Цитата: Nevik Xukxo от октября 20, 2020, 18:03Я не в курсе.Цитата: RockyRaccoon от октября 20, 2020, 18:00у домов и других цыганоподобных этногрупп так же?
но у цыган кроме слов "ром" и "гаджё" есть "мануш", чётко означающее "просто человек".
Цитата: RockyRaccoon от октября 20, 2020, 18:00у домов и других цыганоподобных этногрупп так же?
но у цыган кроме слов "ром" и "гаджё" есть "мануш", чётко означающее "просто человек".
Цитата: Awwal12 от октября 20, 2020, 11:01Не знаю, как у эскимосов и марийцев, но у цыган кроме слов "ром" и "гаджё" есть "мануш", чётко означающее "просто человек".
По-моему, это работает по-другому. Не существует как раз самостоятельного эндонима - "человек" по умолчанию будет именно эскимосом, марийцем, цыганом и т.д.
Цитата: Devorator linguarum от октября 20, 2020, 00:22А расскажите плиз, как эти три слова используются и как разведены по смыслу.
У турок для "человека" три употебительных слова: adam, insan и kişi. Что характерно, по употреблению они довольно строго разведены и невзаимозаменяемы. И нельзя сказать, чтобы какое-то из них было более базовое, чем другие.
Цитата: Мария Семёнова[С]аамов считали колдунами не только скандинавы, но также карелы и финны. Но самое-то интересное, – если послушать саамские сказания о взаимоотношениях с соседями, выяснится: именно саамы – люди как люди, зато соседи – карелы, финны, русские, скандинавы – сплошь чародеи, оборотни, ожившие мертвецы!
А если почитать отчёты этнографических экспедиций, ездивших к саамам исторически совсем недавно – в первой половине ХХ века, – можно подметить в них одно постоянно повторяющееся наблюдение. Саамы никого и ничего не боялись так, как чужого, незнакомого человека. Сколько было случаев, когда отважные охотники, не говоря уже о детях и женщинах, в ужасе разбегались от безобидного учёного, вышедшего к стойбищу! В дальнейшем, познакомившись, они смущённо оправдывались: почём, мол, мы знали, что ты – человек, а не оборотень, не злой дух и не равк – жуткий мертвец, выскочивший из могилы?..
Можно сколько угодно иронизировать по поводу «примитивных представлений» древних. Однако оглядимся вокруг: сплошь и рядом в нашем цивилизованном мире людей зверски убивают только за то, что они принадлежат к другой расе, вероисповеданию или народу, то есть только за то, что они другие, а значит, вроде как не совсем люди и, стало быть, человеческого отношения не заслуживают.
Цитата: Wolliger Mensch от октября 20, 2020, 12:08Ее бы, скорее всего, и не было. "Перевести" "-мурт" как "мары" ещё догадаться надо, это требует знакомства с языками друг друга (при том, что марийцы и удмурты не близкие соседи и сами языки невзаимопонятны).Цитата: Awwal12 от октября 20, 2020, 11:52
Оно, безусловно, калька, но с семантическим подтекстом: статус удмуртов для средневековых марийцев был таким же, как статус чувашей.
А если бы не был, как бы выглядела калька?
Цитата: Awwal12 от октября 20, 2020, 11:52
Оно, безусловно, калька, но с семантическим подтекстом: статус удмуртов для средневековых марийцев был таким же, как статус чувашей.
Цитата: kemerover от октября 20, 2020, 11:35Жил-был человек (эскимос)...
А что значит «по умолчанию»? В каких контекстах будет означать человека, а в каких члена того же народа?
Цитата: Wolliger Mensch от октября 20, 2020, 11:40Оно, безусловно, калька, но с семантическим подтекстом: статус удмуртов для средневековых марийцев был таким же, как статус чувашей.
Почему марийское название удмуртов не может быть просто калькой?
Цитата: Nevik Xukxo от октября 20, 2020, 11:08Цитата: Awwal12 от октября 20, 2020, 11:01Интересно, к какому времени развития человечества такое мышление восходит? Условно каменный век?
Любопытен пример марийского: есть ряд экзонимов, где также употребляется слово "люди" (суасла мары - чуваши, одо мары - удмурты) - это экзонимы таких же исторических язычников региона, с которыми было возможно брачевание; прочие экзонимы "мары" не включают (т.е. это точно не совсем люди).
Страница создана за 0.038 сек. Запросов: 21.