Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор antic
 - января 15, 2016, 10:53

Наряду с действительными событиями, очевидцем которых был Титов, в этом рассказе присутствуют также домыслы и слухи, что понижает историческую ценность повествования. "Контрразведчик", с лёгкостью раскрывающий случайному знакомому засекреченную информацию, - это, конечно, классический случай; многие люди с радостью заглатывают такую "секретную" информацию, млея от прикосновения к государственным тайнам.


А вот, что об этом пишут историки:
.............................................
Нахождение и расположение двух последних судов в бухте Нагаева "к моменту происшествия" явилось причиной последующей трагедии. И. П. Семенов по данному поводу писал следующее: "Около 10 часов 19 декабря 1947 года пароход "Генерал Ватутин" заканчивал продвижение в глубь бухты и, находясь на расстоянии 300-400 метров, стал делать разворот кормой к порту. В это время в носовой части парохода появился густой черный дым. Вскоре после этого произошел незначительной силы взрыв и выбросило большое пламя огня, который быстро распространился на пароходе.

В 10 часов 25 минут произошел взрыв большой силы и пароход вскоре утонул. Одновременно с этим последовал взрыв в носовой части парохода "Выборг", который также затонул... В результате взрыва на пароходе "Генерал Ватутин" все деревянные склады, навесы и другие постройки порта были разрушены. От раскаленных осколков и горящих деревянных частей, упавших в порту, образовалось 12 очагов пожаров и 7 очагов торфяных пожаров возникло на сопке, расположенной рядом с портом. В результате пожара сгорело 7 складов. Остальные склады и нефтебазу принятыми мерами удалось отстоять. Пожар был ликвидирован к 16 часам 19 декабря 1947 года... Пароходы, находившиеся в порту и стоявшие в бухте на рейде, получили повреждения... В результате катастрофы погибло 90 человек, из них подобрано трупов и умерло в больнице 33 человека, погибло на пароходе "Выборг" 7 человек, погибло пассажиров, находившихся на пароходе "Генерал Ватутин", 14 человек и погибло личного экипажа команды "Генерал Ватутин" 36 человек... Во время взрыва было ранено и обращалось за медицинской помощью 535 человек, из них было госпитализировано 222 человека. На 25 декабря 1947 года в лечебных учреждениях осталось раненых 99 человек, из них тяжелораненых 32 человека. Кроме того, ранено военнопленных японцев 19 человек. Всем раненым была оказана медицинская помощь. Оставшиеся без жилья размещены в городе, многим из них оказана материальная помощь... Для определения размеров убытков, причиненных катастрофой, создана специальная комиссия. По предварительным материалам этой комиссии убытки, причиненные катастрофой, определяются в сумме 116 млн. рублей..."

Раследованием причин происшедшей трагедии занимался отдел контрразведки УМВД по Дальстрою. На 20 декабря 1947 года он еще их не установил и терялся в догадках, так как по Магадану поползли слухи о преднамеренной диверсии. Однако уже спустя два дня обстановка более-менее прояснилась и после опроса многочисленных свидетелей, картина происшедшего в бухте Нагаева была отражена в оперативно составленной справке, где говорилось:

"19 декабря 1947 г. пароход Министерства морфлота "Генерал Ватутин" подошел к кромке сплошного льда напротив причалов Нагаевского порта и, находясь на расстоянии не более 300 метров от них, стал делать разворот кормой к порту. Во время разворота он ударился носом о кромку льда, после чего из носовой его части пошел густой черный дым. Вскоре после этого на этом пароходе произошел незначительной силы взрыв и весь пароход был охвачен пламенем. В 10 час. 25 мин. на этом же пароходе произошел взрыв большой силы, от которого также взорвались находящиеся в носовой части парохода "Выборг" капсюли-детонаторы. В результате оба парохода вскоре и почти одновременно затонули. Из числа команды парохода "Генерал Ватутин" никто живым не обнаружен и не найдено тел убитых."
.........................
Полный текст на http://www.kolyma.ru/magadan/index.php?newsid=48
Автор antic
 - января 15, 2016, 10:51

Продолжаю публикации по книге Титова. На этот раз о взрыве парохода "Генерал Ватутин", который считается одним из крупнейших техногенных неядерных взрывов в истории человечества.


Взрыв парохода в бухте Нагаева


Кабинет химии спас всех 8-классников от тяжелых ранений и увечий во время взрыва парохода в магаданском морском порту осенью 1947 года.
Наш класс в это время, а это было 11-12 часов дня, находился на уроке в кабинете химии, который располагался на втором этаже левого крыла школы. Почти все окна кабине-га, выходившие во внутреннюю часть П-образного школьного здания, были заставлены шкафами с химической посудой и реактивами, а два окна, выходившие на проспект Сталина и Музыкально-драматический театр, были открыты для освещения кабинета.
Когда мы почувствовали первый толчок, и посуда н шкафах слабо зазвенела, а шума никакого не услышали, все решили, что это очередное землетрясение на соседней Камчатке или Курилах, слабые толчки от которых всегда доходили до Магадана. Но почти сразу же раздался громовой, резкий и мощный взрыв, и донесся ужасный гул и грохот, стекла н окнах от ударной волны вылетели, и один шкаф с химической посудой упал на последний ряд столов кабинета. Раздался треск ломающегося дерева, звон бьющегося стекла, посыпались осколки. К счастью, никто не пострадал от падения шкафа, так как на химии все ребята старались сесть поближе к кафедре. Ранен был один юноша, наш одноклассник Витя Александров, сидевший сзади всех, рядом со столом, на который упал шкаф — небольшой осколок стекла попал ему в веко. Многие банки с реактивами упали на пол и разбились, но Екатерина Николаевна не испугалась, она видела и не такие взрывы, и велела всем нам отойти подальше от окон — она опасалась повторных взрывов. Все решили, что где-то на Камчатке или Чукотке взорвалась атомная бомба и началась война с Америкой.
Но взрывов больше не последовало, и мы начали помогать Екатерина Николаевна, убирать кабинет химии, из которого учительница нас не выпустила. При взрыве и сильном толчке здания стоящая на кафедре склянка с бромом опрокинулась, а пробка выпала. Красно-бурая подушка паров брома стала медленно растекаться по кафедре и стекать на пол, издавая зловонный запах. Чтобы предотвратить испарение брома и отравление учеников, Екатерина Николаевна бросилась к раковине, быстро намочила несколько тряпок, и они вместе с Женей Черенковым стали этими тряпками вытирать пары брома, не давая им стекать дальше на пол. Удалять пары брома водой надо было очень быстро, потому что они могли сильно раздражать и разрушать дыхательные пути и вызывать слезотечение. Но этого не случилось благодаря самообладанию нашей учительницы.
В это время на втором этаже творилось что-то страшное. Взрыв был такой силы, что толстые, 5-6 мм толщиной, стекла вестибюля, обращенного в сторону морского порта, вылетели вместе с массивными рамами внутрь здания, поранив уборщиц и гардеробщиц. Из классов бежали перепутанные плачущие дети начальных классов, многие были ранены осколками стекла, н их, окровавленных, растерянных, учителя спешно вели вниз, в цокольный этаж, где были более мощные стены и бомбоубежище. Эвакуацией детей руководил учитель географии Абрам Михайлович, рядом стояла бледная директриса Вера Яковлевна Хотяева и отдавала распоряжения учителям. Все были уверены, что началась война и бомбежка продолжится.
Когда мы вернулись в свой класс, то увидели жуткую картину. Окна, выходившие в сторону порта, все повылетели, кое-где вместе с рамами, а верхние крышки наших столов, классная доска и стол учителя были покрыты кусками осыпавшейся штукатурки и врезавшимися в дерево мелкими осколками стекла. Если бы в момент взрыва мы были в классе, многие из нас получили бы серьезные ранения кусками дерева от рам и осколками стекла.
Из школы мы побежали вверх, к Полярной улице, которая соединялась с Портовым шоссе. Там мы увидели поистине кровавое зрелище. По дороге, ведущей из морского порта, шло, ковыляло, бежало множество окровавленных, раненных в лицо и руки людей, в штатском и морской форме. Многие, несмотря на холод и снег, были без верхней одежды и шапок - их одежда была изорвана в клочья, и виднелось голое тело. Проехало несколько наполовину заполненных грузовиков с сидящими и лежащими ранеными, потом два или три легковых автомобиля с сорванными капотами и изрешеченными осколками кабинами.
Мы пошли домой... Везде были следы разрушений от взрывной волны. По улицам ходили военные патрули с автоматами. В здании банка, примыкавшем к нашему дому по Колымскому шоссе, были выбиты все рамы, на лестничных площадках были установлены пулеметы, рядом стояли вооруженные люди. Окна нашей квартиры выходили в сторону, противоположную от порта, они были целы.
В Магадане никто не знал о причине взрыва, все было засекречено. Более подробно о некоторых обстоятельствах взрыва я узнал гораздо позднее, когда уже работал на танковом заводе в Омске. В ноябре — декабре 1955 года руководство завода послало бригаду из нескольких технологов и конструкторов, в том числе и меня, на Тагильский вагонный завод для проектирования технологической оснастки при производстве нового танка. В Тагиле, в гостинице завода, вместе с нами жил еще один командировочный, бывший контрразведчик. В военное время этот особист был па фронте, в 1941 году отступал на Восток, как он выражался, от Бреста до Москвы, потом воевал в Польше, а после войны работал на Дальнем Востоке и принимал участие в расследовании обстоятельств взрыва в магаданском порту.
Пароход был захвачен на рейде бухты Нагаева взбунтовавшимися заключенными, которых привезли в Магадан на этом судне. Зэки разоружили и частично перебили охрану, а капитана и часть команды заперли в трюмах. Они требовали выпустить пароход в море — хотели уйти в США. Иначе они угрожали взорвать корабль вместе с собой и командой. На борту был огромный груз динамита для колымских приисков. Выход из бухты Нагаева был заперт военными кораблями, и зэкам предлагали сдаться.
Заключенные понимали, что МГБ их не простит, не пожалеет, а сразу поставит к стенке. И эти отчаянные, мужественные люди выбрали добровольную смерть и после двух дней переговоров взорвали корабль. Этот взрыв мы и ощутили, как подземный толчок. Но от этого взрыва сдетонировали взрыватели, которые в ящиках штабелями лежали на дебаркадере морского порта, подготовленные к отгрузке на трассу, на золотые прииски. На дебаркадере и па причалах порта в тот момент было много народу: военные, охрана, моряки, портовые рабочие и служащие, в 20-30 метрах от причала стояло двухэтажное здание Управления порта. Это здание и все эти люди были сметены взрывом капсюлей и детонаторов, изранены кусками ящиков, осколками детонаторов и стекла. Пароход на рейде, стоявший от берега в 200-300 метрах, от взрыва исчез, испарился. Взрыв был такой силы, что мсталличсскис обломки парохода разлетелись на несколько километров от бухты. Мы с Фелькой Чернецким и Женькой Черенковым нашли в 2-3 километрах от бухты огромную четырехгранную поперечину якоря, когда в следующем году ходили в поход по берегам бухты Нагаева. Дотошный Женька высчитал, что вес этого бруса был не менее полтонны.
Через год на рынке и на улицах Магадана появились приземистые харьковские велосипеды с толстыми шинами. Говорили, что их выдавали водолазам как премию за подводные работы по обследованию остатков взорванного парохода. Когда мы одному мальчишке, хозяину такого велосипеда, стали помогать накачать колесо и вывернули нипель, из шины потекла... вода! Соленая! Значит, действительно, этот велосипед побывал на дне морском. Велосипеды эти были очень тяжелыми, но после того, как вода вытекла из колес, велосипед полегчал в несколько раз.