Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Forum Circassia об абазо-адыгских фамилиях

Автор Давид Дасаниа, ноября 12, 2011, 18:18

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Давид Дасаниа

Источник: http://apsuaforum.bestforums.org/viewtopic.php?f=179&t=329
В самом начале действия моего проекта «Все сайты Интернета» здесь, на Абхазском Форуме, я предоставил адыгскому сайту Германии «//circassia.forumieren.de» отдельный подфорум. Сделал это я для того, чтобы знакомить наших пользователей и гостей с содержимым адыгского сайта, но только так, чтобы знакомство происходило исключительно через наш форумный фильтр. Почему? Да потому, что сайт этот очень грязный. Его нахождение в Интернете отравляет глобальную сеть. Абхазо-адыгскому миру он несёт разлад и разрушение. На сайте господствует сплошная безграмотность. Создаётся впечатление, что ресурс создан двоечниками и теми, кто не обласкан родителями в детстве. Оттого и вышли они в Божий свет человеконенавистниками. Кстати, назло абхазам, они стали дружить с грузинами. Но, если прочитать то, что они пишут, создаётся впечатление, что и грузин они терпеть не могут. Местная грузинская пользовательская аудитория влачит, судя по постам, жалкое существование. Боясь «бана», грузинские пользователи адыгского ресурса ведут себя крайне осмотрительно. И, даже получая шлепки, начинают ластиться, как собачки перед грозным хозяином.
Я предупреждал адыгское интернет-сообщество о необходимости принятия срочных мер по лечению вируса, засевшего на сайте «//circassia.forumieren.de». Но, увы, сегодня это сообщество находится в крайне нестабильной обстановке. И, как часто бывало в истории, там левая рука не знает, что делает правая, а голова настолько онемела, что не подаёт признаков жизни. Потому и остановить этот вирус некому. Обстановка на сайте скандальная. По сути и админ сайта и его модераторы больны на голову. Это профессиональные экстремисты и провокаторы, разжигающие войну на Кавказе. Если не верите, то зайдите туда сами. Но при этом вам обеспечен букет негативных эмоций, который будет травить вас в течение нескольких часов. Руководители указанного адыгского сайта, экстремистом и провокатором считают меня... Но правду скрыть невозможно. Нужно просто один раз за всю жизнь (я имею ввиду наших пользователей и гостей) зайти на этот сайт, почитать тамошние темы, сформировать своё мнение о сайте и бежать оттуда, после чего более туда не заходить, а пользоваться нашим фильтром («противогазом») для того, чтобы быть в курсе того, что там происходит и о чём там говорят...
А теперь конкретно о теме (http://circassia.forumieren.de/t1518-topic), которая, почему-то, называется «Абаза-Адыгэ фамилии»: два слова по-адыгски и одно – по-русски. Сразу бросается в глаза термин «апсуаязычные». Админ и модераторы форума ввели в оборот своего форума желательные для них термины «апсуа» вместо «абхаз», если речь идёт о русском языке, «апсуаязычные» вместо «абхазоязычные»; «абхазами» они считают, скорее всего, «абхазов» грузинской версии – «аборигенов» исторической Абхазии до того, пока «апсуа» не «спустились с гор». Дальше – больше. Горы эти они считают адыгскими, а потому и получается что евроадыги и адыги из США считают, что у нас, абхазов, нет своей родины. Скажу откровенно: чисто «братский» жест!
Пользователь GogMagog (он же Али Берзег из США и Circassian с Лингвофорума) считает, что «абхазы дистанцируются от адыгов, не признавая за адыгами идентичных прав в пределах Абхазии по умолчанию». Что они имеет ввиду мне понятно: то, что, по его мнению, в Абхазии не прописывают адыгов автоматически, как, например, прописывают абазин. Это наши адыгские братья говорят везде и всюду, по сотню раз в день. И зря. Я не знаю точных цифр, но в Абхазии и на Северном Кавказе проживает много адыгов с абхазским гражданством. Никто им специально не строит преград в Абхазии. Но, согласитесь, никто не позволит Абхазии переманивать адыгское население из РФ, Турции, Сирии и иных стран. Даже при огромном желании (а оно было, так как я помню обсуждение в народе планов заселения абхазского пространства абазинами и адыгами, чтобы исключить опасность со стороны Грузии и довести численность населения Абхазии до 1 миллиона человек) никто не согласится признать отток собственного населения и утечку собственных специалистов в чужую страну, какой бы она дружной ни была.
В самом начале темы GogMagog предлагает абазинскому и абхазскому пользователям адыгского сайта посоревноваться: те называют 5 ныне адыгских фамилий, имеющих прозрачные абхазские корни, а он 5 ныне абазинских фамилий, которые изначально были адыгами. Для чего он делает? Правильно. Для того, чтобы внести раскол между абхазами и абазинами: абхазов он признаёт «дальними родственниками», которые не имеют идентичности даже с абхазами Турции, а абазин он считает «черкесами», виноват, «черкессами» (с двумя «с»). Кстати, тупо и нелепо. Здесь и открывается безграмотность прозападников в адыгском обществе: ошибочно говорить «черкесс», есть термин «черкес» и название территории «Черкесия». Откуда братья наши берут вторую «с» непонятно.
Заявив о соревновании, GogMagog сам даёт старт и знакомит аудиторию с 5-ю, на его взгляд, абазинскими фамилиями адыгского происхождения. И начинает с Абдоковых, хотя абазин с такой фамилией практически нет. Среди абазин и абхазов есть фамилия Абидовых (АбыдбаАбдаа). Абыдба – известная западноабхазо-абазинская (садзская) фамилия. Есть две версии определения этимологического значения фамильного имени «Абыдба»: 1) Абыдба от имени Быда – адыгского мужского имени со значением «твёрдый, крепкий» и «-ба» - абхазского фамильного форманта в значении «сын». 2) «Абыда» - по-абхазски «без отца», «безотцовщина», потому считаем возможным предположить, что в условиях возникновения фамильных имён, Абыдба получили эту фамилию как люди, отца которого невозможно было установить. Но, даже если корень фамилии Абыдба – адыгский антропоним «Быда», то это настоящим специалистам ровным счётом пока ничего не говорит, так как среди природных абхазов был большой процент тех, кто с удовольствием носил адыгские имена. Ведь, никто же не знал тогда, что какой-то потомок адыгов или убыхов, будет их попрекать за это.
Далее GogMagog приводит в пример фамилию Абуковых как абазинскую фамилию адыгского происхождения. В общем, здесь он не промазал в первой части. Абуков – действительно абазинская, вернее абхазо-абазинская фамилия (Абухба у абхазов и АбыхъвАбуков у абазин). Абазинская учёная Сара Ионова отмечает в своей книге «Абазинские фамилии и имена» (Черкесск, 2006), что «кабардино-черкесское Абыкъу фонетически искажённое абазинское Абыхъв» (с. 256). В Карачаево-Черкесии встречаются и топонимы с основой «Абыхъв», например, АбыхъвхIабльажв – старое название аула Первомайское в Мало-Карачаевском районе и Хумара в Карачаевском районе; Абыхъвкыт – в Хумаране. «Как отмечено в литературе, - пишет С. Ионова, - абуковские крестьяне (из-за нехватки земли) переселились в Кабарду. Нынешнее Зальыкъвакъважьа (Залукокоаже) – в прошлом Абыхъвкыт – «Абуковский аул», «Абуковский», «Абуково».
А теперь о том, что означает фамилия Абухба (Абыхәба). Происхождение фамилии Абухба (Абахуба) по преданию связывают с тем, что некогда в походе одна женщина из рода Адлейба родила сына у подножья скалы, а посему новорожденному дали имя Абаху. Вот, что пишет об истории Абуковых (АббыхъвАбухба) адыгский сайт «//zolka.ru»: «История основания современного поселка Залукокоаже Кабардино-Балкарии тесно связана с родом Абуко (Абыкъуэхэ). Род Абуковых был известен своей породой лошадей – Абыкъу, которая даже вошла в адыгскую поговорку: - «Зы абыкъурэ, зы аркъэнырэ уи1эмэ уунагъуэщ (Если есть лошадь абуковской породы и аркан, то ты семейный)». Беслен-уорки Абуковы (в Абазии род их принадлежал сословию «амиста», соответствующему кабардинскому «тлекотлеш» или «дижинуго») относились к алтыкесекским абазинам и были подвластны князьям Жантемировым, чьи аулы находились близ современного г. Киловодск».
Я думаю, что на сей раз достаточно этой информации. Тему я продолжу в ближайшее время. Надеюсь, хотя надежды мало, что евроадыги поймут научный дилетантизм своих позиций, и прекратят распространять в глобальной сети ложные сведения.

Давид Дасаниа

Продолжаем тему. Рассмотрим фамилию «Агоев», которую наш небезызвестный пользователь GogMagog приводит в пример как абазинскую фамилию адыгского происхождения. Вообще, я удивляюсь, откуда GogMagog находит такие «абазинские» фамилии. Фамилия Агоевых реально существует на Северном Кавказе, но это же не означает, что она непременно должна быть и среди абазин. В общем, такой фамилии у абазин нет. Есть фамилия «Агов», что полностью соответствует известной старинной абхазской фамилии Агуа (Агәуа), которая в период грузинизации абхазских фамильных имён, почему-то была записана как «Карамзия». «Агәуа» (Агуа) переводится с абхазского языка как «агәы» (агу – сердце) и «-уа» - известный абхазский фамильный формант со значением «человек». Таким образом, Агуа – «человек сердца» (Агәы׳уа), соответственно «Агәыуаа» - это «люди сердца». Сравните с «апсуа» - «человек души».
Что касается другого примера ГогМагога – фамилии Аргашоков – то она реально среди абазин существует. Эта фамилия бытует в аулах Красный Восток и Старокувинский. Я сам знаком с несколькими Аргашоковыми. Автор темы переводит его как «потомок (сын), который скручивает кому-то руку». Учитывая, что у адыгов часто встречаются всевозможные фамилии такого рода (вспомним, например, фамилию «Гадагатль, что означает «умертвивший мертвеца»), то я не буду спорить об этом. Всё возможно. Но не исключено, что в фамилии «Аргашоков», мы просто-напросто имеем антропоним в основе, который оформлен известным адыгским патронимическим формантом. Однако, являются ли носители таких вот «описательных» фамилий адыгами – большой вопрос. Почему? Да, хотя бы, потому, что родоначальник адыгейской фамилии Гадагатль до того, как стать Гадагатлем, прежде, чем умертвить мертвеца, преспокойно носил абхазскую фамилию Мышәба (Мушба). Об этом мне в 1996 году не раз говорил известный адыгский учёный, доктор наук, академик и мой старший друг Аскер Магамудович Гадагатль. По мнению абазинской учёной Сары Ионовой, фамилия Аргашоков этимологизируется на основе абазинского языка и происходит от слова «аргIвыш» («арюыш» - река, бурный поток). С такой этимологией я согласиться не могу.
Аслануковых среди абазин так же нет, поэтому и этот пример ГогМагога абсолютно неприемлем для рассмотрения. По крайней мере, Аслануковых нет в списке абазинских фамилий. По данным С. Ионовой, среди абазин встречаются носители фамилии Аслановых. Но данная фамилия встречается не только у абазин. И судить о происхождении носителей этого фамильного имени только по корню не совсем профессионально. «Аслан» - тюркское имя, означающее «льва». В Абхазии встречается патронимия Аслан-иповых (сыновей Аслана). С. Ионова пишет, что эту фамилию «причисляют к исконно ногайским фамилиям». А вот кабардинский автор, известный учёный С. Бейтуганов в книге «Кабардинские фамилии» пишет, что «в некоторых материалах Аслановы именуются абазинами, но это, вероятно, должно означать – житель абазинского посёлка...»
«Скажу сразу, - достаточно цинично пишет указанный выше адыгский пользователь немецкого сайта, - что у меня несколько сотен «абазинских» фамилий, из элементов которых можно в принципе составить добрую половину адыгского языка, средствами которого названы роды абазин, и что уже само по себе говорит, что абазины – это апсуизированные некоей частью абхазских беженцев адыги».
А другой пользователь TIM, который, помимо своего цинизма, ещё и полный незнайка (не только по грамматике, но ещё и по науке), заявляет (выдаю исправленный текст): «GogMagog, я никогда не посмею утверждать, что мой прадед произошёл от меня потому, что жена его, которая родила моего деда, есть моя прабабушка. Абазы, утверждая, что адыги произошли от них, а тем более, дискриминируя наш народ, зашли слишком далеко и теперь от этого народа начали отворачиваться ангелы-хранители, и потому Абхазия сразу же стала прибежищем всякой криминальной своры... Если Абхазия срочно не поменяет свою политику, то у Абхазии и у абхазского народа нет будущего. Единственное, что мы не имеем право делать, так это удерживать их, уговаривая опомниться. Если они вздумали уходить, то пусть уходят, навсегда закрыв наглухо за собой дверь, потому что они уже оскорбили и унизили наш народ, дискриминировав и поставив адыгов ниже абхазов и абазин, и даже русских и армян, живущих в Абхазии...»
Поясню, что ни абазины, ни абхазы никогда не говорили о том, что адыги, якобы, произошли от абазов. Мы считаем, что абхазо-абазины, убыхи и адыги – это дети одних родителей, ныне – три, даже четыре самостоятельных народа: абхазы, абазины, убыхи и адыги. Убыхов, как народ, сегодня практически не осталось. Они частью стали абхазами, частью – адыгами. В глобальной сети только и слышишь, что убыхи – одно из двенадцати адыгских племён. В это же время во всех адыгских учебниках чёрным по белому написано, что убыхи – это отдельный народ со своим оригинальным языком. То есть они и не абхазы, и не адыги. Адыгских пользователей такая постановка вопроса не устраивает. И поэтому они каждодневно ломают сотни копий с одной лишь целью: криком и шумом добиться признания убыхов в качестве адыгов. Но так научные проблемы не решаются.
Что имеют в виду адыгские пользователи под «дискриминацией» адыгов абхазами? Ряд радикально настроенных адыгских пользователей Интернета, стоящих на националистических позициях, обвиняют абхазов в том, что они, получив признание, не объявили свою республику «черкесской»! При этом под термином «черкесы» адыги считают исключительно лишь самих себя. Мы же – их потомки, перенявшие всё: территорию, одежду, язык, культуру и историю. Нам прямо и упрямо заявляют: хотите иметь свою историю – называйте себя «черкесами», а иначе – открывайте новую страницу своей истории, так как её у вас попросту нет.
Один из самых больных вопросов для адыгской националистической молодёжи является вопрос конституционного признания «черкесов» (адыгов) в качестве второго коренного народа Абхазии. Иными словами, отныне, по их мнению, Абхазия должна считаться не только родиной абхазов и абазин, но она должна де-факто и де-юре быть Абхазией – исконной родиной абхазо-абазин и адыгов (черкесов). Исходя из этого, мы, по их мнению, должны срочно приступить к выдаче всем адыгам Северного Кавказа и дальнего зарубежья паспортов граждан Абхазии. Иначе эти пользователи грозятся как-нибудь в будущем, с оружием в руках возвратить «Великой Черкесии» территорию садзов – Гагрский район Республики Абхазия.
Но по Гагрскому району существует и иной план, теперь уже совместный адыго-грузинский. По этому плану Грузия, в обмен на беспрекословную поддержку адыгского населения, законодательно выделит Гагрский район из прямого подчинения абхазским властям и образует, как я понял, так называемый «Черкесский кантон» в составе автономной Абхазии.
http://apsuaforum.bestforums.org/viewtopic.php?f=179&t=329&p=1218#p1218

Давид Дасаниа

Следующей абазинской фамилией, которую GogMagog (Али Берзег) считает адыгской, является Бажв (Бажевы), носители которой живут в ауле Кубина. Фамилию Бажв GogMagog переводит как «лиса» (Бажьэ). Хотя её можно было бы перевести с абазинского языка и как «богатый» (Богатые). Ну, да ладно, раз адыгский «спец» по фамильным именам и лингвистике, который всем в Интернете поднадоел своими фантазиями, в том числе и пользователям самого популярного в России лингвистического форума, так считает, пусть так и будет. Но я вынужден пыл его и многих других амбициозных дилетантов в Интернете охладить: дело в том, что в ономастике не всегда так бывает, чтобы этимологическое значение фамильного имени указывало  на этническое происхождение его носителя. А связано это, например в адыгской среде, с тем, что многочисленные абхазские и абазинские мигранты, попав в адыгскую среду, принимали ту адыгоязычную фамилию, которое носило т.н. «братство». А в «адыгском братстве», этнологи это прекрасно знают, не всегда находились кровные родственники. Для усиления своего влияния они принимали в свою среду всех разбойников с лесной дороги, всех тех абхазов, кто бежал на Северный Кавказ, предварительно убив представителей абхазского княжеско-дворянского сословия.
По ГогМагогу получается, что, например, представители адыгейской фамилии Гадагатль, а она переводится с адыгейского языка как «умертвивший мертвеца», являются истинными адыгами. Как же, ведь у них адыгоязычная фамилия! Но Гадагатли при встрече, конечно же, те, кто знает, расскажут, что они произошли от абхазов из рода Мышәба (Мушба). Скорее всего, наш «спец», познакомившись в Абхазии с абхазами из рода Абашидзе, сделает вывод: они однозначно грузинского происхождения. Но и здесь я вынужден ради науки его разочаровать. Они – абхазы Абашидзе – исконные абхазы. Почему? Да потому, что, когда к абхазскому владетельному князю из рода Чачба приехал настоящий грузинский князь Абашидзе, то последний неважно себя повёл в гостях, проявил высокомерие, чего Чачба никак не мог простить. И после того, как Абашидзе вернулся на свою родину, Чачба, желавший мщения, подозвал к себе одного из своих крестьян и сказал ему, что отныне он и его потомки будут носить фамилию Абашидзе. И всё. На этом всё и решилось. И таких примеров, когда абхазы, так или иначе, не носят сегодня своих исконных фамильных имён, я могу привести сотни.
И ещё. Наш «спец», к сожалению, не знает, что фамильные имена могут быть образованы от имени прадеда или иных предков. По ГогМагогу получается, что, если имя прадеда адыгское, значит правнук – адыг, если тюркское, то – турок или на худой конец карачаевец, либо балкарец. Вот и абазин Байрамуковых, встречающихся в Красном Востоке Малокарачаевского района КЧР, он считает адыгами! Как же, там в окончании «-ук» (Байрамук)! А что на «-ук», то всё адыгское! Да, сейчас бы я как раз в тему и пошутил бы, но не до шуток мне...
По абазинам Блинаовым спорить не буду: фамилия адыгоязычная. Но, всё же, считаю необходимым спросить самих носителей этого фамильного имени, кем они по происхождению себя считают: абазинами или адыгами. Бороковых-абазин нет. Есть Баракаевы – абазины-ашхарцы, целое племя. Абазинских князей Лоовых ГогМагог ошибочно причисляет к убыхам. Фамилии Лоов и Ачба однокоренные по происхождению, хотя и разные по звучанию. «Лоов», которое ГогМагог рассматривает как «Лыгъу», фактически происходит от имени «Леон» (лев), которое абхазы и абазины произносили в форме Лауан – Лау – Лоу – Алоу.
Трактовка фамилии Аублаа весьма спорная. Понятно, что данное фамильное имя напоминает по корню некоторые адыгские слова. Но нужно учесть и тот факт, что Ауыбла в абхазской теонимии есть имя покровителя цивилизации. Абхазских князей Маршан ГогМагог считает ответвлением фамилии Уардан (Юардан)! Вот потешились бы абхазы Юардан, узнав о такой сенсации... Князей Дзяпш-ипа, произошедших, судя по генеалогическим преданиям, от фамилии Чачба, он выводит из убыхов Зейшва! Что удивительно, раскидываясь такими заявлениями о происхождении абхазо-абазинских фамилий, ГогМагог не приводит никаких доказательств. Одни фантазии и голые версии...
Рассматривая фамилию Хамышь, наш «спец» вообще пишет несуразицу: «Конечное –мыщ//мышъ, принимая во внимание название реки Хъэ-псы, должно восприниматься как вариация убых. мызы «мальчик, сын (общекавказское слово когнат груз. бичи и множеству прочих)». Где «Хамышь», где «Хъэпсы»? И что это такое Хъэпсы? Откуда оно?
В фамилии Чаабалырхуа Али Берзег видит Чэблэ-гъа-къуа, где Чэблэ – это адыгское Шыблэ, а фамильное имя переводит как «сын (потомок) бога громовержца». Что можно сказать по этому поводу? Детский сад, да и только. Чаабалырхуа – название Чаабаловского селения, оно означает: «Чаабал» (фамилия абхазских князей), «р» (их), «хуа» (холм). Таких топонимов, как Чаабалырхуа в Абхазии много: Блабырхуа (холм Блаббовых), Гунырхуа (холм Гунбовых), Дасаниаархуы (холм Дасаниевых), Мгудзырхуа (холм Мгудзбовых – исчезнувшая фамилия), Чамаархуы (холм Чамбовых или Чам-иповых, которые ныне до сих пор записаны как «Есава»).

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр