Цитата: Wolliger Mensch от ноября 30, 2020, 13:07Забавно. В чём должно состоять "разбирание сути дела"? Я могу пространно цитировать Гумилева по памяти, подробно перечитав по нескольку раз основные книги по его, с позволения сказать, теории и книги, в которых он эту теорию пытается применять (а он это делает практически везде - кажется, только "Древние тюрки" вполне избежали этой судьбы). Только псевдой по сути он от этого быть не перестает, увы. Или у вас представление о научном методе каким-то странным образом ограничивается лингвистикой?
Продолжения не будет, так как Авал (вторая цитата из него в вашем сообщении) в принципе не собирается разбирать суть дела
Цитата: Wolliger Mensch от ноября 30, 2020, 13:07Потому что это не наука.
Но именно здесь Авал разворачивается в полную силу, однако на вопрос, почему данная, имеющая аналогии в живом мире, теория — плохо
Цитата: From_Odessa от ноября 30, 2020, 12:36
Обнаружил в другой теме оборванный диалог по данному поводу. Интересно было бы продолжение и/или мнение других участников.
Цитата: Awwal12 от сентября 14, 2018, 14:17
Я считаю, что реальная устойчивость такого состояния (в отрыве от активно действующих социальных факторов) недоказуема. Генетическая подоплека "пассионарности" в гумилевском представлении демонстрирует нереалистичные черты, а "энергетическая" - вообще чистая, эталонная псевда.
Цитата: Wolliger Mensch от сентября 14, 2018, 21:04
Вы это повторяете каждый раз, как только речь заходит о его теории. Зачем? Объяснения причин такого развития, данное Гумилёвым, не касаются самой теории, которая лишь систематизирует этническое развитие. Я не знаю, чем он руководствовался в объяснениях причин (возможно, это неосознанное следование общему настрою советской послевоенной науки на «эзотерику»), но речь же о процентном отношении активных и пассивных индивидов в этносе, для которого Гумилёв положил не хаотичное изменение во времени, а по определённым законам. Тем не менее, о самом развитии вы никогда не говорите. Не говорите вы и о биологии этого процесса, хотя там сходство вполне себе очевидное, что не удивительно.
Цитата: Awwal12 от сентября 16, 2018, 14:51
Она его "систематизирует" принципиально нефальсифицируемым образом, привнося воображаемые колебания пассионарности. Почему воображаемые? Потому что объективно их достоверно диагностировать невозможно, и у самого Гумилёва один и тот же эпизод может, в зависимости чисто от настроения, представать то "обскурацией", то "подъемом", то "инерционной фазой" (см. Иудейские войны или Тюркский каганат в его интерпретациях). Постулирование возможностей а) обрыва этногенеза, б) смены этнонима в рамках одной и той же системы, в) нескольких циклов этногенеза в одном и том же социуме с сохранением этнонима, г) различных модусов пассионарности, сложным образом завязанных на этическую доминанту, д) перманентного наличия пассионарного меньшинства на любой стадии этногенеза, е) дрейфа пассионарности между системами, а также ещё нескольких моментов, которые я тут расписывать уже не буду, даёт в совокупности просто безграничный простор для фантазии. "Пассионарная теория этногенеза" всегда позволяет найти объяснение заведомо любым событиям, причём, как правило, ещё и не одно (см. выше). Поппер плачет кровавыми слезами.
Ну а чтобы высказать ту простую и бесспорную истину, что у любого явления есть начало и конец (к чему, собственно, с учетом перечисленного и сводится вся предсказательная сила), теория Гумилёва как бы и не нужна...
К материальной базе теории потому и цепляются, что только она может придать этому нагромождению идей хоть какой-то практический смысл, связав его с реальным миром. Но нет, увы. Религия как она есть.
Цитата: рекуай от августа 11, 2016, 00:42Что такое микромутация?
микромутацией.
Цитата: Awwal12 от марта 6, 2013, 20:23Всплески этногенеза происходят в относительно ограниченных очагах. Например в восьмом веке до нашей эры в Италии в эпицентре этногенеза оказались этруски и латины. Греческие города Южной Италии, Лигурия, острова оказались вне эпицентра природного воздействия на поверхность земли. Севернее был эпицентр этногенеза кельтов, южнее карфагенян и нумидийцев.ЦитироватьСамое слабое место теории Л. Гумилёва - это, бесспорно, вопрос о том, откуда пассионарность берётся. Гумилёв предполагал, что это - воздействие неких космических лучей. Именно за эти "космические лучи" гумилёвскую теорию пинает ком не лень.Пасионарность - вообще сплошное слабое место. Фактически все разнообразие паттернов поведения сведено к модусу альтруизма и некому единому "фактору икс", причем обе величины полагаются численно измеримыми и изменяющимися непрерывно. Почему этот "фактор икс" в принципе принимается чем-то единым, если его наличие и отсутствие проявляются столь по-разному - загадка. Почему эта универсальная пассионарность принята генетически передающейся - загадка (это при том, что сам же Гумилев вплотную затрагивал вопросы сигнальной наследственности!!). А мутационная теория - вообще нонсенс, т.к. любые мутации, в принципе, практически равновероятны, и на одну "пассионарную" особь должно бы рождаться пять двухголовых, десять гидроцефалов, двести мертворожденных и т.д. по списку, причем ничего подобного в статистически значимых количествах по факту никогда не фиксируется. Интерпретация же этногенеза как энергетического биосферного процесса - просто за гранью науки.
Цитата: piton от мая 27, 2013, 21:05
народная мудрость, про то как и что отдыхает на детях.
Цитата: Wolliger Mensch от мая 26, 2013, 12:34Сразу вспомнились монаршьи династии, и народная мудрость, про то как и что отдыхает на детях.
я, занимаясь этим, пришёл к выводу, что это явление (пассионарность) уместнее изучать, начиная не с этнического развития, а с развития одного человека (у Гумилёва это тоже есть, но не разработано), и не только со стороны истории, но и со стороны медицинских наук, так как пассионарность наследуется, что каждый может наблюдать ежедневно — сравнивая активность детей и их родителей. Ну и т. д. Там очень много всего, что требует углубления изучения.
Цитата: Awwal12 от мая 27, 2013, 06:24Хотелось бы обратить внимание, что процессы этногенеза протекают с различной интенсивностью, соответственно это всё сказывается и на накоплении изменений в различных языках. В инкубационный период, при переходе от протоязыка в праязык, происходят значительные изменения. В период экспансии этот новодел получает широкое распространение и лишь только потом идёт стабильное накопление различий.Цитата: рекуай от мая 26, 2013, 23:56Кэп, ну ведь ежу понятно, что глоттогенез обычно так или иначе завязан на этногенезе. Вопрос-то не в том, и не в существовании этногенеза как такового, а в ключевых концепциях теории Гумилева (таких, как пассионарность, которую выше уже назвали "неуловимой").
Попытался показать как по теории пассионарности протекает процесс этногенеза, приводящий к возникновению языковой группы.
Страница создана за 0.060 сек. Запросов: 23.