Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Этимологии библейских имён

Автор yurifromspb, июня 20, 2017, 14:41

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mnashe

Цитата: yurifromspb от февраля 10, 2020, 06:46
Кстати, не очень понятно, откуда эта история про стяжение дифтонга пошла.
Это один форумчанин писал. Не специалист.


Цитата: yurifromspb от февраля 10, 2020, 06:46
В Септуагинте, вообще, дифтонги не особо любят стягиваться.
К тому же, ē = η.
Ευα, приходится думать, отражает *ḥiwwā, вероятно <- *ḥiwwayatum.
Хм. Вроде логично...
riḇqɑ̄ ~ ρεβεκκα — тоже ε...
Но если *ḥiwwayatum, то выходит, что корню «жизнь» её имя вообще не родственно, а родственно змею? :???
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

yurifromspb

В разных семитских языках корень "жить" отражается и как ḥyw и как ḥwy. Я тут писал.

Цитата: yurifromspb от августа  1, 2018, 23:32
[Gregorio del Olmo Lete 2003] говорит о существовании варианта ḥwy для угаритского, финиийского (там он - единственный), древних южноаравийских и, под вопросом, для эблаитского. Как минимум, допустить возможность такого варианта ещё для прасемитского - стоит.

Имя מחויאל, особенно в сопоставлении с מהללאל подталкивает опознать в нём корень ḥwy.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

mnashe

Забыл ::)
Ещё вопрос — как получилось, что в масоретском a на месте предполагаемой безударной i в LXX. Наоборот — сплошь и рядом, а чтобы безударный i переходил в a, я не припоминаю... :???

Правда, это всё же меньшая странность, чем лишняя ε в ρεβεκκα и многое другое...
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

yurifromspb

Это да, может быть, ρεβκα гипокористика, конечно, или βκ было труднопроизносимо (получалось φκ или πκ или ещё как, к сожалению, не знаю как могли или не могли выговаривать в том койне), но вообще труднообъяснимого хватает. При том что транслитерировали, по-видимому, довольно-таки фонетически-прямолинейно.
Тут можно ещё вспомнить про Авессалома и Авеннира. Тут если уж накрепко схватиться за греческую форму, надо думать, что там был камень, а не отец. А иначе, выходит, что-то фонетическое C₁C₂ -> C₁εC₂C₂ должно иметь место в некоторых случаях.

А что Вы думаете по поводу этих форм (моё в скобках можно не воспринимать слишком серьёзно):
Ιωβελ (*yawbil/*wubl <<wbl??? | *yublV <<blV???) | יָבָל
Ιουβαλ (*yuwbal <<wbl) | יוּבָל (хоть здесь совпадает)
Θοβελ (*tubl[V] << blV/tbl) | תּוּבַל
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

mnashe

Цитата: yurifromspb от февраля 14, 2020, 20:47
Тут можно ещё вспомнить про Авессалома и Авеннира.
А ведь действительно, в точности то же, что и в Ребекке! (ну, кроме первой гласной) :-\

Цитата: yurifromspb от февраля 14, 2020, 20:47
А что Вы думаете по поводу этих форм
:donno:

Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

yurifromspb

Скопирую сюда про Ашшура.
Цитата: yurifromspb от февраля 26, 2020, 19:22
Приветствую!

Не искал.
На вид *ʔaṯṯūr- "целеустремленный" или "удачливый/успешный".
Ну, т.е., форма, скорее всего, имеет значение "характеризующийся качеством, какое бывает при [успешном] совершении действия ʔṯr" хотя это редкая форма в семитских языках и её значение точно не определено,
а само действие, как пишут, про корень ʔṯr, = "продвигаться, идти вперед [к цели]", или, может быть, "идти по следу, [пре]следовать".

Можно поискать по "ʔṯr" в гугле.
Про форму см. Semitic Noun Patterns by Joshua Fox.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

mnashe

А aрам. ʔāṯār «место» ~ ивр. ʔa̯šɛr — тот же корень, или омоним?
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

yurifromspb

Цитата: mnashe от февраля 27, 2020, 14:48
А aрам. ʔāṯār «место» ~ ивр. ʔa̯šɛr — тот же корень, или омоним?
Говорят, тот же.
Цитата: The Etymologies of Hebrew ʾăšer and šeC‐ // Robert D. Holmstedt // July 2007 Journal of Near Eastern Studies 66(3):177-192The consensus is that ʔa̯šɛr derives from a common Semitic verbal root [*ʔ-ṯ-r] 'to stride, march' and a noun *ʔaṯar with a semantic range of 'step, trace, footprint'.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

yurifromspb

Интересно тут стало. Известно, вот, что имя Ашкеназа, не имеющее внятной семитской этимологии (или есть варианты?), считают вероятной адаптацией скифского самоназвания (например ассир. Aškuz). Здесь, правда, приходится предполагать "порчу" слова.
В связи с этим вопрос, а со Скандзой никто не сравнивал?  :umnik:
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Ice Cube

3) Iškuzâja. См. ниже, «г», прим. 6.
Iškuzâja (i- простетическое, для облегчения произношения недопустимого в аккадском языке двухсогласного начала; основа -škuz-).

From Proto-Indo-European *(s)kówh₁is, from *(s)kewh₁- ("to perceive, observe") +‎ *-is (deverbal noun suffix).
*káwHiš m
Indo-Aryan: *kawHíṣ
Sanskrit: कवि (kaví, "poet, teacher of the Vedas")
Maharastri Prakrit: 𑀓𑀇 (kaï)
Pali: kavi
Iranian: *káwHiš
Avestan: 𐬐𐬀𐬎𐬎𐬌‎ (kauui, "poet, bard")
→ Middle Persian: [script needed] (kd /kay/, "title of the dynasty of Wištāsp, Kayanian")
Persian: کی‎ (kay)
Parthian: 𐫞𐫀𐫇‎ (qʾw /kaw/, "prince, lord; giant")
Middle Persian: 𐫞𐫀𐫇‎ (qʾw /kaw/, "prince, lord; giant")
Sogdian: [script needed] (qwy, "giant")
Khotanese: [script needed] (kai, "heroic; ārya-monk")
→ Old Armenian: սկայ (skay, "giant")
саки и шаки

Mass

"Как часто мы промахиваемся ещё при выборе цели!" © Виктор Власов.

Aequam memento rebus in arduis servare mentem.

Бенни

Какие основания для сопоставления со Скандзой? Единственное упоминание - на тысячу лет позже и совсем в другом месте.

yurifromspb

Цитата: Бенни от мая  5, 2020, 08:42
Какие основания для сопоставления со Скандзой? Единственное упоминание - на тысячу лет позже и совсем в другом месте.
Только созвучие. Тут из разряда: лучше сказать, чтобы в голове не крутилось.

Ещё, смущает, что по греческому, и аккадскому, там вроде бы краткое u, а по гипотетическому еврейскому — долгое. Но тут я не вполне компетентен, может кто знает лучше. Ну и замена вава на нун для меня не очень убедительна. Наверное, возможна, но для меня это выглядит как-то адхочно, учитывая, что мена вав/нун вообще нетипична, я даже не знаю, есть ли ещё примеры, хотя замены похожих букв (реш/далет вав/йод и т.д.) — не редкость (можно сравнить и LXX с MT и варианты внутри одной традиции). В итоге, у нас нет надежных текстологических оснований.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

yurifromspb

К слову, хотелось бы яснее понять, что известно о генезисе отождествления Ашкеназа с германцами. Почему именно германцы, а не другие северные народы etc.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

yurifromspb

Цитата: Mass от мая  5, 2020, 07:43
Цитата: Ice Cube от мая  5, 2020, 06:45простетическое
Какой опупенный неологизм. Не, я не шучу.
Так называют всякие непептидные примочки к белковым молекулам, типа сахаров, липидов.
(wiki/ru) Простетическая_группа

А вообще prosthetic - "протезный" по ненашему.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Гетманский

Народ, у меня вопрос по морфологии  אברם  и  אברהם?

yurifromspb

Цитата: Гетманский от ноября  5, 2020, 12:49
Народ, у меня вопрос по морфологии  אברם  и  אברהם?
Некоторые преподы любят говорить в таких случаях: "это не вопрос, а утверждение". :)
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

yurifromspb

Вопросы есть и у меня, к слову. Ещё, у http://solidcode.condormind.ru/ было исследование на тему, но сейчас нет. Я упоминал где-то тут.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Гетманский

Цитата: yurifromspb от ноября  7, 2020, 15:19
Вопросы есть и у меня, к слову. Ещё, у http://solidcode.condormind.ru/ было исследование на тему, но сейчас нет. Я упоминал где-то тут.

Жалко.

yurifromspb

Цитата: Гетманский от ноября  7, 2020, 20:25
Цитата: yurifromspb от ноября  7, 2020, 15:19
Вопросы есть и у меня, к слову. Ещё, у http://solidcode.condormind.ru/ было исследование на тему, но сейчас нет. Я упоминал где-то тут.
Жалко.
А, у него, оказывается, просто адрес сменился!
http://solidcode.condormind.org/2017/02/23/авраам-отец-множества/
Если кратко:
"Авраам", у Сергея Солодовниченко от корня, сохранившегося в арабском (например: https://bars.org.ru/articles?first_letter_id=10&page=249, но лучше в статье прочитать, для правильного понимания).
"Аврам" у него, почему-то, продолжение аккадского слова, с выпавшим фарингальным (из *rḥm), но мне это показалось весьма неубедительным, начиная с того, что непонятно, почему Авраам не был "западным семитом" (а у восточных и h выпал бы). Вывод об этом не так уж очевиден. (и, к слову, не так уж и очевидно, что ʔab- - отец, ведь в его родословии имена предков сплошь односложные кроме Арфаксада, а ʔabram- можно понять как прилагательное превосходной степени от brm - корень в аккадском имел значение "быть пёстрым", "быть запечатанным (в смысле, нести на себе картинку с печати)", вроде бы есть и в арабском, надо смотреть. В таком случае, быть может, имя говорило или о какой-то особой отмеченности или о договоре с Богом).
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

SolidCode

Юрий, здравствуйте!
Фамилия у Сергея пишется Солодовиченко. Но в Вашем варианте тоже по жизни искажают. Разные люди в разное время. Что Вы там говорили про "вав" и "нун" в именах собственных?  ;)
Про сопоставление (не происхождение) еврейского Аврам и аккадского Abamrāma упоминалось в лексиконе BDB в соответствующей статье. Если не ошибаюсь, там же имя Авраам сопоставлялось с арабским словом "ruhāmun".

yurifromspb

Цитата: SolidCode от ноября  8, 2020, 12:04
Юрий, здравствуйте!
Фамилия у Сергея пишется Солодовиченко.
Приветствую, Сергей!

... и извиняюсь. Главное, мелькнула мысль, есть там "н" или нет.  :-[
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

yurifromspb

Цитата: SolidCode от ноября  8, 2020, 12:04
Про сопоставление (не происхождение) еврейского Аврам и аккадского Abamrāma упоминалось в лексиконе BDB в соответствующей статье.
Есть много созвучных имён и их вариаций. Если говорить об имени "Аврам", то с учётом того, что среди имён из Писания, составная часть rām "высок/возвысился" - не редкость, и если этимологизировать его как составное имя, естественнее, на мой взгляд, видеть именно это слово.

Из HALOT (не очень понятно, как они соотносят аккадское и еврейское имена, но пишут, что в еврейском корень выглядит иначе (ר-ה-מ), а так же, что в еврейском читается другой корень (ר-ו-מ)):
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Гетманский

Цитата: yurifromspb от ноября  8, 2020, 19:59
Есть много созвучных имён и их вариаций. Если говорить об имени "Аврам", то с учётом того, что среди имён из Писания, составная часть rām "высок/возвысился" - не редкость, и если этимологизировать его как составное имя, естественнее, на мой взгляд, видеть именно это слово.

Из HALOT (не очень понятно, как они соотносят аккадское и еврейское имена, но пишут, что в еврейском корень выглядит иначе (ר-ה-מ), а так же, что в еврейском читается другой корень (ר-ו-מ)):

Значит с этим именем не все так ясно?

forest

А какова этимология у имён Авденаго, Седрах и Мисах ?

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр