Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Татары, половцы и печенеги

Автор lammik, апреля 8, 2020, 18:47

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Karakurt

Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 19:55
Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 19:53
Спасибо за ссылку.
Мне? За статью Григорьева?  Не за что. Не стоит благодарности.

Я сам с этой статьёй давно знаком.
bvs'у Вы почитайте ее.

Karakurt

Можно ли предположить, что кипчакский был йокающим? А канглыйский?

bvs

Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 19:46
Лучше не скажешь! Бесподобно!

Едва ли эти слова арабского автора будут когда-либо отвергнуты.
Ну да, из одного мнения арабского автора все рассуждения о кыпчакском характере Орды и растут.
Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 19:46
Из исследования Григорьева следует, что Джучидский Двор ещё долгое время продолжал использовать монгольский язык в уйгурской письменной форме.
Официальный письменный язык и разговорный - не одно и то же.

bvs

Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 19:56
Цитата: bvs от апреля 10, 2020, 19:41
Цитата: Iskandar от апреля  9, 2020, 08:30
Цитата: Agabazar от апреля  9, 2020, 08:24
А  некочевая часть крымских татар?
С турецким-то языком?
Как раз там все не так просто. Средний диалект крымско-татарского языка ("татский") хотя и имеет влияние огузского южнобережного, в основе не огузский. Его считают кыпчакским, но там обычно нет типичных кыпчакских фонетических переходов типа -γ > -w. Возможно именно этот диалект вместе с близким ему караимским продолжает половецкий язык. Тогда нет оснований объединять его с другими "половецко-кыпчакскими", где такой переход был.
Может там "восстановили" г под влиянием турецкого?
В литературном языке может быть, но не в диалектах. Хотя там конечно огузское влияние тоже есть. В караимско-крымском то же самое, т.е. сохранение -γ.

bvs

Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 19:58
Можно ли предположить, что кипчакский был йокающим? А канглыйский?
Ср. рус. етебичи - йети оба (племя), емякове - йемек (они же кимаки).

Karakurt

А башкирский не может продолжать кипчакский? В русских летописях вроде есть и отражение дж? Кажется, в виде ч.

Agabazar

Цитата: bvs от апреля 10, 2020, 19:41
Цитата: Iskandar от апреля  9, 2020, 08:30
Цитата: Agabazar от апреля  9, 2020, 08:24
А  некочевая часть крымских татар?
С турецким-то языком?
Как раз там все не так просто. Средний диалект крымско-татарского языка ("татский") хотя и имеет влияние огузского южнобережного, в основе не огузский. Его считают кыпчакским, но там обычно нет типичных кыпчакских фонетических переходов типа -γ > -w. Возможно именно этот диалект вместе с близким ему караимским продолжает половецкий язык. Тогда нет оснований объединять его с другими "половецко-кыпчакскими", где такой переход был.
Вот есть Крым.
Там проживают, наряду с другими, крымские татары.
Есть крымскотатарский язык, который худо-бедно, но где-то используется. В быту. В средствах массовой информации. В культуре.  В образовании.

И этот язык — турецкий? Диалект турецкого? Огузский? Не думаю.

Когда мы говорим про крымскотатарский язык, имеем в виду прежде всего именно этот язык

А не тот,  который использовался в Крымском ханстве, в Российской империи, в "Гражданине" Исмаила Гаспралы, и даже не те формы, которые были  в ходу  в 1920-1944 годах.

Это как в шахматах. Рассматривается та позиция, которая есть.  А что было ранее — уже как бы неактуально. 

Agabazar

Цитата: bvs от апреля 10, 2020, 19:58
Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 19:46
Лучше не скажешь! Бесподобно!

Едва ли эти слова арабского автора будут когда-либо отвергнуты.
Ну да, из одного мнения арабского автора все рассуждения о кыпчакском характере Орды и растут.
Нет.  :donno:

Да и слова арабского автора никто особо не опровергал.
Цитата: bvs от апреля 10, 2020, 19:58
Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 19:46
Из исследования Григорьева следует, что Джучидский Двор ещё долгое время продолжал использовать монгольский язык в уйгурской письменной форме.
Официальный письменный язык и разговорный - не одно и то же.
А я что сказал?  :donno:

Agabazar

Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 19:56
Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 19:55
Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 19:53
Спасибо за ссылку.
Мне? За статью Григорьева?  Не за что. Не стоит благодарности.

Я сам с этой статьёй давно знаком.
bvs'у Вы почитайте ее.
Прочту.
Но требует определённого времени и усилий.

Однако автор с первых же абзацев признаётся, что его статья направлена против общепринятых мнений.

Не скрою, заранее настроен довольно  скептически.   :smoke: Опыт на такие настроения наталкивает.  :smoke:

christo_tamarin

У меня предположение (гипотеза) о печенегах. Я бы печенегов в один ряд с половцами-куманами-татарами не ставил.

И так, по обеим сторонам Дуная в веках 7-ом,8-ом,9-ом существовало средневековое государство, которое в Константинополе называли Болгария. Обычно предполагается, что основное население этого государства говорило на каком-то тюркском языке "огурской" подгруппы. Это было до пришедствия кыпчакского языка. Как - каким словом - то население на своем "огурском" языке называло свой этнос, свой язык, свое государство - сейчас не знаем и никогда не узнаем. Знаем, что то население побывало в язычестве.

Впрочем, выражение "не знаем и никогда не узнаем" является правильным ответом на многие вопросы истории.

В 9-ом и 10-ом веках положение южнее Дуная изменилось коренно.

Территория Балканского полуострова южнее Дуная - это территория, исконно принадлежащая Романии (Римской империи, Ромейской империи), территория никогда не списанная. В 10-ом веке Романия успела эту территорию вернуть в империю.

Ход событий такой.

=> Крещение правящей знати Болгарии (при Борисе Первом) в християнство.
=> Приобщение правящей знати Болгарии к правящей знати Романии.
=> Симеон, сын Бориса, вел гражданскую войну, чтобы сесть на Константинопольский престол.
=> Петра, сына Симеона и внука Бориса, объявили василевсом, со-управителем Романии.
=> Такое разделение империи практиковалось в прежних веках и вызывать удивление нельзя.
=> Петру дали царствовать на Балканской территории Романии.
=> Территорию, над которой царствовать Петр, называли Болгарией.
=> Этим же термином - Болгария - в Константинополе обозначали государство его деда Бориса.
=> Петр царствовал 43 года.
=> За время царствования Петра возник современный болгарский этнос.
=> Современный болгарский этнос возник на территории, над которой царствовал Петр, внук Бориса.
=> Современный болгарский этнос возник как новый славяногласный християнский этнос.
=> Богослужение на славянском языке - очень важное обстоятельство.

=> Территории севернее Дуная не были под контролем Романии, Романия о них не заботилась.
=> На территориях севернее Дуная осталось население, побывающее в язычестве и говорящем на "огурском" тюркском языке.
=> То население уже нельзя было называть болгарами ..
=> .. так как название болгары уже относилось к нововозникшему християнскому славяногласному этносу на территории Романии.
=> То население стали обозначать новым термином, другим словом - печенеги.

=> Пришедствие мадьар.
=> Часть печенегов мадьары ассимилировали.
=> Часть печенегов пересекла Дунай и поселилась на территорию Романии/Болгарии.
=> Были попытки крестить их. Часть печенегов крестилась и была ассимилирована ромеями-болгарами.
=> 29-го апреля 1091, в битве при Левунионе, печенегов-язычников екстерминировали ромеи-християне.

Примечание: Между печенегами и гагаузами связи нет и быть не может. Потому что о гагаузах всё хорошо известно. Обсуждать гагаузов в этой теме я не буду - откройте о них новую тему, если хототе.



Agabazar

Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 20:05
А башкирский не может продолжать кипчакский? В русских летописях вроде есть и отражение дж? Кажется, в виде ч.
Когда говорится про <<кипчакский>>, имеется в виду всё пространство от Иртыша до Дуная.  Потому что само это слово  применялось на всём этом простарнстве. Есть веские, так и никем не опровергнутые, основания так  считать. Есть это слово  у Махмуда Кашгария, у армяно-кыпчаков,  в современных, но идущих из седой древности, топонимах и других онимах.  Много источников.

Понятно, не все эти кипчаки говорили на рафинированном единообразном языке.  Но почему то считают эти кипчакские языки  более-менее одинаковыми на каком-то уровне.  Башкирский язык мог продолжать тот кипчакский, который существовал на Урале.  Разве не так?

Agabazar

Цитата: christo_tamarin от апреля 10, 2020, 20:59
У меня предположение (гипотеза) о печенегах. Я бы печенегов в один ряд с половцами-куманами-татарами не ставил.
Половцев и печенегов здесь никто рядом (в один ряд) не ставит.

Karakurt

Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 20:59
Но почему то считают эти кипчакские языки  более-менее одинаковыми на каком-то уровне.
Это всегда была "свалка", куда кидали языки, которые не входят в другие, более строгие группы.

Agabazar

Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 21:07
Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 20:59
Но почему то считают эти кипчакские языки  более-менее одинаковыми на каком-то уровне.
Это всегда была "свалка", куда кидали языки, которые не входят в другие, более строгие группы.
Но почему же тогда сейчас, в этот момент, в эту секунду, наблюдаем <<одинаковость на определённом уровне>>? Почему так сложилось?  Кыпчакская подгруппа, составленная современными лингвистами, не выглядит «свалкой», куда, «для удобства», всё свалили  вместе.

bvs

Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 20:05
В русских летописях вроде есть и отражение дж? Кажется, в виде ч.
Не знаю, не встречал в домонгольский период. Джанибек например - Чанибекъ. Но это уже татарский период, и джан- там наверное не "новый", а перс. "душа".

bvs

Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 20:05
А башкирский не может продолжать кипчакский?
А что в башкирском особенного?

bvs

Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 20:12
Когда мы говорим про крымскотатарский язык, имеем в виду прежде всего именно этот язык
Для лингвистов данные живых диалектов всегда ценнее, чем литературная норма. Так как норма часто бывает искусственная, архаизирующая, под влиянием другого языка и т.п. То, что диалекты одного языка могут быть из разных групп - это вообще часто бывает.

bvs

Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 21:07
Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 20:59
Но почему то считают эти кипчакские языки  более-менее одинаковыми на каком-то уровне.
Это всегда была "свалка", куда кидали языки, которые не входят в другие, более строгие группы.
Да нет, у кыпчакских есть свои особые инновации, которые их отличают от других. Например развитие γ > w при -Iγ - > -I характерно кыпчакское, и в других группах не встречается.

Karakurt

Цитата: bvs от апреля 10, 2020, 21:42
Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 20:05
В русских летописях вроде есть и отражение дж? Кажется, в виде ч.
Не знаю, не встречал в домонгольский период. Джанибек например - Чанибекъ. Но это уже татарский период, и джан- там наверное не "новый", а перс. "душа".
Русские летописи для XI—XII веков выделяют следующие группы половцев: ... читеевичей (начало 1180-х и конец 1190-х; соответствие етобе, етебичам 1185 года),

Agabazar

Цитата: bvs от апреля 10, 2020, 21:45
Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 20:12
Когда мы говорим про крымскотатарский язык, имеем в виду прежде всего именно этот язык
Для лингвистов данные живых диалектов всегда ценнее, чем литературная норма. Так как норма часто бывает искусственная, архаизирующая, под влиянием другого языка и т.п. То, что диалекты одного языка могут быть из разных групп - это вообще часто бывает.

Для лингвистов ценно абсолютно всё.

А я разве говорил только про литературную норму? Нет.  Цитирую самого себя:
Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 20:12
Есть крымскотатарский язык, который худо-бедно, но где-то используется. В быту. В средствах массовой информации. В культуре.  В образовании.

Karakurt

Цитата: bvs от апреля 10, 2020, 21:42
Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 20:05
А башкирский не может продолжать кипчакский?
А что в башкирском особенного?
Что-то есть, но пусть будет татарский, просто он более разнородный.

Agabazar

Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 20:33
Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 19:56
Цитата: Agabazar от апреля 10, 2020, 19:55
Цитата: Karakurt от апреля 10, 2020, 19:53
Спасибо за ссылку.
Мне? За статью Григорьева?  Не за что. Не стоит благодарности.

Я сам с этой статьёй давно знаком.
bvs'у Вы почитайте ее.
Прочту.
Но требует определённого времени и усилий.

Однако автор с первых же абзацев признаётся, что его статья направлена против общепринятых мнений.

Не скрою, заранее настроен довольно  скептически.   :smoke: Опыт на такие настроения наталкивает.  :smoke:
Читаю статью дальше.
Костюков (так кажется фамилия автора?) пытается критически подойти к высказыванию средневекового араба).

Похвально.

Но что же он делает?  Сравнивает два перевода и находит там отличия.

Что должен делать в таких случаях добросовестный исследователь?  Правильно — необходимо самому взять в руки ОРИГИНАЛ и самому перевести! Ведь он хочет сказать новое слово в науке!

Но он этого не делает. С этого момента данный автор для меня почти обнулился. :smoke:

Но продолжаю читать дальше....



Karakurt


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр