Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Baltų mitologija. Мифология балтов.

Автор Aleksey, июля 11, 2010, 13:15

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Awwal12

Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

I. G.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Tyvaldr

ЦитироватьНа основании того, что некий неизвестный ..., Вы делаете вывод(!), что у Перуна не "ус", а "уд"?
нет, про ус просто долго думал и анализировал текст, так как «ус» (в отличии от «усы») смущало, потом встретив написание «уст» в одном из вариантов и сравнил по почеркам, что иногда «д» и «ст» в рукописях очень сходно писалось, предположил, что это мог быть уд (просто для политеизма фаллические культы более привычны, нежели культы «усов» и «чубов» :)) ).
каково же было моё удивление, когда спустя какое-то время я встретил изображение Керосовского идола, и рассмотрев его атрибуты, увидел совпадение со своей реконструкцией облика громовержца.
А как этого «индру» на самом деле невозможно выяснить. Более того, я бы не осмелился его назвать одним из имён или отнести к одному из пантеонов, но то, что у данного божества атрибуты походят на атрибуты громовержца — для меня практически несомненно.

PS Сегодня поправил черновик опубликованной части рукописи и привел к современной грамматике. Если кому любопытно почитать (исправления минимальные), то вышлю, писать в личку (потому как пытался данный черновик переслать Клейну, но он сказал, что более логично переслать его Петрухину, а поскольку Петрухин так и не ответил, то я ему не отослал черновик рукописи, а потому пока считаю всю реконструкцию своей версией не имеющей научной обоснованности, кроме моего собственного мнения).

Tyvaldr

Awwal12, из «ус злат» поляки сделали златые уши, кои затем и были «притянуты» в статью «О идолех Владимировых» в Киевский Синопсис.

Nevik Xukxo

Цитата: I. G. от августа  2, 2011, 12:49
2) язычество у индоевропейских народов без каких-либо изменений существовало на протяжении 4 тыс. лет?

Что вообще такое "индоевропейское язычество"? :donno:

I. G.

Цитата: Nevik Xukxo от августа  2, 2011, 13:21
Цитата: I. G. от августа  2, 2011, 12:49
2) язычество у индоевропейских народов без каких-либо изменений существовало на протяжении 4 тыс. лет?

Что вообще такое "индоевропейское язычество"? :donno:
Спросите у тех, кто его реконструирует.  :donno:
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Tyvaldr

Цитироватьиндоевропейское язычество
Языческие традиции индоевропейских народов, которые, как считает ряд ученых, развивались из относительно единого пантеона, как индоевропейские языки из «относительно единого протоиндоевропейского языка».

Nevik Xukxo

Цитата: Tyvaldr от августа  2, 2011, 13:24
Языческие традиции индоевропейских народов, которые, как считает ряд ученых, развивались из относительно единого пантеона, как индоевропейские языки из «относительно единого протоиндоевропейского языка».

Языковая общность как правило слабо коррелирует с культурной. :negozhe:

Tyvaldr

ЦитироватьЯзыковая общность как правило слабо коррелирует с культурной.
Индийский Дьяус, скиндинавский Tiewaz-Tyr, латинский Йове-Юпитер, греческий Теос-Зевс, балтийский Диевас, славянский *Дивъ слабо коррелируют?

Nevik Xukxo

Цитата: Tyvaldr от августа  2, 2011, 13:30
Индийский Дьяус, скиндинавский Tiewaz-Tyr, лативский Йове-Юпитер, греческий Теос-Зевс, балтийский Диевас, славянский *Дивъ слабо коррелируют?

А их функции совпадают на 100%?

Awwal12

Цитата: Nevik Xukxo от августа  2, 2011, 13:34
Цитата: Tyvaldr от августа  2, 2011, 13:30
Индийский Дьяус, скиндинавский Tiewaz-Tyr, лативский Йове-Юпитер, греческий Теос-Зевс, балтийский Диевас, славянский *Дивъ слабо коррелируют?

А их функции совпадают на 100%?
Вот тоже хотел спросить... И функции, и индивидуальная атрибутика, и черты культа...
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Tyvaldr

ЦитироватьА их функции совпадают на 100%?
Не на 100%, для чего и нужна мифологическая типизация, то есть распределение схожих по фукнциям и именам божеств разных пантеонов по различным условным типам.

Просто среди богов балтов и богов славян совпадение имен наиболее сильное, отвергающее теорию иранского влияния и определяющее славянское язычество автохронным, схожим с балтийским. Хотя бы одно совпадение сабли на Збручском идоле и сабли же у балтийского Диеваса — довольна неожданная корреляция (например, я вообще обнаружил совпадения и потому написал текст стараясь изначально доказать вообще невозможность реконструкции пантеона славян).

I. G.

...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Nevik Xukxo

Цитата: I. G. от августа  2, 2011, 13:41
Где *Див зафиксирован?

Раз со звёздочкой, то вестимо где - в сферическом вакууме. :smoke:

I. G.

Я на что и намекаю, собственно.  :smoke:
Сферический *Див реконструирован на основании данных балтов, а потом с удивлением узнали, что мифология славян и балтов схожи!
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Tyvaldr

Цитироватьиндивидуальная атрибутика
Атрибутика не совсем совпадает, скажем громовержцы имеют: палицы, топоры, молоты или луки, которыми мечут молнии.
Ещё интересной особенностью является то, что головы громовержцев в некоторых мифологиях пронзены металлическими или каменными предметами. Объяснение самое банальное: при молниях наиболее вероятно попадание молнии в идол громовержца, что для язычников было символом того, что громовержец «вселялся в своего идола».

I. G.

Цитата: Tyvaldr от августа  2, 2011, 13:38
Хотя бы одно совпадение сабли на Збручском идоле
А Вы в курсе, что не доказана принадлежность этого идола славянам?
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Nevik Xukxo

Цитата: I. G. от августа  2, 2011, 13:44
Сферический *Див реконструирован на основании данных балтов, а потом с удивлением узнали, что мифология славян и балтов схожи!

Подгонка под критикуемую балто-славянскую группу? :what:

I. G.

Цитата: Nevik Xukxo от августа  2, 2011, 13:47
Цитата: I. G. от августа  2, 2011, 13:44
Сферический *Див реконструирован на основании данных балтов, а потом с удивлением узнали, что мифология славян и балтов схожи!

Подгонка под критикуемую балто-славянскую группу? :what:
Сходства, конечно, есть... Но данных по древнейшей славянской мифологии кот наплакал. Вот и реконструируют, кто во что горазд.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Nevik Xukxo

Цитата: I. G. от августа  2, 2011, 13:51
Вот и реконструируют, кто во что горазд.

А потом в тырнетах обсуждают кабинетные изобретения. :o

Tyvaldr

*Див, потому что:
Дый в поучениях против язычества — славянизированная калька с Zeus. Див в «Слове о полку Игрореве» — мало убедителен, скорее уж птица.

Например, «Овсень-Таусень» это «Овсень да Усень».

«... эти персонажи этимологически связаны с латыш. aust, «рассветать», и имеют многочисленные индоевропейские параллели: ср. др.-инд. Ушас, греч. Эос, рим. Аврору, вероятно, латыш. Усиньш и вост.-слав. Усень - Авсень.» Мифологический словарь / Гл.ред. Е. М. Мелетинский - М.:«Советская энциклопедия», 1990 г.- 672 с.»

ЦитироватьКБожественные Близнецы Дажьбог и Стрибог схожи греческими диоскурами.
ЦитироватьДиоску́ры (др.-греч. Διόσκουροι) [прим. автора: сыновья Зевса] — в древнегреческой мифологии Кастор и Полидевк (др.-греч. Κάστωρ и Πολυδεύκης, лат. Поллукс), близнецы, дети Леды.
Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой — в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, как о богах рассвета и сумерек, причём один был утренней, другой — вечерней звездой. Подобно индийским Ашвинам, оба близнеца почитались, по общему индоевропейским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек.
.....Дажьбог и Стрибог, а вернее предположить *Дажьдив и *Стридив, являются богами рассвета и заката. Рассмотрим этимологию их имён.
Корень «дажь» — часто производят от глагола «давать», от санскритского dah «жечь», от русского существительного «дождь».
Рассматривая имя Дажьбог в контексте типологии Божественных Близнецов, можно заключить, что восточнославянское «дажь» родственно санскритскому dah «жечь» и сканд. dagr «день», то есть Дажьбог по типологии и этимологии символизирует божество рассвета, через этимологию слова «утро», входящее в его образ, сие божество является божеством востока (сканд. austr), а также родственно балтским словам:
«Аушра (литов. «заря»), Аушрине (литов. «утренняя звезда»), Аустра, Аустрине (латыш. «утренняя заря»), в балтийской мифологии воплощение утренней зари (звезды), денница, персонаж архаич. мифа о «небесной свадьбе».
....То есть Дажьбог является Усенем-Авсенем.
Теперь же перейдём к корню «стри». Основываясь на близнечной концепции можно предположить, что данный корень символизировал божество заката.
Славянское -ст- могло переходить в -ш-, -щ- и, порою, в -ч-.
Ища в санскрите эквивалент, можно найти лишь шри «процветание, счастье, слава, красивый» и пашчим «запад». Последнее может быть родственно балтскому Потримсу, но об этом после.
Рассмотрим пары утро - сканд. Austr - балт. austra и вечер - лит. Vakaras – нем. Westen (запад).
Как видно, эти пары образуют логическую структуру: утро-восход Солнца-восток и вечер-заход Солнца-запад.
Как видно, эти термины родственны словам встреча, стречать и стремить.
По словарю Даля:
«СТРЕЧАТЬ, стретить, стренуть что, кого, сев. стреть пск., встречать, сретать. -ся, страдат. и взаимн. Стречанье, стрета, стреча, действ. и сост. по глаг. Стречный, стретный, встречный. Приметы да стречи разбирать, быть суеверным. Ему стретный гонец попался. Стречный ветер. В стрету (или встрету) говорить, противоречить. Стретное дело, сев. супротивность, помха, помеха. Он стрел его, вм. стретил. Стречник, -ница, стретник, -ница, встретчик, более в знач. противник, спорщик; стретчик, -чица, кто вышел встречать кого. Стрeненье кур. сретенье 2 февраля».
«Стремить что куда, с предлогами устремлять, влечь, тащить, тянуть, увлекать, волокти силою, нести током, рвать, двигать и направлять, обращать; вперять».
Из этого можно заключить, что слово вечер ранее было вьстрер (ср. сканд. vitr «зима», англ. west «запад») и родственно слову ветер, что объясняет, почему Стрибог есть бог ветров.

PS Отрывок рассуждения из моей реконструкции. Жду «какшек» и «помидор». Или здесь хоть прослеживается толика логики?

I. G.

Цитата: Nevik Xukxo от августа  2, 2011, 13:52
Цитата: I. G. от августа  2, 2011, 13:51
Вот и реконструируют, кто во что горазд.

А потом в тырнетах обсуждают кабинетные изобретения. :o
Вы, Чукча, святая простота! Потом пляшут вокруг кабинетных идолов где-нибудь на природе!  ;D
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Nevik Xukxo


Tyvaldr

ЦитироватьА Вы в курсе, что не доказана принадлежность этого идола славянам?
Принадлежность идола славянам оспаривается. Как и существование балто-славянской языковой общности оспаривается.

PS Надеюсь мне не приплетут заодно «национализьм» и родноверие, так как причислить меня к родноверам или же к балтам или славянам, я думаю, довольно-таки глупо. :))

Tyvaldr

Цитировать....Дажьбог и Стрибог, а вернее предположить *Дажьдив и *Стридив
Словарь Фасмера:
Цитироватьди́во
укр. ди́во, ст.-слав. дивъ τέρας (Клоц.), также диво, род. п. дивесе, им. мн. дивеса (Син. Пс.), болг. ди́вен "чудесный", сербохорв. ди̑ван, чеш. div, польск. dziw "чудо", в.-луж. dźiw – то же, н.-луж. źiw – то же. Из слав. заимств. лит. dỹvas "чудо", лтш. dĩva "морское чудо, чудовище".
Основа на -es, вероятно, образовалась по аналогии с чудо, -есе (Бернекер 1, 202). Родственные формы см. на диви́ться. Если дивъ - более позднее образование, чем более распространенное прилаг. дивьнъ (Мар. и др.), русск. ди́вный, укр. ди́вний, чеш. divný, польск. dziwny, в.-луж. dźiwny, н.-луж. źiwny, тогда родство с лит. diẽvas, лтш. dìevs "бог", др.-инд. dēvás "бог", авест. daēva- "демон", др.-исл. tîvar "боги", д.-в.-н. ziu, лат. deus "бог", dīvus "божественный", греч. δῖος -тоже и т. д. допустимо; см. еще Розвадовский, RO 1, 103 и сл. и Соболевский, РФВ 66, 398, который смело сближает др.-русск. дивья "хорошо" (Дан. Зат.), соврем. дивья бы! "дай бог", колымск. (Богораз) в качестве остатков основы на -ē с лит. deivė̃ "богиня". Напротив, Траутман (BSW 50) и Мейе (RES 6, 167; Et. 373) отделяют ди́во от и.-е. *deivos "бог"; последний пытается связать слав. divъ с др.-инд. dhīḥ "религиозный помысел", dhī́ras "мудрый".
Цитироватьбог
I. укр. бiг, род. п. бо́га, ст.-слав. богъ, болг. бог, сербохорв. бо̑г, род. бо̏га, словен. bȯ̑g, чеш. bůh, род. п. boha, польск. bóg, род. п. boga, в.-луж. bóh, н.-луж. bog. Наряду с ним: боги́ня, ст.-слав. богыни (Супр.), чеш. bohyně "богиня".
Родственно др.-инд. bhágas "одаряющий, господин, эпитет Савитара и второго из Адитья", др.-перс. baga-, авест. baɣa "господь", "бог" от др.-инд. bhájati, bhájatē "наделяет, делит", авест. baχšaiti "участвует", греч. φαγεῖν "есть, пожирать". Первонач. "наделяющий"; ср. др.- инд. bhágas "достояние, счастье", авест. baɣa-, baga- "доля, участь"; см. Бернекер 1, 67; Траутман, BSW 23; Розвадовский, RO 1, 102; Брюкнер и Ягич, AfslPh 37, 501; Младенов 36; RES 4, 192; Мейе, RS 2, 66; Dial. Ideur. 127; RES 6, 168. Наряду с этим постоянно предпринимались попытки доказать заимств. из ир., но фонетический аргумент (спирант ɣ в русск. бог) не представляется убедительным, вопреки Коршу (Сб. Сумцову 53), Микколе (РФВ 48, 278), поскольку это ɣ можно также объяснить укр. влиянием в московском церк. произношении. Совпадение знач. в слав. и ир. также не доказывает заимств. ввиду наличия еще и др. соответствий (ра́ди, свято́й), вопреки Сольмсену (KZ 34, 49), Хирту (Indogerm. 589), Фасмеру (RS 6, 173), Мсерианцу (РФВ 65, 171), Бернекеру (Kuhn-Festschr. 177 и сл.), Гуйеру (LF 46, 185 и сл.; 47, 52), Коржинку (LF 67, 289) и др. Ср., однако, достоверное ир. заимств. в морд. pavas, paz "бог"; см. Паасонен, FUF 8, 73; Фасмер, RS 4, 161.
••
(См. еще Вайан, Gram. comparée, 1, 16; Графенауэр, Slovenski etnograf, 5, 1952, 237 и сл.; Мошинский, Zasiąg, 92. – Т.)
II. "черт", укр. богиня "привидение" – эвфемизмы, связанные с предыдущим словом; см. Зеленин, Табу 2, 98.
То есть мы видим, что слово бог вытеснило в обиходе слово див у славян, однако, судя по сравнительной мифологии, это вытеснение должно было произойти после раскола балтославянского единства, но до обособления славянских народов.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр