Лингвофорум

Теоретический раздел => Индоевропейские языки => Индоиранские языки => Тема начата: Farroukh от сентября 17, 2006, 20:49

Название: Парси ("таты")
Отправлено: Farroukh от сентября 17, 2006, 20:49
Первые сведения о появлении персов в Закавказье связывают с эпохой империи Ахеменидов (558-330 г. до н. э.), однако более обширная информация об этом относится уже к временам Сасанидов (III-VII вв. н. э.), которые для укрепления своих владений в Закавказье строили города и крепости, часть из них сохранилась и поныне.

Одним из ранних свидетельств влияния Сасанидов является клад монет, найденный в Чохур-Кабале и состоящий из драхм Варахрана II (276-293). В годы правления шаханшаха Йездигерда II (438-457) были построены «длинные стены» у Чора; при Каваде I (488-531) – у реки Гильгильчай (Шабранская стена) и горы Беш-Бармак. В ту эпоху в были построены такие города как Бейлаган, Барда, Лайзан (совр. Лахидж) и т. д., которые были заселены выходцами из исторической провинции Парс на юго-западе Ирана, а также из северо-западных Дейлема и Гиляна. Наряду с ними сюда переселялись и персоязычные евреи. Этот момент в дальнейшем стал служить предметом разного рода спекуляций.

При Хосрове I Ануширване (531-579) началось еще более грандиозное строительство в Закавказье, были построены каменные стены Дербенда, продолжено строительство Гильгильчайской стены. Небезынтересными представляются попытки некоторых исследователей сопоставить историческое название страны – «Ширван» – с прозвищем Хосрова I – Ануширван. Об этом говорит тот факт, что топоним «Ширван» впервые становится известным как раз в связи со строительной деятельностью Хосрова I Ануширвана в Закавказье. В тот же период Ануширван вручил титул ширваншаха своему близкому родственнику Мехрану, ставшего родоначальником династий Ширваншахов (VI в.-1538 г.).

Основным языком Закавказья (исторического Ширвана и Аррана) того времени был среднеперсидский язык (пехлеви), государственной религией – зороастризм. После завоевания Закавказья арабами и исламизации зороастрийского населения наряду с пехлеви стал использоваться и арабский язык. Начавший складываться с того времени новоперсидский язык не только не потерял своей значимости, но и стал языком впоследствии всемирно известной персоязычной изящной поэзии, на нём писали бессмертные корифеи Низами, Хагани, Мехсети и многие другие.

С 11 в. в регион стали проникать огузские племена, началось постепенное формирование азербайджанского языка, который испытал значительное влияние иранских языков Закавказья. Примерно в ту же эпоху за местным диалектом новоперсидского языка закрепилось внешнее название «тат дили» («татский язык»), происходящее от тюркского термина «тат», обозначающего осёдлых иранцев- земледельцев (преимущественно персоязычных). Так началось параллельное развитие татского и азербайджанского языков.

Носители татского языка называют его «парси», «фарси», «тати». От собственно фарси он отличается наличием ротацизма – соответствием в известных положениях персидскому «d» звука «r», тенденцией к сингармонизму, большим, чем в фарси, числом форм для выражения времен, отсутствием изафета. Для выражения падежных отношений служат предлоги и послелоги, а также используется специальный суффикс косвенного падежа. Как и в персидском, в синтаксисе отсутствует страдательная  конструкция переходных глаголов. В своей лексике он также весьма близок к персидскому, с соответствующим учетом фонетических изменений.

Формирование татского языка как самостоятельного характеризовалось его дифференциацией на два диалекта – «еврейский» и «мусульманский», что было обусловлено конфессиональными различиями. Степень расхождения между диалектами значительна, взаимопонимание не исключено полностью, но затруднено. Часть местного населения, исповедовавшего армянскую ветвь христианства перешла на татский язык, из-за чего в научной литературе именовалась как «армяно-таты».

После русско-персидских войн (19 в.) Персия уступила России Закавказье. Одним из стремлений царских властей было ослабление идентификации закавказских мусульман с Ираном, поэтому с этого момента началось постепенное вытеснение местных иранских языков из активного использования, нишу которых стал занимать тюркский язык, который по распоряжению царского правительства стал преподаваться в школах для мусульман. В результате начавшегося процесса языковой ассимиляции область распространения татского языка значительно снизилась, и во многих местах он вышел из употребления.

Как уже отмечалось выше, в Закавказье проживают также евреи, говорящие на своём диалекте татского языка (горские евреи), который выделяется ими в отдельный язык (т. н. «джухури»). Некоторая схожесть языка татов и горских евреев стала причиной заблуждения, что таты и горские евреи – это один народ. Это недоразумение является следствием антисемитской политической кампании советских властей по навязыванию горским евреям этнонима «тат». Ошибочное наименование горских евреев «татами» вошло в исследовательскую литературу в качестве их второго или даже первого названия.

Данных о реальном числе лиц, владеющих татским, нет, но в основном, носителями языка являются несколько тысяч сельских жителей старшего и среднего поколения отдельных посёлков Абшеронского, Хызинского, Дивичинского, Губинского, Хачмазского, Шемахинского и Исмаиллинского районов Азербайджанской Республики и ряда сёл Южного Дагестана. Почти все они двуязычны (или трёхязычны) – наряду с татским владеют также азербайджанским, русским или одним из горских языков. Диалект/язык горских евреев получил в Дагестане постоянное письменное закрепление, являясь одним из 10 литературных языков республики.

В Азербайджане татский язык официального статуса не имеет и не преподаётся. Из-за малого числа говорящих, большая часть населения рассматривает данный язык как нечто, связанное лишь с прошлым страны. Патриоты – наоборот – видят в нём оригинальную особенность, которая является неотъемлемой частью культурно-исторического наследия Азербайджана.
Название: Re: Парси ("таты")
Отправлено: arzawa от сентября 19, 2006, 14:34
Дифференциация на два диалекта произошла не по конфессиональному признаку а по территориальному. Из трех диалектов: северного (Тарки), среднего (Дербент) и южного (Баку), в качестве литературного был принят дербентский диалект. Понимание его носителями остальных диалектов абсолютное, за исключением может быть пары отдельных сел в Азербайджане. Так как на еврейско-татском религиозной литературы не создавалось, то и речь и литературный язык горских евреев можно назвать именно татскими, без кавычек. Не "некоторая схожесть" а именно один и тот же язык.
Название: Парси ("таты")
Отправлено: Vlad от сентября 19, 2006, 14:54
Цитата: Farroukhпроисходящее от тюркского термина «тат»
Простите, точно известно, что термин тюркского происхождения?
Название: Re: Парси ("таты")
Отправлено: arzawa от сентября 20, 2006, 01:51
Мое мнение: слово "тат" произошло от тюркского слова "тау" и в переводе означает "горец". Того же происхождения и названия таджиков и татар. Кстати, горных крымских татар до сих пор называют татами, если не ошибаюсь.
Название: Парси ("таты")
Отправлено: Farroukh от сентября 20, 2006, 19:43
ЦитироватьПростите, точно известно, что термин тюркского происхождения?
См. об этом здесь (http://www.shirvan.org/rus/forum_viewtopic.php?16.18).
Название: Парси ("таты")
Отправлено: Vlad от сентября 21, 2006, 17:09
Спасибо.
Я прочитал статью «Некоторые замечания о слове "тат"» М. И. Гаджиева. Пока всё-таки до конца непонятно...
Название: Парси ("таты")
Отправлено: Farroukh от сентября 23, 2006, 16:14
А что именно?
Название: Re: Парси ("таты")
Отправлено: jvarg от сентября 23, 2006, 17:02
Цитата: "arzawa" от
Мое мнение: слово "тат" произошло от тюркского слова "тау" и в переводе означает "горец". Того же происхождения и названия таджиков и татар.
Я глубоко сомневаюсь в связке тау->тат. Нормальное производное от "тау"  есть "таулар". Если не ошибаюсь, именно так называют горцев на кавказе.
Название: Парси ("таты")
Отправлено: arzawa от сентября 24, 2006, 00:43
"Таули" (тавли) - кажется так. Но это поздняя форма. Ранняя (древняя) форма могла вполне быть "тат".
Название: Парси ("таты")
Отправлено: Farroukh от сентября 24, 2006, 14:19
Так назывли не только горцев.
Название: Re: Парси ("таты")
Отправлено: arzawa от сентября 24, 2006, 17:47
Горец, переселиышийся на равнину, думает что он уже и не горец вовсе. Но равнинные жители помнят откуда он пришел и еще нескольким поколениям горцев будет икаться.
Название: Парси ("таты")
Отправлено: Farroukh от июля 22, 2008, 20:58
ЦитироватьПринципиальных отличий от фарси нет. Вполне сойдет за диалект оного. Трудности в понимании письменного текста минимальны. Разговорную речь, я думаю, персоязычный, чуть привыкнув и чуть изучив некоторые самобытные лексемы, будет также легко понимать.
На основании этого можно прикинуть примерное время начала формирования татского языка?
Название: Парси ("таты")
Отправлено: Iskandar от июля 22, 2008, 21:15
Для начала дадим ссылку на примеры (http://lingvoforum.net/index.php/topic,10676.msg166918.html#msg166918) татских текстов.

ЦитироватьНа основании этого можно прикинуть примерное время начала формирования татского языка?

Формируются скорее литературные языки. Нелитературные развиваются в диалектном множестве.
Очевидно, что татский не продолжает непосредственно классический персидский (в отличие от персо-таджикских говоров), точнее его диалектную базу (говоры Хорасана и Средней Азии)

Тем не менее воздействие на него со стороны классического персидского налицо. Что крайне затемняет вопрос оформления его самостоятельности, ведь это воздействие было непрерывным до 19-го века. Так что придется опираться на исторические источники.
Название: Парси ("таты")
Отправлено: Iskandar от июля 22, 2008, 21:32
Цитироватьberou ushun bä ov muram

"я для них отправляюсь на охоту"

Довольно необычное обозначение охоты. Откуда?

Название: Парси ("таты")
Отправлено: Farroukh от июля 23, 2008, 12:17
Видимо, как ты и утверждал ранее, татский идёт от среднеперсидского. К тому же в словаре есть несколько архаичных (пехлевийских) для фарси слов, типа рыск (крыса), бюрг (бровь), сюрг (рог)
P. S.
ов - охота (тюркизм)
Название: Парси ("таты")
Отправлено: tmadi от декабря 6, 2008, 17:57
Цитата: Iskandar от июля 22, 2008, 21:32
Цитироватьberou ushun bä ov muram

"я для них отправляюсь на охоту"

Довольно необычное обозначение охоты. Откуда?

Вполне по-тюркски. Сравните каз. АУ, к.-т. AV. А в татском - из азербайджанского (OV).

Мне berou ushun сначала показалось чем-то типа узбекского birov uchun. Потом только дошло что это براى ايشان (beraye eshan).
Название: Парси ("таты")
Отправлено: Iskandar от декабря 6, 2008, 18:04
Цитата: "tmadi" от
Мне berou ushun сначала показалось чем-то типа узбекского birov uchun. Потом только дошло что это براى ايشان (beraye eshan).

:=

:D Что-то мне шикар в голову впёрся один...  :3tfu:
Название: Парси ("таты")
Отправлено: Farroukh от декабря 7, 2008, 22:49
Статья о татах в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8B