Цитата: Бычков В. В. «Эстетика Византии», гл. 1В основе этой теории лежит ветхозаветная мысль о том, что человек был создан «по образу и по подобию» (κατ εικονα ...και καθ ομοιωσις) Бога (Gen. 1,26). Эта идея дала богатую пищу для всякой эстетики, ориентирующейся на Библию. Много внимания уделял ей Филон Александрийский. Христианские мыслители практически не замечали её вплоть до последней трети II в. Первых апологетов или вообще не интересовала эта проблема (Афинагор Афинский, Феофил Антиохийский), или же они уделяли ей мало внимания, не делая различия между εικων и ομοιωσις (Юстин, Татиан). Продолжателями филоновских традиций в области эйконологии стали прежде всего гностики, а затем — Ириней Лионский и Климент Александрийский. В полемике с «ложными гностиками» Ириней сформулировал ставшее затем традиционным для многих христиан различие между «образом» (εικων, imago) и подобием (ομοιωσις, similitudo). Образ понимается Иринеем, с одной стороны, в смысле наделения души человека разумом и свободой воли, а с другой — в плане особой телесно-духовной организации человека, отражающей «в форме и виде» прообраз. Для эстетики особенно важно это второе, пластическое понимание образа, как изначально данного в самом акте творения духовно-телесного облика, неразрывно связанного с самой природой человека. Он знаменует единство духовного и телесного начал, «смешение души и тела» (Contr. haer. II 8,2; V 20,1), которое не может быть утрачено человеком, пока он жив. Более того, сама «плоть» (σαρξ, caro) человека создана по образу Бога (ibid. V 6,1). Телесный вид человека является материальным выражением божественной духовности. Это было неясно, полагает Ириней, до вочеловечивания (воплощения) Логоса. Когда же сам Логос явился миру в образе человека стала ясна сущность этого образа. «В прежние времена и было сказано, что человек создан по образу Бога, но это не было показано. Был ещё невидимым Логос, по образу которого создан человек. Поэтому он (человек — В. Б) лекго потерял подобие. Когда же Слово Божие стало плотью, оно подтвердило то и другое; ибо и истинно показало образ, само став тем, что было его образом; и прочно установило подобие, делая человека соподобным невидимому Отцу посредством видимого Слова» (ibid. V 16,2).Allerdings betrifft das Zitat die Theme nicht, aber wenn ich sie las, erinnerte ich mich sofort diese Besprechung (Unverzüglich muss ich sagen, dass ich mich gar nicht erinnere, daran genau sie war...) mit Алексей Гринь.
Цитата: Алексей Гринь от октября 24, 2011, 09:06Я спорил не с фразой целиком, а с утверждением, что мы созданы по подобию.Цитата: Toivo от октября 24, 2011, 08:55Единственное что слышал - фразу "Человек сотворён по образу Бога, а подобием должен стать".а это примерно и значит то, что я написал в самом начале:ЦитироватьВообще просить о чём-то глупость. Мы созданы по подобию, так и должны действовать как он, то есть самостоятельно.
Цитата: Алексей Гринь от октября 24, 2011, 09:06Ну да, схоластика и буквализм. И это не эмоциональная оценка, а факт.
Но цитата вверху всё равно фигня. Схоластика и буквализм.
Цитата: Алексей Гринь от октября 24, 2011, 09:06Естественно, если это невозможно понимать буквально — это иносказание. Не вижу ничего странного.
Напр., если находим через буквализмы какой-то явный взаимоисключающий параграф напр.:ЦитироватьБога никто никогда не видел (I Иоанна, IV, 12).ЦитироватьЯ видел Бога лицом к лицу (Быт., XXXII, 30)то РПЦ говорит: не занимайтесь буквализмом. Это иносказание.
Цитата: Алексей Гринь от октября 24, 2011, 08:59
А если какому-то никому не известному попу в 15 веке приспичило буквально-въедливо расценивать какую-то строку вот так, и не иначе — то Окей, спору нет.
Цитата: Toivo от октября 24, 2011, 08:55
Единственное что слышал - фразу "Человек сотворён по образу Бога, а подобием должен стать".
Цитировать
Вообще просить о чём-то глупость. Мы созданы по подобию, так и должны действовать как он, то есть самостоятельно.
ЦитироватьБога никто никогда не видел (I Иоанна, IV, 12).
ЦитироватьЯ видел Бога лицом к лицу (Быт., XXXII, 30)
Цитата: snn от октября 24, 2011, 08:27Такой вот несчастный бог. Сушки кончились, а наколдовать не могёт.
Мечтал попить с сушками, но сушки, оказалось, кончились.
Цитата: Алексей Гринь от октября 24, 2011, 08:31
Ага, то есть Бог сказал давайте сделаем X и Y, но на полпути то ли забыл, то ли передумал и сделал только X? Но тем менее всё это отразил в книге, которую типа пишет. Не бред ли? Не разумнее ли списать на языковую вольность?
Цитата: Toivo от октября 24, 2011, 08:23Единственное что слышал - фразу "Человек сотворён по образу Бога, а подобием должен стать".
Насколько мне ивестно, церковь очень мелочно относится к каждой букве, поэтому этот момент как-то у неё учитывается (не знаю, правда, как).
Цитата: Toivo от октября 24, 2011, 08:23Это х личные проблемы «Церкви».
Насколько мне ивестно, церковь очень мелочно относится к каждой букве
Цитата: Toivo от октября 24, 2011, 08:23Ага, то есть Бог сказал давайте сделаем X и Y, но на полпути то ли забыл, то ли передумал и сделал только X? Но тем менее всё это отразил в книге, которую типа пишет. Не бред ли? Не разумнее ли списать на языковую вольность?
...такого буквализма нет и быть не может
Цитата: Toivo от октября 24, 2011, 08:26«Скорее всего» было бы с «а выпил чай». И то с большущей натяжкой. В греч. тексте используется соедин. союз кай. При противлении имели бы хотя бы де.
...тогда скорее всего да:..
Цитата: Алексей Гринь от октября 24, 2011, 08:20Так не факт же, что с сушками. Мечтал попить с сушками, но сушки, оказалось, кончились.
Какой весёлый буквализм.
«И сказал: пойду-ка попью чай с сушками. И пошёл пить чай».
Toivo: он пошёл пить чай без сушек, всяко.
Цитата: Алексей Гринь от октября 24, 2011, 08:20А вот, кстати, нет. Если было бы так:..
«И сказал: пойду-ка попью чай с сушками. И пошёл пить чай».
Toivo: он пошёл пить чай без сушек, всяко.
Цитата: Алексей Гринь от октября 24, 2011, 08:20...тогда скорее всего да:..
«И сказал: пойду-ка попью чай с сушками. И попил чаю».
Цитата: Алексей Гринь от октября 24, 2011, 08:20
Toivo: он пошёл пить чай без сушек, всяко.
Цитата: Алексей Гринь от октября 24, 2011, 08:20Насколько мне ивестно, церковь очень мелочно относится к каждой букве, поэтому этот момент как-то у неё учитывается (не знаю, правда, как). В жизни, естественно...
Какой весёлый буквализм.
Цитата: Алексей Гринь от октября 24, 2011, 08:20...такого буквализма нет и быть не может.
«И сказал: пойду-ка попью чай с сушками. И пошёл пить чай».
Toivo: он пошёл пить чай без сушек, всяко.
Страница создана за 0.058 сек. Запросов: 23.