Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Понятие "личности" в свете святоотеческой антропологии

Автор Солохин, января 11, 2015, 17:45

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Солохин

Понятие "личности" (чаще всего, естественно, человеческой личности) - весьма важная концепция в современном гуманистическом дискурсе, и люди, приходящие к вере во Христа, естественно пытаются найти аналог этого понятия в святоотеческом учении, без чего не получается адекватного перевода современного философского языка на язык философии Отцов.
Но сделать это (внезапно) оказывается не так-то просто.

Высказывалось мнение, что личность=лицо=ипостась (Лосский). Это мнение неверно, так как (1) Отцы  явно применяютпонятие "лицо" (как и "ипостась") не только к разумным существам, но и к животным. (2) А из "Фтлософских глав" Дамаскина можно заключить, что "ипостась" применима даже и к вовсе неодушевленным предметам. (3) Тело Христа, лежащее во Гробе, есть Сам Христос, та же Ипостась во плоти (пусть и неживой).
Но ведь интуитивно-понятная "личность" не может быть ни животным, ни тем паче неодушевленным предметом.

Нехорошо также отождествлять "личность" с понятием "ум", так как при этом окажется, что у Христа две личности (ведь он имеет ДВА ума, человеческий и Божественный).

Можно было бы увязать "личность" с понятием "человеческая душа", но в этом случае окажется, что Бог в Своем Божестве - не личность, как и ангелы - не личности.
С другой стороны, когда полиция здесь на земле "устанавливает личность" потерпевшего, у самого потерпевшего душа уже, быть может, отошла в мир иной.

Словом, при ближайшем рассмотрении оказывается, что проблема эта свосем не тривиальна. Поскольку я пришел к религии в известном смысле от психологии, она сильно занимала меня до тех пор, пока я не нашел для неё удовлетворительное решение.

Здесь я хочу его изложить.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Солохин

Пока не очень понятно, до какой степени подробности нужно излагать контекст.

Ясно, что сама философия Отцов во многом является для большинства современников (в том числе верующих) "терра инкогнита".

В то же время, не хочется тратить время на изложение того, что и так всем понятно.

Потому для начала я поступлю минималистически: изложу свою мысль буквально в нескольких фразах. А потом отвечу на вопросы, если в этой фразе что-то окажется непонятным.

Итак:

(1) Понятие "личность" относится к категории "акциденция". Конкретнее, личность есть акциденция именно разумной природы. Поэтому говорить о личностях в Троице неудобно, так как Святые Отцы говорили, что Божество не имеет акциденций.

Однако личность Христа, как и все Его человеческие акциденции, выражает Божественный тропос бытия Его Ипостаси как Сына Божия. А этот тропос - один и тот же для Его Божественной и Его человеческой природы. И в этом смысле - имея в виду именно тропос Его бытия! - можно сказать, что (2) человеческая личность Христа есть личность Сына Божия. Именно Сына, а не Отца и не Духа Святого.

Это основная идея.

Если теперь детализировать её, рассматривать смысловые нюансы, то можно заметить, что современная "личность" - это омоним, включающий в себя как минимум ДВА смысла.

(1) Личность как неотделимая акциденция. В этом смысле можно "установить личность" потерпевшего даже в случае его смерти. И в этом смысле человек явялется личностью даже во чреве матери, с самого момента зачатия.

(2) Личность как отделимая акциденция. В этом смысле можно говорить, что (а) личность человека меняется с возрастом, (б) человек, стражающий психическим заболеванием, может иметь две личности и даже множество личностей, (в) ребенок до определенного возраста вообще не является личностью.

Применительно ко Христу, Его Личность в первом смысле есть именно человеческая личность Сына Божия, выражающая единство Его Лица (=Ипостаси). И она имеется у Него с момента Благовещения и непорочного зачания во чреве Матери. Она неизменна и (в известном смысле) предвечна (именно в смысле выражаемого Ею тропоса бытия).

А во втором смысле - Его личность может быть разной в разном возрасте, можно говорить, что она сформировалась в таком-то возрасте (как это свойственно человеческой природе), те или иные её черты могут (и должны) наблюдаться у Святых, ведь суть святости - подражание Христу.

Ну, пока достаточно.
Если что нужно пояснить - готов ответить на вопросы.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Ыняша

Попробую повторить, в терминах более мне понятных.

Личность в первом смысле — идентификатор человека. Установить личность, по сути, — узнать имя, фамилию, номер паспорта. Некоторые штуки, присущие одному и только одному человеку.

Личность во втором смысле — самоосознающий себя кусок высшей нервной деятельности, выражающийся в виде определённых реакций на раздражители. Их может быть несколько, либо (теоретически) одна личность на несколько мозгов aka хайвмайнд :3

Личность-1 у нетелесных сущностей может быть только, если они имеют персонификацию, как, например, древнегреческие боги. Вот Аид — живёт там-то, выглядит так-то, можно сходить к нему в гости (что в мифах делали).
Или вот Николя Бурбаки — известный математик, хотя на самом деле это группа людей.

Личность-2 может быть у чего угодно, если оно себя осознало и реагирует на внешнюю среду. Будь то рой зергов или Джекил и Хайд.

Теперь к Христу. Если он существовал, то у него была личность-1. Если он осознавал себя и взаимодействовал с людьми, то у него была как минимум одна личность-2.
После смерти личность-1 была похоронена, личность-2 либо исчезла (если не верить в жизнь после смерти), либо пошла в рай в виде Бога Сына (если верить).

Всё так?
Мой номер на ЛФ #43854 — ура, я чётник! Чётники лучше нечётников.
С точностью до полпроцента в нановеке — пи секунд.

Flos

Цитата: Солохин от января 11, 2015, 17:45
проблема эта совсем не тривиальна

Да.

Цитата: Солохин от января 11, 2015, 18:12
Понятие "личность" относится к категории "акциденция". Конкретнее, личность есть акциденция именно разумной природы. Поэтому говорить о личностях в Троице неудобно, так как Святые Отцы говорили, что Божество не имеет акциденций.

Если Божество не имеет акциденций, то почему Вы не делаете вывод, что личность ( или личности) Бога - не акциденция, а обязательно присущее Ему свойство (свойства).  В отличие от личности в прочих вещах.

Цитата: Философский словарь от события, акцидентальные с точки зрения одного описания, считаются детерминированными с точки зрения другого.

Солохин

Цитата: Ыняша от января 11, 2015, 18:57
После смерти личность-1 была похоронена, личность-2 либо исчезла (если не верить в жизнь после смерти), либо пошла в рай в виде Бога Сына (если верить).

Всё так?
Он был Богом Сыном изначально, а не стал после Воскресения.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Солохин

Цитата: Flos от января 11, 2015, 19:07
Если Божество не имеет акциденций, то почему Вы не делаете вывод, что личность ( или личности) Бога - не акциденция, а обязательно присущее Ему свойство (свойства).
В Боге три Ипостаси, но не три личности.

Одно и то же понятие не может то быть акциденцией, то быть существенным свойством.

Впрочем, "обязательно присущее свойство" какой-либо ипостаси может быть её неотделимой акциденцией, а не только существенным свойством её природы.
Цитата: Flos от января 11, 2015, 19:07
Цитироватьсобытия, акцидентальные с точки зрения одного описания, считаются детерминированными с точки зрения другого.
События тут вообще ни при чем.
Отцы словом "акциденция" обозначали не (только) события, а те свойства, качества, отношения, место, время, действие и проч. данной ипостаси, которые не обусловлены её природой и из природы логически не вытекают.

В настоящее время слово "акциденция" (как и "ипостась") соврешенно изменило свой первоначальный смысл. Это одна из трудностей при изучении Отцов: приходится начинать с основных терминов.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Yitzik

Почитаю на досуге.
С учетом того, что в иудейском богомыслии понятие "личность" отсутствует как таковое.
Paran Quenya ar quetin Esperanto!

Солохин

Цитата: Yitzik от января 11, 2015, 22:29
в иудейском богомыслии понятие "личность" отсутствует как таковое.
В христианском тоже.

Но тем интереснее задача: осмыслить понятие "личность" с точки зрения Богословия.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Ыняша

Цитата: Солохин от января 11, 2015, 21:28
Цитата: Ыняша от января 11, 2015, 18:57
После смерти личность-1 была похоронена, личность-2 либо исчезла (если не верить в жизнь после смерти), либо пошла в рай в виде Бога Сына (если верить).

Всё так?
Он был Богом Сыном изначально, а не стал после Воскресения.
Я и не говорил, что он им стал. Просто раньше его личность-2 была воплощена в личности-1, а после смерти в виде некой штуки, которую надо как-то называть.

Кстати о загробных воплощениях. Множественные личности-2 человка после смерти остаются запертыми в одной душе, получают по душе каждая или некоторые из них отбрасываются как недостойные существовать? Если последнее, то как выбрать главную личность с правом на загробную жизнь.
Мой номер на ЛФ #43854 — ура, я чётник! Чётники лучше нечётников.
С точностью до полпроцента в нановеке — пи секунд.

Солохин

Цитата: Ыняша от января 11, 2015, 22:59
как выбрать главную личность с правом на загробную жизнь.
В загробную жизнь входит ипостась (личность-1). Что же касается психических болезней, человек от них выздоравливает так же, как и от физических.

Цитата: Ыняша от января 11, 2015, 22:59
Просто раньше его личность-2 была воплощена в личности-1, а после смерти в виде некой штуки, которую надо как-то называть.
Нет, Он воскрес тем же самым, каким и был изначально.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Кассивелан

ЦитироватьКстати о загробных воплощениях. Множественные личности-2 человка после смерти остаются запертыми в одной душе, получают по душе каждая или некоторые из них отбрасываются как недостойные существовать? Если последнее, то как выбрать главную личность с правом на загробную жизнь.
А это зависит от путей, которыми они попали в одно и то же место.
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

Ыняша

Цитата: Солохин от января 11, 2015, 23:07
В загробную жизнь входит ипостась (личность-1). Что же касается психических болезней, человек от них выздоравливает так же, как и от физических.
Учитывая, что предыдущую личность-1 закопали в землю или кремировали, человеку выдают фантомную копию личности-1?
И это не снимает вопроса. Можно все психологические личности-2 запихать в одну фантомную личность-1, либо придётся выбирать главного. А главного может и не быть, либо они могут меняться со временем ролями.

Можно ли считать множественные личности болезнью? Они возникают от использования заложенного в нас защитного механизма.

Цитата: Солохин от января 11, 2015, 23:07
Нет, Он воскрес тем же самым, каким и был изначально.
Изначально его не было. Потом он был одноклеточным, потом ребёнком, потом мужчиной с бородой по имени Иисус, это личность-1.
Соотвественно, сначала сознания не было, потом было сознание ребёнка, потом сознание мужчины с бородой. Это личность-2.
Перед смертью личность-2, исключительно психологическая, находилась в мозгу личности-1, исключительно физической.
После смерти личность-1 похоронена. Личность-2, по идее, должна сохранится с момента смерти и быть воплощена в неком не материальном и не физическом носителе. И продолжить развиваться уже в нём.
Мой номер на ЛФ #43854 — ура, я чётник! Чётники лучше нечётников.
С точностью до полпроцента в нановеке — пи секунд.

Ыняша

Цитата: Кассивелан от января 12, 2015, 00:13
А это зависит от путей, которыми они попали в одно и то же место.
Обычно есть сильное травмирующее переживание, которое выталкивается из сознания, чтоб не вредить. Мотивируется это убеждением: «это всё не со мной, а с кем-то другим», соответственно может начать развиваться параллельный мыслительный центр.
Иногда, привыкнув к такому мозг начинает использовать это как адаптивный механизм и гораздо легче создавать личности под ситуации.
Обычно раньше возникнувшие личности более полноценны, глубоки и не исчезают со временем. (Иногда они подавляются, но проявляются в критических ситуациях)
Доминирующей личности может не быть, либо они могут меняться друг с другом ролями.
Мой номер на ЛФ #43854 — ура, я чётник! Чётники лучше нечётников.
С точностью до полпроцента в нановеке — пи секунд.

Кассивелан

Наличие нескольких личностей внутри одного индивидуума - не обязательно результат психического расстройства.
Но если говорить конкретно о нем - то "души" искусственно созданных личностей просто не проникнут в пределы Посмертия - не говоря уже о последующих инкарнациях. Проникнет одна.
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

Ыняша

Ну, я других способов не знаю и подразумевал диссоциативное расстройство :3

Цитата: Кассивелан от января 12, 2015, 00:58
"души" искусственно созданных личностей просто не проникнут в пределы Посмертия - не говоря уже о последующих инкарнациях. Проникнет одна.
Но они ведь ни чем не хуже! Более того, такая искусственная личность может прожить большую часть жизни.
Жаль :( Могли бы всем дать послесмертное существование.
Мой номер на ЛФ #43854 — ура, я чётник! Чётники лучше нечётников.
С точностью до полпроцента в нановеке — пи секунд.

Кассивелан

Если изначальная личность без царя в голове - так она и в следующей жизни кого-нибудь "призовет"...

Учитывая постоянный прирост населения - возможно это и неплохая идея. Но Концы Света теперь отменять, что ли?
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

Солохин

Если интересна моя точка зрения на "множественные личности", я полагаю, что только одна из этих личностей есть собственно человеческая душа. Все остальные - это вселившиеся в человека духи.

Я чуть-чуть упрощаю, но в главном - вот так.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Bhudh

А душа человека в таком аспекте — это не вселившийся в тело человека дух?
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Кассивелан

Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

Солохин

Цитата: Bhudh от января 12, 2015, 12:09
А душа человека в таком аспекте — это не вселившийся в тело человека дух?
Душа и тело человека возникают одновременно и живут вместе, раделяясь только в момент смерти.
И потому понятие "вселиться" нге подходит, ведь оно подразумевает, что вначале тело не имеет души.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Bhudh

Цитата: Солохин от января 12, 2015, 17:58Душа и тело человека возникают одновременно
С какого момента? Со слияния яйцеклетки со сперматозоидом? С образования зиготы? С её первого деления?
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Солохин

Цитата: Bhudh от января 12, 2015, 18:20
Цитата: Солохин от января 12, 2015, 17:58Душа и тело человека возникают одновременно
С какого момента? Со слияния яйцеклетки со сперматозоидом? С образования зиготы? С её первого деления?
Если бы я был специалистом, я бы непременно разобрался в этом вопросе, ведь это практически важно - надо уметь отличать противозачаточные средства, которые уже возникшего человека убивают, от средств, которые не убивают.

Но я не специалист и потому не знаю ответа на этот вопрос. Наверное, с образования зиготы.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Lodur

Offtop
Подпишусь на тему. А то вчера читал, а сегодня уже потерял. Тема мне интересна, вот только сказать нечего, раз речь о святоотеческой традиции.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Кассивелан

Цитата: Солохин от января 12, 2015, 17:58Душа и тело человека возникают одновременно и живут вместе, раделяясь только в момент смерти.
И потому понятие "вселиться" нге подходит, ведь оно подразумевает, что вначале тело не имеет души.
Мне кажется, души находятся, грубо говоря, "в очереди" на то или иное тело - еще до того, как это самое тело зародится. Поэтому и данное понятие вполне можно использовать.

Цитата: Bhudh от января 12, 2015, 18:20
Цитата: Солохин от января 12, 2015, 17:58Душа и тело человека возникают одновременно
С какого момента? Со слияния яйцеклетки со сперматозоидом? С образования зиготы? С её первого деления?
Вот это, конечно, вопрос...
Для начала нужно разобраться, что вообще из себя представляет душа.
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – ᚴ ᛅ ᚱ ᚦ ᛅ ᚱ ᛁ ᚴ ᛁ ⋮

Солохин

Цитата: Кассивелан от января 13, 2015, 00:33
Мне кажется, души находятся, грубо говоря, "в очереди" на то или иное тело - еще до того, как это самое тело зародится.
Да, но в данном случае моя цель - раскрыть святоотеческое учение, используя для этого современные термины.
Впрочем, можно проделать и обратную прлоцедуру: описать Ваши представления в святоотеческих терминах.

Тогда бы я сказал так: Вы отрицаете единство человеческой ипостаси в составе (душа+тело); ипостасью для Вас является лишь душа. Тело же (его наличие или отсутствие у души) - это акциденция. В этом смысле оно подобно одежде.

Но у Отцов человеческая ипостась изначально имеет двойственную природу: она с самого момента появления имеет и душу, и тело.
С этим связана вера христиан в телесное воскресение всех людей.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр