Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Обряд погребения у тюркских народов

Автор Фанис, декабря 23, 2011, 01:25

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Фанис

Ю.И. Трифонов
Об этнической принадлежности погребений с конём древнетюркского времени
(в связи с вопросом о структуре погребального обряда тюрков-тугю).

http://kronk.narod.ru/library/trifonov-yui-1973.htm

В заключение подведем итоги, изложив при этом нашу точку зрения по вопросам погребального обряда тугю.
(373/374)
1. Обряд погребения человека с конём в скифское (VII-III вв. до н.э.) и более позднее (II-IV вв. н.э.) время был характерен не только для племён Алтая, но и для племён других территорий (Казахстан, Тува — скифское время, Верхняя Обь — II-IV вв. н.э.). Существовал он на Алтае и непосредственно в предтюркский период (памятники берельского типа — IV-V вв.), до прихода сюда тюрков-тугю.

2. С VI в. погребения с конём распространяются на широкой территории в пределах Тюркского каганата, в том числе и в тех областях, где памятников тугю (изваяния, оградки и пр.) не зафиксировано. По целому комплексу признаков (разновариантность погребений, типологическая и предметная особенность форм инвентаря, отличного от собственно тюркского, и т. д.) они не могут быть этнически идентифицированы с тюрками-тугю. Они принадлежали другим тюркоязычным племенам, входившим в Тюркский каганат. Этими племенами могли быть племена теле.

3. В VI-VII вв. у всех социальных слоёв родо-племенной группировки тугю существовал иной погребальный обряд, зафиксированный письменными источниками и подтвержденный археологическими исследованиями — обряд трупосожжения, сопровождавшийся сооружением поминальных построек, однотипных в своей основе.

4. Вопрос о смене обряда трупосожжения у тугю обрядом трупоположения остается открытым, однако ясно, что формой этого обряда не могло быть погребение с конём. Если изменение обряда и имело место, то только у рядовых воинов тугю, но не у их каганской верхушки, которая продолжала практиковать прежний обряд трупосожжения.

Фанис

Про кыргызов у Челеби:

Умерших они не зарывают в землю, а кладут в гроб, который подвешивают на растущие у них высокие деревья; кости их остаются там, пока не сгниют и не рассеются 21.

21 Аналогичные сведения о погребальных обычаях кыргызов дошли и до Антония Дженкинсона. На карте Московии и Тартарии 1562 г. он указал область расселения кыргызов. В объяснительной надписи сказано: "Когда кто-нибудь из них умирает, то вместо того, чтобы хоронить его, они вешают его на дерево" [Дженкинсон, 1937, с. 307]. Значительно более ранние восточные книжные источники задают иную перспективу восприятия сведений Сейфи. Согласно Гардизи, енисейские кыргызы, "подобно индусам, сжигают мертвых". Там же говорится о "диких людях": "мертвых они уносят в горы и вешают на деревья, пока труп не разложится" [Бартольд, 1973а, с. 48].

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVI/1540-1560/Seifi/text1.htm

Фанис

Про булгар у Фадлана:

И если они увидят человека, обладающего подвижностью и знанием вещей, они говорят: "Этот более всего достоин служить нашему господу". Итак, они берут его, кладут ему на шею веревку и вешают его на дерево, пока он не распадется на куски 542. Право же, переводчик царя рассказал мне, что некий синдиец 543 попал 544 в эту страну и оставался у царя короткое время, служа ему. И был он ловок, понятлив. И вот одна группа [людей] из их числа захотела отправиться по своим торговым делам 545. /207б/  А этот синдиец попросил разрешения царя отправиться вместе с ними Он же [царь] запретил ему это. А он [синдиец] настаивал [на этом] перед ним 546, пока он не разрешил ему. Итак, он отравился вместе с ними на корабле. И вот, они увидели, что он подвижен, сметлив, сговорились 547 между собой и сказали: "Этот [человек] превосходен для служения нашему господу, так отправим же его к нему". Они следовали на своем пути мимо леса. Итак, они вывели его к нему, наложили на его шею веревку, привязали его на вершине высокого дерева, оставили его и отправились дальше.

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=6123

Фанис

Про булгар у него же:

И если умрет мусульманин у них 632, и вот [имеется] женщина [из] хорезмийцев 633, то его обмывают 634 омовением мусульман. Потом везут его на повозке, которая тащит его, а перед ним [идут] со знаменем 635, пока не прибудут с ним к месту, в котором его похоронят. Когда же он прибудет туда, они возьмут его с повозки и положат его на землю. Потом очертят вокруг него линию и отдадут его в сторону 636. Потом они выкопают внутри этой линии его могилу, сделают для него боковую пещеру 637 и погребут его.

89) Подобно этому [и] они [жители этой страны] поступают со своими мертвыми 683. Женщины не плачут над мертвыми, но над ними плачут 683а их мужчины, которые приходят в день, в который он умер, останавливаются у дверей его юрты и кричат 639 самым гнусным плачем и самым диким, каким только можно плакать 640. Это - [люди] свободные. Когда же свершится 641 их плач, являются рабы, [неся] с собой сплетенные кожи, и непрерывно плачут и бьют свои бока и выступающие части своих тел 642 этими ремнями 643, пока на их теле не образуются [следы] вроде ударов бича. И они [местные жители] обязательно водружают у 644 /209б/   двери его юрты знамя 645. Они приносят его оружие и кладут его вокруг его могилы и не прерывают плача в течение двух лет. Когда же свершатся 646 два года 647, они снимут знамя и возьмут [часть] своих волос... 648 Родственники умершего созовут званый пир 649, посредством которого дается знать об окончании траура, и если у него была жена, то она выйдет замуж. Это если он был из [числа] главарей 550. Что же касается простого народа, то они делают со своими умершими [только] кое-что из этого [обряда].

Zhendoso

Устройство чувашских могил в яле Çатăрк Çырми Канашского района Чувашской Республики (художник я никакой, но, в целом, все понятно):
Устройство могилы женщины (моей тетки), 82 года, 2010  год.

Устройство могилы женщины (моей мамы), 36 лет, 1986 год:

Ориентация голов умерших - на запад.  Деревяные элементы могилы, перекрывающие гроб с умершим, называются аслăк (потолок).
Заметьте некоторые отличия устройства могилы летом благополучного 1986 года и зимой кризисного 2010 г. Кстати, такой тип могил (а он очень древний) называется могила с заплечиками.

А здесь любопытное описание полностью аналогичного (приведенному выше чувашскому) способа захоронения в одном из русских сел Харьковской области:
http://volchansk.kh.ua/publ/1-1-0-197

Еще рекомендую очень хороший (описание погребальных обрядов тюркоязычных народов Волго-Камья)  материал с татфорума (из него ясно и четко видно, что устройство могил булгар-язычников было полностью идентично нынешнему чувашскому, но пусть заключение не шокирует вас нелогичностью и  заангажированностью - меж чувашами и татарами тогда шел мощный спор за "булгарство"   ;D):
http://www.tatforum.info/forum/index.php?showtopic=6027&mode=threaded&pid=126314
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Alone Coder

Цитата: Zhendoso от декабря 23, 2011, 03:41
А здесь любопытное описание полностью аналогичного (приведенному выше чувашскому) способа захоронения в одном из русских сел Харьковской области:
http://volchansk.kh.ua/publ/1-1-0-197
Вся Харьковская область завалена хазарскими стоянками. Где-то карту видел.

Фанис

Круглов Е.В. Хазарские погребения в бассейне реки Иловли. http://www.south-rus.narod.ru/khazar.html

ЦитироватьТаким образом, для погребального обряда рассматриваемых в данной работе памятников характерны следующие особенности.
1. Сооружение над захоронениями курганных насыпей.
2. Проведение вокруг погребений ритуальных поминальных действий, тризн, от которых до нас дошли и были зафиксированы разбросанные вокруг могил кости животных, обломки сосудов и следы кострища.
3. Сооружение могильных ям с оставлением ступенек на дне вдоль одной длинной стороны и с подбоями в другой.
4. Положение погребенных в могилах вытянуто на спине. Ориентировка умерших неустойчива.
5. Сопровождение погребенных ритуальными жертвенными животными: конем и бараном, а также оружием, сбруей, украшениями.
Наиболее яркая черта погребального обряда подобных захоронений в некоторых других регионах — наличие подкурганных ровиков — прослежена здесь лишь в одном погребении (Барановка 1/13). Следует отметить, что оно, несмотря на разрушение, отличается от двух остальных богатством инвентаря. Возможно, что эти две особенности обряда взаимосвязаны.
Аналогии вещевому инвентарю, представленному в захоронениях этого типа, в том числе и в иловлинских памятниках, хорошо известны в степных и лесостепных древностях Восточной Европы второй половины VIII—IX в. (салтово-маяцкая культура).

ЦитироватьОбе монеты, таким образом, относятся к началу второй половины VIII в.— времени расцвета Хазарского каганата и периоду наиболее активного взаимо¬действия его с крупнейшими государствами той эпохи — Византией и Халифатом.
Очевидно, этим временем и следует датировать обнаруженные на Иловле хазарские погребения.

Фанис

ЦитироватьЕщё работая в Ленинградской университетской экспедиции под Новочеркасском в 1971 году, я раскопал свое первое хазарское погребение. По тем временам оно было уникальным, неожиданным. До сих пор считалось, что хазарское время в курганах не представлено. Оно обнаруживалось лишь в грунтовых могильниках без внешних (надземных) признаков. Этот курган был богат находками. Мы нашли там золотые серьги, золотую монету первой трети восьмого века нашей эры. На монете был изображен не только император Лев III Исавр, но и его сын и соправитель Констант II, которого папа женил на хазарской принцессе.

Возвратившись из экспедиции в Ленинград и внимательно изучив археологическую литературу по донскому краю, я обратил внимание на то, что похожие монеты находили в могильниках станицы Романовской в 1884 году. К тому же, кроме богатого романовского погребения, Дон привлекал меня хазарскими поселениями (левобережным Саркелом, нынче затопленным Цимлянским водохранилищем и правобережным, который с ним отождествляется). Я понял, что здесь есть долгосрочный интерес и что стоит посвятить изучению этих мест многие годы. Я был уверен, что здесь есть самые богатые памятники хазарского времени. Моя уверенность впоследствии подтвердилась в связи с развернувшимися новостройками. При производстве земляных работ обнаруживались новые доказательства моих предположений.

- Где именно и как это было?

- С химкомбинатом связано несколько эпизодов моей работы, когда расширяли отстойные пруды. При рытье прудов и траншей там повредили несколько археологических памятников - поселений хазарского времени. Там был отрыт печенег, с луком, колчаном, стременами и удилами, кости его лошади, то есть со всем тем, что требовал погребальный обряд. Были и другие интересные объекты, на которые натыкались строители. Затем я копал Цимлянский аэропорт, водопровод из Цимлянска к нему. Потом были курганы на месте "Атоммаша" и Нового грода (это было в 1975-1977 годах), а в 1978-м вел раскопки на месте Ростовской АЭС.

Ряд курганов расположен вдоль водохранилища в сторону АЭС. Там коллеги из Ростовского университета раскопали настоящие сокровища: погребение хазарского времени с серебряными сосудами византийской работы седьмого века, с клеймами императорских константинопольских мастерских времен императора Ираклия (610-641 годы) и ожерелье из золотых византийских монет. Причем часть этих монет была чеканена одним штемпелем. Это означает, что данные монеты до того как попасть к хазарам не обращались после чеканки, а были сразу подарены императором хазарскому кагану. Монеты принадлежали императору Константу II, Леонтию II, который его сверг, Тиберию III, который в свою очередь сверг Леонтия II. Все они были связаны политическими отношениями с Хазарией. Это установлено благодаря раскопкам в окрестностях Волгодонска. В погребении, которое я раскопал, найдена монета византийского императора Константа II (начало второй половины седьмого века). Это тоже интересный факт, потому что монеты Константа II первой половины века находили на Днепре, что свидетельствует о переориентации политических связей Византии. Пока болгары не продвинулись на Дунай и не угрожали Византии, она платила золотом Болгарии. Когда же болгары стали непосредственной угрозой, Византия стала платить золото Хазарии, которая была в тылу у болгар.
http://rostov-region.ru/news/item/f00/s02/n0000252/index.shtml

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр