Тетраграмматон в теофорных именах

Автор Гетманский, апреля 9, 2019, 09:26

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Гетманский

Цитата: mnashe от февраля  5, 2020, 16:48
Ага.
Хотя в именах, наверно, чаще юссив (выражение пожелания, чтобы Бог что-то сделал).

Спасибо!

Гетманский

Цитата: mnashe от февраля  5, 2020, 16:50
Впрочем, в имени yəšaʕˈyɑ̄ɦū, видимо, таки существительное.
У меня вопрос по поводу имени יהודה. Как оно образовалось?

mnashe

Цитата: Гетманский от июня  6, 2020, 17:40
Как оно образовалось?
Точно не знаю. Выглядит как гаплология: с одной стороны, первые три буквы из Имени, с другой стороны, yōḏɛ происходит из *yVhawdiyu, и архаичная форма с без элизии h даже встречается в танахе, например, יהודך yəhōˈḏūḵɑ̄ «призна́ют/возблагодарят Тебя»(Пс. 45:18).
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Гетманский

Цитата: mnashe от июня  8, 2020, 22:59
Точно не знаю. Выглядит как гаплология: с одной стороны, первые три буквы из Имени, с другой стороны, yōḏɛ происходит из *yVhawdiyu, и архаичная форма с без элизии h даже встречается в танахе, например, יהודך yəhōˈḏūḵɑ̄ «призна́ют/возблагодарят Тебя»(Пс. 45:18).
Спасибо!

А что означаеет V в слове "yVhawdiyu"?

mnashe

Что точно неизвестно, какая гласная там была в древнем иврите. Скорее всего u, как и в арабском, но свидетельств нет...
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Гетманский

Цитата: mnashe от июня  9, 2020, 22:47
Что точно неизвестно, какая гласная там была в древнем иврите. Скорее всего u, как и в арабском, но свидетельств нет...

Спасибо!

SolidCode

Менаше, когда Имя стоит в начале теофорных имён, обычно у масоретов они огласованы "йехо-", а в имени Иуды стоит "йеху-". Точно ли в имени Иуда присутствует Тетраграмматон?
Там ещё неясно, почему в конце долгий "а". Ведь *-iyu обычно переходит в краткий "е".

Гетманский

Цитата: SolidCode от ноября 22, 2020, 21:30
Менаше, когда Имя стоит в начале теофорных имён, обычно у масоретов они огласованы "йехо-".

У меня в самом начале темы был такой вопрос: почему вначале имени Yəhô, а не Yəhû?

SolidCode

На мой дилетантсткий взгляд из имперфекта в юссив: *yahweh > *yahw > *yahaw > *yahô- > yəhô-.
Но я бы ещё послушал более опытных людей.

mnashe

Цитата: SolidCode от ноября 22, 2020, 21:30
Менаше, когда Имя стоит в начале теофорных имён, обычно у масоретов они огласованы "йехо-", а в имени Иуды стоит "йеху-". Точно ли в имени Иуда присутствует Тетраграмматон?
Там ещё неясно, почему в конце долгий "а". Ведь *-iyu обычно переходит в краткий "е".
Оно явно иначе образовано, там же корень wdy «признавать, благодарить» входит в состав имени. Так что выходит либо два ўаўа подряд, либо ўаў только от глагола, но не от тетраграмматона.
Но точно не знаю, от какой формы образовано имя.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Гетманский


mnashe

Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!


Гетманский

Цитата: yurifromspb от января 29, 2020, 14:00
В Септуагинте вроде бы всегда(?) Ιω- (yō-) и -ια (-yā).
А не  могут быть менее усеченные формы искусственно восстановленными?
"Короткие теофорные имена были более распространены в период второго храма"

Текстология Ветхого Завета - Эммануил Тов

mnashe

Цитата: Гетманский от октября  5, 2021, 21:13
yahwe -> yahw -> yahû -> yāh

так?
Наверно... :donno:
Судя по наличию двух форм у таких имён, типа Элияɦу и Элия.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Гетманский

Цитата: mnashe от октября  8, 2021, 15:23
Наверно... :donno:
Судя по наличию двух форм у таких имён, типа Элияɦу и Элия.
Понятно. Спасибо!

Гетманский

Цитата: mnashe от февраля  4, 2020, 18:06
Цитата: yurifromspb от января 29, 2020, 13:46יֵשׁוּעַ
А... Так то ж совсем другое. Гетманский про yəšūʕɑ̄ «спасение» спрашивал. Если это не описка, конечно.


Добрый вечер, Менаше! Я немного не понял, почему в имени ישוע в первом слоге ē, а не ə?

mnashe

Швы там и не должно быть: 2000 лет назад ещё не было редукции.
А вот почему ē, а не ō, — мне сложнее ответить, маловато знаю о тогдашнем языке.
Могу предположить диссимиляцию: ср. rōš + -ōn = *rōšōn → rīšōn «первый», tōḵ + -ōn = *rōḵōn → tīḵōn «срединный», νομος → nimos «этикет» (сейчас ошибочно читают nimmūs).
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Гетманский

Цитата: mnashe от декабря 18, 2022, 13:04Швы там и не должно быть: 2000 лет назад ещё не было редукции.

Она появилась только во времена масоретов?

mnashe

Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Гетманский

Цитата: mnashe от января  9, 2023, 12:35Нет, в первые века н.э., вслед за арамейским.

А чередование смычных и спирантных звуков в древнееврейском это тоже арамейское влияние?

mnashe

Цитата: Гетманский от января  9, 2023, 13:47А чередование смычных и спирантных звуков в древнееврейском это тоже арамейское влияние?
Ага.
Я хотел потом приписать «...как и спирантизация».
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!


Гетманский

Цитата: mnashe от февраля  4, 2020, 18:06
Цитата: yurifromspb от января 29, 2020, 13:46יֵשׁוּעַ
А... Так то ж совсем другое. Гетманский про yəšūʕɑ̄ «спасение» спрашивал. Если это не описка, конечно.
А yēˈšūaʕ (или даже yēšū — в Галилее вроде уже тогда ʕайны отваливались...) — несомненно стяжение.

Нашел в интернете. Я обратил внимание, что в имени Йэшу не пишется ʕ





Neeraj

Цитата: Гетманский от января 11, 2024, 17:58Нашел в интернете. Я обратил внимание, что в имени Йэшу не пишется ʕ

Ну так это новоарамейский... ( форма "бруна" - "сын" ( по происхождению - диминутив от класс. формы "бар"), "ал-дии" - тоже характерная форма современных диалектов - с предлогами личные местоимения, как правило, непосредственно сочетаться не могут - обычно перед местоимением ставится частица "д-" или - как здесь - просто "дии" - притяжательное местоимение 1 л. ед.ч. ). ( .. по-моему, последнее слово должно быть транскрибировано как "хатая" )
А насчет "айна".. Так как большинство арамееязычных его не произносят то часто ошибаются в его написании. Как-то видел обложку словаря так там было написано ܐܪܒ вместо ܥܪܒ , причем когда я удивился, В.В. Шуманов ( автор Русско-ассирийскиго словаря ) написал, что это в настоящее время вполне обычное дело.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр