ЦитироватьТася, спасибо за ответ.
Цитировать"пять учениц", то есть имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительным является одним членом предложения.
Цитироватьнельзя ли уточнить, какой это тип подлежащего?
ЦитироватьСтранное дело. Про книги сразу подумал, что "лежит", потому что если бы они "лежали", значит они сознательно туда легли.
Цитата: sknente от января 3, 2009, 09:53
Только десять учителей работəəт в нашей школе.
Цитата: Artemon от января 3, 2009, 02:47
Где-то я слышал, что когда количество точное, то множына, а если неопределённое - "много людей пошло" будет.
А вообще, конечно, русскому языку за такие выпендросы (четыре мужчины, пятеро мужчин и т.п.) надо бы в бубен настучать.
Цитата: Тася от января 3, 2009, 06:52ЦитироватьКак правильно-
Только десять учителей работает в нашей школе;
или Только десять учителей работают в нашей школе?Цитата: Таня от Почему возникает вариативность форм сказуемого по числу? Какие особенности русского языка допускают колебания числовых форм сказуемого?
В русском языке есть не только грамматическое, но и смысловое согласование. В предложении «Пять книг леж ат на столе» нельзя грамматически скоординировать подлежащее и сказуемое, т.к. главным компонентом подлежащного сочетания является количественное числительное, а слова данной части речи в русском языке грамматической категории числа не имеют. Поэтому у носителя языка появляется возможность произвести координирование по смыслу, с учётом реального значения множественности предметов.
Итак, флективный строй русского языка предполагает наличие окончаний с разными значениями (ед.ч. и мн.ч.), а использование обеих числовых форм сказуемого при счётном обороте объясняется невозможностью грамматического согласования, а также целью говорящего/пишущего при составлении предложения.
ЦитироватьКак правильно-
Только десять учителей работает в нашей школе;
или Только десять учителей работают в нашей школе?
ЦитироватьВыбор формы числа сказуемого при подлежащем, выраженным числительным с существительным в родительном падеже (счётным оборотом), вызывает трудности у носителей языка: «Пять книг лежит на столе» или «Пять книг лежат на столе»? По данным словаря вариантов «Грамматическая правильность русской речи» ( 1976 г .), в 54% изученных примеров сказуемое стояло в форме множественного числа, в 46% случаев – в форме единственного числа. Наши наблюдения над языком современной публицистики выявили следующее соотношение форм сказуемого: 81% - множественное число, 19% - единственное число (ср.: Пока ревел чемпионский двигатель уже исчезнувшей команды «Лотус», на трибунах ревел и 70 тысяч человек – Помимо этого был о присужден о четыре дополнительных диплома).
Почему возникает вариативность форм сказуемого по числу? Какие особенности русского языка допускают колебания числовых форм сказуемого?
В русском языке характер выражаемой сказуемым множественности различен. Рассмотрим условный пример «Книги лежат на столе». Главные члены предложения приведены в формальное соответствие друг с другом по числу. Координация в числе между подлежащим и сказуемым с грамматической точки зрения является избыточной, потому что из значения подлежащего уже вытекает идея количества. Известно, что есть языки, в которых значение количества выражается только одним из главных членов. Так, в кабардино-черкесских конструкциях числовое противопоставление реализуется лишь формой подлежащего, т.к. сказуемое нейтрально к выражению идеи числа: ар матхэ (он пишет) и ахэр матхэ (они пишут).
В современном русском языке противопоставляются две граммемы числа, если же обратиться к истории языка, то можно увидеть, что в древнерусском языке категория числа была трёхчленной и включала в себя граммемы единственного числа (со значением «один предмет»), двойственного числа (со значением «два предмета») и множественного числа (со значением «более двух предметов»), для каждой из которых существовала особая форма глагола. При изменении количества предметов сказуемое немедленно реагировало на это: один стол стоить (ед.ч.), два стола стоита (дв.ч.), три столи стоять (мн.ч.).
Как видим, развитая система окончаний сказуемого исторически свойственна русскому языку. Флективный строй языка обеспечивает отражение в сказуемом идеи количества, высказанной подлежащим.
В русском языке есть не только грамматическое, но и смысловое согласование. В предложении «Пять книг леж ат на столе» нельзя грамматически скоординировать подлежащее и сказуемое, т.к. главным компонентом подлежащного сочетания является количественное числительное, а слова данной части речи в русском языке грамматической категории числа не имеют. Поэтому у носителя языка появляется возможность произвести координирование по смыслу, с учётом реального значения множественности предметов.
В предложении «Пять книг лежит на столе» наблюдается рассогласование формы и смысла. Сравним его с предыдущим примером: окончания глаголов выражают разные значения, хотя в обоих случаях речь идёт о множественности предметов. В чём же разница между вариантами? Многие лингвисты отмечают некоторые смысловые нюансы: если необходимо обратить внимание слушающих на совокупность считаемых предметов, на их общее количество, то выбирается форма единственного числа сказуемого; если существует необходимость подчеркнуть активность каждого субъекта, показать расчленённую множественность, то сказуемое употребляют в форме множественного числа.
Итак, флективный строй русского языка предполагает наличие окончаний с разными значениями (ед.ч. и мн.ч.), а использование обеих числовых форм сказуемого при счётном обороте объясняется невозможностью грамматического согласования, а также целью говорящего/пишущего при составлении предложения.
Страница создана за 0.051 сек. Запросов: 23.