Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Индейские сказки

Автор Наманджигабо, декабря 16, 2019, 21:12

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Наманджигабо

Очети шаковин очети шаковинами, а апачей не было ещё.

Почему летучая мышь висит вниз головой.
Апачи

Однажды, очень давно, Койот подумал, что неплохо бы ему жениться, но не знал, кого бы выбрать в жены. «Почему бы тебе не жениться на жене Вождя Ястребов?», - сказал Летучая Мышь, - «Он все равно пропал куда-то, уже много дней его никто не видел».
Но Вождь Ястребов вернулся и очень рассердился на Летучую Мышь за такой дурацкий совет. Он схватил его и швырнул изо всех сил в заросли можжевельника.
Летучая Мышь повис вниз головой, запутавшись в ветвях своими заостренными мокасинами. Он крутился и вертелся, но, как ни старался, освободиться не мог.
Вот с тех пор летучие мыши и висят вниз головами, даже когда спят.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Цитата: Easyskanker от февраля  5, 2020, 12:38
Всё из-за баб.
Истинно! Они ещё и сами тоже! Это... Того... Вот короче:

Ведьма
Ирокезы

Жила однажды старая женщина со своим внуком. Каждую ночь она уходила из дома. В ее хижине был чердак, она ходила туда каждый вечер, но не разрешала заходить туда мальчику. Он много раз спрашивал, куда она уходит, но она не отвечала. Как только старуха видела, что мальчик заснул, она уходила. И если мальчик просыпался до ее прихода, он слышал странные звуки, доносящиеся с крыши.
Однажды днем, когда ее не было дома, внук решил все разузнать. В крыше было отверстие, а в углу чердака лежала корзина из коры. В ней, на дне, лежала совиная голова. «О! Прекрасно, - сказал мальчик, - Хорошие перья для шапки!» Он одел совиную голову на голову себе. И тут же потерял над собой контроль. Голова вместе с ним полетела. Он не понимал, что происходит, но выглядел и вел себя как сова. Он полетел к дому, где лежала больная женщина, и летал вокруг него. Он был безумной совой, какой, наверное, была бы каждая сова при свете солнца. Он пытался остановиться, но не мог. Хватался за подсолнечник и кусты, но вырывал их с корнем. Наконец он влетел в дом и упал в пепел очага, где его поймали перепуганные люди. Они увидели только маленького мальчика и совиную голову. Но когда он рассказал им свою историю, ведьма была найдена.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Bhudh

Таки тема сисек не раскрыта.
Чё обычно у ирокезов ведьмы на чердаках делают?
Просто шумно изобретают шапки-превращалки?
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Наманджигабо

Цитата: Bhudh от февраля  6, 2020, 06:37

Чё обычно у ирокезов ведьмы ... делают?
Ведьмы у ирокезов обычно убиваются. Просто, быстро и эффективно. Если кто-то из женщин начинает превращаться в кого-то не того, это нехорошо, по ирокезским представлениям. Колдовство, шаманизм - это не путь ирокеза. Есть общество Ложных Лиц, достаточно. Поэтому смысл не в том, чтобы разобраться, что делает ведьма, а в том, чтобы её не было. Но они ж хитры, они ж понимают что к чему ведёт. Поэтому прячутся. А их находят.
Ко всеобщей радости. В том и смысл.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Damaskin


Наманджигабо

Цитата: Damaskin от февраля  6, 2020, 09:13
Цитата: Наманджигабо от февраля  6, 2020, 08:36
Есть общество Ложных Лиц, достаточно.

Что за общество такое?
Это знахарское общество. Его члены для проведения ритуалов вырезали себе маски, олицетворяющие того духа, который помогал в достижении цели (вылечить больного или способствовать урожаю, или погоду установить, или что ещё на благо ирокеза). Маски вырезались из дерева или делались из кукурузы. По понятиям ирокезов духи не были особо красивы, поэтому маски, прямо скажем, напугать могут. Ну и пусть злые духи боятся. А добрые люди ирокезы Ложных Лиц уважали. И уважают наверное по сю пору.
Например:
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Страшная история от махикан...

Месть вдовы.

Однажды зимой несколько молодых мужчин пошли на охоту. Они обычно охотились в верховьях реки Махикан, известной сегодня как река Гудзон, туда отправились они и теперь. В один из дней все они ушли охотиться, а женщина, жена одного из них, вместе со своим ребенком осталась в лагере. Она очистила зерно и, чтобы промыть, опустила его в ручей, текущий с горы. И увидела в воде отражение каких-то людей. Они красили лица, и это показалось ей дурным знаком.
Она поспешила обратно в лагерь. Мужчины все еще были на охоте, но когда они вернулись, она рассказали им об увиденных людях и о том, что их лагерь ночью подвергнется нападению. Мужчины подготовились к битве и сказали женщине, чтобы она уходила и пряталась. Их, воинов, было очень мало, и надежды на победу почти не было.
Уже почти совсем стемнело, женщина понимала, что далеко ей не уйти, но она вспомнила о большом полом бревне, там она и спряталась вместе с ребенком.
В своем убежище она слышала звуки боя. Она слышала, как какой-то мужчина назвал ее мужа по имени и сказал: «Собака поранил мне палец». Женщина догадалась, что ее муж и другие воины были атакованы людьми, которые их знали, что их убили люди их собственного, а не вражеского народа. Но когда она видела их в воде, они никого не узнала.
Вскоре все стихло. Женщина услышала шум неподалеку от бревна, в котором пряталась. Они искали ее. Кто-то сказал: «Мы видели женщину, и она не могла уйти далеко». Другой ответил: «Может быть она внутри этого бревна?» Первый взял палку и пошевелил ей в бревне, но палка не достала до того места, где она скрывалась. Вскоре враги ушли. Женщина и ее ребенок тихо просидели в бревне всю ночь.
Когда настало утро, они выбрались и поспешили в свою деревню коротким путем, надеясь достичь ее раньше убийц. Она рассказала о нападении и сказала, что все, кто был с ней, убиты.
Вождь велел всем воинам собраться. Женщины приготовили для них еду, а затем спрятали жену убитого охотника, чтобы ее не узнали убийцы.
Когда все собрались, вождь предложил всем поесть, и они ели, пока не насытились. И тут он заметил у одного из воинов повязку на пальце. Вождь спросил, что с ним случилось, на что воин ответил, что его укусил бобр. Этот воин вместе с группой своих родственников отсутствовал накануне. Но женщина, чей муж был убит, выскочила из своего укрытия и сказала: «Ты лжешь, это мой муж ранил тебя!»
Остальные воины накинулись на убийцу и тех, кто с ним был, и всех их убили.
Месть была омрачена лишь тем, что убийцы могли быть похоронены, а мужа этой женщины и его товарищей оставили в лесу на съедение диким зверям.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Раз уж о делаварах заговорили. У меня только это есть. Вроде новодел... Но взята с аутентичного источника.

Воин и Орел
Делавары

Много лет назад делавары верили, что если храбрец выдернет перо из хвоста живого орла и будет носить это перо, он не только всегда будет храбрым и мужественным, но и удача всегда будет следовать за ним. Поэтому молодые охотники старались поймать орлов, приманивая их волчьим мясом на высоких утесах. Орлы очень любят волчатину.
Жил когда-то молодой воин, крайне отчаянный, честолюбивый и смелый. Он мечтал об орлиных перьях для головного убора и хотел сам вырвать их из живых орлов. Он нашел высокое место, куда орлы часто прилетали, и в течение нескольких дней раскладывал там волчье мясо. Потом он убил большого волка, принес его к этому месту и повесил большую часть туши около края утеса. А сам скрылся за секвойей с разветвленной палкой, готовый схватить орла.
Тотчас прилетел орел, чтобы получить вожделенный кусок, но молодой воин счел этого орла слишком маленьким и отогнал его. Вскоре прилетел другой, но этот также не удовлетворил храбреца. Он отогнал и еще нескольких, не будучи удовлетворенным оперением.
Внезапно он услышал шум тяжелых крыльев и перед ним появился орел, намного больший, чем он сам. У этого орла, не похожего на других, перья были красные, как будто окрашенные кровью. Орел не тронул мясо, но упал прямо на юношу, схватил его когтями и унес к высокому утесу, с которого было невозможно сбежать, кроме как спрыгнув навстречу верной смерти.
На утесе было большое гнездо, в котором сидели четыре молодых орла. Большой орел оставил храбреца в гнезде и сказал ему: "Ты должен оставаться здесь и заботиться о моей молоди, пока они не вырастут достаточно большими, чтобы отнести тебя туда, где я тебя схватил. Я – верховный вождь орлов. Твоя жадность и тщеславие привели тебя сюда. Тебе не нравилось оперение птиц, которых я посылал тебе. Теперь ты должен остаться здесь и пострадать за свою жадность, и, возможно, когда ты вернешься, ты будешь рад взять те перья, какие мы тебе даем". Ничего иного для молодого воина не оставалось, кроме как остаться и охранять молодых орлов. И он старался заслужить их дружбу и любовь, а также и старого орла, который иногда прилетал в гнездо, принося в когтях оленя, кролика или другую дичь.
Наконец, после того как воин пробыл там много дней, молодые орлы начали учиться летать. Иногда они улетали далеко от гнезда почти на весь день и оставляли его одного. Он чувствовал себя одиноким и размышлял, не оставили ли они его для того, чтобы он умер с голода или для того, чтобы съесть его. Или они действительно собирались отнести его туда, где его нашел старый орел. Он не долго оставался в неведении. Однажды большой орел прилетел снова и сказал: "Теперь, мой молодой друг, мои внуки отнесут тебя туда, где я тебя нашел. Я прослежу, чтобы они не бросили тебя, пока ты не достигнешь того места в безопасности". Тут же двое из молодых орлов схватили храбреца своими когтями и полетели к утесу, где он приманивал орлов волчатиной. Это было недалеко от гнезда, и они скоро достигли того места. Там храбрец нашел несколько орлиных перьев, которым был весьма рад, даже не дергая их из живого орла. И возвратился с ними к своему народу.
Урок, который он вынес из своего приключения, заключался в том, что возможности в конце концов заканчиваются, если не пользоваться ими, все время надеясь на лучшее.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Почему у Совы большие глаза.
Ирокезы


Равэно(1), Творец Всего, создавал животных. Однажды он занимался Кроликом. И Кролик сказал: «Я хотел бы, чтобы у меня были красивые длинные ноги и длинные уши, как у оленя, и острые клыки и когти, как у пантеры».
«Я сделаю их такими, какими они хотят быть. Дам то, о чем они просят», - сказал Равэно. По просьбе Кролика он делал ему длинные задние ноги.
Сова, еще не обретший своего облика, сидел на дереве неподалеку и ждал своей очереди. Он сказал: «У-у, у-у, я хочу, чтобы у меня была красивая длинная шея, как у лебедя, великолепные красные перья птицы-кардинала, длинный клюв и прекрасная корона белой цапли. Я хочу быть лучшей из птиц, самой красивой и быстрой!»
Равэно сказал: «Тише. Отвернись и смотри в другую сторону. Лучше даже совсем закрой глаза. Разве ты не знаешь, что никому не позволено наблюдать за тем, как я работаю?» И дальше стал заниматься Кроликом, делая ему длинные уши, как тот и просил.
Но Сова отказался выполнить требование Равэно. «У-у, у-у, - ответил он, -  Никто не может указывать мне, куда смотреть. Никто не может приказать мне закрыть глаза. Я хочу наблюдать за тобой и буду!»
Равэно рассердился. Он стащил Сову с его ветки, вдавил ему голову глубоко в тело, тряс до тех пор, пока глаза его не расширились от испуга, таскал за уши, пока они не вылезли наружу.
«Ну вот, - сказал Ровено, - это послужит тебе уроком. Теперь ты не сможешь вытягивать шею и подглядывать за тем, что тебе не положено видеть. Теперь у тебя большие уши, чтобы слышать, когда тебе говорят, что что-то делать нельзя. Теперь у тебя большие глаза, но не настолько, чтобы следить за мной. Потому что бодрствовать ты будешь только ночью, а я работаю днем. И не будет у тебя красных перьев, а будут они вот такими серыми, – Равэно натер Сову грязью, - в наказание за неповиновение!»
И Сова улетел с плачем: «У-у, у-у, у-у».
Затем Равэно вернулся к Кролику. Но тот был так испуган гневом Творца, пусть даже обращенного не на него, что убежал незаконченным. Поэтому у Кролика длинные только задние ноги, и он вынужден прыгать, вместо того, чтобы бегать или ходить. Кроме того, Кролик так испугался, что до сих пор боится всего. Он не получил ни клыков, ни когтей, как просил, чтобы защитить себя. Если бы он не убежал тогда, был бы как все другие звери.
А Сова так и остался таким, каким его в гневе создал Равэно. С большими глазами, короткой шеей и ушами, торчащими по бокам головы. Днем он спит на верхушках деревьев, а бодрствует только ночью.

(1) - "Равэно" - это не ирокезское имя. Это английский вариант "Хавенийо", "Равэнийо", "Лавэнийо"... На разных ирокезских языках, от гуронов до тускарора, это - одно из имён создателя. Гичи-манидо, Вакан Танка, Великий Дух - для ирокезов это все он, Таронхайвагон... Да, иногда его и так называли.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Пересказ. Потому что точный текст пропал. Но сказка примечательна тем, что, возможно, сюжет навеян библейским мифом о сотворении Евы. Которая первому человеку в пару была дана. Конечно, индейцы по-своему рассказали.

Первая женщина.

Чероки.

Жил один человек. Совсем один. Тосковал, скучал, бесился от одиночества. Зверей просто так убивал. Звери, конечно же, расстраивались. Собрались они посоветоваться и решили к Великому Духу идти, просить управу на человека. Как положено, собрали магарыч, самогоночки там на меду, кабанчика забили, сальцо чтобы... собрали в общем. Пришли, сели и стали жаловаться. Медведь сказал: "Эхх... Просто так нас мочит, по беспределу". Олень сказал: "Вот..." Все сказали. Великий Дух выпил, кабанчиком закусил и задумался. Потом говорит: "Даа, блин..." "Ладно, - говорит, - помогу. Есть у меня то, что его усмирить должно. Если уж не оно, то хана вам. А может и мне даже... Во попали!"
А человек тем временем все опускался и опускался. Не мылся, чеснок жрал как не в себя, пах плохо. Спал он под кустом кукурузы. Там его Великий Дух и нашёл. Пнул под ребра и говорит: "Вставай! Глаза открой, смотри. Это тебе". Человек глаза открыл, видит, на кусте женщина сидит. Ах, какая! Красавица, глаз не отвести! Челюсть у человека упала, губа за ней, а мозг такой: "Да ты офигел! Снится тебе это. Спи давай". Ну человек перевернулся на другой бок, да и захрапел снова. Великий Дух рассердился, пнул человека ещё раз и говорит так строго: "Да ты нюх потерял что ли? Вставай, говорю. А то медведю отдам!" Ну тут-то человек подскочил, "Ах, - говорит, - мадам, я понял, ходи сюда". А женщина носом потянула, глазками стрельнула, "Фи! - сказала, - Ты, Великий Дух, мне что обещал? А это бомжара какой-то. Да ещё и вонючка. Не пойду". Человек ситуацию прочитал, в речку метнулся, сосновых иголок пожевал, переоделся, снова пришел, красавец красавцем, чисто Ален Делон, ручку учтиво подал, улыбнулся, дрогнуло сердце женское. "Ладно уж, пойду", - говорит. Изящно так с кукурузы спрыгнула, початок обломав. И в сумочку его положила. Сказала, что надо так.
Человек дом построил, женщина поле раскопала, посадила туда кукурузу и ещё зерно всякое. Говорит человеку: "Ну а чо сидишь? Иди, убей зверюгу какую. Не просто так только! Есть его будем. Индейку не убивай!" Ну и продолжил человек зверей убивать. Но уже не просто так, так что беспредел прекратился.
С тех пор все чероки так поступают.
Индейку не убивают. Потому что индейка зерно всякое не клюёт, только спелое. Как только чероки видят, индейка зерно клюёт, радуются: "Ага!" - кричат, - "Смотрите, индейка зерно клюёт, значит, нам тоже можно!" А индейку потом тоже можно убивать. Кушать. Заведено так...
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Цитата: Damaskin от февраля 25, 2020, 12:30

Чем больше - тем лучше :)
И то верно :)

Снова чероки.

Герой и рогатая змея.


В давние времена жили огромные змеи с чешуей, сверкающей почти как солнце. У них на головах было по два рога и они обладали волшебной силой притяжения. Увидеть такую змею всегда было плохим знаком.
Кто бы не пытался спастись он нее, вместо того, чтобы бежать от змеи, бежал прямо к ней в пасть. Только великие знахари и охотники могли убить двурогую. Для этого нужна была либо тайная магия, либо великая сила. А охотник должен был попасть стрелой в седьмую полосу на змеиной шкуре.
Однажды чероки взяли в плен молодого индейца шауни. Они обещали ему свободу, если он сумеет найти и убить такую змею. Юноша много-много дней охотился в горах и пещерах, и наконец нашел ее в горах Теннесси.
Он зажег огонь из сосновых шишек, выложив из них большой круг. И пошел прямо на двурогую. Когда змея увидела охотника, она подняла голову. Шауни воскликнул: «Я умру или буду свободен!»
Затем он тщательно прицелился и выстрелил в седьмую полосу на шкуре змеи. И тут же, быстро развернувшись, прыгнул через огонь и оказался внутри огненного круга, в безопасности.
Змея извергла целый поток яда, но огонь остановил его. Благодарные чероки, как и обещали, вернули храброму шауни свободу.

Четырьмя днями позже несколько чероков пошли туда, где юноша убил рогатую змею. Они собрали куски змеиных костей и шкуры и поместили их в священную связку. Они бережно хранят ее для детей и внуков, так как верят, что эта связка принесет удачу их племени.
А еще на том месте образовалось озеро с черной водой. Женщины чероки окунают в эту воду ветки, из которых они плетут корзины. Так они научились, наряду с другими цветами, окрашивать корзины в черный.

Змеи вообще плохой персонаж у большинства народов. Вот у оджибве человека со змеиным именем не встретишь. У лакота, если я правильно вспоминаю то, что говорил мне мастер Йода Иеска, тоже. Вот опять только делаварам пофиг. Гросс Шланге? - да запросто!
Эту двурогую змею сиу звали Унктехи или Унчегила. И ей тоже надо было пробить седьмую чешуину. Пробили конечно же. Сиу так-то упорный народ, как что пробить - пробьют. И ещё была битва между этой богомерзкой тварью и Вакиньян Танка, Громовой Птицей.
У оджибве рогатый змей - Чи-гинебик (Великий Змей), злая магия, живущая в воде. На рогатых змей охотились Громовые Птицы, Бинэси. А человека, который видел Чи-гинебика во сне, признавали способным к магии. У оджибве есть легенда, где оджибвейский знахарь вступил в магический поединок со знахарем-надавэ (ирокезом), и ирокез показал ему рогатого змея, сказав, что это - хранитель его народа. Оджибвей просто тыкнул пальцем в небо, откуда спустилась хранитель оджибве Громовая Птица, и радостно курлыкая змея замочила. Но эта легенда скорее всего родилась во времена единственной войны оджибве и ирокезов. Потому что у ирокезов тоже есть легенды о рогатом змее, который отнюдь не положительный персонаж.

В общем, рогатый змей - один из древнейших персонажей мифологии многих, совершенно разных народов Северной Америки. Плохой персонаж.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Ну и ещё про женщин тогда...

Невеста-дух

Пауни


В деревне пауни умерла молодая женщина. Племя похоронило ее в лучших одеждах, и после похорон отправилось на охоту.
Ее возлюбленный в это время отсутствовал в деревне, а когда он вернулся, уже никого не было. Еще издалека он увидел, что на крыше хижины кто-то сидит. Подойдя ближе он узнал свою невесту. Она, увидев юношу, спустилась вниз и вошла внутрь. Он последовал за ней и спросил:
- Почему ты одна?
- Все ушли на охоту, - ответила девушка, - Я была неподвижна, и мои родственники ушли без меня.
Молодой человек хотел жениться на ней немедленно, но она сказала:
- Нет, я еще не могу выйти за тебя замуж. Не бойся того, что должно случиться. Сегодня духи будут танцевать...
А затем ее возлюбленный узнал, что она умерла и он говорит с духом. Духи мертвых часто приходили и разговаривали с живыми.
И вот духи начали свой танец, с песнями обходя хижину за хижиной. Молодой человек слышал, как они идут по пустой улице, входят и выходят из домов. Затем они зашли в ту хижину, где находился он сам и, затянув песню, закружились вокруг него.
На следующий день юноша убедил девушку последовать за их народом и присоединиться к охоте. Они отправились в путь, но она вновь сказала, что еще не может стать его женой. Когда они взошли на вершину холма, за которым племя устроило стоянку, девушка остановилась. Она сказала:
- Теперь ты должен пойти в лагерь первым и приготовить для меня место. Я должна спать за перегородкой и оставаться там четыре дня и четыре ночи. Ты не должен говорить со мной и упоминать мое имя.
Юноша спустился с холма и нашел оборудованное для него жилище. Он сказал одной из его родственниц, чтобы она пошла и привела девушку, ждущую на холме. Женщина спросила: «Кто она?» Но молодой человек, помня об условии не называть ее имени, назвал имена ее родителей. Родственница сказала: «Она не может быть той девушкой! Потому что она умерла за несколько дней до того, как мы ушли на охоту».
Он ничего не ответил, но выглядел таким рассерженным, что женщина предпочла выполнить его просьбу без дальнейших расспросов. Она поднялась на вершину холма, но никого там не обнаружила. Тогда молодой человек пошел сам. Девушка стояла и ждала его.
- Ты не послушал меня и рассказал кто я. Теперь я навсегда останусь духом. Из-за тебя я никогда больше не смогу жить на земле.
И она исчезла...
Юноша вернулся в лагерь и умер во сне той же ночью.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Снег выпал. А раз так, то, по оджибвейским понятиям, можно рассказывать о священном. Духи под снегом спят, не услышат и не разозлится, ежели чо. Даже если это духи макозидов...  черноногих то есть.

Происхождение священной Трубки

Черноногие


Из собрания сказок черноногих Blackfoot Lodge Tales, by George Bird Grinnell, [1892]

Вы слышали гром... он повсюду. Он грохочет в горах, его голос разносится по всей прерии... Он ударяет в высокие утесы, и они рассыпаются. Он бьет по дереву, и оно раскалывается. Он попадает в человека, и он умирает... Он плохой. Ему не нравятся возвышающиеся утесы, стоящие деревья и живые люди. Ему нравится разрушать все до основания. Да! Он могущественен, один из самых могущественных. Но я еще не сказал вам самого худшего: иногда он крадет женщин.
Когда-то давно, почти в начале времен, сидели в своей хижине один человек и его жена. Пришел Гром и обрушился на них. Человек не погиб. Сначала он был как мертвый, но потом ожил и огляделся. Жены не было. «Она, наверное, пошла за водой или за дровами...» - подумал он. Но когда солнце ушло за горизонт, он вышел и стал спрашивать людей о своей жене. Никто ее не видел. Он обыскал окрестности стоянки, но не нашел ее. Тогда человек догадался, что жену похитил Гром. Он взошел на холм и горевал в одиночестве...
Когда пришло утро, мужчина встал и отправился на поиски жены. Он спрашивал всех встреченных на пути зверей, не знают ли они, где живет Гром. Они лишь смеялись и ничего не отвечали. Волк сказал: «Неужели ты думаешь, что мы будем искать дом того единственного, кого мы боимся? Только он представляет для нас опасность. Мы можем убежать от кого угодно, но не от него. Он ударяет в нас, и мы умираем. Вернись! Иди домой! Не ищи жилище Ужасного». Но человек пошел дальше. И вот он подошел к хижине, очень странной хижине. Она была из камня; на вид такая же хижина, как и все остальные, но из камня. Там жил вождь Воронов. Человек вошел внутрь.
- Добро пожаловать, друг мой, - приветствовал его вождь Воронов, - Садись, садись...
И перед человеком поставили еду. Когда он насытился, Ворон спросил:
- Зачем ты пришел?
- Гром украл мою жену. Я ищу место, где он живет, там я смогу найти и ее.
- Ты осмелишься войти в дом этого ужасного существа? Он живет неподалеку отсюда. У него такая же каменная хижина, а внутри ее висят глаза тех, кого он убил или украл. Он забирает их глаза и подвешивает их в своем доме. Итак, рискнешь ли ты войти туда?
- Нет. Я боюсь. Как человек может увидеть такие ужасные вещи и остаться в живых?
- Никто не может, - сказал Ворон, - Но есть кое-кто, кого Гром сам боится. Кто-то, кого он не может убить. Это мы, Вороны. Я дам тебе магические вещи, и он не сможет навредить тебе. Войди внутрь хижины Грома и ищи там среди глаз глаза жены, и если найдешь их, то скажи Грому, зачем ты пришел и заставь его отдать их тебе. Вот, вороново крыло. Взмахни им перед ним, и он отшатнется. Если это не поможет, то вот тебе стрела. Ее древко сделано из рога лося. Говорю тебе, возьми ее и стреляй через хижину.
- Зачем ты издеваешься надо мной? – воскликнул бедняга, - Мое сердце грустит. Я плачу.
Он закрыл голову рубахой и зарыдал.
Ворон сказал:
- О, да ты не веришь мне! Пойдем. Пойдем, и ты поверишь.
Они вышли наружу и Ворон спросил:
- Далеко ли деревня твоего народа?
- Очень далеко.
- Сколько дней ты в пути?
- Мое сердце скорбит. Я не считал дни. Ягоды выросли и поспели с тех пор, как я ушел.
- Ты видишь отсюда свою деревню?
Человек молчал. Тогда Ворон потер свои глаза и сказал: «Смотри!» Человек посмотрел – и увидел лагерь. Он увидел его очень близко. Он видел людей и дымы, поднимающиеся над типи.
- Теперь ты веришь, - сказал Ворон, - Возьми крыло и стрелу, иди и верни свою жену.
Итак, человек взял эти магические вещи и пошел к дому Грома. Он вошел и сел на пороге. Гром сидел напротив и смотрел на смельчака гневным взглядом. Но человек посмотрел под свод хижины и увидел множество пар глаз. И среди них глаза жены.
- Ты зачем пришел? – спросил Гром ужасным голосом.
- Я ищу жену, которую ты похитил. Вон висят ее глаза.
- Никто из людей не может войти ко мне и остаться в живых, - сказал Гром и собрался убить человека. Но тот взмахнул черным вороновым крылом, и Гром отшатнулся, упал на ложе и задрожал. Но вскоре оправился и снова решил напасть. Тогда человек наложил стрелу из рога лося на тетиву лука и выстрелил сквозь каменную стену хижины. Стрела прошла насквозь, и хижину залил солнечный свет.
- Стой! – сказал Гром, - Остановись. Ты сильнее меня. В твоих руках великая магия. Я верну тебе жену. Сними ее глаза.
Человек перерезал веревку, на которой висели глаза жены, и она сама тут же оказалась возле него.
- Вы знаете, кто я, - сказал Гром, - Я обладаю великой силой. Я живу здесь летом, но когда приходит зима, ухожу далеко на юг. Я ухожу вместе с птицами. Вот моя трубка. Она волшебная. Возьми ее и храни. Когда в первый раз весной вы меня услышите, наполните ее и зажгите. Обратитесь ко мне с молитвой, ты и твои люди. Чтобы я принес дождь, который делает ягоды крупными и спелыми. Я принесу дающий всему рост дождь. Об этом вам следует просить меня. Вам и всем людям.
Вот так люди обрели первую священную трубку. Это было очень давно.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Просто на ночь :)

Гигантский отец москитов

Тускарора

Жил когда-то громадный москит. Он был даже больше медведя и еще страшнее. Пролетая над землей, он затмевал солнце, становилось темно, как ночью. Его крылья шумели громче, чем ураган. А когда он был голоден, он прилетал в деревню, хватал человека или двух – и от них оставались только кости.
Снова и снова воины пытались убить чудовище, но их стрелы отскакивали от него, как капли от листьев. Они не знали, что делать.
Тогда вождь и знахарь племени решили вместе молиться Создателю, чтобы он помог им уничтожить ужасного москита. Они разожгли большой огонь и пели, плясали и молились.
Летучая мышь и паук услышали их мольбы и решили посмотреть, что могут сделать они. Летучая мышь кружила в небе, ища монстра, чтобы напасть на него и убить. А паук плел огромную сеть, чтобы попытаться его поймать.
Москит прослышал об их планах и, зная, что не сможет победить летучую мышь, решил бежать. Он полетел, полетел так быстро, что никто не мог его даже заметить. Он был быстрее молнии. Только шум его крыльев раздавался в воздухе. Но летучая мышь была почти так же быстра.
Гигантский монстр летел через озера, реки и горы на восток. Летучая мышь гналась за ним, не ведая усталости.
Стремительно, словно орел, москит пересек океан. И даже там за ним гналась летучая мышь.
Когда солнце опустилась на конце неба в красную мглу, чудовище подлетало к Великим Озерам на востоке. Он обернулся и увидел догоняющую его летучую мышь. И в тот же миг попал прямо в сеть паука.
Битва была короткой, и гигантский москит был уничтожен. Брызги его крови разлетелись во все стороны. И... случилось странное. Капли крови обратились в маленьких москитов с острыми жалами.
Едва появившись на свет, они разлетелись всюду и стали без предупреждения нападать на животных. Эти маленькие москиты с острыми жалами объединялись в тысячные отряды.
Это случилось очень давно, но и по сей день существуют тысячи и тысячи москитов. Летучая мышь по-прежнему охотится на них каждую ночь. А паук все еще плетет сеть, чтобы ловить их.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Как появились гремучие змеи.
Пассамакуодди

     Вы знаете змею, At-o-sis(1)? Так вот, хуже всех – гремучая змея. Давным–давно гремучие змеи были очень гордыми индейцами. Они были очень заносчивыми, слишком высоко о себе думали. Они не склонялись перед великим, но придавали большое значение малому.
     Глускап предупредил их о великом потопе. Но они сказали, что им все равно. Глускап убеждал их, говоря, что вода поднимется выше их голов. Но они лишь ответили, что будет очень сыро. Он призывал их к смирению и молитве. Но те индейцы радовались. Он сказал: «Наступает великий потоп».  А они троекратно приветствовали это событие. Он сказал: «Вы все утонете в водах». А они вновь издали приветственный возглас, затем взяли свои погремушки, сделанные так, как делали в старину, из скрепленных черепаховых панцирей, наполненных мелкими камнями, и, потрясая ими, устроили великий танец. (После, когда белый человек привел коров и быков, погремушки стали делать из рогов).
     Да, это был великий танец! Начался дождь, но они танцевали. Гремел гром, но они трясли свои погремушки и кричали на него. Тогда Глускап разозлился. Он их не утопил, но превратил в гремучих змей. И сегодня, когда они видят идущего человека, они поднимают головы и качают ими. Так выглядит змеиный танец. А еще они трясут погремушкой на хвосте, точно так же как те индейцы во время танца. Как вам такая музыка?


Эта легенда пассамакуоди рассказана пожилой женщиной, миссис W. Wallace Brown. В племени до сих пор существует этот странный змеиный танец.
(1) – Atosis вообще-то мифический великий змей. Здесь, наверное, бабушка так всех змеюков обобщила.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Я проверяю и сверяю, что где выкладывал, чтоб больше косяков таких не допускать. Но тема ж не на карантине, поэтому тоже сказка. С неизвестным авторством. Баян старый среди индеанистов. Но здесь не все ж старые индеанисты, может и не читал кто :)

...Великий Змей маялся бездельем и не знал, о чем бы поговорить с Гремучей Рекой
- Белая акация расцвела, - он решил поговорить о природе.
- Что вы говорите? - ахнула Гремучая Река - Белая Акация расцвела? Ей же еще нет шестнадцати весен.
- Весенний дождь ее питал. - Змей не понял как дерево может быть несовершеннолетним и на всякий случай продолжил говорить о природе.
- В каком смысле питал? - запунцовела от смущения Гремучая Река - Весенний Дождь - великий воин! Белая Акация не подходит ему.
- Весенний дождь - это влага, льющаяся с небес весной, а никакой не воин. - возразил Великий Змей.
- Влага, Льющаяся с Небес - это моя двоюродная тетя! - рассердилась Гремучая Река - Я не позволю говорить о ней скабрезности! Она вдвое старше Весеннего дождя!
- Я не говорю о твоей тете, скво! - начал сердится Великий Змей - Я говорю о дожде. Простом дожде!
- Ааа. Простой Дождь - другое дело. Он в самом деле жил когда-то с тетей. Но это было давно....
- Великий Маниту!!! - вздохнул Великий Змей - Ну почему у моего вигвама сидит дура? Дождь - это дождь! Природное явление! Влага, льющаяся с небес! Превращающая землю в грязь, в которой вязнут бизоны!!!
- Я не понимаю, вождь. Я честно пытаюсь понять, но не понимаю. Зачем это бессмысленное перемывание косточек? Зачем это перечисление имен? Влага - моя тетя. Весенний Дождь - гурон. Простой Дождь - сиу, живший с Влагой когда-то. Природное Явление - шаман комманчей. Грязь, в Которой Вязнут Бизоны - жена Великого Бизона. Все эти люди никак не связаны! Зачем все в кучу-то мешать?
- Иди сюда, скво! - Великий Змей потащил Гремучую Реку через поляну - Видишь дерево? Видишь?! Это - белая акация!!
- И совсем не похоже. Белая Акация - толстая и малость кособокая. А это дерево - стройное и красивое! Это скорей - Быстроногая Лань!
- Ёёё... А я-то дурак, хотел рассказать как я убил лань на охоте неделю назад! - вздохнул Змей - Слава тебе Маниту!
- ТЫ убил Лань?!! - побледнела Гремучая Река
- Нет!!!! Я убил бизона! А нет!! Я не убивал Великого Бизона! Стоп-стоп!! Ты знаешь зайца? - решил он уточнить сперва
- Быстроного Зайца, Макаречивеподобного Зайца, Раненного Зайца или Плодовитого Зайца? - деловито уточнила жена.
- Фак! - ругнулся на непонятном языке Великий Змей - Я вообще не был на охоте. Как я мог кого-то убить?
- Ааа. - успокоилась жена - Я хотела тебе сказать, Великий Змей.. У нас будет ребенок.. Я надеюсь что это будет сын, который вырастет великим воином и величайшим вождем. И назовем мы его...
- Андрейкой!!! - заорал Великий Змей - Андрейкой мы его назовем! Андрей Великозмеевич! Я все сказал, скво!!


"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Когда-нибудь, часа в 3 в начале лета по индейскому времени, эти все пандемии закончатся. Можно будет снова гулять везде и думать не только о себе, но и о других. О муравьях например,потому что вот:

Как появились муравьи
Чокто

Великий Дух в одно и то же время сотворил из желтой глины самых первых людей и кузнечиков. Они были созданы в подземной пещере, а затем пошли на поверхность по большому туннелю. Люди и кузнечики выходили одновременно и расходились во все стороны. Но люди были намного больше насекомых и многих из них растоптали. Кто-то даже убил Великую Мать кузнечиков, живущую в пещере!
Боясь быть уничтоженными полностью, кузнечики воззвали к Великому Духу (Hashtali) и попросили, чтобы люди больше не выходили. Великий Дух услышал и сжалился над ними. Он сделал туннель намного меньшим и превратил остающихся людей в муравьев, так что они не могли больше топтать кузнечиков. Муравьи, которых вы видите сегодня - те люди. Не наступайте на них!
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Одну из версий об ирокезском монстре, Летающей Голове (он же Большая Голова), я уже выкладывал. Это другая. Вроде бы от тускарора. О том, что даже монстры бывают добрыми и хорошими. Иногда.




...Где-то далеко жила одинокая семья, десять братьев и их дядя. Старшие братья каждый день охотились, а младшие, недостаточно взрослые для суровой жизни в лесу, оставались с дядей или ходили недалеко от дома. Однажды охотники вовремя не вернулись. Вечером, который не принес никаких известий о пропавших юношах, дядя и младшие братья забеспокоились. Старший из оставшихся мальчиков решил отправиться на их поиски. Дядя согласился, и он ушел. Но не вернулся.
Утром другой брат сказал: «Я пойду искать братьев». Получив согласие, он ушел. И тоже не вернулся. Один за другим уходили братья на поиски, но также безвестно пропадали. Наконец остался самый младший из братьев, но на его просьбу отпустить его на поиски, дядя, боясь потерять последнего из племянников, ответил отказом.
Однажды, когда они пошли в лес, до них донесся глубокий стон. Он исходил как будто из-под земли, из-под самых ног. Они прислушались. Звук повторился – без сомнения, это был человеческий стон. Они принялись спешно разрывать землю и буквально через мгновение откопали человека, покрытого плесенью, без сознания. 
Двое отнесли несчастного в свою хижину, где растирали его медвежьим жиром, пока он не пришел в сознание. Очнувшись, он никак не мог объяснить, каким образом он оказался погребенным заживо. Он сказал, что охотился, а потом его сознание помутилось и что он больше ничего не помнит до тех пор, пока не очнулся в хижине в обществе старика и мальчика.
Хозяева предложили чужаку остаться с ними и вскоре обнаружили, что он был не простым смертным, а могущественным волшебником. Иногда он вел себя странно. Однажды ночью, во время ужасной бури, он постоянно ворочался на своем ложе, не в силах заснуть. В конце концов он взглянул на дядю, и сказал:
- Ты слышишь шум? Это мой брат, Большая Голова, несущийся на ветре. Разве ты не слышишь, как он воет?
   Старик задумался, услышав столь странную речь, а затем спросил:
- Если ты позовешь, он придет сюда?
- Нет. Но мы можем заманить его сюда при помощи колдовства. Чтобы он пришел, у тебя должна быть его еда. Кленовые чурки, он питается ими.
   Странный человек ушел на поиски своего брата, Большой Головы, захватив с собой лук. По пути он сделал себе стрелы из корня гикори. Около полудня он подошел к жилищу брата. Чтобы видеть, а самому оставаться незамеченным, он превратился в крота и пополз через траву, пока не увидел Большую Голову. Тот сидел на скале и, дико глядя на сову из-под злобно сведенных бровей, рычал: «Я вижу тебя!» Человек-крот наложил стрелу на тетиву и выстрелил в него. Стрела, летя в направлении монстра, становилась все больше и больше, но она развернулась к тому, кто ее послал. И как только это случилось, человек обрел свое естественное обличье.
   Он бросился бежать туда, откуда пришел. Очень скоро он услышал, что Большая Голова гонится за ним на крыльях урагана. Когда ужасное существо уже было готово схватить его, он повернулся и выстрелил в него. Снова и снова таким образом он отбивался от преследователя, пока не привел его к хижине, где жили его спасители.
   Как только Большая Голова влетел в хижину, дядя и племянник принялись бить его деревянными колотушками. К немалому их удивлению, монстр рассмеялся, потому что признал своего брата и был рад встрече с ним. Он с аппетитом съел приготовленные для него кленовые чурки, а затем ему рассказали об исчезнувших братьях. Большая Голова сказал:
- Я знаю, что с ними случилось. Они попали в лапы ведьмы. Если этот юноша (он указал на племянника) составит мне компанию, я покажу ему жилище ведьмы и кости его братьев.
   Мальчик, любивший приключения и желавший узнать о судьбе братьев, тут же согласился идти к дому ведьмы. Он и Большая Голова незамедлительно отправились в путь. Они нашли ведьму, сидящую у входа в жилище. Перед ее домом все было устлано иссохшими костями. Ведьма, заметив их, принялась петь заклинание, с помощью которого ведьмы превращают живых людей в сухие кости, но с мальчиком и его спутником ничего не случилось. По заранее оговоренному знаку они бросились на ведьму и убили ее. Как только она умерла, ее тело превратилось в птиц, зверей и рыб. А то, что от нее осталось, они сожгли дотла.
   Теперь нужно было среди груды костей отыскать кости девятерых братьев. Это было нелегко. Но они сделали это. И Большая Голова сказал мальчику: «Я иду к себе домой, к моей скале. Когда я буду пролетать в буре над этим местом, я прикажу этим костям ожить. Они оживут и вернутся с тобой».
   Мальчик остался один, но через какое-то время он услышал приближение страшной бури. Из нее Большая Голова воззвал к братьям и они тотчас ожили.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

На просторах инета, в Фейсбуке в частности, индейцы тоже рассказывают сказки. Или истории, или байки... Сегодня прочитал:

... Однажды кроу атаковали лагерь шайенов. Они убили почти всех, кроме одной женщины, которая убежала в лес со своим младенцем. Она бежала от кроу день и ночь, почти выбилась из сил. Но вдруг заметила, что за ней идёт огромный медведь гризли. Новый страх придал ей силы, и она снова побежала. Женщина бежала ещё день и ещё ночь. Она боялась и кроу, и медведя, боялась за себя и своего ребёнка. Наконец силы ее совсем оставили и она упала. Она не могла подняться и лишь плакала. Огромный гризли приблизился, женщина сжалась, прикрыв собой ребенка... И услышала голос. Медведь говорил ей: "Не плачь и не бойся. Я не убью ни тебя, ни твоё дитя. Я не преследовал вас, я лишь закрывал твои следы своими, чтобы вас не нашли кроу..."

Вот такая вот история.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Нашёл часть... Записал это всё вроде как Дорси на границе 19 и 20 веков. Пересказ практически прямой речи стариков, ответственных за хранение памяти племени, знахарей.

Откуда есть пошли шайены...

...Вначале Великий Дух создал землю. И воды на ней, и солнце, и луну, и звёзды. Затем далеко на севере он создал прекрасную страну вечной весны. Там не было зимы со льдом и пронизывающим холодом. Всегда была весна. Повсюду росли дикие ягоды и фрукты, а зелёные деревья укрывали тенью потоки чистой воды, бегущие во все стороны.
Эту прекрасную страну Великий Дух заселил животными, птицами, насекомыми и рыбами всех видов.А затем он создал людей и поместил их среди прочих своих созданий. Все звери, большие и малые, большие и малые птицы, и рыбы, и насекомые, все могли говорить с людьми, все понимали друг друга, все жили в дружбе и на всех был один язык.
Люди ходили нагими, питались медом и фруктами и никогда не знали голода. Они бродили повсюду, а когда наступала ночь, они, усталые, ложились в прохладную траву и спали. А днём разговаривали с животными, они были одним народом...
Великий Дух создал три расы людей. Первая - те, у кого волосы покрывали все тело; вторые, белые люди, у них волосы были на голове, вокруг лица и на ногах; и третьи, красные люди, с очень длинными волосами на голове.
Волосатые люди были очень сильны. Белые люди с длинными бородами были самыми хитрыми и умными в прекрасной стране. А красные люди были очень активны и бегали быстрее всех. Великий Дух научил их ловить рыбу, и они ели её. Другие люди ничего не знали о мясе.
Спустя какое-то время волосатые покинули север и ушли в пустынные земли на юге. За ними ушли и красные люди. Бородатые тоже ушли, но никто не знает, куда. Говорят, что они стали предками бледнолицых.
Перед тем, как красные люди ушли из прекрасной страны, Великий Дух говорил с одним из них и благословил его и его народ. Великий Дух велел ему собрать всех людей в одном месте. Человек позвал людей, и они пришли. Это был первый раз, когда люди собрались все вместе. Великий Дух благословил их и вдохнул в них тайное, чтобы разбудить их спящий разум. С той поры люди обрели знания и знали отныне, что делать.
Великий Дух снова говорил с одним из людей и сказал, чтобы он научил остальных жить вместе, так чтобы они могли совместно трудиться, и прикрыть свои нагие тела одеждами из шкур пантер, медведей и оленей. Великий Дух научил их обрабатывать камни. И они стали делать из камня разную утварь, а также топоры и наконечники стрел и копий.
После того, как Великий Дух собрал людей, они и дальше оставались вместе. Они покинули прекрасную страну и двинулись на юг, туда же, куда ранее ушли волосатые. Те оставались нагими, но красные люди оделись, как им было велено Великим Духом.
Когда красные люди пришли на юг, волосатые уже расселились повсюду и устроили себе жилища в  горах под холмами или в пещерах высоко в горах.
Красные редко видели волосатых, потому что те были пугливы и всегда скрывались внутри пещер при приближении красных. Там у них были кровати из шкур и листьев, а также посуда и каменные орудия, такие же, как у красных людей. Волосатых людей становилось все меньше, пока они совсем не исчезли. Сегодня индейцы не могут сказать, что с ними стало.
После того, как красные люди пришли на пустынный юг, Великий Дух снова говорил с одним из них. И велел сказать людям, чтобы они возвращались на север, потому что бесплодный юг будет затоплен. И они вернулись. Белокожих бородатых людей там уже не было, и некоторых животных тоже. Красные больше не понимали зверей, но властвовали над ними. Они приручили пантер и медведей, чтобы те добывали для них других животных, которых люди ели.
Люди размножились, стали выше ростом, сильнее и активнее. Они снова покинули прекрасную страну и ушли на юг. Вода сошла, выросла трава и деревья, земля была  так же прекрасна, как север. Они долго оставались там, но пришел новый потоп и разогнал красных людей во все стороны. Когда воды спали и земля высохла, люди бродили небольшими общинами, совсем как до того времени, когда Великий Дух собрал их вместе. Вода унесла почти все, люди были на грани голода, и они снова двинулись на свою родину, на север. Но там они нашли пустыню. Не было деревьев, не жили звери, в воде не плавали рыбы.
Увидев, во что превратился их некогда прекрасный дом, люди плакали, женщины и дети рыдали. Так было в самом начале, когда Великий Дух создал нас... Спустя много сотен лет, перед началом зимы, земля сотрясалась, высокие горы изрыгали огонь и дым. А с зимой снова пришли наводнения. Все люди, мужчины и женщины, все вынуждены были укутаться в одежды из меха и жить в пещерах, потому что зима была долгой и холодной. Она убила все деревья, но когда пришла весна, они выросли снова. Люди очень страдали, голодали, но Великий Дух сжалился и дал им кукурузу и бизонов. С тех пор не было ни сильных наводнений, ни голода. Люди снова ушли на юг. Их стало много, они разделились на многие племена, каждое говорило на своем языке. После второго потопа люди никогда больше не объединялись.
В каждом племени потомков древних шайенов, живших в прекрасной стране далеко на севере, которые обрели Великое Пророчество, были особенные люди, волшебники. Они обладали сверхъестественной мудростью.
Их чары овладевали не только людьми, но и животными. Неважно, насколько большим и свирепым был зверь. Если волшебники обращали на него свои чары, он становился настолько ручным, что люди могли подходить к нему совсем близко и делать с ним что угодно. Эти тайные знания были получены от древних шайенов, пришедших с севера. Сейчас только один Косматый 1 понимает древний церемониал, и шайены чтут его наравне с Хранителем священных стрел и его помощниками 2.
Волшебники прошлого знали тайные силы, но они не могли собрать бизонов в большие стада или пророчествовать, как это делал Пророк со священными стрелами 3, посланный к шайенам Великим Духом. Его стрелы всё ещё высокочтимы среди шайенов.
Почти все старики подтверждают, что современные белые выглядят так же, как те бородатые, которые жили на севере вместе с древними шайенами. Но потом Великий Дух послал зимы, разделившие красных и белых людей. А потопы разделили красных людей. Так шайены объясняют наличие множества племен, говорящих на разных языках. 

1 - великий знахарь шайенов, один из информаторов Дорси.
2 - хранители священных стрел и их помощники были самыми почитаемыми людьми среди шайенов. Священные стрелы вместе со священной бизоньей шапкой - главные талисманы народа. Считалось, что пока священные стрелы с шайенами, народу ничего не грозит. Но в 1830 году священные стрелы были захвачены пауни. Шайенские знахари сделали новые священные стрелы. Видимо, копия оказалась слабее оригинала. Однако шайены до сих пор хранят и священные стрелы, и священную шапку.
3 - здесь вроде как речь идёт о главном пророке шайенов, Душистой Магии. Он же Мальчик Стрел, он же Мотцейоф. Ему было явлено пророчество и даны священные стрелы. Он собрал людей и передал им закон. Персонаж, о котором надо писать отдельно. Где-то про него у меня тоже было собрано.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Продолжение (но ещё совсем не окончание) "книги бытия" от шайенов.

...Много тысяч лет назад шайены жили в стране, лежащей далеко на севере, за огромной водной гладью. Два или три года им досаждали враги, превосходившие их числом. Шайены едва не стали рабами, сердца их были наполнены скорбью. Среди них был великий знахарь, а у него был деревянный обруч, вроде тех, которые используются для игр. На одной стороне обруча были привязаны перья сороки, а напротив - кремневый наконечник копья, направленный в центр. Однажды ночью знахарь собрал людей вместе и увел их прочь. Он все время держался впереди, в левой руке неся длинный посох, а в правой, горизонтально земле, свой обруч, с кремневым наконечником, направленным вперёд. Никому не было дозволено идти перед ним.
На четвертую ночь путешествия они увидели висящий в воздухе яркий свет, который, как казалось, был от них совсем недалеко. Когда они приближались, свет исчезал и вновь появлялся недалеко впереди. Так они шли за светом ещё несколько дней, пока не пришли на берег большого водоема. Знахарь приказал шайенам выстроиться в линию у кромки воды, и они повиновались. Знахарь объявил, что намерен перевести их через воду, чтобы они оказались в прекрасной стране, где будут жить всегда. Он сказал людям, что они должны петь с ним четыре раза, и что на четвертый раз они пойдут за ним через воды. Сам он, пока все пели, ходил вперёд и назад, и на четвертый раз пошел прямо в воду. Все пошли за ним. Он сказал не смотреть вверх, только вниз. Воды расступились, и они шли посуху, а вокруг них высились стены воды. Свет, ведущий их, исчез, но они шли за знахарем, пока не достигли прекрасной страны...
Новая страна оказалась богата дичью. Знахарь учил шайенов многому, но казалось, что они не очень сильны умом, хотя телесно были очень сильными. Из этих шайенов вышли большие, сильные, высокие и жестокие мужчины и женщины. Их стало много, тысячи. Они были так сильны, что могли взваливать на спину и носить убитых ими больших животных.
Они приручили пантер и медведей и дрессировали их охотиться для них. У них были Луки и стрелы, они всегда были одеты в меха и бродили в своем невежестве как дикие звери.
В те дни жили очень большие животные. Одни выглядели как коровы, но были в четыре раза больше. От природы они были совсем ручными и паслись вдоль рек. Люди доили их. Мальчики и мужчины числом до двадцати могли забираться им на спину, и это их совсем не тревожило.
Другие из этих гигантов имели тело лошади, но также у них были рога и огромные острые зубы. Они были самыми опасными. Они питались людьми. У них был человеческий разум и они могли издалека выслеживать людей благодаря невероятному чутью. Но их было мало. В реках жили громадные змеи, настолько громадные, что человек не мог перепрыгнуть через них.
Шайены долго оставались на севере, но в конце концов двинулись на юг, погрузив на собак свои пожитки.
Во время их путешествия начался дождь и вода начала заливать землю. Реки выходили из берегов, а дождь все шел и шел. Наконец незатопленными остались только вершины самых высоких холмов. Люди были напуганы и растеряны. На одном из холмов остались несколько тысяч человек, отрезанные от основной части племени прибывающей водой.
Когда дождь кончился и вода спала, отрезанная часть племени пыталась найти соплеменников, но им не удалось обнаружить никаких следов. С тех пор шайены задаются вопросом, утонули те люди или стали каким-то другим племенем. Много лет спустя они встретили племя, в языке которого было много их слов, поэтому сейчас многие верят, что часть их народа до сих пор живёт на севере.
Почти все животные утонули или погибли от голода. Фруктовые деревья, плоды которых служили людям пищей, тоже.
Спаслись несколько больших серых волков, которые скрестились с собаками. Собаки были такими большими, что могли нести на себе детей.
После потопа разум шайенов, казалось, пробудился ото сна, но тело их ослабело, потому что они голодали. Долгое время они держались только на сушёном мясе и грибах...
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо



А вот почему оджибвеи так любят цветочные мотивы?
А вот почему:

Однажды одному маленькому мальчику наскучили его игрушки. Он убежал в лес и играл там среди деревьев. Играл долго, устал и прилёг отдохнуть. И уснул, как это часто бывает с маленькими детьми. Один лесной дух, проходя мимо, заметил, что мальчик во сне замёрз и укрыл его одеялом, которое сделал из цветов, листьев и трав и украсил дикими ягодами. А когда мальчик проснулся, он был очень рад такому подарку лесного духа.  И унес его с собой. С тех пор цветы, листья, травы и ягоды украшают теплые одеяла и одежду оджибве...

Эту историю рассказала Анна Джиббс, хранительница языка и легенд оджибве. Но, справедливости ради, следует отметить, что растительные мотивы были любимы по всему Северо-востоку. Их любили и ирокезы, и абенаки. Но никто так, как оджибве.



"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Кстати, о цивилизованных более-менее...
Вроде не было ещё.

Волки и Море   
Хайда

Однажды один человек нашел на берегу двух волчат. Он взял их в свой дом и вырастил. Когда волчата подросли, они стали уплывать в море, убивать китов и приносить их на берег, человеку в пищу.
Каждый день они делали это, и вскоре мяса скопилось так много, что оно начало портиться.
Когда Тот, Кто Наверху увидел такую безумную растрату, он напустил туман и волки не могли найти ни китов, чтобы убить их, ни дорогу назад к берегу.
Они были вынуждены остаться в море и превратились в касаток.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Расписная черепаха.
Пеория

Жил однажды один вождь, а у него была очень красивая дочь. И был один черепаха, который полюбил дочь вождя. Но ни девушка, ни ее родители не обращали на него никакого внимания, и поэтому он не мог просто прийти с ней повидаться или поговорить. Он все время думал: «Как бы мне заполучить эту девушку?», но день проходил за днем, а его все так и не замечали. Наконец он подумал: «А что если мне раскраситься? Они увидят и спросят, отчего это я раскрасился». Он раскрасился и пошел к хижине вождя. И девушка влюбилась в него с первого взгляда. Тогда он сказал ей следовать за ним и пришел к большой реке. Девушка, увидев его в первый раз, подумала, что он человек, но когда они вошли в воду и она вдруг вместо мужчины увидела черепаху, она сказала: «Я не могу и дальше идти за тобой». Он ответил: «Иди за мной, ты станешь такой же черепахой, как и я». Она пошла и превратилась в черепаху, только другую, с мягким панцирем.
После этого случая женщин иногда называют черепахами.

As told by an unidentified Peoria informant to Truman Michelson, 1916
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Наманджигабо

Из серии "Как оно получилось так, как оно есть".

Бурундук и Медведица
(Сенека)

Медведица считала себя самым могучим зверем и при каждом удобном случае хвасталась силой перед другими животными.
Однажды она заспорила с бурундуком, и бурундук спросил: «Почему ты так хвастаешься? Твоя сила не так уж велика». Медведица очень рассердилась и заявила, что она так сильна, что, если захочет, то остановит восходящее солнце.
Бурундук сказал: «Нет, ты не сможешь».
«Подожди, увидишь», - ответила Медведица.
Но одурачить Бурундука было не так-то просто. Со словами «Солнце взойдет как всегда» он согласился подождать. Когда солнце взошло, Бурундук засмеялся и начал дразнить Медведицу за хвастовство, пока та не разозлилась настолько, что набросилась на него. Он спасся, его нора была совсем рядом, но пока он туда бежал, Медведица попыталась схватить его лапой. Бурундук выскользнул и скрылся в норе.
На следующий день он вылез с тремя отметинами от медвежьих когтей на спине. И носит их до сих пор.

Почему норка пахнет
(Чероки)

Норка был вором. Таким, что животные в конце концов собрались на совет, чтобы решить, что же с ним делать. Решено было его сжечь. Они поймали Норку, развели костер и бросили его туда.
Когда пламя разгорелось, и до них донесся запах жареного мяса, они подумали, что Норка наказан достаточно, что, возможно, теперь он исправится, и вытащили его из огня.
Норка обгорел почти до черна, он и сейчас такой. И, когда на него нападают или когда он взволнован, пахнет подгоревшим мясом.
А урок, тем не менее, впрок не пошел, Норка остался вором.

Откуда у оленя рога
(Чероки)

Раньше рогов у оленя не было. Его голова была такой же гладкой, как у оленихи.
Олень очень быстро бегал, а Кролик славился своими прыжками. Все животные гадали, как же получается быстрее, бегом или прыжками. И решили устроить состязание между Оленем и Кроликом. Победителю полагалась награда – пара рогов. Олень и Кролик должны были пробежать через густой лес и вернуться. Кто первый выйдет из чаши – тот и победитель.
И вот в день гонки все животные собрались вместе. Рога отмечали место старта. Все были восхищены их красотой. Но Кролик вдруг заявил: «Я не знаю этой местности. Мне хотелось бы осмотреться». Он ушел в заросли и долго не появлялся. Он так долго не появлялся, что животные подумали, а не замышляет ли он чего? И послали за ним гонца. Гонец обнаружил Кролика посреди леса. Тот грыз кусты, таким образом расчищая себе дорогу.
Посланник вернулся и обо всем рассказал. Когда вышел Кролик, его обвинили в обмане, но он все отрицал. Тогда звери пошли и своими глазами увидели ровную дорогу, которую он себе сделал. Олень был признан победителем и получил рога. А Кролик и по сей день грызет кустарники.

Почему у уток красные глаза
(Дакота)

Однажды в поисках пищи Иктоми (Паук, трикстер у сиу) поднялся на вершину холма и увидел у его подножия большое озеро. И множество уток. Иктоми несколько минут подумал, затем спустился, набил мешок сухой травой, поднялся снова на вершину и встал так, чтобы утки его хорошо видели.
Утки его заметили...
-Эй, Иктоми, что это ты тащишь за спиной?
-Песни...
-Ну тогда спускайся и спой их нам!
Конечно же, Иктоми сразу согласился. Он спустился на берег озера и построил из принесенной травы хижину. А затем пригласил в нее уток. Уток пришло много, так что потребовалось немало времени, чтобы они все расселись. Когда же они наконец устроились, Иктоми закрыл вход и велел уткам зажмуриться. И начал петь:

-Кто откроет глаза, у того они станут красными,
Кто откроет глаза, у того они станут красными,
Кто откроет глаза, у того они станут красными...

Песня уткам понравилась, и они начали танцевать в такт. А Иктоми ходил от одной к другой и сворачивал им шеи. Когда половина уток уже лежали со сломанными шеями, Иктоми добрался до лебедя, который пришел к уткам в гости и последовал за ними слушать песни. Но свернуть шею лебедю оказалось не так-то просто! Она была длинной и крепкой! Страшно перепуганый лебедь закричал. Одна из молодых уток открыла глаза, увидела происходящее и подняла тревогу:
-Откройте глаза! Откройте глаза и посмотрите! Иктоми убил почти все наше племя!
Оставшиеся в живых открыли глаза... И они стали красными, как и пел Иктоми. Вот поэтому у уток глаза до сих пор красные.

Почему жук лысый
(Хопи)

Однажды, на окраине селения Шонгопови, играющие дети нашли жука и стали смеяться над ним:
- Смотрите, смотрите, жук совсем лысый! Он лысый!
Жук очень обиделся на насмешки детей и решил во что бы то ни стало отрастить себе волосы. Он очень старался, но у него ни чего не получалось. Тогда он намазал голову глиной и прилепил на нее пучок овечьей шерсти. Получилось очень красиво! Жук решил тут же показаться в селении – пусть все увидят, что он не лысый!
Пока жук полз к селению, солнце поднялось высоко. От его тепла глина на голове жука высохла и потрескалась, и к тому времени когда жук добрался до селения, вся овечья шерсть с растрескавшейся глиной осыпалась с его головы. В это момент жука заметили дети.
- Смотрите, это опять лысый жук! – закричали они.
И опять обиженный жук решил обзавестись волосами.
Рано утром он приполз к кактусу, отломил его колючку и из кактуса закапал липкий сок. Жук собрал его и намазал им голову. На липкий сок он приклеил пучок волос койота, которые нашел в траве. Ему очень понравились его новые волосы и он заторопился к селению что бы похвастаться и показать, что он не лысый!
Пока жук добирался до селения, солнце своим теплом высушило сок кактуса и он, как и глина, растрескавшись, отвалился вместе с волосами койота. Но спешивший жук этого не заметил и когда на окраине селения он вновь встретился с детьми, те опять засмеяли его.
Жук разозлился и решил действовать иначе.
Он собрал сосновой смолы, подобрал пучок волос, которые собрала с гребня и кинула в траву женщина из селения. Перед тем как лечь спать, жук приклеил смолой волосы к голове и улегся в траве, на окраине селения.
«Завтра в Шонгопови праздник и я успею туда к самому началу. Я приду на праздник с роскошными волосами и все будут завидовать мне!» – Думал жук.
Пока он спал мягкая смола стекла с его головы, а ночная прохлада сделала ее твердой и бедный жук оказался приклеенным к земле. Когда рассвело, и жуку пришла пора идти, он так и не смог оторваться от земли.
В селении начался праздник, а жук лежал и только мог слышать доносившиеся до него звуки.
- Вот сейчас они танцуют Бобовый Танец! – сокрушаясь, бубнил жук. - А сейчас – Танец Оленя!
Долго лежал приклеенный к земле жук, лежал до тех пор пока солнце не поднялось достаточно высоко и его лучи не упали на голову жука. От тепла смола размякла и бедный жук смог освободиться. И тогда он очистил свою голову, вышел к селению и сказал:
- С этого дня все жуки будут лысыми!
И так оно и стало.
"Giishpin izhichigeyan apane gaa-bi-izhichigeyan, megwaa naasaab ge-debinaman apane gaa-bi-debinaman" (с)

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр