Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор Agabazar
 - июня 21, 2022, 06:17
Цитата: VFKH от июня 20, 2022, 03:54
национальные мифы вообще не нужны, нужна историческая наука.  :green:
Подавляющее большинство людей не имеет никакого отношения к науке. Даже те, кто более-менее продвинут в этом направлениии, всё равно склонны так или иначе мифологизировать. Все знают, для чего нужна ложь, но никто не знает, для чего нужна правда.
Но мифология это не ложь. В ней ничего такого  плохого нет, пока люди к ней относятся как к мифологии, не подменяют ею истину.  Существуют ли шурале? Едва ли. Но памятник этому персонажу стоит в центре Казани и никому он не мешает.
Автор VFKH
 - июня 20, 2022, 03:54
Цитата: Kamil от июня 19, 2022, 10:41
Знаете, почему не существует единого татарского  национального мифа?
Во-первых потому, что национальные мифы вообще не нужны, нужна историческая наука.  :green: А если есть национальные мифы, да еще и единый национальный миф... ну, это какой-то мрак, секта Аум-Сенрикё...  ;D
Автор Agabazar
 - июня 19, 2022, 16:36
То же самое хотел сказать.
Автор Karakurt
 - июня 19, 2022, 14:19
Ну да. Очень многозначный глагол.
Автор Agabazar
 - июня 19, 2022, 13:42
Цитата: Karakurt от июня 19, 2022, 10:09
Может быть исходник ягыш или ягышчы?

Н. И. Егоров:
ЦитироватьВ марийском языке этноним суас (сӳ'ӓ'с, ш'́'ӓ'ш'́', 'с'ӓ'с) является заимствованием из чувашского языка. Диалектные формы этого марийского этнонима явно показывают его старое звучание çăвăç «язычник» — из древнетюркского йагъычи «жертвоприноситель», от йагъ- «приносить жертву». Не следует путать это слово с древнетюрк. йогъчи «участник поминального обряда, плакальщик», от йогь «поминальный обряд», откуда современное чуваш. çăва «могила». В золотоордынский период на территории Среднего Поволжья появилось весьма пестрое в этническом и языковом отношении пришлое население (монголы, тюрки-кыпчаки, тюрки-огузы, ираноязычные персы и таджики, армяне, славяне, финно-угры и др.), основная масса которого была исламизирована. Местное сельское булгаро-чувашское население, придерживавшееся традиционных языческих верований, называло себя çăваç.
(Из указанного выше источника)
Автор Agabazar
 - июня 19, 2022, 13:27
Цитата: Karakurt от июня 19, 2022, 10:09
Может быть исходник ягыш или ягышчы?

Исходник чего?
Исходник чавуша или исходник чуваша?
Автор Kamil
 - июня 19, 2022, 10:41
Цитата: VFKH от июня 18, 2022, 18:15
...Дело не в наличии или отсутствии чувашей, а в том, что для попытки доказательства наличия критической массы чувашей в Казанском ханстве и доказательства отсутствия критической массы татарского населения, надо плодить множество более или менее правдоподобных сущностей опирающихся друг на друга, что само по себе является признаком несостоятельности гипотезы о наличии критической чувашской массы населения в Казанском ханстве.
Знаете, почему не существует единого татарского  национального мифа? Откуда все эти бестолковые метания от булгар до шумер и Золотой Орды? Дело всего лишь в непринятии и игнорировани реальной истории. Вот маленький пример приведу:
Цитировать...Окольничему и Воеводам Князю Петру Лукичу с товарищи, будучи на службе Великого Государя в Казани, велеть смотреть и беречь накрепко , чтобы в Казанском уезде в Чувашу и в Черемисския волости и в деревни торговые всяких чинов люди, пансырей, пищалей и никакого железа, что годно к войне, не продавали, также и всяких заповедных товаров, сверх проезжих грамот и таможенных памятей не возили; по тому ж кузнечного б и серебряного дела Чуваша и Черемиса не делали, и кузнечныя и серебряныя снасти ни у кого б в Чуваше, и в Черемисе, и в Вотяках не было; а у кого серебряную или кузнечную снасть проведают, и им тое Чувашу и Черемису и Вотяков с тою серебняною и кузнечною снастью велеть приводить в Казань, и роспрашивать их, у кого они те снасти взяли, и те снасти имать в приказ; а тем чинить, кто им давал, наказанья; а им сказать: беде впредь будут так делать, и им будет такое же наказанье и смертная казнь...
По-моему, даже этого достаточно для понимания, кто населял Казанское ханство.
Автор Karakurt
 - июня 19, 2022, 10:09
Может быть исходник ягыш или ягышчы?
Автор Agabazar
 - июня 19, 2022, 09:02
Цитата: Сибирячка от июня 19, 2022, 00:18
А Schuaii –Schuwai – это Чувашия? Что-то сомневаюсь о существовании такой страны.
В ранге члена ООН, конечно, не существует. Но как субъект Российской Федерации и как место проживание чувашей  она, эта страна, есть. То же можно сказать и относительно прошлых времён.
Цитата: Сибирячка от июня 18, 2022, 17:49
Пратюркский: *jagɨ
PRNUM: PRNUM

Англ. значение: enemy, war
Значение: враг, война
Древнетюркский: jaɣɨ (Orkh., OUygh.)
Караханидский: jaɣɨ (MK)
Турецкий: jaɣɨ
Татарский: jaw
Среднетюркский: jaɣɨ (Houts.)
Узбекский: jɔw, (dial.) jaw, jāɣɨ
Уйгурский: jaw, jaɣɨ, jäɣɨ (dial.)
Сарыюгурский: jaɣɨ
Азербайджанский: jaɣɨ
Туркменский: jaɣɨ
Хакасский: čā
Шорский: čā
Ойратский: jū, d́u
Халаджский: jaɣɨ
Чувашский: śu 'heathen'
Якутский: sɨa-kār 'rogue, villain'
Тувинский: čā
Тофаларский: čā
Киргизский: ǯō
Казахский: žaw
Ногайский: jaw
Башкирский: jaw
Балкарский: ǯaw, žaw, zaw
Каракалпакский: žaw
Кумыкский: jaw
Но при чём здесь «чавуш»(чавуши) и,  тем более, «чуваш»(чуваши)?
Автор Сибирячка
 - июня 19, 2022, 00:18
Да, конечно, они древние жители Поволжья.
Чуваши еще задолго до татар (булгар) жили в Поволжье, только их считали за один народ с черемисами (марийцами). Курбский, не понаслышке знавший чувашей, считает их черемисским народом, также Георги, описывая чувашей, относит их к черемисам, Олеарий, путешествуя по Волге, не обмолвился ни словом о чувашах -  только татары и черемисы.
Вот Герберштейн пишет:
1. Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши  — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства.
То,что читают черемисы и чуваши в латинском издании – Czeremissae, Czubashi,  в немецком – Czeremissen, Zuwaschi.
2.Беличьи шкурки(в Московию) также привозятся из различных краев, наиболее широкие из Сибирской области, а те, которые благороднее каких угодно других, из Чувашии (в латинском – Schuaii, немецком - Schuwai), недалеко от Казани, затем из Перми, Вятки, Устюга и Вологды.

У меня вопросы:
1.Почему по-разному написаны слова одного корня чуваши и Чувашия?
2.Почему Czeremissen, но Zuwaschi, а не Zuwaschen?
3.Далее он дает описание всех перечисленных народов - соседей Московской Руси,но ни словом не обмолвился о Czubashi -Zuwaschi , как о народе?
Мое предположение  - это не чуваши, а  субашы , у тюркских народов 'начальник войска'. По всему они из мишарей.
Мишары – торговый народ, живя на Волге, они бороздили по морям и рекам по всему Старому миру, поэтому именно они должны отличаться  знанием судоходства, они были союзниками Московского царя, они - жители Московской Руси.
А Schuaii –Schuwai – это Чувашия? Что-то сомневаюсь о существовании такой страны.