Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор Wolliger Mensch
 - октября 10, 2019, 23:00
Каждый читатель, зритель и слушатель вкладывает в произведение тот смысл, который сам желает.
Автор VagneR
 - октября 10, 2019, 21:35
ЦитироватьНовосибирский писатель Виталий Сероклинов, один из авторов и редактор «Тотальных историй: о том, как живут и говорят по-русски», рассказал на своей странице в фейсбуке, что год назад помог ученице одной из московских школ написать сочинение по своему рассказу «Пряники», который включён в перечень текстов, предлагаемых на Всероссийской олимпиаде школьников.

Но что-то пошло не так: за эту работу девочка получила достаточно низкий балл, который в пересчете на пятибалльную систему равняется тройке. По мнению проверяющих, ученица «не раскрыла тему, потому что "автор не то имел в виду"». В своём посте писатель заключил, что, вероятно, «учителям лучше знать, что имел в виду автор».

Это уже не первый случай в истории, когда писатели, помогающие школьникам интерпретировать свои произведения, встречались с «критикой» со стороны учителей, а ученики получали за это низкие оценки. Так, однажды Валентин Катаев помог Дарье Донцовой, которое в то время ещё училась в школе, написать сочинение на тему «О чём думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть ,,Белеет парус одинокий"?». Учительница оценила работу неудовлетворительно, заявив, что «Катаев совсем не об этом думал».
Автор Бенни
 - июля 21, 2019, 21:29
"Ксипехузы" Рони, где инопланетяне тоже пытаются захватить Землю (правда, в доисторические времена), вышли на 10 лет раньше "Войны миров".
Автор Damaskin
 - июля 20, 2019, 01:41
Цитата: Python от июля 20, 2019, 01:15
Смысл, возможно, в том, чтобы показать опасность, о которой мы даже не подозревали — если Марс (как в то время многие считали) населен, то почему марсианская жизнь не может быть враждебной и опасной для нас? (Как, впрочем, и земные микробы для марсиан — в конце-концов, победа осталась за этой примитивной формой жизни). Смысл всякого мысленного эксперимента — перевернуть устоявшиеся взгляды на вещи. Ранние фантасты обычно представляли себе ближайшие планеты как некий (чуть более отдаленный) аналог Нового света (где, естественно, нас встретят аборигены с распростертыми объятиями) — а тут вообще что-то совсем другое (не мы к ним, а они к нам, и они вообще не люди — ладно бы какие-то сверхчеловеки, делящиеся с нами своей жвачкой, так нет — непонятные твари, для которых мы сразу в роли мяса без какого-либо предварительного одомашнивания). Собственно же инопланетяне-колонизаторы стали порабощать Землю, следуя патернам европейских империалистов, несколько позже (и почему-то примерно тогда же, когда антиколониализм набрал обороты).

То есть мы имеем произведение, к которому подходят самые разные трактовки. Самый простой читатель будет интересоваться атрибутикой - обликом марсиан, их техникой и т. п., ну и экшеном, разумеется. Кто-то увидит умозрительно-футуристическую проблему нападения пришельцев. Кто-то - иносказание о колониализме. Кто-то - о цивилизации, где разум полностью победил эмоции. И т. д. Таким образом, "Войну миров" можно воспринимать на нескольких уровнях. То же самое верно и относительно других качественных фантастических произведениях. Если же будет только низший уровень, то мы получим, как я уже писал Эдгара Берроуза. Хорошо, если мы дополним Берроуза реальными сведениями о Марсе, но получим научпоп для подростков в стиле Жюля Верна. Но я не вижу смысла ограничивать фантастику "нижними этажами". И, конечно, есть фантастика в принципе не предназначенная для подростков, например "Игра в бисер" Гессе. Ну так взрослые люди тоже имеют право на собственную литературу :)
Автор Python
 - июля 20, 2019, 01:15
Цитата: Damaskin от июля 19, 2019, 23:50
Уэллс все-таки был человеком неглупым и вряд ли писал только для того, чтобы пофантазировать, какими могли бы быть инопланетяне. Какой смысл в подобном "эксперименте"?
А какой смысл в человеке-невидимке? (Конечно, там можно найти поучительную историю об авантюристе, который хотел всех поработить, использовав приобретенную сверхспособность, да не получилось... Но поучать читателя в таком ключе — слишком глупая затея. Хотя история такого преступника достаточно интересна сама по себе, чтобы поделиться ею с читателем).

Смысл, возможно, в том, чтобы показать опасность, о которой мы даже не подозревали — если Марс (как в то время многие считали) населен, то почему марсианская жизнь не может быть враждебной и опасной для нас? (Как, впрочем, и земные микробы для марсиан — в конце-концов, победа осталась за этой примитивной формой жизни). Смысл всякого мысленного эксперимента — перевернуть устоявшиеся взгляды на вещи. Ранние фантасты обычно представляли себе ближайшие планеты как некий (чуть более отдаленный) аналог Нового света (где, естественно, нас встретят аборигены с распростертыми объятиями) — а тут вообще что-то совсем другое (не мы к ним, а они к нам, и они вообще не люди — ладно бы какие-то сверхчеловеки, делящиеся с нами своей жвачкой, так нет — непонятные твари, для которых мы сразу в роли мяса без какого-либо предварительного одомашнивания). Собственно же инопланетяне-колонизаторы стали порабощать Землю, следуя патернам европейских империалистов, несколько позже (и почему-то примерно тогда же, когда антиколониализм набрал обороты).
Автор Easyskanker
 - июля 20, 2019, 00:40
Цитата: Damaskin от июля 19, 2019, 22:09
Литература - средство познания реальности, а не бегства от нее.
:+1:
И даже в тех запущенных случаях, когда этого не осознает не только читатель, но и автор, книга все равно становится памятником эпохи.
Автор Damaskin
 - июля 19, 2019, 23:50
Цитата: Python от июля 19, 2019, 23:12
Негуманоидные инопланетяне, пьющие человеческую кровь и дохнущие от земных микробов, как-то недостаточно хорошо вписываются в роль перелицованных белых поработителей.

Перелицовывать белых поработителей не было необходимости. Задача была в другом - поставить англичан в роль колонизируемых. На Земле не существовало такой цивилизации, которая бы превосходила европейцев. Логично было использовать инопланетную цивилизацию, уровень развития которой определялся самим автором.

Цитата: Python от июля 19, 2019, 23:12
Скорее, это один из ранних экспериментов с инопланетянами как таковыми — что, если это вот такие твари, совершенно на нас не похожие и вообще использующие нас в пищу? С учетом, что инопланетные существа в ранней фантастике либо похожи на людей, либо похожи на земных животных, создать нечто разумное и высокоразвитое, но при этом нечеловечное — именно эксперимент, а не что-либо еще.

Уэллс все-таки был человеком неглупым и вряд ли писал только для того, чтобы пофантазировать, какими могли бы быть инопланетяне. Какой смысл в подобном "эксперименте"?


Автор Python
 - июля 19, 2019, 23:12
Цитата: Damaskin от июля 19, 2019, 22:55
Какой "космический сеттинг"? Во времена Уэллса его практически и не было.
Негуманоидные инопланетяне, пьющие человеческую кровь и дохнущие от земных микробов, как-то недостаточно хорошо вписываются в роль перелицованных белых поработителей. Скорее, это один из ранних экспериментов с инопланетянами как таковыми — что, если это вот такие твари, совершенно на нас не похожие и вообще использующие нас в пищу? С учетом, что инопланетные существа в ранней фантастике либо похожи на людей, либо похожи на земных животных, создать нечто разумное и высокоразвитое, но при этом нечеловечное — именно эксперимент, а не что-либо еще.
Автор Damaskin
 - июля 19, 2019, 22:55
Цитата: Python от июля 19, 2019, 22:46
Но зачем? Не правильнее ли написать рассказ от лица бедного темнокожего мальчика, наблюдающего все ужасы колониализма собственными глазами

Это тоже вариант. Недостаток - читателю-расисту довольно сложно отождествить себя с темнокожим мальчиком. А здесь нужно именно отождествление, поскольку литература воздействует на рационально (через идеи), а эмоционально (через образы).

Цитата: Python от июля 19, 2019, 22:46
«Эзоповские» инопланетяне-колониалисты — уже вторичный продукт переработки космического сеттинга.

Какой "космический сеттинг"? Во времена Уэллса его практически и не было. Да, у нас есть идея, что может существовать жизнь на других планетах. А дальше мы будем уже использовать эту идею для тех задач, которые нас интересуют. Если нас интересует чистый эскапизм - получится что-то вроде "Принцессы Марса" Берроуза. То есть приключенческая литература для младшего школьного возраста, но без познавательной составляющей, которая есть у Верна или Майн-Рида. В любом другом случае у нас получится рассмотрение вполне земной, актуальной проблематики, где фантастические элементы будут служить лишь средством, чтобы ее тем или иным образом острее раскрыть.
Автор Python
 - июля 19, 2019, 22:46
Цитата: Damaskin от июля 19, 2019, 22:35
Цитата: Python от июля 19, 2019, 22:26
Будь это так, нереалистичные жанры в ней просто не возникли бы.

А вот это вы ошибаетесь. Фантастика - это один из способов раскрытия реальности. Как заставить английского читателя представить себя на месте колонизируемого индийца или африканца? Написать фантастический роман о вторжении технически превосходящей цивилизации с другой планеты. Это, конечно, не единственное средство, но одно из.
Но зачем? Не правильнее ли написать рассказ от лица бедного темнокожего мальчика, наблюдающего все ужасы колониализма собственными глазами — вместо сюжета про космическое вторжение, который, скорее, ставит вопрос, что делать, если на нас нападут твари из космоса? В конце-концов, инопланетян придумали не для того, чтобы взывать к совести белых эксплуататоров, а просто исходя из мысли, что Земля — не единственная планета во Вселенной. «Эзоповские» инопланетяне-колониалисты — уже вторичный продукт переработки космического сеттинга.