Азербайджанская письменность хангылеобразной структуры

Автор Штудент, сентября 29, 2013, 17:30

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Штудент

Лавры Кирилла и Мефодия и Месропа Маштоца спать не дают, так что...

Первая особенность проекта - учёт различия между фонемными инвентарями корней и аффиксов. Так, состав гласных фонем в корне для азербайджанского (с учётом долгих гласных):
/ɑ/, /ɑː/, /æ/, /æː/, /e/, /eː/, /ø/, /øː/, /i/, /iː/, /y/, /o/, /u/, /uː/, /ɯ/
Для словоизменительных аффиксов же имеем фактически лишь две фонемы:
/А/: [ɑ], [æ]
/Y/: , [ɯ], , [y]

Из этого вывожу следующий постулат:

В проектируемой письменности требуется минимум 9 знаков для отражения вокализма корня и всего 2 знака для вокализма аффикса.

В меньшей степени вышеизложенное касается консонантизма, хотя в аффиксах набор согласных фонем тоже ограниченнее, чем в корнях, но отражать это в составе алфавита считаю излишним.

Теперь касательно структуры алфавита. Предлагаю организовать знаки сообразно их фонетической природе.

Алфавит должны открывать знаки для гласных. Порядок знаков следующий:
/ɑ/, /æ/, /o/ /ø/, /ɯ/, /i/, /u/ /y/, /е/
Т.е. сначала идут знаки, обозначающие чётко противопоставленные по признаку ряда фонемы, причём сначала идут задние гласные, а за ними передние. Знак для гласного /е/, выпадающего из общей системы, ставим в конец ряда гласных. Для долгих, думаю, отдельные символы не нужны, можно обойтись диакритикой или любым другим способом, но не удвоением знака, т.к. сочетания двух одинаковых гласных, не образующих один долгий, в азербайджанском возможны.

Далее идут знаки для согласных. Их предлагается сгруппировать по фонетическим признакам:
/p/, /t/, /tʃ/ /c/, /k/, /b/, /d/, /dʒ/, /ɟ/, /ɡ/, /m/, /n/, /ɾ/, /f/, /s/, /ʃ/, /x/, /h/, /v/, /z/, /ʒ/, /ʝ/, /ɣ/, /l/
Т.е. сначала идут знаки для глухих взрывных, за ними идут звонкие взрывные, потом носовые, дрожащие, глухие щелевые, звонкие щелевые и завершает алфавит знак для бокового аппроксиманта. Для удобства аффрикаты объединены со взрывными. Внутри групп знаки упорядочены по признаку места артикуляции - в начале стоят губные/губно-зубные, далее зубные, постальвеолярные, палатальные, велярные и глоттальные.

Что касается внешнего вида букв алфавита, то сразу отказываемся от воспроизведения любой известной системы письма и создаём буквы с нуля. Думаю, что внешний вид букв должен быть построен по принципу их фонетической природы, т.е. гласные должны состоять из 3 элементов, один из которых показывает ряд, другой - подъём и третий - огублённость либо её отсутствие. Для согласных элементов должно быть минимум 2 - один обозначает способ образования (взрывной, носовой, дрожащий, щелевой либо аппроксимант), другой - место артикуляции (губной, зубной, постальвеолярный, палатальный, велярный, глоттальный). Для взрывных и щелевых возможен 3-й элемент, обозначающий глухость/звонкость звука.

Главная проблема при таком принципе построения алфавита - это опасность создания письменности с плохо отличимыми друг от друга знаками. Но это, думаю, уже вопрос дизайна.

Сам за дизайн знаков не возьмусь, увы, природой дизайнерским даром безжалостно обделён. :(
Wahn, Wahn, überall Wahn!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр