Posted by: Давид Дасаниа
« on: November 13, 2011, 09:44 »Рассмотрим иные тезисы исследуемой темы:
С. Званба о садзах-джигетах. Соломон Званба, первый абхазский этнограф, подчеркивал, что «абхазцы не считают их (садзов – Д.Д..) одного с собою происхождения». Вместе с тем, Званба подчеркивает близость садзского и абхазского языков: «Джигеты говорят наречием абхазского языка, несколько отличным от коренного».
Отношение С. Хотко к основной проблеме истории садзов-джигетов. «Стремление Инал-ипа обязательно обосновать садзскую идентичность как прямо абхазскую или североабхазскую, при легких диалектных различиях, сталкивается с непреодолимым препятствием в факте того, что страна садзов считалась самостоятельной историко-этнографической областью. Самостоятельное политическое существование и географический барьер в виде Бзыби делает очень малоправдоподобной версию тождества садзов с абхазами. В различные периоды своего существования Джигетия-Садз могла быть ближе к Абхазии, чем к Черкесии, но эти сближения с соседями, вполне вероятно сопровождавшиеся и лингвистическим влиянием, не дают нам веских оснований считать садзов этносом абхазского или адыгского происхождения. Они, вероятнее всего, прямые потомки абазгов при весьма значительном участии в процессе их этногенеза зихов-адыгов. Возможно, что зихское участие в этногенезе было определяющим - отсюда и наименования страны и этноса как джикских. Вероятен и такой сценарий, при котором северная часть абазгов - будущее ядро садзов - на определенном этапе предпочла войти в состав Зихского этнополитического союза и резко отделить себя от царства Абхазов-Абазгов. Так за этой группой закрепилось чисто внешнее, не отражающее этнической сути, наименование зихов-джиков. Потом собственно зихи-адыги получили новое внешнее наименование черкесов, которое не сразу распространилось на убыхов и садзов. Грузинские авторы по вековой традиции сохраняли за садзами их зихскую «этикетку». Они отмечали, что сразу за джиками живут черкесы. Позже и самих джиков стали все чаще идентифицировать как черкесов и как часть Черкесии. Эта традиция утвердилась в первой половине XIX в.».
С. Хотко о топо-гидронимике Джигетии как об адыгской. Неправ Самир Хотко тогда, когда пишет, что «территория садзов от Сочи до Бзыби резко отличается от Абхазии существованием значительного числа адыгских гидронимов и топонимов. Билингвизм садзов отражен в гидронимах Сочи-пста, Кудепста, Бегерепста, Лапста, Ачипста, Швачапста. Сочи - Сочипсы - Сочипста ». Адыгскими по этимологическому значению С. Хотко считает такие названия как Хашупсе (Ҳашҧсы: «аҳаша» - известковая скала, дикая груша, сравните с корнем фамилии Ҳашба; «ҧсы» - общеабхазо-адыгское обозначение воды и реки), Жоепсе (Жәаҩаҧсы: «жәаҩа» - двенадцать), Кудепста («ущелье Кудбовых»), Псырцха (Ҧсырӡха – «сосновый родник»), Соуипсара (Соуиҧсара: Соу – имя мужчины, «иҧсара» - «его сосновая роща») и т.д.
По поводу функционирования в абхазской топо-гидронимике корня «пс» в значении «воды», Самир Хотко пишет: «Объяснение, предложенное Ш. Д. Инал-ипа, согласно которому элемент пс в абхазской гидронимии является следствием существования в древнеабхазском языке слова псы в значении «вода», резко контрастирует с ареалом гидронимов с содержанием псы на территории исторической Абхазии. К северу от Бзыби их очень много, а к югу таковые почти не встречаются. С учетом вышеизложенных источников XVII-XIX вв. гораздо убедительнее, на наш взгляд, является объяснение этого факта через влияние адыгского языка на территории Джигетии».
Сейчас я хотел бы специально, для опровержения высказывания Самира Хотко, привести в пример названия топо-гидронимов восточной части Абхазии, содержащих корень «пс» в значении воды. Итак, вот эти названия: Алкәаҧсҭа (Алкуапста) – название и реки, и горы; Еграҧсҭа (река), Ӡеиқәаҧсҭа (Дзейкуапста), Мсыбысҭа (от Мсыбыҧсҭа, как и Гумиста – Гумпста), Барҟәаҧ аҧсҭа (Баркуап апста), Хыш иҧсҭа, Аҕәраҧсҭа (Агурапста) и др.
Выводы, сделанные Самиром Хотко. «Бесспорно, что садзы осознавали свое этническое родство с абхазами княжества Абхазии, но не менее бесспорно, что они осознавали и свое отличие от апсуа. Обе точки зрения можно и следует примирить. Если садзы - потомки абазгов, то они южные, причерноморские абазины, так как абазины пришли на Северный Кавказ с территории Садза. Сами современные абхазы стали итогом сложения двух больших абазино-абхазоязычных племен раннего средневековья - абазгов и апсилов. Ведущая роль абазгов вполне вероятна ввиду того, что Абхазское царство называлось царством Абазгов. В этом плане садзов действительно можно рассматривать как северных абхазов. А внутри Абхазского княжества гудаутских абхазов считать в большей степени потомками абазгов, а очамчирских абхазов – в большей степени апсилами».
«До XII в. включительно, - пишет автор, - часть убыхов и все садзы находились в орбите политического и культурного влияния Грузинского царства, а граница с Зихией охранялась сетью крепостей». В связи с таким заявлением напрашивается вопрос: о каком Грузинском царстве ведёт речь Самир Хотко? Разве это царство не называлось Абхазским царством и до XII, и даже в XII веке?
С. Званба о садзах-джигетах. Соломон Званба, первый абхазский этнограф, подчеркивал, что «абхазцы не считают их (садзов – Д.Д..) одного с собою происхождения». Вместе с тем, Званба подчеркивает близость садзского и абхазского языков: «Джигеты говорят наречием абхазского языка, несколько отличным от коренного».
Отношение С. Хотко к основной проблеме истории садзов-джигетов. «Стремление Инал-ипа обязательно обосновать садзскую идентичность как прямо абхазскую или североабхазскую, при легких диалектных различиях, сталкивается с непреодолимым препятствием в факте того, что страна садзов считалась самостоятельной историко-этнографической областью. Самостоятельное политическое существование и географический барьер в виде Бзыби делает очень малоправдоподобной версию тождества садзов с абхазами. В различные периоды своего существования Джигетия-Садз могла быть ближе к Абхазии, чем к Черкесии, но эти сближения с соседями, вполне вероятно сопровождавшиеся и лингвистическим влиянием, не дают нам веских оснований считать садзов этносом абхазского или адыгского происхождения. Они, вероятнее всего, прямые потомки абазгов при весьма значительном участии в процессе их этногенеза зихов-адыгов. Возможно, что зихское участие в этногенезе было определяющим - отсюда и наименования страны и этноса как джикских. Вероятен и такой сценарий, при котором северная часть абазгов - будущее ядро садзов - на определенном этапе предпочла войти в состав Зихского этнополитического союза и резко отделить себя от царства Абхазов-Абазгов. Так за этой группой закрепилось чисто внешнее, не отражающее этнической сути, наименование зихов-джиков. Потом собственно зихи-адыги получили новое внешнее наименование черкесов, которое не сразу распространилось на убыхов и садзов. Грузинские авторы по вековой традиции сохраняли за садзами их зихскую «этикетку». Они отмечали, что сразу за джиками живут черкесы. Позже и самих джиков стали все чаще идентифицировать как черкесов и как часть Черкесии. Эта традиция утвердилась в первой половине XIX в.».
С. Хотко о топо-гидронимике Джигетии как об адыгской. Неправ Самир Хотко тогда, когда пишет, что «территория садзов от Сочи до Бзыби резко отличается от Абхазии существованием значительного числа адыгских гидронимов и топонимов. Билингвизм садзов отражен в гидронимах Сочи-пста, Кудепста, Бегерепста, Лапста, Ачипста, Швачапста. Сочи - Сочипсы - Сочипста ». Адыгскими по этимологическому значению С. Хотко считает такие названия как Хашупсе (Ҳашҧсы: «аҳаша» - известковая скала, дикая груша, сравните с корнем фамилии Ҳашба; «ҧсы» - общеабхазо-адыгское обозначение воды и реки), Жоепсе (Жәаҩаҧсы: «жәаҩа» - двенадцать), Кудепста («ущелье Кудбовых»), Псырцха (Ҧсырӡха – «сосновый родник»), Соуипсара (Соуиҧсара: Соу – имя мужчины, «иҧсара» - «его сосновая роща») и т.д.
По поводу функционирования в абхазской топо-гидронимике корня «пс» в значении «воды», Самир Хотко пишет: «Объяснение, предложенное Ш. Д. Инал-ипа, согласно которому элемент пс в абхазской гидронимии является следствием существования в древнеабхазском языке слова псы в значении «вода», резко контрастирует с ареалом гидронимов с содержанием псы на территории исторической Абхазии. К северу от Бзыби их очень много, а к югу таковые почти не встречаются. С учетом вышеизложенных источников XVII-XIX вв. гораздо убедительнее, на наш взгляд, является объяснение этого факта через влияние адыгского языка на территории Джигетии».
Сейчас я хотел бы специально, для опровержения высказывания Самира Хотко, привести в пример названия топо-гидронимов восточной части Абхазии, содержащих корень «пс» в значении воды. Итак, вот эти названия: Алкәаҧсҭа (Алкуапста) – название и реки, и горы; Еграҧсҭа (река), Ӡеиқәаҧсҭа (Дзейкуапста), Мсыбысҭа (от Мсыбыҧсҭа, как и Гумиста – Гумпста), Барҟәаҧ аҧсҭа (Баркуап апста), Хыш иҧсҭа, Аҕәраҧсҭа (Агурапста) и др.
Выводы, сделанные Самиром Хотко. «Бесспорно, что садзы осознавали свое этническое родство с абхазами княжества Абхазии, но не менее бесспорно, что они осознавали и свое отличие от апсуа. Обе точки зрения можно и следует примирить. Если садзы - потомки абазгов, то они южные, причерноморские абазины, так как абазины пришли на Северный Кавказ с территории Садза. Сами современные абхазы стали итогом сложения двух больших абазино-абхазоязычных племен раннего средневековья - абазгов и апсилов. Ведущая роль абазгов вполне вероятна ввиду того, что Абхазское царство называлось царством Абазгов. В этом плане садзов действительно можно рассматривать как северных абхазов. А внутри Абхазского княжества гудаутских абхазов считать в большей степени потомками абазгов, а очамчирских абхазов – в большей степени апсилами».
«До XII в. включительно, - пишет автор, - часть убыхов и все садзы находились в орбите политического и культурного влияния Грузинского царства, а граница с Зихией охранялась сетью крепостей». В связи с таким заявлением напрашивается вопрос: о каком Грузинском царстве ведёт речь Самир Хотко? Разве это царство не называлось Абхазским царством и до XII, и даже в XII веке?