Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

категория рода в северокавказских

Автор Антиромантик, июля 6, 2009, 21:09

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Антиромантик

Говорю сразу - под "категорией рода" подразумеваю эти самые именные/согласовательные классы. Потому что в чем разница, в принципе?  :donno: Разве что род в сочетании с личностью и активностью.

Ну так вот. Насколько я знаю, категория утрачена в адыгском, убыхском, лезгинском, агульском, южнотабасаранском, удинском.

А в остальных она насколько широко по количеству родов представлена? В древнеудинском (агванском) на этот счет что известно?

Tibaren

В абх.-адыгских эта категория отсутствует. Выдвигались гипотезы, что во многих субстантивах здесь в окаменелом виде сохранились былые классные показатели. Однако принятию подобной точки зрения мешает отсутствие какого-либо семантического инварианта лексем, объединяемых по тому или иному предположительно выделяемому префиксальному элементу и невозможность обоснованного выделения соответствующих производящих основ.

В нахских языках – от 6 до 8 классов.

В дагестанских в целом 4 класса: 1 – названия мужчин; 2 – названия женщин; 3 – животных и неодушевленных предметов; 4 – неодушевленных предметов. В андийском и чамалинском эта система усложнена, в аварском упрощена (не дифференцированы 3 и 4 кл.), в табасаранском также упрощена (объединены 1-й с 2-м и 3-й с 4-м кл.), в лезгинском, удинском и агульском категория класса утрачена.
Неизвестно, существовали ли ( и в каком количестве) классы в древнеудинском.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Антиромантик

Хм ... а про род в абхазском и абазинском неправда написана, получается? Якобы имена лдушевленные и олицетворенные принимают иное окончание во множественном числе, чем все остальные.

Tibaren

В абхазском и абазинском в строгом смысле нет именных классов, а есть некоторые нечетко выраженные явления, указывающие на возможность их существования в прошлом.
Напр., в абхазском семантически существительные разделены на категории человека и нечеловека. Имеется несколько показателей мн.числа, из которых –цǝа и –(р-)аа «закреплены» за человеком, а для суффикса –қуа нерелевантна категория человек-нечеловек. Суффикс –р(а) образует коллективное/мн.число некоторых существительных обеих категорий (аса-р(а) «ягнята», арҧа-р «юноши»). Но возможны сочетания различных суффиксов мн.ч.: ҷкун-цǝа-қуа-к «какие-то ребята», аҵа-р-қуа «птицы».
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

seela

ЦитироватьВ нахских языках – от 6 до 8 классов.

Почему так их много? Если знаете можете чуть по подробнее про них объяснить? И было бы супер если и по примеру можете дать..

И еще. Это же не чего не дает.. Значит ли это что Нахские менее развиты чем другие? или наоборот

Хворост

Цитата: seela от июля 10, 2009, 14:49
Что вы хотите этим сказать?
ЦитироватьЗначит ли это что Нахские менее развиты чем другие? или наоборот
Нет.
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Rōmānus

Цитата: Tibaren от июля  6, 2009, 22:40
3 – животных и неодушевленных предметов; 4 – неодушевленных предметов.

А чем 3ий и 4ый классы различаются?
Надежда - мать дураков (с) Литовская пословица

Хворост

Цитата: Roman от июля 10, 2009, 17:54
Цитата: Tibaren от июля  6, 2009, 22:40
3 – животных и неодушевленных предметов; 4 – неодушевленных предметов.

А чем 3ий и 4ый классы различаются?
А почему "стена" женского рода, а "стакан" — мужского? :)
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Tibaren

Цитата: seela от июля 10, 2009, 14:49
Почему так их много? Если знаете можете чуть по подробнее про них объяснить? И было бы супер если и по примеру можете дать..

И еще. Это же не чего не дает.. Значит ли это что Нахские менее развиты чем другие? или наоборот

В ингушском и ченченском – 6 классов:
относящиеся к человеку – разумные (1 и 2 кл.);
относящиеся к животным, птицам, неживой природе – неразумные (3 – 6 кл.)

В бацбийском – 8 классов:
слова, обозначающие мужчин – 1 кл.;
женщин – 2 кл.;
неразумные существа, явления природы, вещи, предметы и понятия – с 3 по 8 кл.

В качестве показателей класса выступают 4 звука: в, й, б, д.
Напр., чечен. прилагательное «большой» с формантами класса дает доккха, йоккха, воккха, боккха
Или в спряжении глагола: да в-у «отец есть» (1й кл.), но нана й-у «мать есть» (2й кл.)

Считается, что в пранахском состоянии было 4 класса, соответствующих их фонетическим показателям (б, в, д, й). Смешение этих показателей и дифференциация классов – относительно позднее явление.

Цитата: Roman от июля 10, 2009, 17:54
Цитировать3 – животных и неодушевленных предметов; 4 – неодушевленных предметов.

А чем 3ий и 4ый классы различаются?

3й класс: и животные, и неодуш. предметы (т.е., напр., лес и лошадь)
4й класс: только неодуш. предметы (дверь и т.п.)
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Rōmānus

Цитата: Hworost от июля 10, 2009, 19:02
А почему "стена" женского рода, а "стакан" — мужского? :)

Потому что в ие. языках род неодушевлённых слов не мотивирован семантически, а вот в дагестанских (по тому что говорит Тибарен) мотивация есть :P
Надежда - мать дураков (с) Литовская пословица

QART

Слишал что и в грузинском были именные классы ... насколько ето верно
სიცოცხლე და გამარჯვება!

Tibaren

Это ошибочное мнение Н. Марра и А. Чикобавы, основанное на неверном морфологическом анализе.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

QART

Tibaren 

Говорилось что когда младенец рождаетса про мать спрашивают "ЧТО она родила?" а не "КОГО она родила?"  и якобы ето такой застывшый во времени архаизм берущии начало с какихто классов или родов
სიცოცხლე და გამარჯვება!

Robert Dunwell

В кабардино-черкесском, род существует исключительно как лексическая и семантическая категория, а не как грамматическая.
Род переводится как хъуагъ-бзагъ, или мужественность-женственность.
В формах глагола род никак не отражается.
Существует много существительных в языке, которые обозначают принадлежность к мужскому или женскому полу.
Лексический род отражается обычно суффиксами хъу (=мужского пола) и бз (=женского пола).
цIыху = человек, цIыхухъу = мужчина, цIыхубз = женщина
шы = лошадь, шыхъу = мерин, шыбз = кобыла
Разграничение общества на мужчин и женщин очень сильное:
къуэш = брат (по отношению к брату), но дэлъху (брат по отношению к сестре)
Обычно не принято говорить мои дядя и тетя, а мой дядя и его жена, или моя тетя и ее муж, подчеркивая отсутствие кровного родства.

Robert Dunwell

Цитата: QART от февраля  5, 2017, 10:28
Tibaren 

Говорилось что когда младенец рождаетса про мать спрашивают "ЧТО она родила?" а не "КОГО она родила?"  и якобы ето такой застывшый во времени архаизм берущии начало с какихто классов или родов

Что в этом удивительного? В русском, слово дитя - тоже среднего рода.
В английском, если человек не близкий родственник, принято говорить "it" о ребенке, пока нет видимого различия.

Tibaren

Цитата: QART от февраля  5, 2017, 10:28
якобы ето такой застывшый во времени архаизм берущии начало с какихто классов или родов
Это неверно.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Awwal12

Цитата: Robert Dunwell от февраля  5, 2017, 14:03
Что в этом удивительного? В русском, слово дитя - тоже среднего рода.
Категория рода не имеет прямого отношения к категории одушевленности. "Дитя" - существительное среднего рода, но одушевленное (впрочем, одушевленность эта выражается исключительно конгруэнтно и никак более не может быть выражена в русском), тогда как, скажем, "стол" - мужского рода, но неодушевленное.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр