Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Очаг распространения ногайских особенностей

Автор Asterlibra, июня 18, 2020, 17:48

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

bvs

Цитата: Акбаш от июля 20, 2020, 18:43
В ногайских центральная (централизированная) артикуляция гласных не первого слога, в чём проблема?
Примеры? То, что узкие там расширяются - это не то, это во всех слогах, не только в первых.

bvs

Цитата: Karakurt от июля 20, 2020, 18:59
Кстати, монгольские слова с дж были заимствованы с переделкой в й.
В башкирском и в персизмах тоже дж > й: йəн "душа".


Agabazar

Цитата: Акбаш от июля 20, 2020, 18:27
Цитата: Agabazar от июля 16, 2020, 00:39
В татарских говорах   среднего (казанского) диалекта не редкость джоканье.  Его происхождение иногда   связывают с влиянием  среднебулгарского.  Иногда с этим не соглашаются. Что здесь не так?   :donno:
В казахском/киргизском есть джоканье. Это можно связать с влиянием соседнего монгольского. Что здесь не так?

Вот мнение А. А. Чеченова
ЦитироватьПри первом же приближении к изучению генезиса джоканья в говорах центрального диалекта татарского языка я был вынужден вникать в историю формирования волжско-булгарского языка,
Цитировать7 Джоканье в заказанских говорах центрального диалекта татарского языка (т.е. в так называемом казанско-татарском) развилось относительно поздно (не ранее ХIV в.) и, вопреки голословным утверждениям некоторых казанских языковедов, прямой и непосредственной связи со среднебулгарским джоканьем не имеет.  Полное или частичное джоканье в говорах центрального/среднего диалекта татарского языка развивалось в ходе  ассимиляции заказанских «чюваша» в ХVII—ХVIII вв.
Однако не может не быть и альтернативных точек зрения,  хотя бы потому, что  сказанное невозможно доказать с полной надёжностью и определённостью.

Акбаш

Интересное чтиво.

ЦитироватьЦентральноазиатский ареал джоканья охватывает в основном казахский и близкий к нему каракалпакский языки, объединяемые к канглыйско-кыпчакскую подгруппу. К казахскому жоканью непосредственно примыкает киргизское джоканье, имеющее сибирские истоки (см. алтайское дьёканье), но на поздних этапах развития испытавшее сильное казахское воздействие.
В последнее время, особенно после появления глубоких исследований Ж.К. Туймебаева о казахско-монгольских языковых взаимоотношениях [Туймебаев, 2004, 2005, 2006, 2008 и др.] все больше убеждаюсь в том, что виновником монгольский суперстрат.
Существуют самые разные взгляды на природу тюркского джоканья, но все они сходятся в одном: джоканье в тюркских языках явно вторично и развивалось под внешними влияниями.
То есть я, даже не читая работ Чеченова и Туймебаева, самостоятельно, можно сказать интуитивно, пришёл к такому же выводу. Приятно осознавать, что я тут не одинок, а есть такая точка зрения.

А вот тут бы я не согласился:
ЦитироватьВ Северо-Кавказском регионе джоканье представлено в карачаево- балкарском языке, вернее в диалектах и говорах балкарского языка. Кстати, именно джоканьем прежде всего и отличается карачаево-балкарский язык от всех других ближайших родственников куманско-кьпчакской подгруппы. Уже это наводит на мысль о местном происхождении карачаево-балкарского джоканья под влиянием осетинского субстрата [Чеченов, 1996, 284 304].
Это уже стало каким-то мемом сводить всё в кар.-балк. языке к осетинскому субстрату. Однако, почему бы в данном случае нет?

Тогда мы имеем действительно три ареала:
1) Кар.-балк. — осетинское влияние.
2) Татарский — булгарское влияние.
3) Казахский, киргизский и примыкающие к ним с востока алтайско-саянские — монгольское влияние.

Karakurt

Да не могли монголы так повлиять. Только тюрки. Или двуязычные.

Акбаш

Цитата: Karakurt от июля 21, 2020, 19:47
Да не могли монголы так повлиять. Только тюрки. Или двуязычные.
Так о чем и речь. Монголы перешли на тюркский в виду малочисленности. Но привнесли свои черты. Дальше пошло нивелирование языка тюрков и отюрченных монголов. А вы как себе по-другому понимали монгольское влияние?

Но повторяю, я не настаиваю. Я сам не сторонник ассимиляторских теорий. У вас есть возможность объяснить по-другому. Но пока ничего дельного в данной теме не было сказано.

Забудем временно о джоканье. Обясните ш > с.


bvs

Цитата: bvs от июня 19, 2020, 20:57
2-й признак характерен для казахского (но не для ногайского)
Если точнее, в ногайском это тоже может встречаться, хотя и не отражено в письменности.
Баскаков Н. А. Ногайский язык и его диалекты:

Ср. еще здесь: энди произносится почти так же как Емди. Хотя в других песнях у него вроде э- не йотируется.


Ion Borș

Цитата: alant от июня 18, 2020, 22:57
Крымские ногаи это жители Крымского полуострова или подданные Крымского хана?
Едисанская Ногайская Орда
(wiki/ru) Едисанская_Орда

Едисан
(wiki/ru) Едисан

Буджакская Ногайская Орда со столицей в Каушаны
(wiki/ru) Буджакская_Орда

Каушаны
(wiki/ru) Кэушень
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/


Акбаш

Цитата: Karakurt от июля 29, 2020, 01:38
Цитата: Акбаш от июля 28, 2020, 18:26
Цитата: Karakurt от июля 22, 2020, 06:27
Монголы?
Монголы!
А как?
Вы не знаете, как люди/народы переходят с одного языка на другой? Ваши вопросы уже похожи на троллинг. :no:

Karakurt

Расскажите механизм звукового перехода под влиянием монгольского.

Акбаш

Короче, вижу простое отрицалово. Не было монголов, и завоевания не было, просто проскакали мимо... Видно, казахи от травмы джунгарских войн так и не отошли.

Agabazar

Процитирую  Д. Исхакова.

Цитироватьпроникновение ногайцев (вернее, ногаев. — А.) на территорию <Казанского> ханства было значительным - согласно утверждению "Казанской истории", вместе с царевичем Едигером "из Нагайской земли... прииде в Казань 10000 варвар качевных".  Далеко не случайно и постоянное участие в войсках Казанского ханства ногайской конницы численностью до 20 тыс.чел. 
Исхаков Д. К вопросу об этносоциальной структуре татарских ханств (на примере Казанского и Касимовского ханств XV-сер. XVI вв.) / ПАНОРАМА-ФОРУМ, №3, 1995.

Но проникновение в этот регион ногаев продолжалось и после  падения Казани в 1552 году.

Agabazar

Цитата: Karakurt от июля 30, 2020, 06:29
Расскажите механизм звукового перехода под влиянием монгольского.
У меня тоже каждый раз возникает желание задать подобный  вопрос тем, кто любой звуковой переход склонен объяснять влиянием субстрата.

Вот говорят о джоканье в татарских говорах под влиянием старочувашского.  Но как это?  Скажем «нет» по татарски «юк».  Но почему в говорах нет варианта  как-то   похожего на  «джук»?  Ведь по-чувашски «нет» это «çук».

Акбаш

Цитата: Agabazar от августа  6, 2020, 00:37
У меня тоже каждый раз возникает желание задать подобный  вопрос тем, кто любой звуковой переход склонен объяснять влиянием субстрата.
Есть наглядный пример: украинцы, выучив русский, в большинстве так и произносят фрикативный г, даже полностью русскоязычные белорусы могут говорить тш вместо мягкого чь. Хотя в остальном у них произношение может быть вполне чистое.

Акбаш

Цитата: Agabazar от августа  3, 2020, 17:44
Но проникновение в этот регион ногаев продолжалось и после  падения Казани в 1552 году.
Ногаи тогда понятие политическое, а не этническое. Разные тюркские племена могли так называть. Те ногаи, которые в Казань переселились, не те, что стали предками тех, которые сейчас живут на С. Кавказе.

Agabazar


Kamil

Цитата: bvs от июля 15, 2020, 22:15
Влияние надо еще доказать. В монгольских ситуация иная, чем в тюркских: там й- и дж- разные фонемы, и не смешиваются друг с другом. В тюркских есть либо то, либо другое.
В чувашском исконный й- фонематизировался из старого глайда, ср. ят "имя", ял "деревня", ясар "похотливый, распутный", йытă "собака" и т.п.



Kamil

Цитата: Karakurt от августа 28, 2020, 17:23
Имя - ат, но где деревня - ал? Собака - ийт.
Чувашское слово для "имя" восходит к переднерядному корню

Asterlibra

Цитата: Agabazar от августа  6, 2020, 00:37
Скажем «нет» по татарски «юк».  Но почему в говорах нет варианта  как-то   похожего на  «джук»?  Ведь по-чувашски «нет» это «çук».
Не знаете, а говорите. Лично знаю кучу людей, говорящих җук.
Небо и Земля устанавливаются по позиціямъ, и Перемѣны движутся между ними. (Си цы чжуань, I, 5)

Учитель сказалъ:
"Кто позналъ Дао метаморфозъ и измѣненій, тотъ позналъ, что дѣетъ духъ".  (Си цы чжуань, I, 10)

Изъ Желтой рѣки вышелъ чертежъ, изъ рѣки ​Ло вышли письмена. ​Совершенномудрые берутъ ихъ за образецъ. (Си цы чжуань, I, 11)

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр