Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор Bhudh
 - февраля 7, 2018, 01:14
Цитата: yurifromspb от февраля  6, 2018, 22:21
Но при чём здесь этимология и древние значения?
Fixed.

Цитата: yurifromspb от февраля  6, 2018, 22:21
Как богословский термин слово "ипостась" прошло долгий путь и переводить его - только вводить в заблуждение.
Это понятно. Хотя калькировать термин так же легко, как и транслитерировать. Собственно, с огромным количеством греческих слов это и произошло, причём с расщеплением на несколько калек, о чём многократно здесь уже говорилось. И что, собственно, произошло со словом "сущность". Это же перевод οὐσία, от οὖσα «сущая», причастия от εἶναι «быть».
Автор Валер
 - февраля 6, 2018, 23:47
Цитата: Солохин от февраля  6, 2018, 20:11
Цитата: Валер от февраля  6, 2018, 19:02стоит ли разводить сущность и энергию - ну, я не знаю
Ответ на этот вопрос зависит от того, на каких философских основаниях мы стоим. Основа языческой философии - монизм. "Мир и Бог суть одно". Если взять эту основу, то незачем различать сущность и энергию. Познать Бога и познать себя самого - одно и то же.
Но основа христианской философии - фундаментальный дуализм. "Бог и мир" суть совершенно разные вещи. И потому познание Бога - нечто совершенно нетривальное, выводящее нас за все пределы мыслимого и возможного. И вот тогда различение Энергии и Сущности Божества на каком-то этапе становится принципиально важным. Чтобы Бог и был постижимым, и оставался Непостижимым.
Выделил :)
Автор yurifromspb
 - февраля 6, 2018, 22:21
Если посмотреть по употреблению в древности, то "подлежащее" будет лучше "подставки": http://www.perseus.tufts.edu/hopper/morph?l=upostasis&la=greek#lexicon
Тут и "осадок", и "поддержка", и "фундамент", и "сущность", и "реальное", и "план", и "стан" (лагерь), и "уверенность".
Тут, кажется, по-русски, ближе всего будет "подложка", в смысле "основа", "главное" в отличие от "второстепенного".

Но причем здесь этимология и древние значения? Как богословский термин слово "ипостась" прошло долгий путь и переводить его - только вводить в заблуждение. ИМХО.
Автор Bhudh
 - февраля 6, 2018, 22:15
Ясно, спасибо. Однокоренное семье, значит, было.
История терминологии вообще весьма интересна, начинаешь раздумывать, а что хотел сказать тот, кто её вводил.
Автор Солохин
 - февраля 6, 2018, 22:09
Цитата: Bhudh от февраля  6, 2018, 21:54
Цитата: Солохин от Тогда лучше всего взять то, что и было изначально: подлежащее.
Это так греческий гипостазис переводили?
Нет, подлежащее - это " ὑποκείμενον". Я так понимаю, что "ипостась" была взята как максимально близкий по смыслу синоним (или почти синоним: подложка/подставка), которому было придан более узкий и конкретный смысл.
Подлежащее - это подлежащее, это "А" (см. выше), а "подстоящее" (ипостась) - это то, что способно быть только подлежащим и никогда не бывает сказуемым (в предложении "А есть В")
Автор Bhudh
 - февраля 6, 2018, 21:54
Цитата: Солохин от февраля  6, 2018, 17:45
Тогда лучше всего взять то, что и было изначально: подлежащее.
Это так греческий гипостазис переводили?

Цитата: Солохин от февраля  6, 2018, 17:45я не могу объяснить, каким образом корень "лег/леж" заменился на корень "сто/ста"
У кого заменился-то? В русском переводе или в греческом оригинале?
Автор Солохин
 - февраля 6, 2018, 20:11
Цитата: Валер от февраля  6, 2018, 19:02стоит ли разводить сущность и энергию - ну, я не знаю
Ответ на этот вопрос зависит от того, на каких философских основаниях мы стоим. Основа языческой философии - монизм. "Мир и Бог суть одно". Если взять эту основу, то незачем различать сущность и энергию. Познать Бога и познать себя самого - одно и то же.
Но основа христианской философии - фундаментальный дуализм. "Бог и мир" суть совершенно разные вещи. И потому познание Бога - нечто совершенно нетривальное, выводящее нас за все пределы мыслимого и возможного. И вот тогда различение Энергии и Сущности Божества на каком-то этапе становится принципиально важным. Чтобы Бог и был постижимым, и оставался Непостижимым.
Автор yurifromspb
 - февраля 6, 2018, 19:37
Цитата: Солохин от февраля  6, 2018, 19:03
Цитата: yurifromspb от февраля  6, 2018, 18:29
Если корень может появляться в разных словах с разными гласными или без гласной, как в примерах: брать - беру - сбор, взирать - взор, нести - ноша, πέλομαι - πόλος - ἔπλετο, то говорят о ступенях чередования. См.: аблаут, апофония.
Спасибо! Я попробую разобраться.
Рад помочь, но сильно глубоко в этом разбираться, мне кажется, имеет смысл, только если заниматься происхождением языков. Очень уж тема обширная. Но сам принцип простой: в славянских, как и в других индоевропейских, особенно древних, языках, при словообразовании кроме суффиксов и приставок может использоваться и замена гласной в корне. Поскольку в разных индоевропейских языках эти чередования сопоставимы, эту систему чередований возводят к глубокой древности, когда все индоевропейские языки были одним или почти одним (не важно, языком конкретного народа или международного общения или что ещё можно представить).

P.S.
Можно почитать здесь (раздел 9.3):
https://archive.org/details/ComparativeIndoEuropeanLinguistics

Понятно, что в любых реконструкциях есть свои неоднозначности.
Автор Солохин
 - февраля 6, 2018, 19:03
Цитата: yurifromspb от февраля  6, 2018, 18:29
Если корень может появляться в разных словах с разными гласными или без гласной, как в примерах: брать - беру - сбор, взирать - взор, нести - ноша, πέλομαι - πόλος - ἔπλετο, то говорят о ступенях чередования. См.: аблаут, апофония.
Спасибо! Я попробую разобраться.
Автор Валер
 - февраля 6, 2018, 19:02
Цитата: Awwal12 от февраля  6, 2018, 18:56
Цитата: Валер от февраля  6, 2018, 18:47
Это... как его... волюнтаризм дуализм какой-то :) Энергия - одно, сущность - другое, и надо всем - "Ты"..
А мир вообще сложно устроен.
Мир да..но, по идее, сама идея Высшего всё упрощает объединяя собой, как-то так. Насчёт Ты надо всем, монизмы-дуализмы - дело личного вкуса, а вот стоит ли разводить сущность и энергию - ну, я не знаю.