Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Baltų mitologija. Мифология балтов.

Автор Aleksey, июля 11, 2010, 13:15

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Лукас

Цитата: Aleksey от июля 12, 2010, 20:12
Да, Лада в балтской мифологии есть. Является одним из самых древнейших начальным пантеоном зафиксированных богов и богинь.
Интересно, по каким источникам известно про Ладу и Лель у балтов?
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Aleksey

Цитата: Лукас от июля 12, 2010, 20:49
Явно заимствование у славян.
Но это спорно, т.к. у самих славян ещё на 100% неизвестно были ли эти божества.

Aleksey

Цитата: Лукас от июля 12, 2010, 20:50
Интересно, по каким источникам известно про Ладу и Лель?
У меня нет сейчас книжки, но имел в виду то, что они являются древнее, чем, скажем, Пяркунас. :-[ Извините за ложную тревогу!

Лукас

Цитата: Aleksey от июля 12, 2010, 20:50
Цитата: Лукас от июля 12, 2010, 20:49
Явно заимствование у славян.
Но это спорно, т.к. у самих славян ещё на 100% неизвестно были ли эти божества.
Лада, Лель и Полель были у славян. Славянский фольклор вообще много о них упоминает.
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Bhudh

Цитата: ЛукасЯвно заимствование у славян.
Ликийцы тоже у славян позаемствовали? И дорийцы с ними? :smoke:
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

5park

Цитата: Лукас от
Лада, Лель и Полель были у славян. Славянский фольклор вообще много о них упоминает.

Се кабінетна чуш. Конче треба негайно порвати з сими недолугими нагромадженнями. Не зловживайте рибаковщиною, і нехай прийде мир і злагода у ваш дім.
:fp:

Лукас

Цитата: 5park от июля 12, 2010, 21:08
Цитата: Лукас от
Лада, Лель и Полель были у славян. Славянский фольклор вообще много о них упоминает.

Се кабінетна чуш. Конче треба негайно порвати з сими недолугими нагромадженнями. Не зловживайте рибаковщиною, і нехай прийде мир і злагода у ваш дім.
Славянский фольклор тоже рыбаковщина?
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Лукас

Цитата: Bhudh от июля 12, 2010, 21:03
Цитата: ЛукасЯвно заимствование у славян.
Ликийцы тоже у славян позаемствовали? И дорийцы с ними? :smoke:
Ну так проясните, Лада и Лель упоминаются у ликийцев и дорийцев?
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Aleksey

Цитата: Лукас от июля 12, 2010, 20:56
Лада, Лель и Полель были у славян. Славянский фольклор вообще много о них упоминает.

Matriarchato laikotarpiu ir vėliau, priėmus krikščionybę, Lietuvoje plito pramočių pragimdytojų kultas. Per laiko atgimimo apeigas buvo garbinama įasmeninto pasaulio gyvūnijos ir augalijos pragimdytoja didžioji baltų deivė motina Lada, pagimdžiusi pirmuosius dvynius: dukterį Lelą ir sūnų Lėlį. Šios dievybės artimos graikų Ledai, Kretos-Mikėnų Latai, romėnų Ladonai, ir jų kulto arealas buvo labai didelis — pradedant nuo Adrijos jūros tęsėsi iki Karnos, nuo Balkanų iki Baltijos jūros. Toks didelis Lados ir Lelos kulto išplitimas rodo jo archaiškumą.

Lada ir Lela dažnai minimos rašytiniuose šaltiniuose. Lietuvių deivę Ladą mini J. Dlugošas (XV a.). Apie Ladą rašė ir M. Miechovita (XVI a. pr.), kuris sako, kad dvasininkai uždraudė lietuviams per Sekmines šokti šokius ir giedoti giesmes, kuriose minima Lada. M. Strij­kovskis (XVI a.) ir M. Kromeris rašo, kad lietuviai, kuršiai ir latviai garbino Ladą, arba Ledą, kurios garbei per Jonines kaišė šaltinius medžių šakomis, gėlėmis ir rinko gydomąsias žoles. L. A. Jucevičius nurodo, kad šv. Jono dieną Lietuvoje ir Karpatuose buvo švenčiama Lados šventė. Pasak M. Valančiaus, deivės Lados dieną žemaičiai šventė pirmą trečiadienį po Velykų. Tada jie nieko nedirbo, net ir ,,piršto nejudino", kad apsaugotų savo javus nuo perkūnijų ir krušų. Pasak kitų rašytinių šaltinių, lietuvių burtininkai ir vaidilos savo giesmėse šaukdavosi deivių Lados ir Lelos.


http://www.dykai.lt/idomybes/200903246759/idomybes/skaitiniai-seniausios-baltu-deives-lela-ir-lada/menu-id-48.html

Во время матриархата и в более позднее время, приняв христанство, в Литве начал распрастранятся культ матерей-родительниц. Во время культа возраждения времени была персонифицирована Родительница животного мира и растительности великая богиня Лада, родившая первых близнецов - дочь Лела и сына Лель. Эти божества близки греческой Ладе, Крето-Микенской Лате, римской Ладоне и ареал культа был большим - начиная от Адриатического моря продолжался до Карн, от Балкан до Балтийского моря. Такое больше распрастранение культа Лелы и Лады показывает архаичность культа.

Лада и Лела часто упомянаемы в письменных источниках. Литовскую богиню Ладу упомянает Длугош (15в.). О Ладе писал Меховита (нач. 16в.), который говорит, что священослужители запретили литовцам на Секминес (Sekminės - День Святой Троицы. прим. Алексея) плясать и петь песни, в которых упомянается Лада. Стрийковский (16в.) и Кромер пишут, что литовцы, курши и латыши почитали Ладу, или Леду, в честь которой на Йонинес (Joninės - День Ивана Купалы прим. Алексея) украшали водоёмы ветками деревьев, цветами и собирали целительные травы. Луцевичус указываетна то, что во время дня Св. Йонаса (Иван) в Литве и в Карпатах праздновали праздник Лады. По словам Валанчуса, день богини Лады жемайты праздновали в первую среду после Пасхи. Тогда они не работали, даже и "пальцем не трогали", чтобы защитить свою пшеницу от бурь и града. По сведениям других письменных источников, литовские жрецы и маги в своих песнях призывали Ладу и Лелу.

Вот здесь мне начинает не нравится. Кто может оправернуть или потвердить это?

Ilgainiui Lados ir Lelos funkcijos priartėjo priežemės deivės Žemynos ir kitų vaisingumo bei derlingumo deivių. Tačiau jų kultas dar ilgai gyvavo lietuvių ir slavų kraštuose. Deivių vardai išliko rusų ir kitų slavų apeiginių dainų lietuviškame priedainyje: ,,Oi didi Lada!" Matyt, slavai deives Ladą ir Lelą perėmė iš lietuvių. B. Rybakovas pažymi, kad dainos su priedainiu ,,Oi didlado!" plito didelėje teritorijoje, kurioje kadaise gyveno baltų gentys, vėliau asimiliuotos slavų. Slavai perėmė baltų archainio ritualo šūksnį: ,,Didi Lada!"

На долгое время функции Лады и Лелы приблизились к околеземной богине Жемине и к другим богиням плодородия и урожая. Но их культ очень долго существовал на землях литовцев и славян. Имена богинь "выжили" в обрядах русских и других славян в литовском припеве "Ой диди Лада!". Видимо славяне периняли богинь Ладу и Лелу и литовцев. Рыбаков указывает на то, что песни с припевом "Ой дидладо!" распрастранялись на большой территории, где раньше жили племена балтов, позже ассимилированные славянами. Славяне периняли у балтов архиачный клич "Диди Лада!".

5park

Цитата: Лукас от июля 12, 2010, 21:12
Славянский фольклор тоже рыбаковщина?

Еще Брюкнер указывал: "Lada, Lel i Polel [...] - bogowie powstali z niezrozumiałych refrenów pieśnoiwych" (Brückner A. Mitologia słowiańska i polska. - Warszawa: PWN, 1985. - s. 74).

:fp:

Aleksey

Просьба граммарнацей и людей исправлять мой корявый русский!

Bhudh

Цитата: Лукаспроясните, Лада и Лель упоминаются у ликийцев и дорийцев?

Цитата: ВикиИмя Леда некоторые сопоставляют с именем богини Лето и объясняют его в том смысле, что первоначально Леда была олицетворением ночи, матери светил. По другим сведениям, слово Леда есть не что иное, как встречающееся в ликийских надписях Lada — жена, женщина (госпожа), слово карийско-лелегского корня.
Цитата: ВикиЛе́то (иногда Лето́) (др.-греч. Λητώ, дорийская форма Λατώ, возможно, в микенских текстах как ra-to)

Насчёт бреда о «карийско-лелегском корне» я уже высказывался.
Сходство мифов о Леде и Лато, а также их связь с «северными персонажами» позволяет предположить праформу имени *lād⁽ʰ⁾a-, тождественную праславянской.


Цитата: 5parkЕще Брюкнер указывал: "Lada, Lel i Polel [...] - bogowie powstali z niezrozumiałych refrenów pieśnoiwych"
Ага, у Брюкнера под рукой были все источники и все внеславянские параллели :down:.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Vembras

Цитата: 5park от июля 12, 2010, 21:24
Цитата: Лукас от июля 12, 2010, 21:12
Славянский фольклор тоже рыбаковщина?

Еще Брюкнер указывал: "Lada, Lel i Polel [...] - bogowie powstali z niezrozumiałych refrenów pieśnoiwych" (Brückner A. Mitologia słowiańska i polska. - Warszawa: PWN, 1985. - s. 74).

Да и все литовские светилы указывали на рефрен припева. Типа :Ладушки, ладушки, Где были? — У бабушки. Только в литовском варианте это звучит так :
Ладо, Ладо о великий бог Ладо.
Или так:
ладо,ладо о великий Бог, ладо...
Так и записал Стрийковский, как услышал.  Получился новый бог - Ладо. А потом уже подправили под "славянскую" версию - Ладо поменял ориентацию и стал Ладой.

Iskandar

Цитата: Bhudh от июля 12, 2010, 21:29
Сходство мифов о Леде и Лато, а также их связь с «северными персонажами» позволяет предположить праформу имени *lād⁽ʰ⁾a-, тождественную праславянской.

Кабинеты...
Слав. лада "любимый/ая" от ладъ

5park

Цитата: Bhudh от июля 12, 2010, 21:29
Ага, у Брюкнера под рукой были все источники и все внеславянские параллели :down:.

Дело не в Брюкнере. Это едва ли не общее место в славистике. А родство "Лады" с ликийскими и дорийскими божествами - унылая и скучная натяжка.
:fp:

Bhudh

Цитата: IskandarКабинеты...
Чем ваша версия противоречит моей?

Цитата: 5parkродство "Лады" с ликийскими и дорийскими божествами - унылая и скучная натяжка
Давайте и родство Фьёргюн с Парджаньей натяжкой объявим! Эти во где, а те эвона где!‥
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

5park

Цитата: Vembras от июля 12, 2010, 21:36
Да и все литовские светилы указывали на рефрен припева. Типа :Ладушки, ладушки, Где были? — У бабушки.

А если вспомнить рефрен:

Ой, люли, люли, люли. (По аналогии с Ой, дід ладо.)

...То можно реконструировать еще один тип божеств (Ср. дать люлей, накачать люлей, навешать люлей).

:)
:fp:


Bhudh

Цитата: 5parkА если вспомнить рефрен:
<...>
...То можно реконструировать еще один тип божеств
А акцентуация позволит? :smoke:
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

5park

Цитата: Bhudh от июля 12, 2010, 21:46
А акцентуация позволит?

Разумеется. Изменился тип акцентной парадигмы баритонеза > окситонеза, делов-то. Поклоняйтесь люля́м - иначе они найдут вас!
:fp:

Лукас

Цитата: Aleksey от июля 12, 2010, 21:23
Лада и Лела часто упомянаемы в письменных источниках. Литовскую богиню Ладу упомянает Длугош (15в.). О Ладе писал Меховита (нач. 16в.), который говорит, что священослужители запретили литовцам на Секминес (Sekminės - День Святой Троицы. прим. Алексея) плясать и петь песни, в которых упомянается Лада. Стрийковский (16в.) и Кромер пишут, что литовцы, курши и латыши почитали Ладу, или Леду, в честь которой на Йонинес (Joninės - День Ивана Купалы прим. Алексея) украшали водоёмы ветками деревьев, цветами и собирали целительные травы. Луцевичус указываетна то, что во время дня Св. Йонаса (Иван) в Литве и в Карпатах праздновали праздник Лады. По словам Валанчуса, день богини Лады жемайты праздновали в первую среду после Пасхи. Тогда они не работали, даже и "пальцем не трогали", чтобы защитить свою пшеницу от бурь и града. По сведениям других письменных источников, литовские жрецы и маги в своих песнях призывали Ладу и Лелу.
Только ведь Длугош, Меховит, Стрыйковский, Кромер - это поздние польские хронисты 15-16 вв. А славянские божества упоминаются раньше.
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

I. G.

Цитата: 5park от июля 12, 2010, 21:45
Ой, люли, люли, люли. (По аналогии с Ой, дід ладо.)

...То можно реконструировать еще один тип божеств (Ср. дать люлей, накачать люлей, навешать люлей).
А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дидо-ладо, сеяли, сеяли...
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Aleksey

Цитата: Лукас от июля 12, 2010, 21:53
Только ведь Длугош, Меховит, Стрыйковский, Кромер - это поздние польские хронисты 15-16 вв. А славянские божества упоминаются раньше.
Ну так более ранних упоминаних я не нахожу.

Лукас

Цитата: Bhudh от июля 12, 2010, 21:29
Насчёт бреда о «карийско-лелегском корне» я уже высказывался.
Сходство мифов о Леде и Лато, а также их связь с «северными персонажами» позволяет предположить праформу имени *lād⁽ʰ⁾a-, тождественную праславянской.
Лель и Полель где?
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Iskandar

Цитата: Bhudh от июля 12, 2010, 21:43
Чем ваша версия противоречит моей?

Да какая версия, если не было никогда никакой славянской богини Лады?

Цитата: Bhudh от июля 12, 2010, 21:43
Давайте и родство Фьёргюн с Парджаньей натяжкой объявим! Эти во где, а те эвона где!‥

Некорректное сравнение. Тут хотя бы предмет для сопоставления есть...

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр