Цитата: Bhudh от Вчера в 20:23?Цитата: Alexander_S от Вчера в 16:00Вы "отправляли в лженауку" и Елизаренкову (с ее "асурностью" Варуны)Не Елизаренкову, а толкователя её перевода.
Цитата: Alexander_S от Вчера в 16:00Вы "отправляли в лженауку" и Елизаренкову (с ее "асурностью" Варуны)Не Елизаренкову, а толкователя её перевода.
Цитата: Предполагалось также происхождение части «Дажь-» от санскр. и перс. dag(h(as)) или балтского degu с одинаковым значением «жечь» [56, с. 223; 9, с. 20; 11, с. 164]. Мы, однако, склоняемся к другому, также распространённому толкованию теонима. Его сторонниками выступали такие исследователи как А.Н. Афанасьев, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, А.С. Фаминцын, Б.А. Рыбаков, Л.С. Клейн [25, с. 242] и др. Первая часть имени объясняется ими как притяжательное прилагательное от исчезнувшего славянского слова дагъ (ср. готское dags, нем. tag и др.), «день, свет». И.И. Срезневский считал доказательством существования такого слова сохранившееся в хорутанском языке однокоренное «дъжница» – ранняя заря [47, с. 79–82], но [57, с. 1.482]. Получается Дажьбог – «дневной, светлый бог».могу откомментировать с тем же недоумением, что и выше.
Однако, и само праславянское «день» является производным. В конечном итоге оно происходит от праиндоевропейского *dyeu или *dei (...), которое означало «сияние», и «мифопоэтические» производные от него.
Цитата: от первой части его имени произошли слова греч. θεός (theos), лат. deus со значением «бог», а также санскр. dina, англ. day («день») и т.д.Ещё раз: *dʰeh₁- (> θεός, лат. faciō, англ. do, рус. дѣть, дѣлать), *dyew- (> Ζεύς, лат. deus, санскрит. dyaus, рус. дивный) и *dʰegʰ- (> англ. day, лат. foveō, рус. жечь, жгу) — это три разных корня. (А *deh₃ «дать» > *dadjь «дажь ~ даждь» вообще четвёртый.)
Цитата: Не будучи специалистом в данной области, мы обратились к крупному индоевропеисту Вяч. Вс. Иванову, который в личной беседе сказал нам, что подобная реконструкция не лишена сложностей, хотя и возможна для рассмотрения. Основа Дажь- коррелирует с Tieus-, а «-бог» могло заменить «-отца» (-Pater), тем не менее, сохранившись как функция в мифологии («дажьбожьи внуки» СПИ), определённое созвучие есть у «деда» и «Даждь-» (здесь мы говорим не о родстве этих слов, а скорее о возможных вариантах народной этимологии). Повторим уже приведённую цепочку: имя Дажьбога происходит от праславянского *дагъ (день); в то время как само слово «день» несомненно, восходит к праиндоевропейскому Tieus. Вот схема нашей реконструкции:Каким образом "Основа Дажь- коррелирует с Tieus-", и в какой именно момент **дагъ превращается в "день" (который, несомненно, восходит к основе праиндоевропейского Tieus, или, в традиционной нотации, к *dey-) — решительно непонятно!
праиндоевропейское *Tieus > праславянское *дагъ (день) > праславянское Дажь-
Цитата: DarkMax2 от Вчера в 13:44З високого дерева Див проквиляє, Землі невідомій вістку засилає (Панас Мирний, V, 1955, 264); Лисиці брешуть на щити, І кличе див поверху древа (Максим Рильський, 300 літ, 1954, 12).Краще б привели оригінал "СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЂ, ИГОРЯ, СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА":
Цитироватьсви́стъ звЂри́нъ въстá бли́зъ: ди́въ кли́четъ вр́ъху дрéва — вели́тъ послýшати земли́ незнáемЂ.
Цитата: Alexander_S от Вчера в 04:02Кем стали Дьяус/Диеус в христианстве понятно и без комментариев.До речі, у слов'ян "див" став демоном, але це не наслідок християнства, а через сильний вплив іраномовних степовиків: від них запозичили слово "бог".
Страница создана за 0.043 сек. Запросов: 20.