Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Почему я не люблю дореволюционную русскую литературу

Автор Devorator linguarum, мая 21, 2020, 00:24

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

RockyRaccoon

Цитата: Toman от мая 31, 2020, 01:24
Так школьного принуждения более чем достаточно, чтобы от всего хоть чем-то похожего тошнило всю оставшуюся жизнь
Недостаточно. Меня наоборот тошнило в школе, а потом как-то отпустило, и теперь я время от времени с удовольствием читаю классиков.

From_Odessa

Цитата: Toman от мая 31, 2020, 01:24
Так школьного принуждения более чем достаточно, чтобы от всего хоть чем-то похожего тошнило всю оставшуюся жизнь
Это необязательно. Далеко не у всех так происходит. Проблема в том, что такая угроза есть, и это действительно нередко случается. Что мы уже не раз обсуждали на форуме, собственно.

Poirot

Цитата: RockyRaccoon от мая 31, 2020, 13:32
Цитата: Toman от мая 31, 2020, 01:24
Так школьного принуждения более чем достаточно, чтобы от всего хоть чем-то похожего тошнило всю оставшуюся жизнь
Недостаточно. Меня наоборот тошнило в школе, а потом как-то отпустило, и теперь я время от времени с удовольствием читаю классиков.

Да уж, в школьном курсе литературы было крайне мало книг, которые мне интересно было читать. Самая жесть, как я помню, были "Что делать", "Война и мир", "Мать".
"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

RockyRaccoon

Цитата: Poirot от мая 31, 2020, 13:50
Да уж, в школьном курсе литературы было крайне мало книг, которые мне интересно было читать.
+1. Я, честно сказать, вообще мало что прочитал из программы до конца (просто бросал, едва начав, из-за неприятного ощущения несвободы). Как ни странно, прочитал до конца (до конца первого тома, ессесьно) с некоторым интересом "Мёртвые души"; подозреваю, что это было каким-то мистическим предчувствием, что мне чудесным образом придётся писать сочинения именно на эту тему и на выпускных, и на вступительных экзаменах.
Ещё осилил до конца "Отцы и дети", "Дубровского", "Капитанскую дочку", "Кавказский пленник", "Герой нашего времени". Больше как-то и не помню. Наверно, остальное только начинал или читал куски по хрестоматии.

Red Khan

Цитата: Toman от мая 31, 2020, 01:24
Так школьного принуждения более чем достаточно, чтобы от всего хоть чем-то похожего тошнило всю оставшуюся жизнь
У меня в старших классах была очень хорошая учительница литературы, которая умудрялась нас, оболдуев, заинтересовать.
Помню очень хорошо зашёл как раз-таки "Герой нашего времени", видимо потому что Печорин не слишком старше был и тема драк, ухлёстывания за девушками была довольно близка.

Хотя согласен что некоторые вещи в таком возрасте рано читать. Я вот как-то начал перечитывать (точнее переслушивать, но не суть) курс школьной литературы в уже зрелом возрасте и воспринимается уже совсем по-другому.

Red Khan

Цитата: RockyRaccoon от мая 31, 2020, 14:12
"Дубровского", "Капитанскую дочку"
"Капитанская дочка" это, если не ошибаюсь, самое первое произведение, которое проходят в школе, чуть ли не в пятом классе. Видимо потому что главгерою там 17 лет.
"Дубровского" вроде бы тоже довольно рано проходят.

RockyRaccoon

Цитата: Red Khan от мая 31, 2020, 14:31
У меня в старших классах была очень хорошая учительница литературы, которая умудрялась нас, оболдуев, заинтересовать.
Повезло вам. У меня в 8-9-ом классах была абсолютная дура. Говорю это сейчас как взрослый человек, а не тогдашний подросток. Её потом уволили.
Зато в 10-м была обаятельнейшая женщина, но и ей не удалось привить нам любовь к литературе. Поздняк было метаться.

VagneR

Цитата: Red Khan от мая 31, 2020, 14:34
"Капитанская дочка" это, если не ошибаюсь, самое первое произведение, которое проходят в школе, чуть ли не в пятом классе. Видимо потому что главгерою там 17 лет.
"Дубровского" вроде бы тоже довольно рано проходят.
Спросила у дочери. Дубровский - в шестом, Капитанская дочка - в восьмом.
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Red Khan

Цитата: VagneR от мая 31, 2020, 14:44
Спросила у дочери. Дубровский - в шестом, Капитанская дочка - в восьмом.
Может это уже сейчас? Я точно помню что оба изучал в первой школе, которую сменил после седьмого класса.

ростислав

Цитата: VagneR от мая 31, 2020, 14:44
Цитата: Red Khan от мая 31, 2020, 14:34
"Капитанская дочка" это, если не ошибаюсь, самое первое произведение, которое проходят в школе, чуть ли не в пятом классе. Видимо потому что главгерою там 17 лет.
"Дубровского" вроде бы тоже довольно рано проходят.
Спросила у дочери. Дубровский - в шестом, Капитанская дочка - в восьмом.
Я проходил "дубровского" и "капитанскую дочку" в одном классе-кажется 6-ой

Easyskanker

Если выбирать из русской классики самому, а не по принуждению, ощущения совсем другие. Увы, взрослые для подростка авторитет и предмет для подражания, и когда все взрослые вокруг воспринимают русскую классику как предельно скучную бессмысленную муру, в том числе сами учительницы, далеко не каждый подросток осмелится на противоположное мнение.

bvs

Цитата: RockyRaccoon от мая 31, 2020, 14:12
Я, честно сказать, вообще мало что прочитал из программы до конца
Я в школе из "серьезных" произведений до конца прочитал наверное только "Отцы и дети". Кое-что прочитал уже после школы, когда готовился к вступительным экзаменам: Мертвые души, Преступление и наказание (это даже понравилось). "Войну и мир" я читал в основном ради французского языка. Сам прочитал уже после школы "Бесов", "Братьев Карамазовых" не осилил. Из литературы 20-го века читал больше, но не по школьной программе (там была какая-то соцреалистическая муть).

Easyskanker

Цитата: RockyRaccoon от мая 31, 2020, 14:12
Как ни странно, прочитал до конца (до конца первого тома, ессесьно) с некоторым интересом "Мёртвые души"; подозреваю, что это было каким-то мистическим предчувствием, что мне чудесным образом придётся писать сочинения именно на эту тему и на выпускных, и на вступительных экзаменах.
Либо книга просто интересная.

Poirot

Цитата: bvs от мая 31, 2020, 19:42
"Братьев Карамазовых" не осилил
Я эту книгу осилил, причём легко. Пару-тройку лет назад. Понравилось.
"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

From_Odessa

Цитата: Easyskanker от мая 31, 2020, 19:41
Увы, взрослые для подростка авторитет и предмет для подражания, и когда все взрослые вокруг воспринимают русскую классику как предельно скучную бессмысленную муру, в том числе сами учительницы, далеко не каждый подросток осмелится на противоположное мнение.
У меня в этом плане было совсем другое окружение. Большинство взрослых, с которыми я регулярно имел дело, относились к русской классике с уважением, то же самое касалось и всех учителей литературы, которые преподавали в моих классах. С учителями русской/зарубежной литературы мне в целом повезло, это точно. Не могу сказать, что они были выдающимися, но достаточно хорошими педагогами, явно любившими свой предмет.

Что не мешало мне воспринимать многие произведения из программы, мягко говоря, без энтузиазма и достаточно большую их часть не читать или читать какими-то кусками. Это касалось не всего, далеко не всего, но таких было все-таки не очень мало. Особенно в более ранних классах. Уже много раз говорил, что я вообще не могу понять, как можно заставлять детей в шестом классе читать "Мать" Горького, какой в этом смысл и что 99% из них может там понять. А у нас по программе она шла именно в шестом...

Будучи в целом поклонником и литературы вообще, и русской классики, я продолжаю сильно сомневаться в целесообразности уроков литературы в том виде, в каком они есть, ибо, на мой взгляд, чтение по принуждению того, что написано для того, чтобы читалось теми и тогда, когда хочется, создает серьезную угрозу отторжения целого пласта литературы (а у кого-то может отбить охоту и к чтению вообще). Но при этом я пока не знаю, что можно предложить в качестве альтернативы и что вообще делать.

RockyRaccoon

Цитата: Easyskanker от мая 31, 2020, 19:45
Цитата: RockyRaccoon от мая 31, 2020, 14:12
Как ни странно, прочитал до конца (до конца первого тома, ессесьно) с некоторым интересом "Мёртвые души"; подозреваю, что это было каким-то мистическим предчувствием, что мне чудесным образом придётся писать сочинения именно на эту тему и на выпускных, и на вступительных экзаменах.
Либо книга просто интересная.
Ничуть не интереснее многих других, которые я не прочитал.

Damaskin

Цитата: From_Odessa от мая 31, 2020, 20:14
Будучи в целом поклонником и литературы вообще, и русской классики, я продолжаю сильно сомневаться в целесообразности уроков литературы в том виде, в каком они есть, ибо, на мой взгляд, чтение по принуждению того, что написано для того, чтобы читалось теми и тогда, когда хочется, создает серьезную угрозу отторжения целого пласта литературы (а у кого-то может отбить охоту и к чтению вообще). Но при этом я пока не знаю, что можно предложить в качестве альтернативы и что вообще делать.

Можно продолжить - изучение математики по принуждению может отбить интерес к математике, изучение иностранного языка по принуждению... и т. д. И вообще изучение чего-либо по принуждению может отбить интерес к познанию как таковому. То есть русская классика в этом смысле не уникальна.

From_Odessa

Цитата: Damaskin от мая 31, 2020, 22:43
Можно продолжить - изучение математики по принуждению может отбить интерес к математике, изучение иностранного языка по принуждению... и т. д. И вообще изучение чего-либо по принуждению может отбить интерес к познанию как таковому. То есть русская классика в этом смысле не уникальна.
Эту аналогию уже не раз приводили, я о ней думал и в итоге не согласился. Художественная литература (совсем необязательно русская классика) - это то, что создаётся для чтения тем человеком, которому хочется читать это произведение. И читается им тогда, когда хочется читать. То есть, чтение её по принуждению - это фактически противоестественный процесс. Изучение наук и других отраслей знания по принуждения - это другое явление. Хорошее или плохое - другой разговор, щас не о том речь. Речь же о том, что художественная литература в этом смысле в рамках школьной программы стоит особняком.

Я при этом не сказал, что литературы не должно быть в школе. А, может быть, человека и правда надо с какой-то литературой знакомить принудительно, открывать её для него, просто делать это правильно... Не знаю.

Damaskin

Цитата: From_Odessa от мая 31, 2020, 22:49
Эту аналогию уже не раз приводили, я о ней думал и в итоге не согласился. Художественная литература (совсем необязательно русская классика) - это то, что создаётся для чтения тем человеком, которому хочется читать это произведение. И читается им тогда, когда хочется читать. То есть, чтение её по принуждению - это фактически противоестественный процесс. Изучение наук и других отраслей знания по принуждения - это другое явление. Хорошее или плохое - другой разговор, щас не о том речь. Речь же о том, что художественная литература в этом смысле в рамках школьной программы стоит особняком.

Тогда скажите, в чем вообще смысл изучения художественной литературы в школе?

Poirot

Добавлю, что несмотря ни на что, школьный курс литературы интереса к чтению во мне не убил.
"Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана."

KW

Цитата: Damaskin от мая 31, 2020, 23:03
Тогда скажите, в чем вообще смысл изучения художественной литературы в школе?
Такой же, как и всех остальных учебных предметов после курса начальной школы. Идея была в том, что средняя школа должна выпускать всесторонне образованную, гармонично развитую личность. А дальше уже профессиональная специализация.
Другое дело, что многие литературные произведения школьной программы действительно рассчитаны на более зрелое восприятие.

From_Odessa

Цитата: Damaskin от мая 31, 2020, 23:03
Тогда скажите, в чем вообще смысл изучения художественной литературы в школе?
В принципе, KW ответил. Перед средней школой стоит задача развить ребенка и взрослеющего человека в разных направлениях, расширить его кругозор, дать базис знаний, помочь развить мышление и память, помочь определиться с выбором интересов и будущей профессии. Изучение литературы преследует те же цели: ознакомить с ее направлениями и лучшими (как считается, во всяком случае) представителями и произведениями, возможно, дать представление о том, что есть вот такая литература, возможно, привить какой-то вкус к ней. Но вот решает ли эти задачи школьный курс литературы (в массовом порядке), я не знаю, сомнений по этому поводу хватает. Как я уже сказал, принудительное изучение математики, биологии или географии - это одно, а принудительное чтение художественной литературы - другое.
Плюс вопрос в программе, которая должна быть составлена так, чтобы произведения не читались в возрасте, когда подавляющее большинство учеников просто не готово к их восприятию. В этом смысле тоже есть или были некоторые ошибки, как мне кажется.

ростислав

Цитата: Damaskin от мая 31, 2020, 23:03
Цитата: From_Odessa от мая 31, 2020, 22:49
Эту аналогию уже не раз приводили, я о ней думал и в итоге не согласился. Художественная литература (совсем необязательно русская классика) - это то, что создаётся для чтения тем человеком, которому хочется читать это произведение. И читается им тогда, когда хочется читать. То есть, чтение её по принуждению - это фактически противоестественный процесс. Изучение наук и других отраслей знания по принуждения - это другое явление. Хорошее или плохое - другой разговор, щас не о том речь. Речь же о том, что художественная литература в этом смысле в рамках школьной программы стоит особняком.

Тогда скажите, в чем вообще смысл изучения художественной литературы в школе?
Моя учительница говорила, что учебник литературы-это еще и учебник жизни. То есть получается одна из целей худлита-познакомить ребенка с человеческими взаимотношениями и типажами людей сквозь призму литературы

kemerover

Цитата: ростислав от июня  1, 2020, 13:42
Моя учительница говорила, что учебник литературы-это еще и учебник жизни. То есть получается одна из целей худлита-познакомить ребенка с человеческими взаимотношениями и типажами людей сквозь призму литературы
Сомнительная польза от школьной литературы для этого, мне кажется. Просмотр современных сериалов и базовая социализация намного лучше в этом плане.

zwh

Цитата: bvs от мая 31, 2020, 00:00
Цитата: Devorator linguarum от мая 30, 2020, 23:45
Цитата: Damaskin от мая 30, 2020, 23:37
Хреновые у вас были преподаватели.
Вы лучше их знаете? Давайте-ка тогда, излагайте свое определение романа и чем он отличается от других литературных форм. А я просвещусь. :smoke:
Я вообще считал, что роман от повести отличается главным образом объемами.
Объем тут не при чем. В романе показана значительная часть жизни одного персонажа или нескольких. В повести -- часть жизни персонажа (главного героя), в рассказе -- короткий промежуток его жизни. В общем, как-то так нам в советской школе говорили.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр