ю.ная ориентация политики Леона II и его преемников привела к превращению Абхазского царства в Грузинское, абазги-абазины получили самостоятельность. Это совпало с усилением адыгских племен и распространением адыгского влияниея на абазин. Многие из абазинских этнических групп стали переходить на адыгейский (в том числе и на абадзехский - исконно-абазский! - зам. мое) и кабардинский языки. (т.е. адыгов - другой ветви аt°axǝ-сского массива, все новое - слегка измененное, хорошо забытое старое, т.е. обапсуаизированные протоубыхи-абаза теперь уже вернулись назад в лоно общеадыгского этноса, зам. мое).
стр. 11
Этноним "абазги" стал названием не только абхазского народа, но и самоназвание абазин "абаза". Самоназвание абхазов "апсуа" скорее всего присходит от "апсилов"
стр. 12 Известно, что грузинское и средневековые авторы называли западных адыгов (т.е. к1ахэ адыгэ) и абазин (аба(д)зэ) "джиками" (т.е. адыгами, зам. опять же мое.) Название "джики", восходящее к слову "зихи", сохранилось на восточном побережье Черного моря в форме "джикети", или "джигеты" (т.е. грубо говоря это территория поздних убыхов и садзов до 1864 года от р. Шахе, до Гагрского хребта, зам. мое). Абхазская народность, как показали специалисты по истории Абхазии, в основном сложилась к VIII в. когда апсилы, абазги, мисимиане, саниги и южная часть зихов консолидировалась в древнеабхазскую народность, из которой впоследствии выделилась абазинская народность.
Далее в книге уже идет детализация как изначально убыхоязычные т.е. зихоязычные-джикоязычные (или говоря современными терминами адыгоязычные) абазы перешли вначале на язык апсуа, и затем после обратного усиления немаля их часть возвратилась к корням перейдя назад в лоно адыгского (т.е. модернизированного убыхского) языка.
Этим и объясняется величайшее количество адыгизмов в языках группы апсуа, и отсутствие апсуа заимствований в адыгском. Схождения же относятся к единому лексическому фонду, такие слова как мафэ=маша (позднее абх. искажение амш) и прочие оносятся к этому ряду.
Историко-этнографический очерк,
Черкесск 1989
стр. 5 В грузинских лепописях под "чихами", "джиками" подразумевались абазины. стр. 5
стр. 10-11 В современной кавказоведческой литературе существует несколько точек зрения на произождение абазин. С.П. Басария, А.Н. Генко, К.В. Ломтатидзе, Х.С. Бгажба, Г.П.Сердюченко, З.В. Анчабадзе и другие исследователи считают, что абазины являлись частью абхазов, выселившихся с побережья Черкного моря на северные склоны Кавказского хребта.
Другую точку зрения отстаивает Л.И. Лавров. Он считает, что предками абазин являлись абазги. При этом он указывает на то, что античные и раннесредневековые источниники отличают абазгов от апсилов, санигов и других племен, которые принято считать компонентами в формировании абхазского народа. У этих народов имелись культурно-бытовые и языковые отличия. Первоначально абазги-абазины говорили по-убыхски (т.е. в соврем. терминах по-адыгски, т.к. мы знаем, что at°axǝ=адыгэ=аб(д)зах=абазг, зам. мои). Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства: источники XVIII-XIX вв.обычно причисляли убыхов к абазинам и убыхский язык был известен адыгам как "абазинский язык". Далее еще в 1641 году на убыхском языке говорило одно из обществ причерноморских абазин-садзов (джикетов, т.е. по-абх. азыхуа=адыгов, зам. мои), живших восточнее убыхов (в аккурат по границе с Апсны по Гагрскому хребту - зам. мои). По мнению А.Н. Генко, первоначально джакеты-садзы принадлежали к убыхам. Таким образом, убыхский язык прежде бытовал на более широкой территории и являлся языком древних абазгов (т.е. абадзехов, которые как мы знаем по общеизвестной легенде, рассматривали себя выходцами из убыхов!).
Л.И. Лавров приводит интересное объяснение, почему абхазы, приозодящие от апсилов (а не абазгов! - зам. мое) и называющие себя апсуа, в чужеземных письменных источниках (византийских, русских, грузинских, турецких) стали именоваться абазгами (обезами, абзой, апхазами, абхазами). Это произошло потому, что Абхазское царство основали абазинские князья (князьями они стали только среди апсуа, а на родине были простыми фамилиями Лэу, Дыдрыкъуа, Уардан(<=Маршаны)...зам. мое). К этому выводу Л.И. Лавров пришел, исходя из следующих обстоятельство. Абхазские цари Леон I и Леон II происходили, очевидно из рода крепнейших абазинских феодалов Лау (Лоовых). Имена "Леон" и "Лау" восходят к более краткому "Лев". В Абхазии и в районе Сочи есть топонимические следы пребывания Лау. Есть предания о родстве Лау со старешей в Абхазии феодальной фамилией Ачба (Анчабадзе). И, наконец, у Лау и Ачба одинаковая тамга - в виде круга.
Апсилы, поддерживавшие опстоянные связи с Грузией и Византией, имели более развитую культуру, чем горцы-абазги, поэтому образование в Апсилии Абхазского царства сопровождалось ростом апсильского влияния на абазгов. Это, очевидно, и положило начало высетнению древнего языка абазгов - протоубыхского - и распронению среди них абхазских диалектов. Впоследствии, когда ю.ная ориентация политики Леона II и его преемников привела к превращению Абхазского царства в Грузинское, абазги-абазины получили самостоятельность. Это совпало с усилением адыгских племен и распространением адыгского влияниея на абазин. Многие из абазинских этнических групп стали переходить на адыгейский (в том числе и на абадзехский - исконно-абазский! - зам. мое) и кабардинский языки. (т.е. адыгов - другой ветви аt°axǝ-сского массива, все новое - слегка измененное, хорошо забытое старое, т.е. обапсуаизированные протоубыхи-абаза теперь уже вернулись назад в лоно общеадыгского этноса, зам. мое).
стр. 11
Этноним "абазги" стал названием не только абхазского народа, но и самоназвание абазин "абаза". Самоназвание абхазов "апсуа" скорее всего присходит от "апсилов"
стр. 12 Известно, что грузинское и средневековые авторы называли западных адыгов (т.е. к1ахэ адыгэ) и абазин (аба(д)зэ) "джиками" (т.е. адыгами, зам. опять же мое.) Название "джики", восходящее к слову "зихи", сохранилось на восточном побережье Черного моря в форме "джикети", или "джигеты" (т.е. грубо говоря это территория поздних убыхов и садзов до 1864 года от р. Шахе, до Гагрского хребта, зам. мое). Абхазская народность, как показали специалисты по истории Абхазии, в основном сложилась к VIII в. когда апсилы, абазги, мисимиане, саниги и южная часть зихов консолидировалась в древнеабхазскую народность, из которой впоследствии выделилась абазинская народность.
Далее в книге уже идет детализация как изначально убыхоязычные т.е. зихоязычные-джикоязычные (или говоря современными терминами адыгоязычные) абазы перешли вначале на язык апсуа, и затем после обратного усиления немаля их часть возвратилась к корням перейдя назад в лоно адыгского (т.е. модернизированного убыхского) языка.
Этим и объясняется величайшее количество адыгизмов в языках группы апсуа, и отсутствие апсуа заимствований в адыгском. Схождения же относятся к единому лексическому фонду, такие слова как мафэ=маша (позднее абх. искажение амш) и прочие оносятся к этому ряду.