Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Праиндоевропейское, праславянское и праиранское ударение

Автор Devorator linguarum, декабря 5, 2017, 17:40

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Devorator linguarum

Хотелось бы больше узнать про сабж и брожения в современных индоевропеистических умах по его поводу.

Во-первых, праиндоевропейское. Для него музыкальность восстанавливается со всякими акутами-циркумфлексами, или чистая монотонная динамика? Вроде последнее, но даже не обращаясь к запутанным балто-славянским рефлексам, откуда тогда музыкальное ударение в древнегреческом?

Во-вторых, праславянское (и прабалтийское). Его из праиндоевропейского научились наконец нормально выводить, или до сих пор нет?

В-третьих, праиранское. Доказано, что оно было разноместным и морфологически обусловленным по типу ведийского, рефлексы чего есть в древнем авестийском и современных афганском, мунджанском и т.п. Однако в праиранских реконструкциях ударение нигде не указывают. Данных для реконструкции слишком мало?

Alone Coder

Даже правосточнославянское ударение не восстановлено. Судя по всему, оно не просто наполнено аналогиями, а прямо из них состоит.
"Кардинальный принцип" (о том, что ударение определяется первой "доминантной" морфемой) ложен. Но пложение костылей для его спасения и скрещивания восточнославянского ударения с южнославянским, а их вместе - с балтским - это хорошая кормушка. Можно писать бесконечное количество "научных работ" с нулевым практическим результатом.

Devorator linguarum

А реконструкция праславянского музыкального ударения с акутами и т.п. что-то лучше объясняет?

Alone Coder

Если бы оно было привязано к слогу, а не к морфеме, то ещё куда ни шло. Но там кроме этого ещё отдельное силовое ударение и долгота, каждый перпендикулярный параметр добавлен для объяснения отдельной группировки славянских.

Devorator linguarum

А вот это, с перпендикулярными параметрами - кто суть главные специалисты по такой реконструкции?


Bhudh

Для ранней (пра)латыни тоже, однако, восстанавливается архаическое музыкальное + инновационное экспираторное на первом слоге, которое послужило причиной заударной редукции кучи гласных.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Devorator linguarum

Ну в латыни-то музыкальное ударение монотонное. В отличие от греческого, балтийского и славянского.

Bhudh

В каком смысле монотонное?
А в древнегреческом куча тонов была, что ли? Это ж не китайский, в греческом единственная разница в ударениях: моровая.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Devorator linguarum

Цитата: Bhudh от декабря  5, 2017, 23:24
в греческом единственная разница в ударениях: моровая.
Да. Но все же в греческом два типа музыкального ударения на долгих гласных имеют смыслоразличительное значение, а в латыни не имеют.

Alone Coder


Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Devorator linguarum

Я правильно понимаю, что если не заморачиваться славянами и балтами, можно без проблем реконструировать праиндоевропейское разноместное экспираторное ударение по данным древнеиндийского (с иранским, где в иранском еще что-то осталось), греческого и германского (где его следы фиксируются законом Вернера)? А все расхождения между данными этих трех источников объяснить аналогическими выравниваниями?

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Devorator linguarum

А в чем его такая особая музыкальность? Насколько понимаю, в греческом музыкальности побольше. В смысле, в ведийском смыслоразличительно только место, а в греческом и характер самого ударения (хотя и только на долгих гласных). Или у ведийского есть какие-то музыкальные секреты, про которые я не знаю?

Bhudh

Просто непонятно, как Вы по нему собрались восстанавливать экспираторное :donno:.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Devorator linguarum

А правильно ли называть ведийское или любое другое неполитоническое ударение музыкальным?

Guldrelokk

Цитата: Bhudh от декабря  5, 2017, 21:55
Для ранней (пра)латыни тоже, однако, восстанавливается архаическое музыкальное + инновационное экспираторное на первом слоге, которое послужило причиной заударной редукции кучи гласных.
Назовите основания для реконструкции «архаического музыкального» ударения.

Guldrelokk


Lodur

Цитата: Devorator linguarum от декабря 10, 2017, 21:36А правильно ли называть ведийское или любое другое неполитоническое ударение музыкальным?
А сколько должно быть тонов?
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Alone Coder

Есть мнение, что трёхтоновые системы происходят из двухтоновых, бестоновые тоже. А двухтоновые из глоттализации или долготы..

Кстати, моя дочка последовательно произносит глотальную смычку вместо "т", даже в середине слова.

Lodur

Цитата: Alone Coder от декабря 26, 2017, 18:13Есть мнение, что трёхтоновые системы происходят из двухтоновых, бестоновые тоже.
Я просто не знаю, как считается количество тонов. Всякие энциклопедии и пишут об этом как-то непонятно. В ведийском есть удатта (типа, акут), анудатта (типа, гравис) и сварита (типа, циркумфлекс). Это сколько тонов?
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Alone Coder

anudātta
noun
Low-pitch accent (grave), which precedes the acute udātta, in Vedic Sanskrit.

svarita
noun
Falling accent, which usually follows the acute udātta, in Vedic Sanskrit.

Получается один.

Lodur

Цитата: Alone Coder от декабря 26, 2017, 18:25
anudātta
noun
Low-pitch accent (grave), which precedes the acute udātta, in Vedic Sanskrit.

svarita
noun
Falling accent, which usually follows the acute udātta, in Vedic Sanskrit.

Получается один.
Сварита не всегда следует за удаттой, а только "usually". В 10% случаев она не следует за удаттой. (Правда, там всё объясняется сандхи, и т. п., но факта это не отменяет).
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Bhudh

Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр