Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

*О мифотворчестве в Казахстане и Узбекистане

Автор арьязадэ, января 10, 2015, 01:22

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

арьязадэ

Цитата: mail от января 10, 2015, 17:10
Цитата: арьязадэ от января 10, 2015, 17:07
кстате, правда все-таки, что в Астане собираются поставить памятник Узбек-хану?
Я живу в Астане. Ничего такого я не слышал.

значит мои друзья таджикские троллы распространяют это по инету, издеваться над узбеками  ;D

mail

Он - общий. Я хотел бы, чтобы памятники Узбек хану стояли как в Астане так и в Ташкенте.

kanishka

Цитата: mail от января 10, 2015, 17:07
Потому и не объявлен Чингисхан национальным героем у нас, в отличие от Тамерлана в Узбекистане. Мы не воздвигаем огромные памятники Чингисхану. Большинство тех, кто подвергают сомнению его монголкость, утверждают прежде всего его тюркость. А вы воспринимаете это как утверждение "Чингисхан – казах".

Во-первых, Тамерлана считали "национальным героем" еще в эпоху ханств. Во-вторых, я имею в виду именно тех, кто утверждает, что Чингисхан - казах. А не вообще тех, кто считает его тюрком (таких, кстати, полно и среди узбеков).
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

mail

По "во-вторых". Я вам озвучил официальную позицию Казахстана. Если хотите видеть только то, что хотите видеть, то продолжайте это делать. Никто вам не мешает.
А по поводу "во-первых" хочу продолжить вашу мысль, что в эпоху ханств и Чингисхан был героем у нас. Не примите это за осуждение вас или еще что-то. Просто констатирую факт))

kanishka

Ну если продолжить эту же линию, :) во-первых, и Чингисхан, и Тамерлан в досоветскую эпоху как местными, так русскими авторами считались узбеками; во-вторых, я веду разговор о казахском мифотворчестве, официальном и неофициальном. Ваши попытки повернуть разговор в сторону Узбекистана просто говорят о неприятии или неспособности понимать критику.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

heckfy

Цитата: mail от января 10, 2015, 13:14
Цитата: kanishka от января 10, 2015, 07:52
Цитата: Удеге от января 10, 2015, 07:19
Offtop
А прочитать о земляке не судьба, значит? Пичаль.
8-)

Offtop
Когда речь идет о казахах, меил, как любой порядочный казах, становится глух к любым аргументам, и будет безудержно смеяться над вашей "глупостью". Ведь Туракулов давно объявлен "великим казахом".
Зачем казахам объявлять казаха казахом, когда он сам называет себя казахом?
http://www.nomad.su/i2013/0617/90-91.jpg
http://www.nomad.su/i2013/0617/92.jpg
Зачем казахам объявлять  узбека Сабира Рахимова казахом, когда он сам себя считал узбеком? Или для казахов важно мнение походно-полевой жены, грубо говоря женщины легко поведения ;up:?
http://s019.radikal.ru/i634/1205/f1/a38e39ea2d4e.jpg

heckfy

Цитата: арьязадэ от января 10, 2015, 17:07
а вот утверждение, что узбеки являются частью казахского народа? то есть узбеки это казахи.

кстате, правда все-таки, что в Астане собираются поставить памятник Узбек-хану?
Или все-таки посавить памятник Узбек-хану лучше в Бухаре, Коканде или Хиве?
Или в Самарканде, прямо на площади Регистон. Хотя нет, местные таджики за два дня его взорвут :).
А таджики никак не персы. Это раз.
А во-вторых, сын отца не учит. Это не узбеки, от казахов произошли, а наоборот, последние откололись от узбеков. :)

арьязадэ

Цитата: mail от января 10, 2015, 17:18
Он - общий. Я хотел бы, чтобы памятники Узбек хану стояли как в Астане так и в Ташкенте.

в Ташкенте - может быть. однако кокандцы, хивинцы и бухарцы наверняка не допустят, чтобы памятник казаху Узбек-хану стоял у них в древних мавареннахрийских городах. надо еще учитывать, что "узбекская" идентичность этих городов весма шаткая, что и правильно. с ростом грамотности и самосознания населения, количество "узбеков" Узбекистана наверняко упадет ниже 50% и когда это произойдет, можно смело переименовать эти узбекские племена "казахами", что будет правильно. То есть возможно в будущем в Узбекистане будут вот такие нации типа "бухарцы" (около 40%), кокандцы (30%), хорезмийцы (20%) и собственно тюркские племена включая узбек-казахов - остальные 10%.

:smoke:


heckfy

Цитата: арьязадэ от января 10, 2015, 18:17
Цитата: mail от января 10, 2015, 17:18
Он - общий. Я хотел бы, чтобы памятники Узбек хану стояли как в Астане так и в Ташкенте.

в Ташкенте - может быть. однако кокандцы, хивинцы и бухарцы наверняка не допустят, чтобы памятник казаху Узбек-хану стоял у них в древних мавареннахрийских городах. надо еще учитывать, что "узбекская" идентичность этих городов весма шаткая, что и правильно. с ростом грамотности и самосознания населения, количество "узбеков" Узбекистана наверняко упадет ниже 50% и когда это произойдет, можно смело переименовать эти узбекские племена "казахами", что будет правильно. То есть возможно в будущем в Узбекистане будут вот такие нации типа "бухарцы" (около 40%), кокандцы (30%), хорезмийцы (20%) и собственно тюркские племена включая узбек-казахов - остальные 10%.

:smoke:
ЛОЛ. Вы свою идентичность не проецируете на соседние народы. Ведь современных таджиков нельзя называть  тажиками в правильном смысле этого слова (т.е арабами), и конечно же, нельзя называть персами. Сартами они себя не называли, галчи только в самых горах, т.е памирцы. Гражданская война показала, что на территории Тажикии куча народностей и племен: будиков, вовчиков, юрчиков, кулябцев и прочих, которые друг друга ненавидят. А еще она показала, что население Северного Таджикистана поголовно хочет стать узбеками( а там и так очень много узбеков) и присоединиться в состав Узбекистана. :)

mail

ЦитироватьНу если продолжить эту же линию, :) во-первых, и Чингисхан, и Тамерлан в досоветскую эпоху как местными, так русскими авторами считались узбеками; во-вторых, я веду разговор о казахском мифотворчестве, официальном и неофициальном. Ваши попытки повернуть разговор в сторону Узбекистана просто говорят о неприятии или неспособности понимать критику.

Можно копипаст того, где я перехожу на личности?
Про мифотворчество. Да, не отрицаю, что есть мифотворцы. Но такие есть везде, и ваши люди тоже не исключение. А та ваша ссылка о "казахских сказочниках" ( http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1385380380) я бы назвал узбекским мифотворчеством о "казахском мифотворчестве. Почему? Вот почему. Там кто-то возмущается о том, что казахи называют Аль-Фараби и Чингисхана казахами. Про Чингисхан я выше написал.
Про Аль-Фараби. Я в жизни не слышал и не читал ничего подобного - о том, что Аль-Фараби - казах. Сами выдумали и сами же возмущаетесь? У нас если про него пишут, то как представителя тюркского мира, жившего на территории современного Казахстана. А то, что там написано - это ни что иное как узбекское мифотворчество о "казахском мифотворчестве".
Что скажете по этому отрывку из той же приведенной вами статьи: "Узбеки, издревле проживающие в городах, давших миру Абу Насра Фараби"?
А вы ведь написали, когда давали ссылку на эту статью, "о казахских сказочниках". А при анализе получается с точностью до наоборот.

kanishka

Цитата: mail от января 10, 2015, 18:33
Да, не отрицаю, что есть мифотворцы. Но такие есть везде, и ваши люди тоже не исключение.

А причем тут "мои" люди и узбекское мифотворчество? Мы же говорим о Казахстане? Кто-нибудь говорил, что в Узбекистане все пушисто? Или обязательно поворачивать разговор в сторону Узбекистана, ради паритета? Это тоже говорит о неспособности принять критику.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

mail

 :) Прежде чем кого-то критиковать по какому-то вопросу, хорошо бы сначала у себя разобраться с этим.
А то получается как - "көті жыртық тізесі жыртыққа күліпті".
Давайте жить дружно :UU:

kanishka

Цитата: mail от января 10, 2015, 18:33
Можно копипаст того, где я перехожу на личности?
Может, это и не переход, но ваш общий тон мне очень знаком: так преобразовываются казахские юзеры, когда речь заходит о Казахстане и его священных коровах. Нельзя говорить, что в Казахстане процветает мифотворчество, получим ответ в вашем духе, мол, сам дурак; нельзя говорить о межнациональных проблемах, о монгольском происхождении казахских племен и многом другом.
Цитата: mail от января 10, 2015, 18:33
Про Аль-Фараби. Я в жизни не слышал и не читал ничего подобного - о том, что Аль-Фараби - казах. Сами выдумали и сами же возмущаетесь?
Меил, я хорошо знаком с целой группой казахских ученых, слежу за научной жизнью там, много беседую на эти темы. Достаточно людей в Казахстане, которые считают Фараби, Яссави и еще много кого казахами, и не только среди простолюдинов.
Цитата: mail от января 10, 2015, 18:33
Что скажете по этому отрывку из той же приведенной вами статьи: "Узбеки, издревле проживающие в городах, давших миру Абу Насра Фараби"?
Фараби действительно оттуда. Эти города до недавнего были преимущественно узбекскими. В чем проблема?
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

Цитата: mail от января 10, 2015, 18:45
:) Прежде чем кого-то критиковать по какому-то вопросу, хорошо бы сначала у себя разобраться с этим.
Вот и подтверждение моих слов. То бишь, запрещается обсуждать Казахстан.  :smoke:
Цитата: mail от января 10, 2015, 18:45
А то получается как - "көті жыртық тізесі жыртыққа күліпті".
Давайте жить дружно :UU:
Я не официальный представитель Узбекистана. Я как личность не в ответе за узбекское мифотворчество, и в праве обсуждать хоть узбекское, хоть казахское, хоть французское мифотворчество.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

heckfy

С Шынгысханом и Амиром Темуром разные ситуации. Во-первых, потрясатель вселенной не родился на территории Казахстана,и ему даже не удосужилось родиться на территориях родовых казахских кочевий, также среди современных казахов нету рода Чингизхана. Другая ситуация с Амиром Темуром. Он барлас, родился не территории современного Узбекистана, барласы себя 500 лет считают узбеками, причем ярыми. Рустам Абдуллаев тому пример. ;) Даже сам Амир Темур балакал на наречии, близком к современному узбекскому. А Шынгысхан гутарил на казакша?

кушчи

Цитата: арьязадэ от января 10, 2015, 18:17
Цитата: mail от января 10, 2015, 17:18
Он - общий. Я хотел бы, чтобы памятники Узбек хану стояли как в Астане так и в Ташкенте.

в Ташкенте - может быть. однако кокандцы, хивинцы и бухарцы наверняка не допустят, чтобы памятник казаху Узбек-хану стоял у них в древних мавареннахрийских городах. надо еще учитывать, что "узбекская" идентичность этих городов весма шаткая, что и правильно. с ростом грамотности и самосознания населения, количество "узбеков" Узбекистана наверняко упадет ниже 50% и когда это произойдет, можно смело переименовать эти узбекские племена "казахами", что будет правильно. То есть возможно в будущем в Узбекистане будут вот такие нации типа "бухарцы" (около 40%), кокандцы (30%), хорезмийцы (20%) и собственно тюркские племена включая узбек-казахов - остальные 10%.

:smoke:


А.П.Хорошхин

С.ПЕТЕРБУРГЪ
1876


Мне неизвестна точная цифра населенiя Самарканда, да вероятно и никому не известна. Нагядно я определяю Самаркандъ въ 4000 домовъ или семей. По общепринятому обычаю, хоть и не совсемъ удобному при здешней полигамiи, положимъ въ каждой семье по 5 душъ, что будетъ составлятъ 20,000 душъ обоего пола... Таджиковъ въ Самарканде можно пологатъ 10/6 всего населенiя, затемъ 10/4 остаются на долю узбековъ, иранъ (персiянъ), евреевъ, индусовъ, авгановъ и цыганъ... По словомъ сторожиловъ, въ окрестностяхъ Самарканда должно бытъ до 80,000 узбекскихъ семействъ...Узбекъ и таджикъ окрестностей Самарканда, тесно связанные религiей, обычаями, одеждой и даже нравами, резко отличаются другъ от друга наружностью и характеромъ. Я имелъ случай беседоватъ съ необыкновенно своеобразными представителями обеихъ народностей: передо мною сидели два старика; каждому было по 65 л., обо говорили по узбекски. Одинъ былъ средняго роста, широкий въ плечахъ, съ необыкновенно свежимъ и полнымъ лицомъ, окаймленнымъ белою бородою, съ мягкимъ взгядомъ. Другой – больше чемъ средняго роста, неуклюжiй, съ выцвевшимъ и морщинистымъ лицомъ, совсемъ беззубый, съ небольшой бородкой, неопределеннаго вида и цвета, и карими бегающими глазами. Видевшiй здешнiя народности, не запинаясъ скажетъ, что первый  – узбекъ, а второй – таджикъ. Узбекъ говорилъ мало и тихо, и сиделъ смирно; таджикъ говорилъ много и шумно, скакивалъ съ места, перебивалъ речь узбека, хоти беседа наша одинакова для всехъ была первымъ знакомствомъ. Допустимъ даже, что узбекъ и таджикъ между собою были уже знакомы, то темъ более это характеризуетъ обоихъ представителей здешнихъ народностей, видевшихъ меня, какъ тотъ, такъ и другой впервые.

Я далекъ отъ мысли, что характеристика эта вполне закончена; темъ не менее, какъ известно, узбеки были основателями преобладающихъ народностей Средней Азiи. Таджикъ никогда не ворочалъ судьбами здешнаго края. Онъ торговалъ и доселъ торгуетъ; онъ человекъ коммерческiй, живой, плутоватый, развратный. Узбекъ доселъ сохранилъ характеръ простодушнаго, далеко не такъ, какъ таджикъ, корыстнаго, храбраго кочевника. Правда, что и узбекъ сильно «отаджился», если можно такъ выразиться, но все таки онъ далъ исторiи (хотя это и не большая заслуга) Чингиза и Тамерлана; таджикъ же далъ только святыхъ. Казалосъ бы, съ современной точки зренiя, что наиболее склоненъ къ европейской культуре долженъ бытъ таджикъ, какъ субъектъ оседлый и меркантильный; но на самомъ деле это выходитъ наоборотъ, потому что таджикъ фанатичнее узбека. Конечно, и узбекъ достаточно фанатиченъ, но все таки онъ воспрiимчивее таджика... Узбекъ, если можно такъ выразиться, благороднее таджика...Таджикъ подчинился сначала арабу, потомъ узбеку...Узбек же до насъ никому не подчинился, и остался почти цельнымъ. Правда, онъ принялъ исламъ, принялъ одежду, обычаи и даже многiя наклонности таджика, но все таки остался первенствующимъ.

Узбекскiя колена перемешаны не только между собою, но и съ таджиками. Темъ не менее, они зовутъ себя по коленамъ или родамъ и поколенямъ или тайфа.

Сочиненiя Ахмада Ясави Туркестанскаго, написанныя почти тою же узбекскою речью, которой говоритъ большинство народностей Средней Азiи и теперъ.... г.Туркестанъ былъ когда-то местномъ жительства (а теперъ сталъ могилой) известнаго мусульманскаго святаго Султана-Ахмеда-Ясави, родомъ узбека, что надобно заметитъ, большая редкостъ, ибо 99% мусульманскихъ святыхъ арабы, персы или таджики.

Въ заключенiи словъ моихъ о таджикахъ, не излишне заметитъ, что хотя таджики и породились черезъ браки съ узбеками и иранцами, но все таки не прiобрели от нихъ почти ничего изъ той доли порядочности, которая сравнительно все таки присуща и узбекамъ и иранцамъ. Узбеки гораздо нравственее таджиковъ, между ними естъ также купцы, муллы, ремесленники, пахари и весъма достаточно бездельниковъ; въ особенности конокрадовъ. Но, говоря вообще, нравы узбековъ чище таджикских, хотя обряды, обычаи и одежда ихъ почти одни и те же.

кушчи

Во всех странах ЦА кроме Таджикистана можно поставит памятники Чингисхану и Узбекхану.

heckfy

Цитата: кушчи от января 10, 2015, 19:20
Во всех странах ЦА кроме Таджикистана можно поставит памятники к Чингисхану и Узбекхану.
Не согласен. Памятник Узбекхану можно поставить в Узбекистане и Казахстане. Чингизхану во всех, кроме Тожикистона.

true

Цитата: кушчи от января 10, 2015, 19:20
Во всех странах ЦА ... можно поставит памятники к Чингисхану и Узбекхану
Чёй-то? Узбек-хан какое имеет отношение к ЦА? А уж Чингизу так тем более...

true


kanishka

Цитата: heckfy от января 10, 2015, 19:23
Цитата: кушчи от января 10, 2015, 19:20
Во всех странах ЦА кроме Таджикистана можно поставит памятники к Чингисхану и Узбекхану.
Не согласен. Памятник Узбекхану можно поставить в Узбекистане и Казахстане. Чингизхану во всех, кроме Тожикистона.

А кыргызы с туркменами?
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

true

Цитата: kanishka от января 10, 2015, 19:36
А кыргызы с туркменами?
Во-во. Чингиз - враг рода человеческого туркмен. И части узбеков тоже, мне кажется.

heckfy

У кыргызов и туркмен нету чингизидов :)

true


bvs