ЦитироватьАнглийский нейробиолог и нейропсихолог Крис Фрит и другие ученые предполагали, что, когда мы вступаем в процесс мышления и внутренней речи, зона Брока посылает сигнал в область нашей слуховой коры, которая называется зоной Вернике. Этот сигнал содержит информацию о том, что воспринимаемая нами речь нами же и порождена. Это происходит из-за того, что передаваемый сигнал, предположительно, приглушает нейронную деятельность сенсорной коры, поэтому она активируется не так интенсивно, как от внешних стимулов, например оттого, что с вами кто-то говорит.
Цитата: fulushou3 от марта 8, 2021, 21:25
https://www.youtube.com/watch?v=2k8fHR9jKVM
Думаю, оба, так как эффект Макгурка вводит меня в ступор. Соответственно, кто скорее слышит то, что человек произносит ртом, на того больше воздействует субвокализация. А кто скорее слышит аудио, что наложено поверх реального, тот скорее воспринимает акустическую информацию.
ЦитироватьМоторная теория восприятия речи утверждает, что мы распознаем и понимаем речь, потому что сами умеем ее порождать. Слыша речь, мы ее бессознательно повторяем или бесшумно произносим. Мы владеем акустическими единицами, которым соответствуют единицы артикуляционные (действия органов речи, необходимые для четкого произнесения отдельных фонем). Благодаря этому акустический ряд узнается по артикуляционным единицам. Поясним эту теорию следующим примером. В слогах «ки» и «ку» фонема / к / различна на уровне акустического звука благодаря артикуляции двумя различными гласными. Однако на уровне восприятия эти фонемы воспринимаются как эквивалентные. Моторная теория объясняет, что это возможно как раз благодаря беззвучной и бессознательной артикуляции принимающим субъектом. Хотя физические характеристики фонемы определяются последующей гласной, артикуляционные компоненты для фонемы / к / остаются, как предполагалось, одинаковыми. Проще говоря, понимание воспринимаемой речи происходит через собственный артикуляционный экран, на котором «проявляется» речевой поток. Однако было установлено, что существует значительная вариация индивидуальных особенностей артикуляции, которая, тем не менее, не ведет к различию в понимании речи. С учетом этого моторная теория объясняет понимание речи не через внешне выраженные двигательные эффекты артикуляции, а через мозговые центры, регулирующие соответствующие движения («интендированную фонетическую мимику»).
Цитата: I. G. от мая 2, 2012, 14:36
eugine91, лучше перескажите основные теории. И Вам польза - упорядочите знания, и форумчан просветите.
ЦитироватьВсе существующие теории и модели восприятия и понимания речи могут быть классифицированы, как минимум, по пяти важнейшим параметрам. Первый параметр характеризует модели речевого восприятия по доминированию в них моторного или акустического принципа восприятия.
1. Акустическая (или сенсорная) теория. В настоящее время «сенсорной» теории в чистом виде не существует. Наиболее близок к ней Г. Фант. Согласно его точке зрения, основной механизм – это сопоставление речевого сигнала с эталоном по акустическим признакам, которое «предшествует возникновению соответствующих моторных образов и не зависит существенным образом от их наличия».
2. Моторная (или артикуляторная) теория (американские психологи, возглавляемые А. Либерманом, и ленинградская группа физиологов под руководством Л. А. Чистович) в ее первоначальном варианте постулирует, что восприятие речи возможно лишь при условии, что сенсорные признаки вызывают некоторую встречную моторную активность, в результате которой топологические параметры воспринимаемого потока речи моделируются в речеслуховой функциональной системе слушающего, и лишь таким путем происходит их отождествление.
ЦитироватьПо Л. С. Цветковой, процесс восприятия речи имеет три взаимодействующих уровня его структурной организации. Первый уровень - это сенсо-моторный уровень, обеспечивающий собственно восприятие (прием) речи.
Процесс речевосприятия начинается с акустического восприятия звучащей речи, т. е. сенсо-моторной обработки звуков, слов.
Он включает восприятие и анализ акустико-артикуляционных признаков звуков, дифференциацию звуков по основным признакам, установление фонемного состава и т.д. Дифференциация звуков на основе сличения их с «моторными» образами-эталонами осуществляется на основе задействования речевых кинестезии, создаваемых микродвижениями органов артикуляции слушающего в процессе восприятия речи. Таким образом, этот уровень включает звенья как акустического, так и кинестетического анализа звуков, слова и его кинетической организации.
ЦитироватьНет сомнения в том, что в целом моторная теория, особенно не в ее «радикальном» варианте, больше соответствует общепсихологическим закономерностям восприятия речи и что на стадии формирования перцептивного образа-эталона участие артикуляционного компонента обязательно. Хорошим доказательством этого является практика обучения произношению иностранного языка.
Но полемика, существующая между сторонниками моторного и сенсорного подходов к восприятию речи, как правило, не учитывает некоторых важных моментов.
1. Во-первых, вне поля зрения исследователей остается физиологическое различие видов речи, т. е. возможность появления в речепорождении и речевосприятии последовательностей, представляющих собой продукт слуховой имитации.
2. Во-вторых, не учитывается принципиальная возможность опоры в восприятии на неадекватный моторный компонент, показанная в опытах А. И. Иошпе, выполненных под руководством О. В. Овчинникова [226]. В этих опытах моторный компонент звуковысотного восприятия был модифицирован: вместо того, чтобы формировать звуковысотный слух с опорой на деятельность голосовых связок, как это происходит обычно, для этой цели использовалась установка, где разным высотам приводилась в соответствие различная сила нажатия на клавишу. Оказалось, что выработка звуковысотного слуха от этого не страдает.
3. Наконец, третий, но, пожалуй, самый важный момент состоит в том, что подавляющее большинство ситуаций восприятия речи связано не с формированием перцептивного эталона, а с использованием эталона уже сформированного. А в этом случае используемые признаки могут быть как моторными, так и сенсорными и вообще носят эвристический характер.
Теоретически очевидно, что исследование одного из аспектов речевого восприятия должно рассматриваться не как результат пренебрежения к другому его аспекту, а как целостный монолитный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных структур, явлений, процессов. Данные и об артикуляторной, и об акустической стороне процессов речевосприятия являются во всех случаях лишь сведениями, необходимыми для детального и исчерпывающего описания всего сложного комплекса процедурных явлений, наблюдаемых при речеобразовании и восприятии речи.
К тому же, на наш взгляд, правы те исследователи (например, Дж. Флананган), которые утверждают, что в процессе восприятия речи некоторые свойства речи могут быть опознаны по акустическим факторам (например, слова, обладающие высокой частотностью употребления), другие же – путем обращения индивида к процессу артикуляционной деятельности (например, сложные технические термины или слова, обладающие уникальной фонетической структурой).
Страница создана за 0.069 сек. Запросов: 22.