Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Впечатления о крепацтве и панщине

Автор serge-kazak, июня 29, 2012, 11:41

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

serge-kazak

У современных людей достаточно размытое понятие о жизни большинства людей общества Восточной Европы XVII- начала XX вв., в т.ч. о крепацтве и панщине. Система отношений  в том старорежимном обществе была достаточно сложной и неоднозначной. Хотя с точки зрения современного человека хорошего там было не так много. Напр. представьте, что люди вынуждены всю жизнь гнуть спину на одного начальника-самодура, потому что их родителям угораздило оказаться в числе его крепаков. Некоторые помещики тогда имели огромные хозяйства по несколько тысяч человек, но многие, особенно на Украине - по 17-20 человек. Бывали случаи, когда человек не умел вести хозяйства и тогда от этого страдали его же подчиненные-крепаки.
Потом панщина. Время когда все уже лично свободны, но земли нет. Село, где вся земля принадлежит пану и только он устанавливает размер зарплаты либо и условия труда. И что хочешь, то и делай, особенно если у человека куча детей, которых и бросить нельзя и кормить тяжело (попробуй в город переехать, а ведь там не лучше).  :donno:

В общем интересно ваше мнение о том периоде и тех отношениях.

piton

Цитата: serge-kazak от июня 29, 2012, 11:41
Потом панщина. Время когда все уже лично свободны, но земли нет
Когда были лично свободны, это уже не панщина. Это либо батраки, получающие з/п, либо издольщики, работающие за долю урожая.
W

serge-kazak

Цитата: piton от июня 29, 2012, 14:33
Цитата: serge-kazak от июня 29, 2012, 11:41
Потом панщина. Время когда все уже лично свободны, но земли нет
Когда были лично свободны, это уже не панщина. Это либо батраки, получающие з/п, либо издольщики, работающие за долю урожая.

Но это факт, что на Украине случай когда люди пашут на помещика за жалкие гроши назывался панщиной и до крепацтва как личного закрепощения и после (не раз встречал в источниках, не говоря уже о том, что наслушался немало воспоминаний о тех временах от сельских людей старшего поколения, отцы и деды которых работали в подобных условиях). Когда все принадлежит панам - разницы мало, свободен ты или нет - дома нет, заработка кроме тех вариантов что тебе предлагает владелец села - тоже нет. Именно с этим фактом сталкивалось множество людей в 1861-1917 гг  (и при Речи Посполитой до Хмельниччины). Этот вопрос пытались решить "столыпинской" реформой, но результат оказался неудовлетворительным. Единственно чем похоже простая панщина без крепацтва была лучше - люди могли искать заработков на стороне. Хотя при крепацтве немало людей все равно работало в чужой на стороне, только нелегально:

Цитата: http://libclub.com/D/DanilevskiiGP/DanilevskiiGP-39-1.htm
Наступали новые времена. Рознесся слух, что крестьянам, так долго и упорно мечтавшим о свободной жизни, о разных зауральских, закавказских и новороссийских новых местах, хотят дать волю.

И вот из разных мест России и из чужих краев, по-видимому без всякой причины, стали в верхние, средние и южные губернии возвращаться беглые помещичьи люди. Это было за год и несколько месяцев до изданя положений о воле. Одних помещиков это радовало, другие в недоумении пожимали плечами, не понимая, откуда это взялось и что из этого будет.

Однажды весной, в конце мая, по пути в тот угол на юге за Волгой, который населился в давние времена, с одной стороны, украинскими, а с другой - русскими выходцами, шла кучка людей - два старика и шестеро молодых. Дойдя до каменистых бугров, за которыми уже начинались прибрежья Волги, они сделали в глухом овражке последний привал, сварили еще раз общую кашицу, закусили и готовились разойтись в разные стороны.

- Пойдем к своим господам, живы ли они? - сказал семидесятилетний седой сапожник, Гриценко, тридцать три года бывший в бродягах в Бессарабии и в Крыму. - Удивятся господа, коли живы, ей-богу!

- Возвращаться, так возвращаться! - прибавил другой старик, Шумейко, восемнадцать лет торговавший в Одессе у какого-то купца квасом по поддельному паспорту. - Шабаш, молодцы! значит пришла пора! ...

piton

Цитата: serge-kazak от июня 29, 2012, 15:54
Но это факт, что на Украине случай когда люди пашут на помещика за жалкие гроши назывался панщиной и до крепацтва как личного закрепощения и после
Дык и в колгоспах труд обзывали панщиной. Но мы все-таки на научном форуме. :)
W

serge-kazak

Цитата: piton от июня 29, 2012, 16:08
Цитата: serge-kazak от июня 29, 2012, 15:54
Но это факт, что на Украине случай когда люди пашут на помещика за жалкие гроши назывался панщиной и до крепацтва как личного закрепощения и после
Дык и в колгоспах труд обзывали панщиной. Но мы все-таки на научном форуме. :)
так вот и я о том же - вдруг все-таки значение слова "панщина" охватывает не только эпоху "крепаччины" (в узком смысле, когда людей документально, юридически "закрепляли" за "панами"), а и период когда они были прикреплены к земле и тому или иному "пану" фактически, в силу объективных причин (напр. отсутствия паспорта для колхозников СССР)?  :???

serge-kazak

вот одна из возможных точек зрения:
Цитата: http://slovopedia.org.ua/29/53407/17651.html
форма залежності селянина від землевласника, прикріплення до землі, неповна власність на землю, обмеження дієздатності та ін.; виникла в Зх. Європі у пізній період Рим. імперії; в Україні поширена з XV-XVI ст., скасована: у Сх. Галичині 1848, на Правобережжі реформою 1861 (фактично збереглася до 1882).

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр