Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Ответ

Следующие ошибки возникли при попытке отправки сообщения:
Внимание! Пока вы просматривали тему, появилось несколько новых ответов (3). Возможно, вы захотите изменить свое сообщение.
Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Ограничения: максимум вложений в сообщении — 3 (3 осталось), максимальный размер всех файлов — 300 КБ, максимальный размер одного файла — 100 КБ
Снимите пометку с вложений, которые необходимо удалить
Перетащите файлы сюда или используйте кнопку для добавления файлов
Вложения и другие параметры
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр

Сообщения в этой теме

Автор Awwal12
 - ноября 30, 2020, 17:26
Цитата: Wolliger Mensch от ноября 30, 2020, 13:07
Продолжения не будет, так как Авал (вторая цитата из него в вашем сообщении) в принципе не собирается разбирать суть дела
Забавно. В чём должно состоять "разбирание сути дела"? Я могу пространно цитировать Гумилева по памяти, подробно перечитав по нескольку раз основные книги по его, с позволения сказать, теории и книги, в которых он эту теорию пытается применять (а он это делает практически везде - кажется, только "Древние тюрки" вполне избежали этой судьбы). Только псевдой по сути он от этого быть не перестает, увы. Или у вас представление о научном методе каким-то странным образом ограничивается лингвистикой? :donno:
Цитата: Wolliger Mensch от ноября 30, 2020, 13:07
Но именно здесь Авал разворачивается в полную силу, однако на вопрос, почему данная, имеющая аналогии в живом мире, теория — плохо
Потому что это не наука.
Автор Wolliger Mensch
 - ноября 30, 2020, 13:07
Цитата: From_Odessa от ноября 30, 2020, 12:36
Обнаружил в другой теме оборванный диалог по данному поводу. Интересно было бы продолжение и/или мнение других участников.

Продолжения не будет, так как Авал (вторая цитата из него в вашем сообщении) в принципе не собирается разбирать суть дела, а всецело нацелен на критиканство. Когда я изучал работы Гумилёва, я обратил внимание на сходство его построения с биологическими процессами: этнос зарождается, развивается (увеличивается в количестве разными путями, расселяется, усложняется организационно), потом деградирует и распадается. Гумилёв собирал примеры такого развития, пытался объяснить отклонения, пытался объяснить причины распределения зарождения этносов географически. — Удачно или нет — вопрос, не имеющий отношения к самой концепции (я сам считаю, что здесь требуется не только многократное увеличение фактического материала, которого банально нет, но также и привлечение биологов и физиков, чего также не было, за какими-то единичными исключениями, о которых даже толком не удалось ничего найти). Но именно здесь Авал разворачивается в полную силу, однако на вопрос, почему данная, имеющая аналогии в живом мире, теория — плохо, а просто отсутствие всяких теорий и произвольное толкование — хорошо, он не отвечает никак и никогда. Я на последнее тоже обратил внимание, поэтому прекратил прения.
Автор From_Odessa
 - ноября 30, 2020, 12:36
Обнаружил в другой теме оборванный диалог по данному поводу. Интересно было бы продолжение и/или мнение других участников.

Цитата: Awwal12 от сентября 14, 2018, 14:17
Я считаю, что реальная устойчивость такого состояния (в отрыве от активно действующих социальных факторов) недоказуема. Генетическая подоплека "пассионарности" в гумилевском представлении демонстрирует нереалистичные черты, а "энергетическая" - вообще чистая, эталонная псевда.

Цитата: Wolliger Mensch от сентября 14, 2018, 21:04
Вы это повторяете каждый раз, как только речь заходит о его теории. Зачем? Объяснения причин такого развития, данное Гумилёвым, не касаются самой теории, которая лишь систематизирует этническое развитие. Я не знаю, чем он руководствовался в объяснениях причин (возможно, это неосознанное следование общему настрою советской послевоенной науки на «эзотерику»), но речь же о процентном отношении активных и пассивных индивидов в этносе, для которого Гумилёв положил не хаотичное изменение во времени, а по определённым законам. Тем не менее, о самом развитии вы никогда не говорите. Не говорите вы и о биологии этого процесса, хотя там сходство вполне себе очевидное, что не удивительно.
Цитата: Awwal12 от сентября 16, 2018, 14:51
Она его "систематизирует" принципиально нефальсифицируемым образом, привнося воображаемые колебания пассионарности. Почему воображаемые? Потому что объективно их достоверно диагностировать невозможно, и у самого Гумилёва один и тот же эпизод может, в зависимости чисто от настроения, представать то "обскурацией", то "подъемом", то "инерционной фазой" (см. Иудейские войны или Тюркский каганат в его интерпретациях). Постулирование возможностей а) обрыва этногенеза, б) смены этнонима в рамках одной и той же системы, в) нескольких циклов этногенеза в одном и том же социуме с сохранением этнонима, г) различных модусов пассионарности, сложным образом завязанных на этическую доминанту, д) перманентного наличия пассионарного меньшинства на любой стадии этногенеза, е) дрейфа пассионарности между системами, а также ещё нескольких моментов, которые я тут расписывать уже не буду, даёт в совокупности просто безграничный простор для фантазии. "Пассионарная теория этногенеза" всегда позволяет найти объяснение заведомо любым событиям, причём, как правило, ещё и не одно (см. выше). Поппер плачет кровавыми слезами.

Ну а чтобы высказать ту простую и бесспорную истину, что у любого явления есть начало и конец (к чему, собственно, с учетом перечисленного и сводится вся предсказательная сила), теория Гумилёва как бы и не нужна...

К материальной базе теории потому и цепляются, что только она может придать этому нагромождению идей хоть какой-то практический смысл, связав его с реальным миром. Но нет, увы. Религия как она есть.
Автор рекуай
 - августа 11, 2016, 02:38
Результатом микромутации, ведущей к перестройке уровней выработки гормонов в организме, присущих хищнику, меняет поведение человека весьма и весьма значительно. Именно такое состояние и называется пассионарностью. Человек становится более активным, агрессивным, неуживчивым. Такие люди не вписываются в традиционные социальные структуры людей с низким уровнем пассионарности, постоянно попадают в конфликтные ситуации и вытесняются из своих общин.
Когда в эпицентре этногенеза таких изгоев становится много, они собираются вместе. С одной стороны они, будучи изгнанниками, отрицательно относятся к традициям изгнавших их общин, с другой стороны это люди активные и предрасположенные к творчеству. К тому же они могут оказаться различного этнического происхождения. Создаются условия для радикальной переработки языка, духовной и материальной культуры и социальных структур. Старая традиция ослабевает, вырабатываются новые черты. Тем временем число пассионариев активно растёт за счёт внешнего воздействия на популяцию в эпицентре этногенеза, наступает такой момент, когда новая традиция стабилизируется, пришельцы усваивают нововведения, дабы влиться в состав нового этноса. Инкубационный период сменяется экспансией. Экспансия длится не менее полутора столетий благодаря постоянному притоку пассионариев в активном очаге этногенеза. Не менее полстолетия необходимо для инкубационного периода. Далее, профункционировав не менее пары столетий, "источник жизни" иссякает. Пассионарность продолжает распространяться только по наследству.

Почему уровень пассионарности начинает снижаться? Причина проста. Пассионарий имеет много шансов не дожить до старости. Стычки, дуэли, дальние походы... Умереть от старости в собственной постели считается позором. Нашествие кимров и тевтонов на Римскую Империю. Почти все они погибли, встряхнув до основания всё государство.

Итого:
Микромутации в организме, ведущие к переходу от одного стабильного гормонального состояния к другому, могут быть вызваны электромагнитным излучением, функционирующим в очаге этногенеза не менее пары столетий.
Всплеск этногенеза ведёт к ослаблению старой традиции и выработке новой. При этом в относительно короткие сроки происходит радикальная перестройка. В инкубационный период в лингвистике происходит языковой переход от протоязыка, оказавшегося в эпицентре к праязыку, от протоязыка значительно отличающемуся.
В период экспансии праязык получает значительное распространение. Предшествующее этнолингвистическое состояние сменяется на новое. Вместо произвольного набора языков появляется обширная и более не менее монолитная зона распространения праязыка.
Уцелевшие лингвистические осколки от предыдущей эпохи могут сохраняться на отшибе, в труднодоступных "заповедниках" и там, куда носители праязыка не дотянулись.
В дальнейшем праязык начинает распадаться на составные части благодаря накоплению локальных персональных различий.
Чем больше проходит времени с момента экспансии, тем больше накапливается таких персональных различий, однако этот процесс не носит радикального характера границы некогда существовавшего праязыка прослеживаются сколь угодно долго.
Там, где длительное время не бывает всплесков этногенеза, образуется этнолингвистическая непрерывность со значительной дробностью малочисленных этносов. Образуются своеобразные лингвистические заповедники, "Мёртвые зоны".

Перечислю признаки всплесков этногенеза:
Наличие локальных зон этногенеза, зачастую располагающихся цепочками.
Одновременное появление таких эпицентров этногенеза по всему земному шару, за исключением "Мёртвых зон"
Относительно длительное время функционирования таких эпицентров, не менее двухсот лет, приводящих к экспансии праязыка.
Смена эпох не просматривает признаков цикличности, но происходит довольно таки регулярно один или два раза в тысячелетие.

Ни один из этих признаков не подходит под космические источники этногенеза.
Ни один из этих признаков не подходит под наземные источники этногенеза.
Остаются только глубинные слои нашей планеты.

Для того, чтобы пучки электромагнитного излучения не менее пары сотен лет облучали поверхность земли в относительно узких зонах, необходимо длительное проистекание мощных токов внутри вертикальных ячеек в мантии.
Возможно и такое явление природы физически?
Что такое наша планета? Это очень миниатюрное подобие Солнца.
Раз в двенадцать лет на Солнце меняются полюса общего электромагнитного поля.
На Земле подобная смена происходит тоже, но значительно режее.
По Солнцу регулярно ползают цепочки тёмных пятен, результаты мощных электромагнитных токов.
С учётом масштабов Земли подобные процессы могут протекать и внутри нижнего слоя мантии, как результат взаимодействия с жидким ядром.
Автор Freyr Njörðson
 - августа 11, 2016, 00:59
Цитата: рекуай от августа 11, 2016, 00:42
микромутацией.
Что такое микромутация?
Чем она отличается от обычной мутации?
Разве "микромутации" существуют в природе?
Где она описана?
Как мутация может появляться, а потом через некоторое время исчезать?
Мутация если уж появляется, то появляется навсегда.
Автор рекуай
 - августа 11, 2016, 00:42
Пассионарность есть более не менее стабильный поведенческий признак, появляется большое количество очень активных людей, которые слишком сильно отличаются по поведению от породившего их населения. Объяснить это можно только резкой сменой гормонального набора в организме.

Есть гормональный комплекс мужской и женский. В целом это весьма стабильные состояния.
В животном мире есть стабильные гормональные комплексы, присущие хищникам, всеядным и травоядным животным.
Хищник обязан быть агрессивным, иначе умрёт с голода, травоядное животное думает только о том, как бы унести ноги подальше от хищника.
Таким образом пассионарность есть  стабильный набор гормонов близкий к состоянию хищника, вызываемый соответствующей микромутацией.
Автор рекуай
 - августа 11, 2016, 00:28
Цитата: Awwal12 от марта  6, 2013, 20:23
ЦитироватьСамое слабое место теории Л. Гумилёва - это, бесспорно, вопрос о том, откуда пассионарность берётся. Гумилёв предполагал, что это - воздействие неких космических лучей. Именно за эти "космические лучи" гумилёвскую теорию пинает ком не лень.
Пасионарность - вообще сплошное слабое место. Фактически все разнообразие паттернов поведения сведено к модусу альтруизма и некому единому "фактору икс", причем обе величины полагаются численно измеримыми и изменяющимися непрерывно. Почему этот "фактор икс" в принципе принимается чем-то единым, если его наличие и отсутствие проявляются столь по-разному - загадка. Почему эта универсальная пассионарность принята генетически передающейся - загадка (это при том, что сам же Гумилев вплотную затрагивал вопросы сигнальной наследственности!!). А мутационная теория - вообще нонсенс, т.к. любые мутации, в принципе, практически равновероятны, и на одну "пассионарную" особь должно бы рождаться пять двухголовых, десять гидроцефалов, двести мертворожденных и т.д. по списку, причем ничего подобного в статистически значимых количествах по факту никогда не фиксируется. Интерпретация же этногенеза как энергетического биосферного процесса - просто за гранью науки.
Всплески этногенеза происходят в относительно ограниченных очагах. Например в восьмом веке до нашей эры в Италии в эпицентре этногенеза оказались этруски и латины. Греческие города Южной Италии, Лигурия, острова оказались вне эпицентра природного воздействия на поверхность земли. Севернее был эпицентр этногенеза кельтов, южнее карфагенян и нумидийцев.

Таким образом этногенетические процессы протекают в локальных зонах, зачастую располагающихся цепочками. Предположение Льва Николаевича о полосах, в которых зарождаются суперэтносы связано именно с такими цепочками очагов этногенеза. Наиболее длинная такая цепочка седьмого века тянется от государства Гана, через Канем, Мекку, Раджастхан, Тибет, Китай, Корею до Японии.

Начало этногенетических процессов протекает более не менее одновременно. В среде кочевников пассионарность распространяется значительно быстрее по причине высокой подвижности населения, нежели у земледельцев. Нельзя исключать возможность того, что различные цепочки эпицентров имеют небольшой временной сдвиг.

Например в седьмом веке помимо вышеописанной цепочки отмечены ещё две, одна в Западной Европе от Северной Испании, баски-кастильцы; Северная Франция, Иль де Франс; Южная Скандинавия, викинги; Лапландия, саамы. Вторая цепочка от Суматры, малайцы, Северный Вьетнам, Средний Амур, чжурчжени, Колыму, юкагиры.

"Одномоментные" всплески этногенеза в относительно короткие сроки радикально меняют этническую картину на обширных территориях земли, происходит исчезновение большого количества этно-лингвистических единиц, оказавшихся в зонах распространения праязыков в период их экспансии. В результате происходит смена эпох. Периоды экспансии являются хорошо заметными для современников. Великие народы вдруг оказываются поверженными в прах народами, пребывавшими до этого в неизвестности.

Османская империя в эпоху двенадцатого века, турецкий суперэтнос с эпицентром в районе Конья-Сивас, сменила Арабский халифат, эпицентр в Мекке.

Начиная с третьего века до нашей эры начали бунтовать Маккавеи. Сложилась Византийская Империя, зародилось христианство. Если эпицентр этногенеза евреев установить легко в окрестностях Иерусалима, то с византийскими греками в этом вопросе большая проблема. Возможно эпицентр пришёлся на западную часть Малой Азии.

Эпоха восьмого века до нашей эры обошла Ближний Восток стороной. На западе это были кельты, латины-этруски и карфагеняне-нумидийцы. С востока пришли киммерийцы, скифы, мидийцы и персы, эпицентр где то на востоке Ирана.

Двенадцатый век до нашейэры. Коллапс позднего бронзового века, нашествие народов моря. Толпы ливийцев оседают в дельте Египта, евреи завоёвывают Ханааан.

Семнадцатый век. Эпоха митаннийцев и хеттов.
Двадцать пятый век. Амореи, аккадцы, хурриты, Среднее Царство Египта.
Тридцать пятый век. Древнее Царство, шумеры, куро-араксинцы, майкопская, культура, ямники.
Наблюдаются и более древние смены эпох.

Таким образом всплески этногенеза происходят в относительно узких эпицентрах, единовременно насчитывается не менее полутора десятков очагов.
Очаги этногенеза зачастую, но не всегда, располагаются цепочками.

Автор sasza
 - мая 27, 2013, 21:31
Цитата: piton от мая 27, 2013, 21:05
народная мудрость, про то как и что отдыхает на детях.
;D
Автор piton
 - мая 27, 2013, 21:05
Цитата: Wolliger Mensch от мая 26, 2013, 12:34
я, занимаясь этим, пришёл к выводу, что это явление (пассионарность) уместнее изучать, начиная не с этнического развития, а с развития одного человека (у Гумилёва это тоже есть, но не разработано), и не только со стороны истории, но и со стороны медицинских наук, так как пассионарность наследуется, что каждый может наблюдать ежедневно — сравнивая активность детей и их родителей. Ну и т. д. Там очень много всего, что требует углубления изучения.
Сразу вспомнились монаршьи династии, и народная мудрость, про то как и что отдыхает на детях.
Автор рекуай
 - мая 27, 2013, 20:50
Цитата: Awwal12 от мая 27, 2013, 06:24
Цитата: рекуай от мая 26, 2013, 23:56
Попытался показать как по теории пассионарности протекает процесс этногенеза, приводящий к возникновению языковой группы.
Кэп, ну ведь ежу понятно, что глоттогенез обычно так или иначе завязан на этногенезе. Вопрос-то не в том, и не в существовании этногенеза как такового, а в ключевых концепциях теории Гумилева (таких, как пассионарность, которую выше уже назвали "неуловимой").
Хотелось бы обратить внимание, что процессы этногенеза протекают с различной интенсивностью, соответственно это всё сказывается и на накоплении изменений в различных языках. В инкубационный период, при переходе от протоязыка в праязык, происходят значительные изменения. В период экспансии этот новодел получает широкое распространение и лишь только потом идёт стабильное накопление различий.
Что касается "неуловимости", то хочу напомнить бородатый анекдот про неуловимого Ждо, который не то, чтобы быстро бегает, просто его никто ловить не собирается... Обычно упираются в космическую природу происхождения эпицентров этногенеза и на этом все потуги в изучении теории прекращаются. Ну ещё любят упоминать, что Лев Николаевич евреев недолюбливал.

Вернёмся к пассионарности. Скорее всего она связана с изменениями в гармональной системе. Например в организме вырабатывается повышенный уровень адреналина, организм не знает куда себя деть и способен на всё. Когда таких организмов очень много, то целые народы снимаются с насиженных мест и крушат всё и всех на своём пути. Взять например приключения кимров и тевтонов во втором веке до нашей эры, или нашествие народов моря в эпоху двенадцатого века до нашей эры.
Могу добавить, что империи на пустом месте не рождаются, а являются закономерным процессом этногенеза. Если в восьмом веке кельты остались разобщёнными, то их соседи и ровесники, римляне и карфагеняне смогли организоваться в государственные структуры.

Факт изменения поведенческого стереотипа на лицо.
Более того эти поведенческие стереотипы меняются от одного этапа этногенеза к другому.

Так что если у кого есть вопросы по теории, с удовольствием постараюсь ответить.

За одно можно бы обсудить вопрос возникновения языковых групп внутри единой семьи.