Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор lammot
 - Вчера в 12:21
Цитата: Agabazar от Вчера в 08:30
Цитировать"выглаживать" авторский язык.
Сверхзадача любого переводчика — быть как можно ближе к оригиналу. Во всём. Кому то это удаётся лучше, а кому то хуже.
Я согласен. При этом "во всём" предполагает определенный баланс: если налегать на сохранение формы (структуры), можно потерять в смысловой или эстетической составляющей и наоборот. Не знаю, как часто такой "идеальный" баланс встречается на практике.
Под "выглаживать" я, возможно, имел в виду, когда автор в двух соседних предложениях, к примеру, использует два одинаковых слова и, соответственно, у переводчика появляется желание заменить одно из них на синоним (это я из небольшого личного любительского опыта перевода с польского на белорусский, я обычно в таких случаях заменял синонимами, не знаю оправданно это или нет, для меня - да).
А по поводу "плохого" и "хорошего" языков (при сравнении "языка ориганала" и "языка перевода") подумалось, что здесь нельзя исключать, что то, что в системе одного языка является органичным и хорошим при перекодировании в лоб в систему другого языка уже таковым не выглядит. То есть "лучшесть"  языка перевода - это совсем не обязательно "лучшесть", а просто удачное и продуктивное использование переводчиком тех средств, которые ему предоставляет его родной язык.
Автор злой
 - Вчера в 10:46
Цитата: Agabazar от Вчера в 08:30
Цитировать"выглаживать" авторский язык.
Сверхзадача любого переводчика — быть как можно ближе к оригиналу. Во всём. Кому то это удаётся лучше, а кому то хуже.

Мне кажется, мастерство хорошего переводчика заключается в нахождении баланса между благозвучием переведённого произведения и его соответствии литературной традиции языка, на который текст переводится, с одной стороны (не могу подобрать нормального аналога терминам "начальный" и "конечный" язык, термины звучат слишком уж "инженерно"), и точной передаче всех смысловых нюансов, с другой. Причём нужно всё это делать без доведения до абсурда - при желании, и наличии некоторых способностей, можно и Бальзака переводить, подражая Василию Шукшину. Вдобавок, есть такая вещь, как традиция перевода, которую можно рассматривать как часть более общей литературной традиции: скажем, в произведении русских классиков, а тем более современников, восклицание "проклятье!" в каждом втором диалоге смотрелось бы странно, в то время как для переводов с английского "проклятье" - самое обычное слово, оно там уже - часть литературной традиции. Талантливые переводчики, как мне кажется, на "поэтическом чутье" угадывают этот баланс. Те, у кого таланта поменьше, компенсируют трудом.
Автор Agabazar
 - Вчера в 08:30
Цитировать"выглаживать" авторский язык.
Сверхзадача любого переводчика — быть как можно ближе к оригиналу. Во всём. Кому то это удаётся лучше, а кому то хуже.
Автор Agabazar
 - Вчера в 08:22
Цитата: lammot от июля 17, 2023, 21:40
Цитата: Agabazar от июля 17, 2023, 18:49Вы хотели сказать, наверное, что индивидуальный  язык переводчика лучше индивидуального  языка автора.
Определённо бывает и такое, но здесь (как по мне) может вставать вопрос о том, насколько оправданно "выглаживать" авторский язык.
Почему только «определённо»? Вы же не  можете сказать, что один язык «плохой», а вот другой язык, в отличие от первого,  «не плохой». Если перфразировать Вольтера, все языки хорошие, кроме  скучного. Нельзя противопоставлять языки в шовинистическом или ином подобном ключе.
Автор lammot
 - мая 18, 2024, 23:55
Показалось забавным. Читаю, значит, сегодня книгу (при этом в голове вроде бы не переводил)
ЦитироватьLungo la strada per la casa di Riccardo, i pensieri di Mattia erano scanditi dal fruscio dei pezzi di Lego, che si muovevano nella scatola come una piccola marea , urtando le pareti di cartone su una faccia e poi su quella opposta.
и на половине предложения думаю "Как там по итальянски "по дороге"? Возвращаюсь в начало и вижу "Lungo la strada", а я не знал, как сказать "по дороге", особо раньше не встречал такого выражения, ну или не помню, чтобы встречал.
Автор Andrey Lukyanov
 - мая 18, 2024, 23:01
Цитата: lammot от мая 18, 2024, 21:55
Цитата: Damaskin от июля 18, 2012, 23:01Впрочем, перевод с иностранного языка, видимо, неизбежен. Он может происходить неосознанно, но никакого "прямого восприятия", скорее всего, не существует. Я обратил внимание, что, просматривая фильм на иностранном языке, помню потом диалоги на русском (при этом в момент просмотра я не мог сознательно переводить, я бы просто не успевал за речью персонажей). Я могу объяснить это только тем, что мозг все равно переводит на родной язык помимо моей воли. И речь может идти не о прямом восприятии, но только о скорости перевода с иностранного на родной и наоборот. При большой скорости перевода возникает иллюзия, что иностранный язык воспринимается непосредственно. Но это не более чем иллюзия.
А могут быть другие объяснения? То есть другие версии, почему так происходит/может происходить.
Могут происходить сразу 2 процесса: прямое восприятие иностранной речи и её перевод на русский (который потом может вспоминаться лучше, чем иностранный оригинал).

Причём эти процессы не обязаны даже и происходить одновременно. В момент просмотра человек может воспринимать всё непосредственно, а уже потом подсознание потихоньку переводит всё на русский.
Автор lammot
 - мая 18, 2024, 21:55
Цитата: Damaskin от июля 18, 2012, 23:01Впрочем, перевод с иностранного языка, видимо, неизбежен. Он может происходить неосознанно, но никакого "прямого восприятия", скорее всего, не существует. Я обратил внимание, что, просматривая фильм на иностранном языке, помню потом диалоги на русском (при этом в момент просмотра я не мог сознательно переводить, я бы просто не успевал за речью персонажей). Я могу объяснить это только тем, что мозг все равно переводит на родной язык помимо моей воли. И речь может идти не о прямом восприятии, но только о скорости перевода с иностранного на родной и наоборот. При большой скорости перевода возникает иллюзия, что иностранный язык воспринимается непосредственно. Но это не более чем иллюзия.
А могут быть другие объяснения? То есть другие версии, почему так происходит/может происходить.
Автор DarkMax2
 - июля 18, 2023, 11:42
Дотичне до теми: "Еволюція перекладу Легези" - у замітці порівнюю тизер, остаточний варіант тексту і оригінал.
Автор Un Ospite
 - июля 18, 2023, 11:06
Цитата: ‌tacriqt от июля 17, 2023, 22:51Война идет, должна бы знать. - Не знаю.
тебе бы знать
пора бы знать
придётся знать
и надо знать
уж надо знать
война бушует - надо знать
Автор Чайник777
 - июля 18, 2023, 08:43
Цитата: ‌tacriqt от июля 17, 2023, 22:51
ЦитироватьWisława Szymborska. Wietnam (фрагмент)
Po czyjej jesteś stronie? – Nie wiem.
Teraz jest wojna, musisz wybrać. – Nie wiem.

Вислава Шимборская. Вьетнам
На чьей ты стороне? - Не знаю.
Война идет, должна бы знать. - Не знаю.
— Здесь ещё главное отличие — в русском из-за провисания глагола *мусить выпирает родовая окраска.
Вместо "должна" можно использовать родо-нейтральное слово из списка синонимов по ссылке: https://ru.wiktionary.org/wiki/должно