Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Личные и фамильные имена абхазов

Автор Давид Дасаниа, февраля 12, 2010, 09:35

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Давид Дасаниа

Уважаемый форум! Приветствую всех вас из солнечной Абхазии! Решил присоединиться к вашему сообществу, так как не представляю своей жизни, во-первых, без интеллектуального общения и, во-вторых, без изучения языков. Наиболее близкий к моему родному языку - абазинский язык - я изучил тогда, когда мне было 19 лет. Затем научился читать и писать на языках адыгов (адыгейцев, кабардинцев и черкесов). Могу читать и понимать (где лучше, где чуть хуже) тексты, написанные на турецком, карачаево-балкарском и осетинском языках. Интересуюсь языками убыхов, хаттов, шумеров и басков. Давид Дасаниа - это мои настоящие имя и фамилия. Работаю в отделе этнологии Абхазского института гуманитарных исследований имени Д.И. Гулиа Академии наук Абхазии. Являюсь специалистом истории и этнологии абхазских фамилий. Предлагаю вашему вниманию тему, посвящённую абхазским личным и фамильным именам. Мой электронный адрес: dasania@mail.ru. Мобильный телефон: +79407767679.
Для начала ознакомлю вас со способами образования абхазских фамилий. Фамильные имена в абхазской антропонимике подразделяются на две основные группы: 1) образованные при помощи фамильно-патронимических формантов (иными словами, формантные фамилии – ФФ) и 2) образованные без фамильно-патронимических формантов (иными словами, бесформантные фамилии – БФ).
В абхазской антропонимии ФФ (Абухба, Инал-ипа, Хециа, Ануа, Ашхараа и другие) занимают значительное место. Из формантов группы ФФ наиболее распространены патронимический формант «-ба» (па), что означает «сын» и фамильный формант «-иа». По способу образования ФФ подразделяются на группы, в образовании которых наряду с фамильными основами участвуют: формант «-аа» (Аимхаа, Арстаа, Аублаа, Бигуаа, Гуаджаа и др.), формант     «-ба» и показатель множественности «-аа» (Какубаа, Качабаа), усеченные формы форманта «-ба» («-па»)  и формант «-иа» (Накопиа, Тамбиа, Хахубиа и др.), форманты «-ба» и «-иа» вместе со срединным суффиксом  происхождения  «-л» (Шарбалиа), формант «-ба» («па») и показатель множественного  числа  «-р»  (Ампар, Дбар, Чукбар и др.), усеченные формы форманта «-ба» («-па») и «-уа» что означает «люди»  (Джопуа, Харабуа и др.), форманты «-дз» и «-аа» (Брандзаа, Сандзаа и др.), формант «-ипа» (Инал-ипа, Дзапш-ипа, Шат-ипа), суффикс происхождения «-л» и формант «-аа» (Апшьлаа, Лагулаа, Харчлаа), суффикс происхождения «-л» и формант «-иа» (Гулиа, Дарсалиа, Кутелиа), формант «-пха» (Инапха), формант "-уа (-оу)" (Ануа, Ашхаруа, Дзадзуа, Матуа), формант «-хуа», что означает «сын» (Самахьхуа, Хатхуа) и др.
По своему этимологическому значению все вышеуказанные  форманты, суффиксы и иные элементы относятся к абхазскому языку и означают: формант «-аа» - формант, наделённый обобщённо-множественным значением (например, Агрба – Аграа «Агрбовы»), формант «-ба» происходит от абхазского слова «апа» (сын, потомок), формант «-иа» связан с абхазским словом «аира» (рождение, родиться) и используется в значении «рождённый», формант      «-уа» происходит от слова «ауаю» (человек). Из указанных формантов лишь формант «-хуа» происходит от адыгского слова «къуэ» (сын). Модель БФ обычно состоит из одной единственной фамильной основы или образовывается путём сложения двух различных основ (Арлан, Барцыц, Еник, Капш, Маан, Смыр, Чкок и др.). Особенностью абхазской антропонимии является использование ряда фамильных имён как с фамильно-патронимическими формантами, так и без них (Блабба - Блаб, Варданиа – Юардан, Кайтанба - Кайтан, Смырба – Смыр). Наличие или отсутствие формантов в этих фамильных именах может быть объяснено традицией, согласно которой в абхазской речи имена и фамилии наиболее известных личностей в сочетании произносятся без окончания  фамилий. 

Давид Дасаниа

В составе мегрельского населения Гальского района Абхазии, помимо сравнительно немногочисленной группы носителей коренных мегрельских фамилий, в основном встречаются потомки старинных абхазских фамилий. Причем, здесь, в Гальском районе, и поныне проживают носители абхазских фамилий, однофамильцы которых исчезли в других районах Абхазии. К таким фамилиям относятся Апшилава (наименование которой происходит от этнонима «апсил», известного в римской историографии с I века в качестве обозначения одного из основных древнеабхазских племен), Ардия и Ардбелава (предки которых были известны среди абхазов под фамилией Ардба), Аскурава (предки которых, по нашему мнению, происходят от абхазов из древнеабхазского рода Ашкурцаа), Булискерия (в прошлом – носители древней и уважаемой в народе фамилии Абраскил), Алшибая, Ростобая, Царагбая, Цхуцхубая, Эзугбая и другие.
Здесь нужно особо отметить факт абхазского происхождения почти всех коренных фамилий мегрелов Гальского района, о чем, кстати, подтверждают и данные топонимики. Приведем несколько примеров. Среди них следует назвать наименования таких местностей, как Атарба идзыхь (источник рода Тарба в селе Чхуартал), Ахиба (наименование местности в селе Гумуриш на границе сел Окум и Речхь, название которой дублирует фамильное имя известной абхазской крестьянской фамилии), Ачангуарта (стоянка рода Чанба в селе Окум), Гудзба (холм у правого приустья реки Ингур, название которого дублирует фамильное имя в прошлом достаточно известного и крупного абхазского рода Гудзба, известного ныне под мегрелизированной фамилией Гвадзабия), Гумуриш (село в Гальском районе, название которого правильнее произносить в форме «Гумрыпш», что в переводе с абхазского языка означает "святилищное место рода Гумба"), Капш-кыт (местность на границе сел Окум и Чхуартал, название которой происходит от фамильного имени рода Капш), Нажанео (современное Нажанаури, название которого происходит от фамильного имени абхазо-адыгского рода Жанаа - Жанэ), Сида (местность вблизи города Гал, название которой происходит от фамильного имени абазинского княжеского рода Сидовых), Чабалхуа (местность в районе села Окум, название которой происходит от фамильного имени абхазского княжеского рода Чаабал).

Leo

У меня вопрос: мне попадались тексты, где фамилии абхазских князей употреблялись в двух вариантах, а в абхазском, и, видимо, в грузинском (или мегрельском), напр. Чачба=Шервашидзе и т. д. Это буквальный перевод одного языка на другой или какое-то другое значение ?

Давид Дасаниа

В Абхазии, судя по данным различных источников, существовало два рода князей, из которых первый род состоит из представителей рода Чачба, а второй – из всех остальных княжеских родов. Князья из упомянутого здесь владетельного рода были наиболее могущественны. Их покровительство считалось, как справедливо отмечает Г.А. Дзидзария, «выше покровительства каждой из тавадских фамилий, а потому и лица, приближенные к владетелю, всегда могли рассчитывать на увеличение числа своих подвластных». В Абхазии, как отмечает Г.А. Дзидзария, постоянно шел процесс возвышения одной фамилии за счет других, но возвышения только до известной степени. Фамилия Чачба появилась в результате удвоения фамильной основы «Ачба». В вопросе происхождения этой великокняжеской фамилии мы склонны согласиться с утверждением известного абхазского литературоведа Дениса Чачхалиа, опубликованным в качестве комментария к книге Карлы Серены «Путешествие по Абхазии» (Москва,1999). Согласно этому утверждению, царь Давид, наследник абхазских царей, в 1124 году передал Абхазию в качестве наследственного владетельства ширванской (современный Азербайджан) ветви абхазской великокняжеской фамилии Чачба, за которой в дальнейшем закрепилось прозвище Ширваншис-дзе (Ширванские), впоследствии ставшее их вторым фамильным именем в виде Шервашидзе. Такова, по крайней мере, наиболее популярная версия происхождения второго фамильного имени абхазского владетельного рода Чачба. Как и откуда возникло само фамильное имя "Чачба" - это второй вопрос. Если имеете желание, можно рассказать Вам и о нём.

koko

Уважаемый Давид Мканович. Скажите пожалуйста свое мнение о происхождении фамилий Мукба. заранее спасибо.

Давид Дасаниа

Уважаемый koko! Рад Вашей настойчивости в деле изучения фамилии Мукба. Так получилось, что на сайте "Абхазия.орг" по техническим причинам довести свой интернет-проект мне не удалось. А время, как говорится, не ждёт. Оно беспощадно стирает и тот минимум информации, который остался ещё в абхазских деревнях, в памяти людей, которым 70-80 лет. В небытие уходит, быть может, самая главная история Абхазии - это история абхазских фамилий. Ещё лет 10 и от фамильной истории многих славных абхазских родов мало, что останется. Данную тревогу я испытываю и в отношении интересующей Вас фамилии.
Дело в том, что фамилиями абхазов я занимаюсь не первый год. И собирая полевую информацию, я, естественно, не делаю различий между фамилиями: собираю весь генеалогический материал. Но те Мукбовы, с которыми мне приходилось разговаривать, выдали мне минимум информации: указали на единство происхождения между фамилиями Мукба и Ампар (причём, как говорится в этих преданиях Ампары происходят от Мукба), помнят о генеалогических ответвлениях конкретных семей, упоминают наиболее известных представителей данного рода. И всё. Что же я могу добавить к этому? Итак, слушайте. Во-первых, в Абхазии бытуют две фамилии, записанные в русской транскрипции, как Мукба - это Мукба (Мықәба) и Мукба (Мыҟәба). И по той информацией, которую я слышал, они не являются братьями по общему происхождению: это две разные фамилии. Фамильное имя Мукба (я сейчас говорю о первой форме Мукба) - фамильное имя, как я считаю, оттопо-гидронимического происхождения (происходящее от известного топонима Мыку - Моква, что находится в 15 км к северу от райцентра Очамчыра, в равнинной полосе по обеим берегам реки Моква). Здесь жили далёкие предки Мукбовых, отсюда они распространились на запад (в Гудаутский район) и восток (в Мегрелию, Сванетию и конкретно восточные районы Грузии).  Те, кто, скорее всего, по причине убийства выехал в Мегрелию, стал Мукбая, тот, кто подался в Сванетию, стал Мукбаниани (один из них, а именно Звиад Мукбаниани является председателем комитета по внешним связям Парламента Грузии, другой - Роман Мукбаниани - глава Лентехи), а вот те, которые уехали в восточные районы Грузии, - так они стали Мукашвили.
Когда-то, очень давно, это произошло приблизительно в 18 веке (не ранее, но и не позже), братья из рода Мукба выехали на Северный Кавказ: в современную Адыгею, где поныне в ауле Уляп живут Муковы, и в Карачаево-Черкесию, где среди абазин известны ваши братья Муковы. В Адыгее, среди наших братьев адыгов, живёт немало абазинских фамилий, как например,  Адзинов (Адзынба), Агиров (Агырба), Хухалов (Хухалаа), Тхайцухов (Тхьаицыхуаа),  Муков  (Мыкуба), Хаджимов (Хаджимба), Кумпилов (Къумпылаа) и другие. Один из тех, кто был убит в Абхазии в период грузино-абхазской войны был адыгеец абхазского происхождения Аслан Муков. Благодарные уляпцы назвали одну из самых длинных и благоустроенных улиц Уляпа в честь Аслана Мукова. И школа, где он учился, также названа школой имени Мукова.
И ещё. В РФ, в местечке Архипо-Осиповка функционирует частная пекарня "Мукба", по всей видимости, учреждённая одним из абхазских представителей рода Мукба.  В Казахстане зафиксирована фамилия Мукбаев, которая по корню и форманту подпадает под фамилию абхазов Мукба, но имеют ли Мукбаевы отношения к Абхазии, не знаю.

Juif Eternel

Уважаемый Давид,

мой вопрос не совсем по теме, но связан с ней. Ваша тема посвящена фамилиям абхазов, а мой вопрос касается абхазских фамилий не-абхазов, а именно евреев. Не приезжих, а, так сказать, "коренных". Ведь есть (были?) же такие. Что вы можете сказать о них?
Mir lebn ejbik

Давид Дасаниа

Да, уважаемый  Juif Eternel, среди абхазов действительно существуют "коренные" фамилии еврейского происхождения. Об этом, кстати говоря, сообщают и некоторые источники, о которых в одной из своих работ упоминал абхазский историк Ермолай Аджинджал. Но, насколько мне известно, подобные работы лишь указывают на факт проживания, а фамилии не называют. Не называют по понятным причинам. Почти все абхазы утверждают о своём исконно абхазском происхождении. Но народ-то знает, что, где и как.

Juif Eternel

Большое спасибо, Давид. Только мне не очень понятен ваш ответ. Но, если по "понятным причинам" (вам понятным, а мне совсем непонятным) это не обсуждается, то я снимаю свой вопрос. Желаю удачи.
Mir lebn ejbik

Давид Дасаниа

Juif Eternel, Вы, кажется, чуток разочаровались. Поясню, почему я написал Вам то, что написал. На Северном Кавказе, например, информация об ином национальном происхождении не вызывает у людей такого повышенного интереса и ажиотажа как в Абхазии. Этому есть свои объяснения: периоды грузинизации Абхазии, политика давления на абхазский народ в бытность советской власти и т.п. Но, уважая Ваш интерес, ознакомлю Вас с одним моим материалом. Это касается фамилии Шамба, которая одна не скрывает популярной версии их происхождения от еврейского народа.
Я имею ввиду версию происхождения Шамбовых от знатного еврея Шамбу Багарата. Эти данные имеются в интернете, о нем сообщают и некоторые абхазские ученые. Вот, о чем они сообщают. Итак, около середины 3 века до Р.Х. могущественный и мудрый муж из евреев Шамбу Багарат был осыпан почестями армянским царём Вагаршаком I. Царь пожаловал его роду право быть наследственным сановником, возлагающим короны на Аршакидов, и назначил его начальником над десятками тысяч воинов в западных пределах Армении. Своё влияние Шамбу Багарат сохранил и после того, как отклонил предложение Вагаршака оставить еврейскую веру. В частности, утверждается, что согласно Моисею Хоренскому род Багратуни происходит от знатного еврея Шамбата или Шамбу Багарата, род которого на протяжении веков играл ключевую роль в Армянском царстве. Отмечается, что царь Армении становился царем только после того, как представитель этого рода одевал ему на голову корону. Однако высокое положение рода Багратуни сохраняется недолго. Вскоре царь Аршак (128-115 гг. до н.э.) затребовал от сыновей Багарата поклонения идолам. Отвергнув язычество, двое из сыновей Багарата приняли смерть, другие же сыновья согласились нарушить субботу. При Тигране Великом положение потомков Багарата еще более ухудшилось. Они были лишены начальства над войсками, а одному из них даже отрезали язык. Но, как бы там ни было, им вначале было решено сохранить достоинство начальников конницы. Чуть позднее и оно, это достоинство, было у них отнято.
Жестокие гонения, как утверждают источники в интернете, привели к тому, что род Багратуни оставил впоследствии еврейскую веру, а представители его присвоили себе варварские имена. От Багратуни происходит династия тао-кларджетских Багратионов (Багратидов). Династия Багратидов пришла к власти в Абхазском царстве после отстранения от престола Феодосия Слепого в 978 году. Царь Абхазии Баграт II (в грузинских источниках Баграт III)  являлся представителем армянской ветви Багратидов, происходивших из рода хананеев из Тао-Кларджетского царства, представлявших собою группу семитических племен, в состав которых были финикияне, амореи и евреи (израильтяне, моавитяне, идумеи, аммонитяне).
Подтверждая свое законное вступление во власть, Баграт II издает манифест, известный как «Диван Абхазских царей», в котором перечисляет своих предшественников на абхазском престоле. Баграт II на протяжении всей своей жизни подчеркивал свои абхазские корни и гордился своими абхазскими предками. Баграта вдохновлял громаднейший авторитет его деда Георгия II, царствовавшего в период наивысшего могущества Абхазского царства. Баграт был наследником престола той популярной Абхазии, которая в отличие от других закавказских государств, сумела добиться независимости от Византийской империи еще в конце VIII века. В общей сложности династия Багратидов находилась у власти в Абхазском царстве, а затем и в Грузии с 978 по 1801 год. Это самый настоящий рекорд для царской или королевской династии.

Juif Eternel

Очень интересный рассказ. Я вам очень благодарен, Давид. И ваши "понятные причины" стали мне более понятны. Но мне непонятна еще одна вещь. Вы пишете об абхазах еврейского происхождения. Т.е. они как бы вполне абхазы, и фамилии у них впорне абхазские, и они практически не отличаются от абхазов вполне абхазского происхождения. Но неужели в абхазии нет (не было) просто "своих" евреев, т.е. тех, которые по советскому паспорту были евреи, или, скажем, таких, как жугьургь? Таких, которые пусть не сами, но их дедушки-бабушки жили по еврейской традиции? Мне казалось, что таких стран (т.е. таких, где нет "открытых" евреев) практически нет ни в Европе, ни в Азии. И вдруг, совсем рядом, в стране, которая стала близкой и мне и многим другим, благодаря абхазскому волшебнику слова Фазилю Искандеру, оказывается, нет евреев, а есть только абхазы еврейского происхождения, которые по сути вовсе и не евреи. Или у них тайные синагоги есть?

Давид, я не хочу отнимать у вас времени, которое вы можете употребить на более продуктивную деятельность, хотя бы ту, которую вы начали здесь на форуме. Поэтому можно этот разговор и не продолжать. Ведь я же задал свой вопрос просто из любопытства.

А сегодня уж точно пора кончать. Час-то поздний. Спокойной ночи, Давид.
Mir lebn ejbik

Ахьшь

Есть версия, что Ампар происходит от Мепориа.

Цитата: Давид Дасаниа от февраля 14, 2010, 20:49
Агиров (Агырба)
По-черкесски кажется Агъыр, а не Агыр, не уверен.

Цитата: Давид Дасаниа от февраля 14, 2010, 20:49
Тхайцухов (Тхьаицыхуаа)
Слово явно черкесское, со среднеязычным ху, которое у нас при заимствовании превращается в қә — Ҭҳаиҵықә.


Цитата: Давид Дасаниа от февраля 14, 2010, 20:49
Кумпилов (Къумпылаа)
А разве не Кәымпылаа??


Давид Дасаниа

Уважаемый, Ахьшь! Вы правы. Все Ваши замечания справедливы. Но мне нужно было ответить пользователю быстро и поэтому сразу, прямо на сайте, набрал текст. Раньше, для того, чтобы передать специфические абхазские звуки, я создавал вордовский документ и с помощью одного из шрифтов, позволяющих печатать по-абхазски, писал текст. Затем я копировал его и вставлял в поле ответа. На сей раз я просто решил сэкономить время. Только и всего. А, что касается происхождения рода Ампар, то, на мой взгляд, данное фамильное имя - абхазское, т.к. прекрасно этимологизируется на абхазском языке.

Давид Дасаниа

Уважаемый Juif Eternel! Подтверждаю, что в Абхазии нет ни одного т.н. "абхазского еврея". Все эти евреи давным-давно превратились в абхазов. Численность их невелика. Что же касается еврейской диаспоры, то она у нас имеется. Есть и еврейская общественная организация. Но после войны в Абхазии численность евреев в стране уменьшилось по причине их отъезда. Понять тех, исторических, евреев можно. Вы, наверное, ни разу не были в Абхазии, а если и были, то не общались плотно с феноменально гостеприимным местным абхазским населением. Я приглашаю Вас посетить Абхазию "с визитом". На месте Вы поймёте лучше.

Leo

Есть ли в Абхазии группы населения, изначально неабхазские, но потом "абхазировавшиеся", если да, то можно ли их отличить по фамилиям ?

Давид Дасаниа

Ответ уважаемому Leo. Сразу Вас предупреждаю, что тема истории изначально неабхазских, но ставших абхазскими фамилиями, глубока по хронологии и объёму. Поэтому постараюсь осветить небольшую часть этой проблемы. Безусловно, как и в составе любого другого народа, в составе абхазов есть фамилии неабхазского происхождения. Буду очень краток.
Фамильные союзы у абхазов вплоть до 80-х годов XIX века состояли как из членов одного родственного коллектива и носителей определенных кровнородственных фамилий, так и из семейств и лиц инородного происхождения, которые по различным причинам оторвались от своей родственной группы. Войдя в фамильный союз, чужаки принимали фамильное имя одного из родов, являющихся учредителями союза. Факт принятия бывшими чужаками фамильного имени одного из родов фиксировался в памяти всех носителей рода, причем информацию об этом их потомки сохраняют по сей день. Фамилия Чирикба, носители которой считались представителями сословия «ашнакума», происходили родом из Кабарды. Выехав из Кабарды в Сочи, предки данной фамилии какое-то время находились здесь в качестве подвластных людей убыхского князя Аублаа. В «Материалах к истории Абхазского княжества» И.Антелава и Г. Дзидзария о прошлом фамилии Чирикба мы читаем: «Из Сочи в Абхазию первые Чирикба вышли в то время, когда в Сухуме был пашею Гечь Аслан-бей, родом джигет, а владетельный абхазский род был в изгнании в Турции. Первые Чирикба пришли под покровительство этого паши и были им поселены в селении Яштуха, которое находилось в то время в районе Сухумского пашалыка. До восстановления в Абхазии владетельной фамилии, владетель Зураб, заботясь о заселении пустых мест между Сухумом и рекою Кодором, вместе с другими своими подвластными, переселил и род Чирикба из Яштуха в Пшап и Багажяшта».
К черкесам (адыгам) по своему происхождению относятся и представители славного абхазского рода Баалоу. «Эти шинагмы Баалоа, - читаем мы в «Материалах к истории Абхазского княжества» И. Антелава и Г.  Дзидзария, - тоже пришельцы, из черкесов. Когда они пришли в Абхазию неизвестно, но они с тех пор как поселились в Яштуха оттуда не выходили. Права их на землю те же, что и шинагмы Чирикба. Собственно только эти две фамилии можно считать действительно шинагмами». «Материалы к истории Абхазского княжества» И. Антелава и Г.  Дзидзария сообщают о мегрельском происхождении абхазов из чисто крестьянской фамилии Каландиа, которые «еще при Гасан-бее» (здесь имеется в виду Хасанбей Чачба) были поселены в качестве асасов в селе Яштхуа. Род Канхуа происходит от родоначальника Селыма Канокуа, который в XIX веке по причине убийств переехал в Абхазию из аула Джамбачей, ныне находящийся в Красногвардейском районе Республики Адыгея. Род Кишмаховых-Кишмариа, представители которого в настоящее время компактно проживают на территории Карачаево-Черкесской республики, Республики Абхазия, в различных регионах Российской федерации, в Турции, Сирии и Иордании, происходит от убыхского рода Берзек  (говорят еще Берзег, по-абхазски Абырзыкь). Согласно фамильным преданиям род Берзек проживал на побережье Черного моря близ устья реки Бзып, откуда они были вытеснены турками.
Как с исторической, так и с этнографической точек зрения весьма интересна история происхождения фамилии Ермоловых, представители которой считают себя абхазами русского происхождения и проживают в селе Лыхны Гудаутского района. Приступив к изучению генеалогии данной фамилии, нами были выявлены ценные сведения о времени зарождения абхазской ветви фамилии Ермоловых, а также имена их первопредков. Так, родоначальника абхазов Ермоловых был Даут, родившийся в начале 20-х годов XIX века. Даут Ермолов рожден матерью из дворянского рода Маан. Согласно фамильному преданию, во времена прохождения службы в Закавказье генерала Алексея Петровича Ермолова, у последнего среди влиятельных абхазских князей и дворян были не только враги, но и друзья. Одним из них был Маан – брат матери Даута Ермолова. Алексей Петрович полюбил девушку из рода Маан и взял ее в жены. Генерал недолго был с женой и вскоре уехал в Россию. Жена его осталась в Абхазии. Она воспитала своего сына как настоящего дворянина и женила его на представительнице известного и богатого рода Симониа, принадлежавшего к категории «ашнакума» (мелких дворян). У Даута родились двое сыновей: Чыху и Хумаскя. У Чыхуа два сына: Чач и Кыбей. Другие дети его умерли от «испанки». У Хумаски четверо сыновей и одна дочь: Александр (Саша), Камыс, Миха, Лад, Вера. Дети Чача: Хура, Зина, Чыма, Римма, Эмма. Дети Кыбея: Алексей (известный на всю Абхазию артист театра и кино Алексей Ермолов, названный так в честь знаменитого прапрадеда), Римма. У Саши родились три сына и одна дочь: Зураб, Шота, Лесик. У Камыса была всего одна дочь – Нюся. У Михи был также один ребенок – Музика. У Лада родился Вова. Вера вышла замуж за Марганиа (Маан) и родила Бориса, Котика, Бузу и Валю. Далее идут потомки указанных нами лиц вплоть до их правнуков. Почти все они связаны с абхазскими фамилиями: Ажиба, Ардзинба, Гуаджаа, Купалба, Малиа, Марганиа (Маан), Симониа, Хупориа, Цвижба, Цкуя, Чачибая, Шакрыл и другими.

Ахьшь

Цитата: Давид Дасаниа от февраля 14, 2010, 22:16
Ермолай Аджинджал
Фамилия ведь происходит от мегрельского слова џьинџьоли. Ермолай это отрицает.

Давид Дасаниа

Но фамилия Аджинджал (Джинджолиа) происходит от их предков, вышедших из местечка Сочи в 19 веке. Существуют разные версии происхождения данной фамилии. Кем они были: садзами (западными абхазами), убыхами или персами, - теперь не знает никто. Но достоверно известно, что мегрелы Джанджулиа, проживающие в селе Окум (ныне это Ткуарчальский район) являются абхазами по происхождению. Они прекрасно помнят, как их предки носили абхазские имена или имена иного происхождения, но принятые в абхазской среде. Также они помнят, как Джанджулиевские предки, когда хотели сказать друг другу что-то секретное, использовали абхазский язык. Одного из них, например, звали Ҭамшьыгә (Тамшуг). Скорее всего, это не адыгское, а абхазское имя. Об этом свидетельствует, например, факт отсутствия данного имени в антропонимике адыгов и характерный порядок образования абхазских имён, который здесь, в этом имени, проявляется.

Juif Eternel

Большое спасибо за приглашение, Давид. Я сейчас живу вдали и от "исторической" родины и от "личной" родины. Не знаю, доберусь ли я еще когда-нибудь до прекрасных черноморских берегов (в Абхазии я действительно не бывал, но в Крыму был почти как дома).

Ваши интересные сообщения побудили меня поискать информацию в Интернете. И понял, наконец, что евреям жившим в Абхазии не повезло, т.к. они было грузинами. Надеюсь, что все это пройдет и Кавказ станет общим домов для всех, кто там живет, благодаря и вашим усилиям.

И еще я прочитал интересный материал о религии в Абхазии. Это материал в Википедии, которая, конечно, не является научным источником. Поэтому не знаю, насколько сведения приводимые там достоверны. Воистину, Абхазия потрясающая страна!
Mir lebn ejbik

Давид Дасаниа

САДЗЫ
     Продолжим нашу тему. Предлагаю вниманию пользователей форума довольно интересный авторский материал. Поговорим о садзах. Кто они по роду-племени, где они жили, что известно науке о них? Этноним «садз» происходит от основы «са», обнаруживающей сходство с наименованием древнеабхазского племени санигов, проживавших на территории современного Гагрского района Абхазии, и общеабхазо-абазинского форманта «дз», имеющего обобщенно-множественное значение. Данный формант присутствует во многих садзских фамилиях: Амчдза (Амичба), Брандзаа, Гудзба, Кацвдза (Кацуба), Килдза (Килба), Куждза (Куджба), Мамдза, Мгудза, Мдзаа, Самахьдза, Сандзаа и др.
     Вы, быть может, уловили некоторое сходство между данными фамилиями и грузинскими фамилиями типа Абашидзе и т.д. Дело в том, что самые влиятельные грузинские фамилии впервые возникли в IX-X веках, как раз во время полновластного господства абхазов на территории современной Грузии. В Закавказье с Абхазским царством могло тягаться лишь Армянское царство. Но в начале X века Армянское царство ослабло. И тогда, воспользовавшись распадом Армении, абхазские цари навсегда отобрали Картли (родину грузин) у армян. Отныне всё абхазское (одежда, нравы, обычаи, язык и история) стало в моде в грузинской среде. Человека с хорошими манерами грузины стали сравнивать с абхазом. Абхазо-абазинский и, в целом, абхазо-адыгский формант «дз» был использован грузинами для образования фамильных имён. Также негрузинскими являются такие фамильные форманты, как «иа», «уа», «ава», которые в абхазском языке имеют конкретное обозначение («иа» происходит от слова «аира» - рождение, «уа» и «ава» - от слова «ауаю» - человек).
      Садзы в одной из монографий профессора Ш.Д. Инал-ипа характеризуются как замечательные земледельцы и скотоводы, отчаянные мореходы и воины, лихие наездники, жившие сотни и тысячи лет в безмолвных горных ущельях Западной Абхазии. Согласно Ш.Д. Инал-ипа, прошлое садзов – «это органическая часть многовековой истории абхазского народа». Садзов обычно сопоставляют с древними санигами. О санигах сообщают разные авторы античной эпохи: Плиний Секунд и Мемнон, Флавий Арриан и Эвлий Геродиан, Стефан Византийский и Прокопий Кесарийский.
Говоря о садзах, следует сказать, что из всех групп абхазского населения они были одним из самых воинственных. Кстати, почему-то воинственность абхазских племен резко возрастает по направлению с востока на запад. Пик воинственности падает как раз на самых западных абхазских этнографических групп, таких, как садзы, аибга, псху, и ахчипсху. На наш взгляд, это объясняется тем, что на востоке Абхазии горы удаляются от берега на максимально возможное расстояние. А на Западе Абхазии море впритык приближается к горам, излучающим особую энергетику, которая более всего влияет на мужчин.
     Все абхазы традиционно считали и считают кровную месть нерушимым законом. Но, если в остальной части Абхазии к этому древнему закону подходили чуть-чуть более лояльно, хотя и весьма строго, то садзы и другие западные этнографические группы абхазов относились к долгу кровной мести буквально фанатически. Многие абхазы до сих пор помнят предание об одном человеке из садзского княжеского рода Цанба, который, не сумев отомстить за отца и считая себя опозоренным, покончил жизнь самоубийством, бросившись на коне со скалы. А младший брат этого князя, пуля которого достигла кровного врага, был воспет и прославлен в народных песнях.

Давид Дасаниа

     Ну, а сейчас с целью популяризации богатого наследия ныне покойного абхазского профессора, крупного этнолога Шалвы Денисовича Инал-ипа, ознакомлю уважаемый пользователей Лингвофорума с материалами учёного, опубликованными в его книге "Антропонимия абхазов", изданной в Майкопе в 2002.
     Абхазские имена, оформленные формантом «ц». «О значении элемента «ц» можно спорить, но сам факт его принадлежности абхазскому языку сомнению, по-видимому, не подлежит. Не означает ли этот элемент единицу – одного человека из такого-то рода?». Примеры: Жьац, КIуадац, Мац, ЧIгъыц.
    Абхазские имена этнического происхождения. Шваныуа (сван). Карач (карачаевец). Едги, Едыгя (адыг). Лаз (лаз). Чачан (чеченец). Наюей (ногаец). Швамахь (армянин). Урыс (русский). Мард (древнеиранское племя мардов). Шармат (древнеосетинское племя сарматов). Езыгу (от названия сарматского племени языгов). Уазамат (от названия сарматского или меотского племени язаматов) и другие.
     Упоминание имени Адлагикуа (Адлагьыкъуа). Искусный рассказчик, подменял в походе Наш-Батакву в повествовании спутникам о делах давно минувших дней.
     Другие имена в абхазской антропонимии. Акулан, Акулан-Кери (Акъвлан-Кьери). Редко встречающийся персонаж абхазских сказаний. Алхуз. Отменный охотник и скороход, спаситель Гунды Прекрасной, похищенной великаном. Он убил великана, но стрела последнего насмерть поразила и его самого. Амацхяндза. Некий всадник, помогавший Сасрыкве в женитьбе. Ампар. Брат Сатаней-Гуаши, отец Татраша, племянник матери нартов. Атлагуца. Охранял нартских коров. Базрыкуа (Базрыкъва). Имя одного из нартов, встречавшееся в абхазской антропо-нимике до недавнего времени. Наш-Батакуа (Наш-Батакъва). «Наш», вероятно, от «аншпа» - незаконный, чужеродный. Но, скорее всего «Наш» - это древнее родовое имя. Башнух (Башныху). Имя этого редко встречающегося героя иногда сопровождается эпитетом «добросердечный».
     Бжаюа-Бжадза. Дословно «полусухой - полусырой». Автор ошибочно перевел «бжадза» как «полуживой». Один из самых могучих старых великанов. Большой бахвал. Испытав на себе силу многих богатырей, остался жить «получеловеком», умудренный преподанными ему жизнью уроками.
     Бранып – жена Ампара, редкий персонаж, выступает как сестра матери Нартов Сатаней-Гуаши. В редких случаях под этим именем фигурирует не женский, а мужской персонаж в качестве сына безымянной сестры Сатаней-Гуаши.
     Гуащахан. Вечно молодая, «солнцеликая», «божественная», почти во всех вариантах «безмужняя» родоначальница племени Нартов. Превосходила силой любого нарта. Вели-кая труженица – ткачиха и рукодельница. Была наделена даром предвидения. Также была связана с атмосферными явлениями. В качестве ее избранника называют чаще всего Нарджхьоу, но иногда упоминают и других героев нартского эпоса.
     Гунда Прекрасная (Гунда Пшдза) – единственная, лучезарная сестра 99-ти братьев-богатырей Нартов, по некоторым данным приходилась сестрой и Богу. Жила в хрустальной башне. Братья кормили ее костным мозгом животных. Она – невеста Ху-ажварпыса, была похищена Нарджхьоу, но оба героя погибли в поединке из-за нее, а она сама превратилась в камень. По другому варианту она обратилась в пену и испарилась. Могла принять образ необыкновенно красивой белой лошади. Возможно, именно поэтому, иногда называлась могучепятой. В сражениях применяла боевую палку из ки-зилового дерева. Обладала огромной физической силой.

Давид Дасаниа

    Все те, кто так или иначе знакомы с Абхазией и мало-мальски интересуются вопросами абхазской истории, наверняка слышали о двух самых известных абхазских фамилиях. Это Ачба и Чачба. Абхазы ещё с XVIII-XIX веков, а может быть и гораздо раньше, говорили, что "Ачба на старом абхазском языке означает "князь", а Чачба - "над князем князь". Это формула, а также этимологическое значение фамилий Ачба и Чачба до сих пор оставались неопределёнными. Абхазы, увы не знали, что означают Ачба и Чачба. Отныне такой проблемы нет. Загадка решается в рамках моей данной работы.
     В большинстве вариантов легенд об апсха (царе абхазов) говорится о фамилии Ачба, как о самой древней и знатной. Профессор Ш.Д. Инал-ипа также отмечает, что «основатель Абхазского царства и другие национально-абхазские цари (апсха) принадлежали к роду Ачба» (Инал-ипа, 1976, с. 407). Аргументируя свое утверждение, Ш.Д. Инал-ипа пишет: «Во-первых, Арриан и Прокопий сообщают, что апсилы и абазги выбирали себе правителей из местной знати, а согласно единогласному свидетельству исторических преданий, наиболее древним, многочисленным  и влиятельным абхазским феодальным родом является именно Ачба. Во-вторых, существовавшая в средневековой Абхазии повинность или пеня   в пользу феодалов называлась термином «ачбыр», что в дословном переводе означает налог или плату «в пользу Ачба». В-третьих, весьма характерным является абхазское выражение: «Прежде, чем говорить о Чачба, надо сказать об Ачба», которое надо понимать, как видно, в том смысле, что первыми правителями Абхазии являлись  Ачба, которых сменили Чачба (Шервашидзе). Абхазское выражение о том, что «Ничего не скажешь о Чачба, не сказав сперва об Ачба», следует понимать в смысле старшинства и первенства рода Ачба по сравнению с Чачба в отношении управления Абхазией, в смысле непосредственной преемственной связи политической деятельности этих двух самых влиятельных в средневековой Абхазии феодальных родов» (Инал-ипа, 1988, с. 330-331).
     Для того чтобы приблизительно определить время появления фамилии Ачба, нам необходимо выяснить, когда же возникло фамильное имя Чачба. Нам уже известно, что данный антропоним в грузинизированной форме впервые упоминается в «Летописи Картли», составленной во второй половине XI века. Из этого источника нам становится известно, что Отаго Чачас-дзе, с абхазскими войсками был приставлен к Анакопии царем Багратом IV. В другом анонимном сочинении XIII века, известном под условным наименованием «История и восхваление венценосцев», вместе с эриставами Барамом Варданис-дзе и Кахабери Кахаберис-дзе, живших во времена царицы Тамары, т.е. во второй половине XII – начале XIII веков, Отаго Шервашис-дзе. Отаго Чачас-дзе и Отаго Шервашис-дзе – это, безусловно, наименования двух владетельных князей Абхазии, а не одного. Кстати, сравните фамилию Барама Варданис-дзе с родовым именем Юардан (Варданиа) абхазов убыхского происхождения. Но нас в данном случае интересует фамильное имя Чачас-дзе, которое, несмотря на грузинское оформление, сохранило свою абхазскую основу «Чач».   
     Иноязычное, в частности, грузинское оформление фамильного имени Чачас-дзе, на наш взгляд, предоставляет нам возможность предположить, что фамильная основа имени все же возникла раньше, чем измененное и адаптированное к чужому языку название. И поэтому вполне естественно, что фамилия Качибадзе, упоминаемое    с X-XIII веков, возникло намного раньше, чем фамилия Бараташвили, а Гечба – намного раньше, чем Качибадзе. Таким же образом Чачба возникает раньше Чачас-дзе. Но является ли Чачба оригинальным или, говоря иными словами, неизмененным фамильным именем?
     Продолжение следует...

Давид Дасаниа

     Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны определить правильное этимологическое значение основы фамилии Чачба – «Чач». Для этого нам необходимо ознакомиться с работами тех ученых, которые специально изучали этимологию абхазских фамильных имен.
     Этнолог Л.Х. Акаба, например, считает, что корневой основой в фамильном имени Чачба является слог «ча» (от абхазского слова «ача» - «хлеб»). Частицу «ч», стоящую перед фамильно-патронимическим формантом «ба», Л.Х. Акаба возводит все к той же основе «ча». По ее мнению, «наименования фамилий Ачба и Чачба совпадают». «Разница лишь в том, - пишет Л.Х. Акаба, - что последняя выступает в удвоенной форме». В целом фамильное имя Чачба этнолог переводит с абхазского языка как «выращивающий хлеба», что, по мнению ученой, «относилось первоначально именно к фамилии Ачба» (Акаба, 1984, с. 102-103). Далее,      в той же работе, Л.Х. Акаба с некоторым противоречием уточняет, что «языковые данные позволяют объяснить наименование фамилии Ачба и ее ответвлений Чачба и Чичба не как "выращивающих хлеба", но как тех, "кто дает есть, насыщаться"» (Акаба, 1984, с. 115).   
     Этимологии имени Чачба, предложенные этнологом Л.Х. Акаба, по нашему мнению, нуждаются в серьезной корректировке. Выдвинутые ею версии, к сожалению, ошибочны. Единственное, с чем мы можем согласиться, это то, что Чачба в сравнении с Ачба выступает «в удвоенной форме». Но Л.Х. Акаба незаметно для себя очень плотно подошла к правильному пониманию значения фамильного имени Чачба. «Так, - пишет она, - А.Н. Введенский был удивлен тем фактом, что "абхазцы утверждают, что Ачба на старом их языке значит князь, а Чачба (как называют по-абхазски Шервашидзе) над князем князь"» (Цит. по: Акаба, 1984, с. 103).
     Вот ключ к разгадке значения фамильного имени абхазских владетельных князей: Ачба – это «князь» на старом абхазском языке, а Чачба – «над князем князь». Это означает только одно, что фамильное имя Чачба представляет собой редупликацию основы имени «Ачба» уже после того, как фамильное имя Ачба стало титульным именем, означающим «князя». Таким образом, нам становится ясно, что Ач-ач-ба - это «сын князя (стоящего) над князем». Итак, в средние века, судя по материалам, князя абхазы могли именовать как «Ачба» (например, «уи Инал-ипацва дрейуоуп, д-Ачбоуп» - могло означать «он из фамилии Инал-ипа, он Ачба», т.е. князь). Среди абхазов Турции вместо грузинского по происхождению слова «атауад» (князь) для обозначения князя обычно использовали фамильное имя наиболее могущественных абхазских князей Маршан. И потому фраза о князе из рода Инал-ипа в языке абхазов Турции могла быть произнесена так: «Уи Инал-ипацва дрейуоуп, д-Маршьануп» («Он из фамилии Инал-ипа, он Маршан», т.е. князь).
     Но возникло ли фамильное имя Ачба в форме «Ачба» или оно также прошло через трансформацию? Возникнув ранее фамильного имени «Чачба», Ачба также было искажено до неузнаваемости. На факт искажения фамильного имени Ачба указывают грузино-мегрельские формы его написания – Анчабадзе и Анчбая. Фамильное имя Чачба произошла от Ачба уже после искажения этого фамильного имени. Исключив из грузино-мегрельских форм написания фамилии Ачба неабхазские форманты, мы получаем первоначальную абхазскую форму фамилии Ачба – это Анчаба – Анчба, что означает по-абхазски «сын Бога», «сын Анцва (Анча)». Поэтому становится понятным, почему Ачбовых считают в народе древнейшими жрецами наиболее могущественных абхазских святынь. Традиции обожествления царской власти, генеалогически происходившей от сословия жречества, связанного с почитаемыми в народе святилищами (Аныха), и предопределили возникновение  фамилии Анчаба – Анчба.
      Если бы первоначальная форма фамилии Ачба не звучала как «Анцваба – Анчаба» и не означала «сын Бога», то средневековые грузинские авторы, прекрасно знавшие абхазскую религиозную терминологию, вряд ли зафиксировали бы ее в форме «Анчабадзе». Самое известное абхазское слово того времени «Анцва – Анча»  неоднократно упоминается    в работах грузинского царевича Вахушти Багратиони: «К востоку и к западу от Чороха, на скате Испирис-мты (на территории Грузии – Д.Д.), находится церковь Спаса, Анча, с куполом, большая, благолепная, на живописном месте,    с резиденцией епископа, пастыря Лиганис-хеви». Согласно Багратиони, в Грузии также имелась «католикосовская», «большая без купола» церковь Анчисхати. Вахушти также объясняет и содержание религиозного термина «Анчи» (одна из форм написания  абхазского термина «Анцва»). Согласно ему, Анчи – это обозначение храмовой иконы анчийской, находившейся в  тифлисском Анчисхатском соборе. А, судя по подиконной надписи, она (икона Анчи) была привезена из Эдессы в Константинополь, «но когда Лев Исавр (717-741)   и другие иконоборцы появились, тогда ее привезли в Кларджети и поставили в кафедральной анчийской церкви» (Царевич Вахушти, 1904, с. 57, 174).
Использованная литература: Акаба Л.Х. Исторические корни архаических ритуалов абхазов. Сухуми, 1984. Инал-ипа Ш.Д. Вопросы этно-культурной истории абхазов. Сухуми, 1976. Инал-ипа Ш.Д. Труды. Сухуми, 1988. Царевич Вахушти. Георгафия Грузии. Тифлис, 1904.

Nibiru

Уважаемый Давид! Знаете ли Вы что-либо о фамилии Шарах (именно фамилии) или созвучной ей .абхазского ,возможно,убыхского происхождения.Буду признателен за любую информацию.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр