Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор Васил
 - июля 6, 2018, 14:33
Цитата: Alone Coder от июля  1, 2018, 00:16
Церкви на фотографиях явно не до основания разрушены. Откуда датировка разрушения?

О Большой базилике тоже маленькое исправление - не разрушена она до основания. К нач. 20 в. сохранились три ряда квадров + кирпичи над ними. (Снимка К. Шкорпила из БгЦ2 Чилингирова, стр. 148):


Но все-таки церкви Плиски хуже сохранены чем крепостные стены, например.
Автор Васил
 - июля 6, 2018, 13:38
Цитировать
... у Калайдовича следует всущности не Григориев текст, а перевод отрывка из "Александрии".

здесь тоже ошибка: ... следует перевод отрывка И. Малалы о Троянской войне. А сам Малала дальше объединен с переводом Александрии Псевдокаллисфена. Цитат от Л. Горины (стр. 33, 37):

****
после записи о Григории в тексте Арх. (= Вил. и Варш.) хронографов следуют вовсе не Царские книги Ветхого Завета, а рассказ о Троянской войне из 5-й книги византийского хрониста Иоанна Малалы.

...
Солидным хронографическим блоком Болгарского памятника стала 7-я книга хроники Иоанна Малалы (VI в.), соединенная с сочинением Псевдокаллисфена - Александрия (III в. до н.э.) Факт соединенности этих двух произведений в Болгарии в Симеонову пору уже был отмечен в историографии [13]. Текст Александрии буквально вторгается между 7-й и 8-й книгами хроники. Книга 7-я повествует о начале Рима, а заканчивается пассажем о правлении царя Филиппа в Македонии и рождении великого правителя. Рассказ об этом важном событии столь краток у Малалы, что составитель Болг. хр. счел необходимым объединить его с пространным рассказом об Александре Псевдокаллисфена, где жизненный путь и подвиги великого полководца предстают в полном блеске.
****
Автор Васил
 - июля 6, 2018, 13:27
Цитата: Васил от июля  4, 2018, 18:11
... к 578-582 г. архиеп. в Юст. Пр. очевидно уже была упразднена и что центр архиепископии перенесся в Софию. Он считает что большинство подобных еретических церквей разрушено в последнюю треть VII в.

пробрались ошибки уже: большинство подобных еретических церквей разрушено в последнюю треть VI в.
Автор Васил
 - июля 6, 2018, 13:25
Цитата: Alone Coder от июня 30, 2018, 17:24
Цитата: Васил от июня 30, 2018, 16:38
деятельность советских филологов и архивистов, которые в течении 70 лет описали только около 400 рукописей до 14 века.
Где взять список? Интересуют все домонгольские.

Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI - XIII вв. М.: Наука, 1984.

Выпуск  включает,  описание  494  рукописных  книг,  хранящихся  в  СССР.
Автор Васил
 - июля 4, 2018, 18:44
Цитата: christo_tamarin от июля  2, 2018, 14:32
Вам представление о прошлых событиях надо изменить. Вы все̋ о греках, о болгарах, ..
А ведь скорее всего были просто люди, ромеи и християне.

Независимо от писаний историков 19-го и 20-го веков, писания с точки зрения национальной мифологии, прежде всего была Империя, Римская империя, Ромейская империя, Християнская империя, Константинопольская империя (все̋ это одно и тоже). В рассматриваемый период Империя не теряла контроль над территорией современной Болгарии. Епархия в городе Доросторум (Силистра) всегда функционировала. Это же была християнская земля.

Поселились на ту территорию какие-то язычники, преимущественно славяногласные. Ромеи стали звать их болгарами. Нельзя считать, что эти болгары вытеснили и прогнали все̋ прежнее население. Християне остались. Християнские эпархии функционировали. Християне становились все больше.

При массовом крещении этих болгар во время царя (князя) Бориса Империя позаботилась предоставить этим болгарам письменность и перевод Свещенного Писания. Богослужение у болгар велось на славянском.

Таким образом, при царе (князе) Борисе территория Болгарии полностью вернулась к Империи. Империя ничего не имела против управления царя (князя, архонта) Бориса над этой территорией от ее имени. Даже Империя дала внуку царя Бориса высший титул - Василевс, Император, совладелец константинопольского василевса. Царь Петр Болгарский, внук архонта Бориса, был на самом деле римским царем, василевсом. К сожалению, после его смерти его место было упразнено Империей. Впрочем, императоры со-владельцы была частой практикой Римской империи еще с античных времен.


описываемая Вами картина - как будто из паралельной Вселенной. Она противоречит даже "стандартной модели" балк. истории (не мирное болг./слав. сосуществование под крылом Константиноля, а как минимум конкуренция с ним; не следование, а decoupling от текущих в Константинополе процессах - в вопросах и религии, и перевода книг или даже письменности; трудно все перечислять). Тем более если начать учитывать внутривизантийское разнообразие и противоречия, которые, в теории Ч. и привели к расширению, к втягиванию Болгарии во центральные и западные балк. регионы, куда болг. власть никак бы не пробила без поддержки местного населения, вкл. городского, христианского населения.

ЦитироватьЦарь Василий 2-ой Македонянин восстановил единство Империи и укрепил ее.

упс, здесь даже Тойнби не согласится с Вами, never mind me. - Малоумные действия Василия 2., согласно Тойнби, предопределили последующий колапс Византии под турецкими ударами.

ЦитироватьОднако Богослужение на славянском языке не пострадало.

наоборот. С самого начала были трения с греками, еще в сведениях о первых негреческих епископов после Климента Охридского. Что-то в связи с Марко, четвертым "епископом славянского языка" в Деволе в совр. Албании (Климент будучи "первым").
Автор Iskandar
 - июля 4, 2018, 18:31
Крестили на свою голову, это называется...
Автор Васил
 - июля 4, 2018, 18:11
Цитата: Alone Coder от июля  1, 2018, 00:16
Церкви на фотографиях явно не до основания разрушены. Откуда датировка разрушения?

Раннехристианские балк. церкви имеете ввиду? От них уцелели в основном характерные половые мозаики (никаких крестных символов, изображения рая в виде древа жизни и т.д.). Основная работа по документированию этих церквей и мозаик проделана греческими и, особенно, югославскими археологами. К 80-м г. опубликованы и обобщающие работы. Есть и англ. исследование - R. Hoddinott, Early Byzantine churches in Macedonia and Southern Serbia (1963). А Царичин град, предполагаемую локацию Юстинианы Прима, десятилетиями раскапывала совместная сербско-французская экспедиция, с многочисленными публикациями, 3D видео обзорами и т.д. (стр. 53, 68-75 в СфСвСф). Разрушения объясняются археологами самым стандартным путем - походами готов, гуннов и т.д.
Чилингиров первым использует одну строительную надпись времен имп. Тиберия Константина (578–582) из Софии, где упоминается сердикийский архиепископ Леонтий, чтобы заметить что к 578-582 г. архиеп. в Юст. Пр. очевидно уже была упразднена и что центр архиепископии перенесся в Софию. Он считает что большинство подобных еретических церквей разрушено в последнюю треть VII в.

Из поры визант. завоевания северной Болгарии в к. X в. есть письменные упоминания о разграбленных церквях (напр. Иоанном Куркуасом при походе Цимисхия, у Л. Диакона, кн. 9, § 4). Позже, при завоевании западных регионов при Самуиле, с болг. церквями поступалось иначе. Подрывалась одна из стен, что приводило к обрушению купола и делало церковь негодной для богослужения. Стенописи уничтожались или замазывались. Потом стены наново отстраивались, а алтарное пространство перестраивалось, убирая при этом особый южный вход. ("Большинство церквей Болг. патриаршии имели южный вход в связи с литургией Св. Василия Великого, исполняемой только в болг. церквях, но не и в церквях Констант. патриаршии, согласно правилам которых в наос церкви можно было зайти только через нартекс в западной части здания церкви", стр. 224 в СфСвСф). 
Автор Васил
 - июля 4, 2018, 14:07
Цитата: Iskandar от июля  2, 2018, 12:57
Κύριε ἐλέησον?

да, "кирие елейсон" даже полабским славянам XI в. приходилось слышать. Но это призывание ведь приводило к комическим результатам среди них.
Автор Bhudh
 - июля 3, 2018, 11:19
Цитата: Iskandar от июля  3, 2018, 10:50уже в древнейший период эти формы через посредство церковной службы дали рефлексы в народном языке (куролесить из кирие елейсон, исполать из ис поллати)
Цитата: ЧерныхВ словарях русского языка глагол куролесить отм. с 1780 г.
<...>
Глагол был образован от куролес — «неразбериха в церкви при пении» > «нарушение благочиния, порядка» > «озорство»
Цитата: Срезневский
Однако по отсылке на кꙋроʌѣсꙋ смотреть нечего, статья отсутствует, а кироʌѣсꙋ зафиксировано только в «Сказании Антония, епископа Новгородского» XV в.

Цитата: Фасмериспола́ть — межд. "слава тебе!" (Крылов и др.), диал. спола́ть "спасибо", впервые в ХVI в.;

Так что про древнейший период Успенский хорошо так загнул.
Автор piton
 - июля 3, 2018, 11:13
Offtop
Тут началася катавасия такая,
Передралася вся компания блатная.