Цитата: Максимм от января 4, 2012, 15:53Да, причём совсем свежий.ЦитироватьПомимо «главного» Деда Мороза с резиденцией в Великом Устюге на территории Российской Федерации известны и его «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне Pakkaine (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме.http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33124/
Это тоже новодел?
ЦитироватьБыла одна мать, и было у нее две дочери; одна была ее собственная дочь, а другая — падчерица. Свою она очень любила, а на падчерицу и глядеть не могла; не любила ее за то, что Мóрушка была красивее Елены. Добрая Мóрушка не знала своей красоты и не могла придумать, за что мачеха так на нее естся. Вся домашняя работа лежала на Мóрушке...
...Небо трепещет, на земле буря, человека не видно. Смутно затворила Морушка оконце, крест на себя положила и «Отче наш» читала за сестру и за мачеху. Утром ждала их с завтраком, ждала и с обедом, но не дождалась ни Елены, ни мачехи. Обе на горе замерзли. Остались доброй Моруше и хата, и коровка, и кусок поля, нашелся к этому и хозяин, и хорошо было им жить в покое.
Париж, 25-го декабря 1862 года
(С чешского перевод Н. С. Лескова)
Цитата: http://ru.wikipedia.org/wiki/Двенадцать_месяцевДвенадцать месяцев — драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942—43 годах.
По одной из версий о происхождении сюжета, повесть была авторским переложением греческой народной сказки — см. Двенадцать месяцев (греческая народная сказка), хотя в повести Маршака действие происходит не в Греции, а в Богемии (Западная Чехия) на рубеже XVIII—XIX вв. По другой версии — это литературная обработка сказки известной чешской писательницы Божены Немцовой (1820-1862 гг.) «Двенадцать месяцев», известная в России по переводу Николая Лескова.
Цитата: Максимм от января 4, 2012, 15:53Вот этот обряд бы восстановить, понятно, переосмыслив.
Есть еще один прототип Деда Мороза - Морозко, которму в день зимнего
солнцестояния приносили в жертву юную девственницу
ЦитироватьВ 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».http://ru.wikipedia.org/wikiСнегурочка
ЦитироватьВ литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году, с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». В ней впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа.
ЦитироватьВ своём исследовании С. Б. Адоньева указывает, что канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой как обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.
ЦитироватьПомимо «главного» Деда Мороза с резиденцией в Великом Устюге на территории Российской Федерации известны и его «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне Pakkaine (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме.http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33124/
ЦитироватьМороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко).Источник здесь: http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/4047.htm
Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывались с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же мороз просили не приходить летом и не портить урожай.
Цитата: http://olefir.at.ua/publ/ehto_interesno/prazdniki/proiskhozhdenie_deda_moroza/8-1-0-68Есть еще один прототип Деда Мороза - Морозко, которому в день зимнего солнцестояния приносили в жертву юную девственницу, которую отвозили в лес и привязывали к дереву. В остальное время Морозко разгуливал с мешком (куда собирал подношения) и посохом, которым бил непослушных детей.Предполагаю, что данная гипотеза могла быть выдумана уже в наше время полностью из головы.
Страница создана за 0.047 сек. Запросов: 20.