Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Деньги....

Автор ali, марта 24, 2006, 19:00

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ali

Хотелось бы узнать слово деньги на семитских языках в частности арамейском  и вообще такие слова как шекель и шетит означают вообще деньги или название денежной единици???  :donno:
"Хваленная Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая." - А. Дюма - французский писатель.
«Подвергните контролю 50 наиболее богатых еврейских финансистов, которые творят войну ради собственных прибылей, и войны будут упраздены" - Генри Форд. Газета "Ныо-Йорк Таймс" от 8 марта 1925 года.

yuditsky

Деньги на иврите כסף кесеф, т.е. серебро, на арамейском соответственно כסף (כספא) ксаф,каспа. "шекель" с корнем "ш.к.л" "взвешивать", т.е. мера веса, ср. "рубль", мера серебра, определённого размера, которую отрубили от большого куска серебра.
шетит? Может шетут (שתות)?
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

ali

Ага понятно просто шетит это я читал в древнеегипетском языке, называли денежную единицу. А как на арамейском такое же слово мера весов (шекель) ?? А что занчит шетут???
"Хваленная Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая." - А. Дюма - французский писатель.
«Подвергните контролю 50 наиболее богатых еврейских финансистов, которые творят войну ради собственных прибылей, и войны будут упраздены" - Генри Форд. Газета "Ныо-Йорк Таймс" от 8 марта 1925 года.

Prokurator

"Штут" (שתות) - это на иврите периода Мишны "одна шестая". Не имеет "денежного" значения, но упоминается в еврейском коммерческом праве. Ошибка при торге на сумму ниже 1/6 реальной стоимости товара не приводит к расторжению сделки.

А "шетит", как я понимаю, не был денежной единицей в современном понятии, а безналичным индикатором стоимости при бартерном обмене в натуральном хозяйстве.
Se on täyttä hepreaa

ali

так спасибо я кстати недавно прочитал об этом вы правы! Это был безналичная стоимость. Нда почти кредитные карты :) А простите период Мишны это какой год ?
"Хваленная Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая." - А. Дюма - французский писатель.
«Подвергните контролю 50 наиболее богатых еврейских финансистов, которые творят войну ради собственных прибылей, и войны будут упраздены" - Генри Форд. Газета "Ныо-Йорк Таймс" от 8 марта 1925 года.

Prokurator

Цитата: ali от мая 18, 2006, 15:20
А простите период Мишны это какой год ?

Саму Мишну заканчивали писать в начале третьего века, но часть материалов была собрана, видимо, ещё в первом веке.

Языковой же период (того что на иврите называется «язык мудрецов» - лешон хахамим) можно определить, грубо говоря, как начинающийся с середины первого века (незадолго до разрушения Второго Храма в 70 году) и заканчивающийся второй половиной пятого века (окончание написания Вавилонского Талмуда в районе 485 года), хотя и этот период можно разбивать на сколько угодно частей, в том числе принимая во внимание растущее влияние арамейского, и выделять, как отдельные периоды, ранний (период Зугот), средний (период Таннаим, в котором и была написана Мишна) и поздний (период Амораим).
Se on täyttä hepreaa

yuditsky

Всё точно, да не точно. Просто самые ранние тексты Мишны примерно 10 века. Что было до того и насколько точно они передавались весьма неясно. Известно лишь, что это диалект отличный от Иерусалимского диалекта конца периода Второго Храма (отражённый в Свитках Мёртвого Моря), и от Иудейского диалекта времён восстания Бар Кохбы (~135 год), на котором написаны письма Бар Кохбы и его соратников
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

Prokurator

Цитата: yuditsky от мая 18, 2006, 22:30
Всё точно, да не точно.

Интересно знать, в чём именно неточность?

Цитата: yuditsky от мая 18, 2006, 22:30
Просто самые ранние тексты Мишны примерно 10 века. Что было до того и насколько точно они передавались весьма неясно.

Следует ли из этого, что язык Мишны, дошедшей до наших дней, был каким-то образом искажён? 

С первого взгляда на Мишну ясно, что она написана языком предшествующим арамеизирующемуся языку Амораим, хотя уже отошедшим от «лешон hа-микра». То есть, если текст действительно искажался – это было скорее всего сделано переписчиками (или саботажниками? ;-)) несущими таннайский диалект, не позднее третьего-ну максимум четвёртого веков.  Хоть это и возможно теоретически, звучит это неубедительно (помимо исторической «спекулятивности» такого предположения) в связи с тем, что Мишна мгновенно стала одним из важнейших документов и повлекла обширное изучение и использование (вспомним также необходимость пополнить Мишну Тосефтой, написанной ещё в таннайский период, да ещё и практически тем же (равноискажённым?  ;-)) диалектом), приведшие в конце к написанию обоих Талмудов. Такой статус может, всё же, гарантировать некую сохранность тексту.

Можно, конечно, продолжить серию предположений о том, что некий, уже арамееязычный, конспиратор пятого-десятого веков искажал текст Мишны, производя лингвистическую реконструкцию в соответствии со своими представлениями о языке начала третьего века... :o
Se on täyttä hepreaa

yuditsky

Всё верно относительно дат и т.п. Но если я правильно вас понял, вы хотели сказать так: язык Мишны в нашей версии (ну или, скажем, манускрипт Кауфмана или Парма) является языком мудрецов, упоминаемых в ней (это не написано в вашем ответе). Если вы это подразумевали, то это очень сомнительно. По крайней мере все документы периода (0-150) из Иудеи написаны на другом весьма отличном диалекте. Но не подумайте, что я утверждаю, что язык Мудрецов, отражённый в Мишне тогда не существовал, вполне возможно, что он был в тот период живым диалектом, просто не в Иудее, а где-то в другом регионе (у нас не хватает данных сказать где именно).
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

ali

ТАк люди, а в самой Мишне нету проитворечий? Сколько людей ее писали?И кем по сути был   Иехуда ха-Наси ? Священником?
"Хваленная Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая." - А. Дюма - французский писатель.
«Подвергните контролю 50 наиболее богатых еврейских финансистов, которые творят войну ради собственных прибылей, и войны будут упраздены" - Генри Форд. Газета "Ныо-Йорк Таймс" от 8 марта 1925 года.

Prokurator

Цитата: ali от мая 20, 2006, 11:36
ТАк люди, а в самой Мишне нету проитворечий? Сколько людей ее писали?И кем по сути был   Иехуда ха-Наси ? Священником?

Вопрос об основе Мишны не так прост, так как Мишна является всего лишь кодификацией существующего закона. В иудаизме Тора (Учение) состоит из двух частей:  письменная (ha-тора ше-би-хтав), то есть та которая вошла в Танах («ветхий завет») и устная (hа-тора ше-бе-`аль пе), то есть та что не вошла туда, но передовалась устно (и включала как описание отдельных законов и традиций, так и толкование письменной Торы). Можно сравнить устную Тору с хадисами суннитского ислама.

Опасение того, что устный закон будет забыт, в том числе из-за национальных катаклизмов того времени, начиная с разрушения Второго Храма, привело к необходимости его записи. Так и возникла Мишна, в которую вошли (хоть и не целиком) основы еврейских законов и традиций, в толковании дошедшего до того времени, до тех пор передаваемых устно. То есть Мишна не писалась как некое новое литературное произведение, а как свод известных на то время изречений, законов, споров мудрецов и т.п..

Йеhуда hа-Наси же был в период завершения процесса редакции Мишны президентом Санhедрина (Синедриона), действовавшего в то время как верховный орган власти в еврейской общине (автономии при римской империи). В сферу занятий Санhедрина входили также вопросы законодеятельности и преподавания традиций (различия между религиозным и «гражданским» законом на ту пору ещё особенно не было), так что такой процесс как написание Мишны координировался, видимо, в первую очередь Санhедрином, и Йеhудой hа-Наси непосредственно.
Se on täyttä hepreaa

ali

Так а эти законы, этот устный закон имели  в своей основе толкование Торы? Или шли как часть национальной традиции? То есть допустим не еврей станет иудеем, на него распространялся устный закон? Просто допустим у карачаевцев балкарцев есть религиозные законы, а есть и национальные там Адет, Адеп ну и сюда можно причислить Намыс. Но они конечно не противоречат религии, но в своей основе имеют национальную культуру. Накопленный опыт. Ну сравнивать с сунной не коректно потому что сунна - это изречения пророка, его образ жизни, Это то как делал он. Устная Тора описывает события с точки зрения кого? Пророка Моисея (Мусы алейхи салам)? Это интересный вопрос спасибо за терпеливые ответы :)
 
"Хваленная Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая." - А. Дюма - французский писатель.
«Подвергните контролю 50 наиболее богатых еврейских финансистов, которые творят войну ради собственных прибылей, и войны будут упраздены" - Генри Форд. Газета "Ныо-Йорк Таймс" от 8 марта 1925 года.

Prokurator

Цитата: ali от мая 21, 2006, 13:07
Или шли как часть национальной традиции? То есть допустим не еврей станет иудеем, на него распространялся устный закон? Просто допустим у карачаевцев балкарцев есть религиозные законы, а есть и национальные там Адет, Адеп ну и сюда можно причислить Намыс. Но они конечно не противоречат религии, но в своей основе имеют национальную культуру. Накопленный опыт.  

Еврейская религия и еврейская национальность - сложноразделимые понятия. Принимающий иудаизм становится и частью еврейского народа и равноправным (за незначительными исключениями) носителем религии.

И ещё, многие исконные народные обычаи со временем приобрели в иудаизме религиозное значение. Тема эта не простая, но, в общих чертах, можно это объяснить тем, что принято считать, что древние обычаи предков отображают какую-то забытую, не дошедшую до наших дней, часть устного Учения.   

Цитата: ali от мая 21, 2006, 13:07
Ну сравнивать с сунной не коректно потому что сунна - это изречения пророка, его образ жизни, Это то как делал он. Устная Тора описывает события с точки зрения кого? Пророка Моисея (Мусы алейхи салам)?

В иудаизме считается, что устная Тора была дана Моисею на горе Синай наряду с письменной Торой (понятно, что сравнение с хадисами схематично, и его цель просто провести параллель между религиозными законами вне Корана и религиозными законами вне письменной Торы). То есть происхождение её божественно. Между устной и письменной Торами происходит постоянное взаимодействие, в то время как устная Тора наполняет практическим смыслом многие слова, фразы и предложения в письменной Торе, сама пополняясь в процессе толкования письменной Торы по различным техникам интерпретации.
Se on täyttä hepreaa

ali

Ага понятно, но нет ответа на вопрос. Если не еврей стал иудеем он подчиняеться обычиям? это сильно строго?
"Хваленная Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая." - А. Дюма - французский писатель.
«Подвергните контролю 50 наиболее богатых еврейских финансистов, которые творят войну ради собственных прибылей, и войны будут упраздены" - Генри Форд. Газета "Ныо-Йорк Таймс" от 8 марта 1925 года.

Amateur

Цитата: ali от мая 24, 2006, 12:00
Если не еврей стал иудеем
Теперь такое разве может быть?

Сергей Бадмаев

Сини гунин бэ самби

ali

Может все быть представ верующий еврей в дебрях африки. Почему он не сможет научить их иудаизму??? :)
"Хваленная Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая." - А. Дюма - французский писатель.
«Подвергните контролю 50 наиболее богатых еврейских финансистов, которые творят войну ради собственных прибылей, и войны будут упраздены" - Генри Форд. Газета "Ныо-Йорк Таймс" от 8 марта 1925 года.

yuditsky

Сможет, но только если коренные жители сами этого захотят. Он не будет никому ничего навязывать.
Best regards,
Alexey Yuditsky
Ben-Gurion University of the Negev
Department of Hebrew Language

ali

"Хваленная Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая." - А. Дюма - французский писатель.
«Подвергните контролю 50 наиболее богатых еврейских финансистов, которые творят войну ради собственных прибылей, и войны будут упраздены" - Генри Форд. Газета "Ныо-Йорк Таймс" от 8 марта 1925 года.

Amateur

Именно это я и имел в виду: разве человек может стать иудеем, не родившись от матери-иудейки?

Сергей Бадмаев

Цитата: Amateur от мая 31, 2006, 14:23
Именно это я и имел в виду: разве человек может стать иудеем, не родившись от матери-иудейки?


Может. Есть даже специальное слово для нееврея, обратившегося в иудаизм - гер.
Сини гунин бэ самби

ali

"Хваленная Грузия и славная Кабарда не достойны изумительных народных обычаев Карачая." - А. Дюма - французский писатель.
«Подвергните контролю 50 наиболее богатых еврейских финансистов, которые творят войну ради собственных прибылей, и войны будут упраздены" - Генри Форд. Газета "Ныо-Йорк Таймс" от 8 марта 1925 года.

Сергей Бадмаев

Насколько я знаю, в теории да. А вот на практике...
Сини гунин бэ самби

Prokurator

Цитата: Сергей Бадмаев от мая 31, 2006, 14:47
Цитата: Amateur от мая 31, 2006, 14:23
Именно это я и имел в виду: разве человек может стать иудеем, не родившись от матери-иудейки?
Может. Есть даже специальное слово для нееврея, обратившегося в иудаизм - гер.

Любой человек действительно может стать иудеем, пройдя процесс под названием "гиюр", который, с технической стороны, сегодня представляет из себя курс обучения основам религиозной традиции и ведения религиозного образа жизни.Самим же актом вступления в религию является ритуальное омовение (твила - טבילה). Ну а для полноценности вступления, для мужчин необходимо ещё и обрезание (мила - מילה).

Принятие иудаизма (которое является и входом в еврейский народ) было возможно исконно, и на пути желающих не ставилось особенных препятствий - тут можно привести пример моавитянки Рут, которой, судя по Книге Рут (Руфь), было достаточно заявить о чувстве общей солидарности с еврейским народом и его верой, чтобы продолжить совместное проживание с евреями.

Сложно сказать вели ли евреи во времена Танаха миссионерскую деятельность - есть всякие примеры явных миссионеров, типа пророка Йоны.
В любом случае, со временем в иудаизме развились антимиссионерские настроения. В их основе лежит талмудическое изречение, в соответствии с которым, дословно: "Тяжелы геры (неевреи принявшие иудаизм) для Израиля (еврейского народа) как сапахат (это что-то типа псориаза)". Есть множество толкований и объяснений этой фразы (как в ущерб так и в пользу геров), но в любом случае с таким кредо "новобранцев" не понабираешь.  :) Со временем развился подход, который не отрицает принятия неевреев в иудаизм, но требует проверять истинность их желаний (то есть непосредственное желание присоединиться к еврейскому народу и религии, а не принятие религии в корыстных целях, например) и способность фактически придерживаться еврейского образа жизни.

Цитата: ali от июня  1, 2006, 15:42
Но они равны между собой????
Став иудеем (и евреем) человек является полноправным членом общины. Есть некоторые ограничения связанные с ритуальной чистотой рода коhенов - им нельзя жениться на ряде категорий женщин, в том числе и на гийорет (гер, ж.р.). А во всём остальном - гер является "полным" евреем. Понятно, что не будучи евреем изначально, принятие гера в общину не необратимо (в то время как родившийся евреем не может потерять своё еврейство, даже "предав" религию перейдя в другую).
Se on täyttä hepreaa

Amateur

Спасибо за подробные объяснения!
Цитата: Prokurator от июня  1, 2006, 19:35
обрезание (мила - מילה).
брит – синоним или это на другом языке?

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр